Собор легенда. Йоркский собор - величественный памятник архитектуры. Правда ли что Собор служит сейчас только музеем

23 января 1786 года в предместье Парижа родился Анри Луи Огюст Рикар де Монферран. Он окончил Школу архитектуры, отслужил в наполеоновской гвардии и даже участвовал в сражениях. В апреле 1814 года, после вступления русских войск в Париж, молодой архитектор совершил поступок, который навсегда изменил его жизнь. Он подарил российскому самодержцу Александру I альбом с тщательно проработанными проектами, которые хотел и мог воплотить в жизнь. Монферран получил официальное приглашение государя и в 1816 году приехал в Санкт-Петербург. Монферран подарил городу на Неве несколько великолепных зданий, но имя его традиционно связывают в первую очередь с Исаакиевским собором.

Фольклор северной столицы богат, если не сказать - неисчерпаем. Иной раз трудно понять, где - правда, а где - выдумка: так тесно сплетены исторические факты и фантазии горожан. Исаакиевский собор является средоточием в большей степени мрачных легенд. Может быть, потому, что современникам сооружение не нравилось своей излишней помпезностью и доминированием над прочими архитектурными формами. Не все и сегодня считают храм достойным символом Петербурга.

О том, какие тайны хранит легендарное сооружение, рассказывает "РГ".

Как разозлили языческое божество

Искусствоведы называют колонны главного алтаря Исаакиевского собора апогеем малахитовой эпохи. Они поражают величием и красотой: их высота - 9,5 метра, диаметр - метр, 14632 килограмма первоклассного малахита пошло на их изготовление.

Монферран освоил этот камень в 1830-е годы, когда создавал малахитовый зал в особняке Демидовых на Большой Морской. В 1843 году он заказал Нижнетагильскому демидовскому заводу 1500 пудов малахита наивысшего качества.

На тщательный отбор материала ушло несколько лет. Мастера изготовили 178 бронзовых досок, оклеенных малахитом, из которых потом должны были монтироваться колонны. Малахит распиливали на плитки толщиной всего 2,54 миллиметра. Затем их подбирали по жилам и оттенкам.

Считается, что на колонны Исаакиевского собора Демидов истратил все свои запасы малахита и этим обвалил рынок, упала стоимость камня и его престиж. Добыча малахита стала экономически невыгодной и почти прекратилась.

Уральская легенда объясняет случившееся несколько иначе: хозяйка Медной горы - языческое божество - была оскорблена тем, что ее камень пошел на строительство православного собора, и сокрыла все запасы малахита в недосягаемые недра.

Отчего умер архитектор

Храм строился невероятно долго, как ни один другой собор Санкт-Петербурга. Даже несмотря на объективные причины, такие как масштабы работ и тот факт, что в это время в Петербурге строили также железную дорогу до Москвы и мост через Неву, 40 лет - это очень долго. Современники шутили, что увидеть построенный Исаакиевский не удастся даже их внукам.

Существует любопытное объяснение такому долгострою. Собиратели городского фольклора рассказывают, что в то время ходили слухи о существовании какого-то провидца, который якобы предсказал Монферрану, что тот умрет сразу после того, как достроит Исаакиевский собор.

Насколько предсказание было точным, судить сложно, но архитектор действительно скончался почти сразу после того, как храм был освящен. Причиной резкого ухудшения здоровья стало будто бы пренебрежительное отношение со стороны нового государя - Александра II. То ли он сделал Монферрану замечание за ношение "военных" усов. То ли самодержцу не по нраву пришелся своеобразный автограф архитектора: в оформлении собора есть группа святых, смиренным наклоном головы приветствующих Исаакия Далматского, среди них - и сам Монферран.

Ожидавший заслуженной похвалы творец, почти всю жизнь отдавший собору, впал в уныние и "пораженный неприязненным к нему отношением императора, почувствовал себя дурно" и через 27 дней умер.

Кстати, Монферран завещал похоронить его в Исаакиевском, но его желание не было исполнено: гроб с телом архитектора пронесли вокруг храма, и вдова увезла его в Париж.

Падение дома Романовых

Строительство Исаакиевского собора завершилось в 1858 году, однако монументальное сооружение даже после официального открытия постоянно нуждалось в ремонте, доделках, в пристальном внимании мастеров, из-за чего строительные леса стояли неразобранными. За пятьдесят лет петербуржцы к ним так привыкли, что родилась легенда об их связи с царской фамилией.

Считалось, что пока стоят леса - правит и династия Романовых. Легенда, надо сказать небезосновательная: постоянный ремонт требовал огромных затрат (собор был настоящим произведением искусства, и абы какие материалы для его восстановления не годились), а средства выделяла царская казна.

Фактически леса с Исаакиевского собора впервые сняли в 1916 году, незадолго до отречения от российского престола императора Николая II в марте 1917 года.

Кстати, есть мнение, что у ангелов на фасадах Исаакиевского собора - лица членов императорской семьи.

Храм на продажу

В 1930-е годы прошел слух, что американцы, восхитившись красотой Исаакиевского собора, чем-то напоминающего им Капитолий, предложили советскому правительству выкупить его. По легенде, храм должны были разобрать и по частям на судах переправить в США, где собрать снова. В качестве платы за бесценный архитектурный объект американцы якобы предлагали заасфальтировать все булыжные мостовые Ленинграда, коих в то время было немало.

Судя по тому, что Исаакиевский собор и поныне стоит на своем месте сделка сорвалась. Вообще же поводы для появления этой легенды были. Как известно, в 1932-1933 годах на фоне индустриализации и коллективизации страну охватил страшный голод, унесший по разным оценкам от 2 до 8 миллионов человек. Пока крестьяне умирали от голода, экспорт хлеба увеличивался. По слухам за границу продавались и музейные ценности - картины, иконы, антиквариат. Это все плюс нелюбовь советских граждан к Западу и породили слухи о продаже собора. Мол, таким образом американцы хотят воспользоваться тяжелым положением Советского Союза.

Эхо блокады

Исаакиевский собор чудом уцелел при бомбежках Ленинграда во время Великой Отечественной войны. Немцы прямой наводкой не стреляли в купол здания, хотя оно и видно из любой точки города. Это позволило спасти множество произведений искусства, укрытых в подвалах собора накануне наступления фашистской армии.

Предсказал такое развитие событий якобы отставной артиллерийский офицер. Когда угроза оккупации Ленинграда стала реальной, возникла необходимость срочно эвакуировать художественные ценности из дворцов Павловска, Пушкина, Петродворца, Гатчины и Ломоносова. Да, что-то успели вывезти вглубь страны, но многое осталось, нужно было куда-то спрятать скульптуры, мебель, книги, фарфор из музейных запасников. Этот вопрос решался на экстренном совещании в исполкоме Ленгорсовета. Присутствовавший здесь пожилой военный предложил в качестве хранилища использовать Исаакиевский собор: он предположил, что немцы, начав обстрел Ленинграда, воспользуются куполом собора как ориентиром и постараются сохранить эту наиболее высокую точку города для пристрелки. С предложением бывшего артиллериста согласились, и он оказался прав.

Кстати, на ступенях и колоннах западного портика Исаакиевского собора все-таки остались следы от осколков снарядов. Несколько таких отметин, к слову, специально сохранили на зданиях и скульптурах Петербурга как дань памяти блокаде.

Визитная карточка Белокаменной, храм, который стал самым ярким и запоминающимся украшением Московского Кремля, культовое, поистине народное сооружение, пережившее массу событий и войн — все это по праву можно сказать о соборе Василия Блаженного.

Аристарх Лентулов. Василий Блаженный. 1913

Этот собор является одним из самых знаменитых памятников древнерусского зодчества, уже в XVI веке он восхищал путешественников из Европы и гостей Москвы, а для россиян является символом национального характера и отечественной истории.

Официально сооружение носит совсем иное название — Собор Покрова Пресвятой Богородицы, что на Рву, однако более известен под именем храма Василия Блаженного, которое было дано строению обычными москвичами сразу после возведения. Это православный собор, расположенный на Красной площади в Китай-городе, в Москве, его яркие купола можно увидеть не только на многочисленных открытках и фотографиях, но и в некоторых фильмах, действие которых происходит в российской столице, в частности «Елки-2», «Тариф Новогодний», «Фантом», а в киноленте «Жизнь после людей» показано, как выглядел бы Василий Блаженный через 125 лет после исчезновения человеческой цивилизации.

Храм Василия Блаженного на фоне Спасской башни Кремля

Именно Покровский собор в Москве стал образцом при возведении Храма Воскресения Христова (более известен как Спас на Крови) в Санкт-Петербурге. Этот собор был достроен в 1907 году в память об императоре Александре Втором и имеет много общего с московским.

Собор Спас на Крови, Санкт-Петербург

Немного истории

История собора насчитывает уже более 450 лет — решение о его возведении было принято Иваном Грозным в 1554 году. Первоначально, в 1552 на месте собора была возведена церковь в честь победы русских войск в долгой войне за покорение Астраханского и Казанского ханства. Этот храм был освящен в честь Святой Троицы, именно поэтому еще в XVII веке новый собор назывался Троицким.

Через два года Иван Грозный повелел возвести на месте небольшого храма более крупный собор, в честь Покрова Богородицы с приделами, каждый из которых прославлял бы победу над татарами. Среди горожан он именовался как Покрова на Рву, так как был построен рядом с довольно глубоким рвом, который проходил вдоль всей восточной стены Кремля.

Строительство собора велось с 1555 по 1561 годы, а в 1588 году к основному сооружению была пристроена церковь Василия Блаженного, для ее устройства в северо-восточной части храма были заложены высокие арочные проемы. Эта новая церковь в архитектурном отношении представляла собой самостоятельный храм со своим отдельным входом и крыльцом.

В конце XVI века были оформлены уникальные фигурные главы собора — первоначально использовалось золотое покрытие, сильно пострадавшее во время очередного московского пожара.

Гравюра XVI века, изображающая службу у храма Василия Блаженного

Уже во второй половине XVII века во внешний облик собора были внесены существенные изменения, так, окружавшая верхние церкви открытая галерея-гульбище была перекрыта сводом, а над широкими белокаменными лестницами возвели крыльца, главным украшение которых стали шатры.

Тогда же внутренняя и внешняя галереи, парапеты и площадки крылец были расписаны растительным, вернее, травным орнаментом. Все эти изменения были завершены только в 1683 году, информация об этом содержится в керамических изразцах, украсивших фасад храма.

Пожары, столь часто становившиеся настоящим бедствием в деревянной Москве, причиняли большой вред и собору Покрова Богородицы, потому уже с конца XVI века в нем регулярно проводились ремонтные работы. В 1737 году архитектор Иван Мичурин проводил работы по восстановлению храма после сильнейшего «Троицкого пожара», по велению Екатерины Второй в 1784-1786 годах под руководством Ивана Яковлева снова была осуществлена реконструкция интерьеров и фасадов собора. Затем в 1900-1912 года новую реставрацию храма провел архитектор Соловьев.

В 1918 году московский собор Покрова Богородицы стал одним из первых памятников культуры, которые были взяты под государственную охрану, в качестве памятника мирового и национального значения. Именно с этого момента прерывается история Василия Блаженного как православного храма — он постепенно становится одним из самых известных музеев столицы.

В 20-е годы собор находился в самом плачевном состоянии — текла крыша, были выбиты окна, многие ценные иконы оказались утеряны. В 1923 году было решено создать в храме историко-архитектурный музей, его первым заведующим стал Е.И. Силин, тогда же начал комплектоваться музейный фонд.

В 1928 году «Покровский собор» (уже в качестве обычного исторического и архитектурного памятника) стал одним из филиалов Государственного исторического музея. В следующем году были сняты колокола собора и полностью запрещены богослужения. Интересно, что реставрационные работы в храме ведутся с 20-х годов практически непрерывно — обновляется интерьер или фасад то одного, то другого предела, однако он всегда открыт для посетителей. Единственный раз, когда музей закрыли полностью — во время Великой Отечественной войны. В 1947 году, к празднованию 800-летия Москвы собор снова распахнул опять двери перед москвичами и гостями столицы.

Вид на собор с Красной площади

В 1991 году храм Василия Блаженного снова был возвращен Русской православной церкви и хотя он остается филиалом Государственного исторического музея, а также входит в Список объектов Всемирного наследия, составленный ЮНЕСКО, в нем, как и сотни лет назад, проводятся богослужения, а Музей и православная церковь совместно осуществляют управление комплексом.

Структура и состав собора Покрова Богородицы

Яркий, сразу притягивающий взгляд собор Василия Блаженного славится своими уникальными куполами, среди который невозможно отыскать не только одинаковые, но даже просто похожие. На самом деле куполов в храме одиннадцать, все они имеют свои названия:

  1. Центральный купол — Покрова Богородицы.
  2. Юго-западный — Варлаама Хутынского.
  3. Восточный — Святой Троицы.
  4. Северо-западный — Григория Армянского.
  5. Западный — Входа Господня в Иерусалим.
  6. Юго-восточный — Александра Свирского.
  7. Северо-восточный — Иоанна Милостивого (ранее носил название в честь Павла, Иоанна и Александра Константинопольских).
  8. Южный — Николая Чудотворца.
  9. Северный — Наталии и Адриана (ранее — Иустины и Киприана).
  10. Купол Василия Блаженного.
  11. Купол, венчающий колокольню храма.

Купола собора Покрова Пресвятой Богородицы, что на Рву

Такое большое количество куполов связано с тем, что собор — это единый комплекс, объединяющий несколько церквей, престолы которых были в свое время освящены в честь праздников, пришедшихся на дни решающих боев с Казанским ханством:

  • церковь Александра Свирского — в день памяти этого святого русское войско разгромило конницу царевича Япанчи в битве на Арском поле;
  • церковь Святого Николая Чудотворца, в честь его иконы Великорецкой из Вятки;
  • церковь Троицы — построена на месте древнего храма, ранее весь собор называли Троицким;
  • церковь Григория Армянского, просветителя Армении, сделавшего много для становления православия в этой стране. В день памяти святого произошло важнейшее событие войны с Казанским ханством — взрыв Арской башни;
  • церковь Варлаама Хутынского — известна своей отдельно висящей иконой «Видение пономаря Тарасия», описавшего в конце XVI века бедствия, которые угрожали Новгороду;
  • церковь Входа Господня в Иерусалим — видимо, строительство этого предела связано с триумфальным возвращением войска во главе с Иваном Грозным в столицу после победы над частью бывшей Золотой Орды — Казанским ханством;
  • церковь мучеников Наталии и Адриана (первоначально была названа в честь святых Иустины и Киприана, переименована в 1786 году в честь небесных покровителей богатой вкладчицы, пожертвовавшей на реконструкцию собора значительную сумму) — в день памяти святых войска Ивана Грозного штурмом взяли столицу ханства — город Казань;
  • церковь святого Иоанна Милостивого (до XVIII века именовалась в честь святых Павла, Иоанна и Александра Константинопольских) — в день святых патриархов произошла знаковая битва между русскими войсками и конницей татар, пришедших на помощь Казанскому ханству.

Четыре осевые церкви отличаются большими размерами, остальные четыре, поменьше, располагаются между ними. Все восемь церквей Покровского собора на Красной площади увенчаны луковичными куполами и сгруппированы вокруг более высокой церкви Покрова Божией Матери. Эти девять церквей объединяют единое основание, обходная галерея, которая была застеклена только во второй половине XVII века, а также внутренние сводчатые переходы.

Отдельно пристроена церковь Василия Блаженного, освященная в честь московского святого (1469-1552 года), мощи которого располагались на месте постройки.

Отдельного упоминания заслуживают шатровая колокольня, которая была возведена на месте древней звонницы в 1680 году, а также подклет — основание собора, который не имеет подвальных помещений.

Колокольня собора Покрова Пресвятой Богородицы

Именно в подклете, где благодаря уникальной для того времени строительной технологии и использованию «дышащего» кирпича был создан особый микроклимат, хранится древняя икона святого Василия Блаженного конца XVI века, написанная специально для собора, также иконы «Богоматерь Знамение» и «Покров Пресвятой Богородицы» (обе — XVII века). Ранее прихожане даже не подозревали о существовании этого тайного помещения, где хранилась царская казна и имущество особо важных и богатых горожан, только во время реконструкции в 1930-х годах был найден тайный ход и сейчас подклет храма Василия Блаженного стал частью музейной экспозиции. Толщина стен подклета достигает 3 метров, основными строительными материалами являлись камень и тонкий кирпич, использовавшийся при отделке.

Высота собора — 65 метров, до конца XVI столетия, когда Борис Годунов завершил строительство колокольни кремлевской церкви Иоанна Лествичника, она поднялась до 81 метра, а в столице появился Иван Великий, храм оставался самым высоким зданием Москвы.

Подклет храма Василия Блаженного с иконой «Богоматерь Знамение»

Легенды собора

Первая легенда этого московского храма связана с принятием решения о его строительстве Иваном Грозным. Как известно, суровый царь отличался истовой религиозностью, так что казни и жестокие наказания чередовались у него с периодами раскаяния. Также Иван Четвертый отличался суеверностью, так что, когда в походной церкви, наскоро возведенной под Казанью, на очередной обеденной службе диакон возгласил строфы из Евангелия: «Да будет едино стадо и один пастырь», и в то же время большой кусок крепостной стены неприятельского города взлетел на воздух, благодаря чему русские войска смогли войти в Казань, царь решил возвести в Москве храм, чтобы отблагодарить небесных покровителей.

Есть и другая версия начала строительства, которая связана с самым известным московским юродивым — Василием Блаженным. Он начал собирать деньги на строительство собора задолго до начала возведения храма, приносил собранные гроши на Красную площадь и бросал через правое плечо — «пятачок к пятачку, грош к грошику», причем даже самые отъявленные воры не трогали эти монетки. Иван Грозный беседовал со старцем и даже посещал его лично с царицей во время болезни, именно почитаемый юродивый указал ему место для строительства. Кстати, с Василием Блаженным связано множество легенд московского храма — его мощи стали одной из главных реликвий собора, а на месте захоронения нередко случались исцеления. Однако сама церковь Василия Блаженного была возведена на месте погребения святого уже во времена царствования Федора Иоанновича, тогда же была сооружена и серебряная рака для его мощей.

Серебряная рака и сень над могилой Василия Блаженного

Также существует легенда, что Иван Грозный дал указ ослепить архитекторов — русских зодчих Барму и Постника, которые на его вопрос — «Сумеете ли построить еще что-то столь же прекрасное», дерзко ответили — «Да, и даже еще лучше». Историки же считают, что главным архитектором собора Покрова Богородицы был один человек — Иван Яковлевич Барма, имевший прозвище Постник, так как всегда придерживался строгого поста. И вовсе он не был ослеплен — после завершения работ в Москве принимал участие в строительстве Благовещенского собора в Московском Кремле, Казанского кремля и других знаковых сооружений, о чем есть упоминания в летописях.

Еще одна легенда гласит, что строительством храма на Красной площади руководил некий итальянец, именно поэтому собор несколько похож на строения эпохи европейского Возрождения, однако подтверждения данная версия не нашла.

Интересно, что многие мистики называют храм Покрова Пресвятой Богородица «иконой, запечатленной в камне». Его форма — восемь церквей, объединенных двумя квадратами в основании, не случайна — число 8 символизирует дату Воскресения Христа, кроме того, при желании можно увидеть, как повернутые под углом в 45 градусов квадраты у основания собора образуют восьмиконечную звезду, ставшую напоминанием о Вифлеемской звезде, взошедшей в день Рождения Христа.

Еще одна интересная деталь — при всем своем великолепном убранстве и красоте, храм Василия Блаженного вовсе невелик и уже в XVI не мог вместить всех верующих, приходивших на праздничные богослужения. Тогда на Лобное место ставился аналой, духовенство проводило службу, а сам собор становился настоящим алтарем огромного Храма, раскинувшегося под открытым небом.

Собор Покрова Богородицы на Красной площади

Много легенд связано со счастливой судьбой храма — он неоднократно оказывался под угрозой уничтожения и каждый раз бывал чудесным образом спасен. Так, во время войны 1812 года, когда Наполеон сумел занять Москву, собор Покрова Богородицы настолько понравился императору, что он решил перенести его в Париж. Конечно, технологии того времени не позволяли воплотить в жизнь задумку Наполеона Бонапарта. Тогда французы просто заложили в основание собора взрывчатку и зажгли фитиль. Собравшиеся москвичи молились о спасении храма, и произошло чудо — начался проливной дождь, который потушил фитиль.

Еще раз храм чудом уцелел во время Октябрьского переворота — на его стенах долго оставались следы от попадания снарядов. В 1931 году к собору был перенесен бронзовый памятник Минину и Пожарскому — власти освобождали площадь от лишних строений для проведения парадов. Лазарь Каганович, который так преуспел в разрушении Казанского собора Кремля, Храма Христа Спасителя и ряда других храмов Москвы, предложил полностью снести и Покровский собор, чтобы дополнительно расчистить место для демонстраций и военных парадов. Легенда гласит, что Каганович приказал изготовить подробный макет Красной площади со снимающимся храмом и принес его Сталину. Пытаясь доказать вождю, что собор мешает машинам и проведению демонстраций он неожиданно для Сталина сорвал макет храма с площади. Удивленный Сталин якобы в тот момент произнес историческую фразу: «Лазарь, поставь на место!», так что вопрос о сносе собора был отложен — идти на попятную вождь уже не стал.

Согласно второй легенде, своим спасением собор Покрова Богородицы обязан известному реставратору П.Д. Барановскому, который посылал телеграммы Сталину с призывом не разрушать храм. Легенда гласит, что якобы Барановский, который был приглашен по этому вопросу в кремль, встал перед собравшимися членами ЦК на колени, умоляя сохранить культовое строение, и это неожиданно подействовало. Правда, затем Барановский на немалый срок отправился в ГУЛАГ.

В свое время историк Иван Забелин сказал: «Собор Василия Блаженного — это такое же, если еще не большее, московское, притом народное диво, как Иван Великий, царь-колокол и царь-пушка». Действительно, представить себе Красную площадь без ярких, всегда праздничных куполов и стен храма Покрова Пресвятой Богородицы просто невозможно, он легко узнаваем и не так давно являлся одним из самых популярных претендентов на звание новых семи чудес света.

Анна Седых, рмнт.ру

=Легенды Собора Парижской Богоматери=

О,NOTRE DAME..О,мой PARIS...
Ты столько в жизни видел драмы...
Накрыв трагедию тенями мокрых крыш...
Ты жизнь и Честь спасал прекрасной Дамы...

Такой любви не знали раньше небеса...
И лили слезы,омывая солью Душу...
Я слушаю легенду и слеза...
Покой внутри,ломая,болью душит...

Скажи PARIS,ну почему любовь не спас?...
Звон колокольный и немая пыль....
Лишь осыпается на тело горбуна...
А Эсмеральда в сердце NOTRE DAME-Быль....

Собор Парижской Богоматери считается не только духовным центром Парижа (это главный городской храм), но центром города в прямом смысле слова. На дорожных указателях расстояние до любой точки Франции просчитано именно от Нотр-Дама.
В мире много величественных соборов, но не каждый из них известен, как Нотр-Дам. Секрет обаяния древнего храма объясняется временем его рождения. Строительство Кафедрального Собора Парижской Богоматери на острове Сите началось в XII в. и длилось почти 170 лет. В этот период романский стиль постепенно сменялся готическим. Именно синтезу двух архитектурных стилей Нотр-Дам де Пари обязан своим неповторимым обликом. Это уже не приземистая романская церковь, но еще и не устремленный ввысь готический храм. Но все же новый стиль преобладает: в контурах собора царят вертикали и стрельчатые формы. Благодаря сужающимся кверху стенным нишам и узким окнам с ажурными колонками, собор «струится». Плоские поверхности сведены к минимуму, здание как будто состоит из игры объемов, контрастов света и тени. Особенно пластический характер архитектуры Собора Парижской Богоматери выразителен в восточном фасаде здания.
Главный фасад Нотр-Дама – «не совсем готический»: предусмотренные проектом островерхие шпили на верхушках двух башен не были построены, чтобы не нарушать достигнутой гармонии.

Необыкновенный звук дает 6-тонный колокол, висящий в правой башне собора.

Говорят, что своим чистым и выразительным звучанием он обязан золоту и серебру. Когда преподнесенный в 1400 году в дар собору колокол отлили в бронзе, парижанки бросали в расплавленную массу свои драгоценные украшения. В этот колокол, по легенде, бил Квазимодо. Однако именно по легенде – раскачать его в одиночку не под силу никакому силачу.
Вообще у Нотр-Дама удивительные голоса. Стоит посетить вечернюю службу, чтобы послушать пение и орган собора – самый большой во Франции. Кроме того, храм внутри поражает размахом пространства, устремленного вверх…
Огромное количество легенд связано с парижскими соборами и, прежде всего с собором Нотр-Дам. Приверженцы эзотерических учений утверждают, что архитектура и символика собора Нотр-Дам это своего рода зашифрованный свод оккультных учений – именно в этом смысле Виктор Гюго

говорил о Нотр-Даме как о «наиболее удовлетворительном кратком справочнике оккультизма».
Начиная с 17 века, различные исследователи – Гобино де Монлюизан и Камбриэль – и уже в нашем веке – Фульканелли и Амбелен с большей или меньшей убедительностью раскрывали тайный смысл символики Нотр-Дама. Фульканелли, написавший знаменитую книгу «Загадки соборов» – уже стал авторитетом в этой области – (в нескольких фильмах ужасов, действие которых проходит в оскверненных соборах – где появляется нечистая сила – имеются обязательные ссылки на Фульканелли).
Прежде всего, говорят, что средневековые алхимики закодировали в геометрии Нотр-Дама секрет философского камня. Фульканелли видел немало алхимических символов в архитектурной отделке собора. В частности он писал: «Если, подталкиваемые любопытством, или просто ради праздной прогулки погожим летним днем вы поднимитесь по витой лестнице, ведущей к верхним этажам собора – пройдитесь затем неторопливо по узкому проходу галереи второго яруса. Дойдя до угла образуемого колонной северного свода, вы увидите посередине вереницы химер удивительный барельеф старца, высеченный из камня. Это он – Алхимик Нотр-Дама» – пишет Фульканелли.

Химеры, горгульи и другие фигуры Нотр-Дама передают нам психологические идеи его строителей, главным образом, идею сложного характера души. Эти фигуры представляют собой душу Нотр-Дама, его различные «я»: задумчивые, меланхоличные, наблюдающие, насмешливые, злобные, погруженные в себя, – что-то пожирающие, напряженно вглядывающиеся в невидимую для нас даль, как это делает, например, женщина в головном уборе монахини, которую видно над капителями колонн небольшой башенки, высоко на южной стороне собора. Скульптура совы вся блестящая от прикосновений, так как есть легенда, что у прикоснувшегося к скульптуре исполнятся все желания. Сатир – химера с человеческим телом – выглядит устрашающе. При близком рассмотрении заметна шерсть на спине и нечеловеческое выражение лица. Демон, пожирающий душу человека – является предостережением и напоминанием того, что может случиться, если вести неправедную жизнь. Мыслитель – задумчиво созерцает Париж с высоты птичьего полета. У каждой статуи есть свое имя.
Химеры и все фигуры Собора обладают удивительным свойством: около них нельзя рисовать, писать или фотографировать – рядом с ними люди кажутся мертвыми, невыразительными каменными изваяниями.

Интересно также толкование символики центрального (западного) круглого витража на фронтоне собора – такие круглые витражи иногда называют «розеткой». Зодиакальные знаки этого витража, а также символы Зодиака, высеченные из камня на центральном портике с фигурой Девы Марии, обычно толкуют как символ годичного цикла. Однако зодиакальный цикл, изображенный на большом круглом витраже, начинается не со знака Тельца, как это принято в западной астрологической традиции, а со знака рыб, соответствующего началу индуистского астрологического цикла. Согласно греческой традиции знаку рыб соответствует планета Венера.
Другой астрологический символ – лунарный цикл воспроизводит так называемая галерея царей, 28 скульптурных фигур изображают, как считается царей Иудейских, но по библии, их было 18 или 19 – тогда как лунный месяц имеет 28 дней – что вы на это скажете?

В Нотр-Даме хранится гвоздь с креста, на котором был распят Иисус Христос. Крестных гвоздей существует четыре: два хранятся в Италии, и два во Франции – один в Нотр-Даме и другой в соборе города Карпантра. Хотя как относительно числа гвоздей (три или четыре) ведутся споры. Ведутся споры и о подлинности реликвий: всего в мире насчитывается 30 подобных гвоздей. Римская церковь Санта Кроче также оспаривает подлинность французских реликвий, и в частности, – из собора Св. Сиффрена (Зигфрида) из Карпантра.
Именно этот гвоздь из собора Карпантра овеян многочисленными легендами. Во-первых, этот гвоздь вовсе не гвоздь, а удила (элемент упряжи). Почему удила – согласно легенде, один из гвоздей (а по другим версиям – три), которыми был распят Иисус Христос, был обнаружен в Иерусалиме матерью византийского императора Константина – Еленой. Из этого гвоздя она приказала сделать удила для лошади Константина, чтобы оберегать его на поле боя.
По прошествии веков эти самые удила оказались в соборе Карпантра. Но называют их все же иногда и гвоздем – Святым гвоздем – потому что гвоздь этот совершил по преданиям множество чудес. Во время эпидемий чумы жители Карпантра использовали его как талисман – прикосновение к гвоздю исцеляло больных и одержимых. Факты чудесных исцелений официально признаны Ватиканом. И самое главное чудо – гвоздь из собора в Карапнтра за почти два тысячелетия существования не заржавел – говорят, что его пытались позолотить, но позолота отставала.
Существует мнение, что эти удила на самом деле не имеют отношения к крестным мукам Христа – и что на самом деле они были изготовлены здесь же, на месте, древними галлами. Но так этот или нет – неизвестно. В любом случае – металл, из которого изготовлены удила из собора Карпантра не окисляется самым чудесным образом – тогда как с гвоздем из Нотр-Дама никаких чудесных историй или легенд о чудесных исцелениях не связано – более того нотр-дамский гвоздь – ржавый.

И, наконец, еще одна легенда – о дьяволе-кузнеце. Створки ворот Нотр-Дама украшены замечательным узором из кованого железа со столь же удивительными железными замками. Выковать их было поручено некому кузнецу по имени Бискорне. Когда кузнец услышал, что ему нужно будет выковать фигурные замки и узоры для ворот самого красивого собора Парижа, – струхнул не на шутку. Подумав, что ему никогда с этим не справится, он попытался призвать в помощь дьявола. На следующий день, когда канонник Нотр-Дама пришел поглядеть на работу – он застал кузнеца без чувств, но в кузнице взору его явился настоящий шедевр: фигурные замки, накладные кованые узоры, представлявшие собой ажурные переплетающиеся листья – словом, канонник остался доволен. В день, когда отделка ворот была закончена, а замки врезаны – ворота было невозможно открыть! Пришлось окроплять их святой водой.
В 1724 году историк Парижа Анри Соваль уже высказывал некоторые мысли относительно загадочности происхождения узоров на воротах Нотр-Дама. Никто не знал, как они были сделаны – то ли это было литье, то ли они были выкованы – Бискорне – оставался нем, секрет был утерян с его смертью, и Соваль добавляет: «Бискорне, уязвленный угрызениями совести, погрустнел, стал молчалив и в скором времени умер. Тайну свой он унес с собой, так и не раскрыв его – или из опасений, что секрет будет украден, или же опасаясь, что, в конце концов, выяснится, что никто не видел, как он ковал ворота Нотр-Дама»...

Так и стоит этот архитектурный шедевр в самом центре Парижа. Многочисленные химеры, горгульи, ангелы и святые смотрят снисходительно на многочисленные толпы туристов каждый день наполняющих площадь перед собором. Они замерли в ожидании того, кто откроет их тайны.

Адрес: Германия, Кёльн
Начало строительства: 1248 год
Окончание строительства: 1880 год
Архитектор: Герхард фон Риле
Высота: 157 м
Святыни: Ларь трёх волхвов, чудодейственная скульптура Миланской мадонны, Крест Геро
Координаты: 50°56"28.7"N 6°57"29.2"E

Содержание:

Краткое описани

Знаменитый Кёльнский собор, построенный в готическом стиле, несомненно, является самым узнаваемым и самым знаменитым храмом во всем мире. Посмотреть на это величественное строение, которое по своей высоте занимает третье место среди всех храмов на нашей планете, считают своим долгом все туристы, прибывшие в Германию .

Собор с высоты птичьего полёта

Кёльнский собор можно назвать памятником всему человечеству , ведь его строительство, начавшееся еще в 1248-м году, продолжается и в наше время, и, наверное, будет закончено еще не скоро, если будет закончено вообще. Существует древняя легенда, связанная с Кёльнским собором, в которой говорится, что когда собор будет окончательно возведен, наступит конец света. Верить в эту легенду, или же считать ее неправдоподобным мифом, дело каждого, однако строительство и реконструкция Кёльнского собора ведется и в 21-м веке, веке технологического прогресса, в котором нет места домыслам, загадкам, мистификациям и легендам.

Высота Кёльнского собора способна ввести туриста, впервые посетившего Кёльн, в состояние немого шока. 157 метров – такова высота архитектурного сооружения, кажущегося на первый взгляд, воздушным и «невесомым», несмотря на его огромную площадь. Возле Кёльнского собора практически в любое время суток можно встретить толпы туристов с фотоаппаратами, которые желают запечатлеть на снимках здание, описанное организацией ЮНЕСКО, как «одно из величественных творений человеческого гения». Кёльнский собор является еще и местом паломничества католиков со всего мира, ведь в нем хранятся не только бесценные реликвии веры, но и покоятся останки многочисленных архиепископов, причисленных к святым.

Вид собора с противоположного берега реки Рейн

Большое количество легенд и тайн, которые окутывают плотной завесой не только Кёльнский собор, но и прилегающую к нему площадь, привлекают в город десятки тысячи исследователей паранормальных явлений и эзотериков. Архитектурное сооружение, выполненное в готическом стиле, довольно часто появляется на широких экранах в кинолентах, снятых в жанре мистики и ужасов. Естественно, ничего страшного в элементах Кёльнского собора нет, скорее всего, он привлекает режиссеров и сценаристов готической атмосферой и легендой о самом дьяволе. Эта легенда заслуживает более детального рассмотрения, поэтому о ней, немного ниже…

Кёльнский собор - святое место

Если подойти к Кёльнскому собору, можно увидеть, что на прилегающей к нему территории ведутся постоянные археологические исследования. Специалисты уж давно доказали, что место, на котором построен Кёльнский собор, считалось святым еще за 600 лет до прихода в наш мир Спасителя. В результате раскопок были найдены руины древних храмов, которые были построены еще в честь языческих богов. Однако и после прихода в Кёльн христиан, на месте Кёльнского собора постоянно строились различные церкви, многие из которых были впоследствии разрушены или сожжены.

Вид собора с площади Ронкаллиплац

Есть данные, что в 500-м году на территории, которая в настоящий момент прилегает к собору, была возведена усыпальница, в которой археологам при раскопках удалось найти два тела: женщины и мальчика. Удивительно, но даже по прошествии огромного промежутка времени и постоянных строительных работ, могила не была разграблена. В ней найдены бесценные экспонаты, выполненные из золота, серебра и драгоценных камней. Естественно, это говорит о том, что похороненные неподалеку от Кёльнского собора люди, относились к одной из правящих династий. По предположению некоторых историков, династии Меровингов. Как уже говорилось выше, церкви на этом месте возводились с завидной регулярностью. Видимо, место, на котором в настоящее время возвышается Кёльнский собор, всегда считалось священным.

Кёльнский собор - строительство и длинная история

Если внимательно изучить историю, строительство Кёльнского собора можно разделить на два этапа. Первый этап начался в 1248-м году . Идея строительства величественного собора, который своими размерами и архитектурными формами должен был превзойти легендарные французские соборы, пришла к архиепископу Конраду фон Гохштадену.

Фасад собор

Правда, история Кёльнского собора начинается еще раньше. Правильнее будет сказать, что готическое архитектурное чудо ведет свою историю с 1164-го года. Тогда еще никто не думал о возведении гигантского здания. В 1164-м году в Кёльн были ввезены останки трех Святых Волхвов. Они были своего рода трофеем, полученным в результате покорения итальянского города Милана . Именно тогда архиепископ Кёльнский задумался о том, что святые мощи должны находиться в достойном для них месте. Изначально за десять лет для них изготовили саркофаг, который и сейчас доступен для ознакомления в Кёльнском соборе. Древние мастера сделали раку для самой драгоценной святыни христианства из чистого золота и благородного серебра, а огромное количество драгоценных камней лишь подчеркивают значимость для верующих мощей трех Волхвов. К слову, во многих туристических проспектах мощи трех Волхвов могут называться мощами трех Королей.

В 1248-м году был заложен первый камень в фундамент Кёльнского собора. Кстати, его форму архитектор Герхард не разработал самостоятельно, а позаимствовал у одного из храмов Франции . Согласно проекту, внутренние помещения здания должны были освещаться естественным светом, именно поэтому сейчас и создается, благодаря стройным пилястрам, ощущения воздушности здания.

Южный портал собора

Арки Кёльнского собора было решено сделать заостренными, что отличало их от арок практически всех французских храмов. Кроме этого, заостренные арки символизируют стремление человека ввысь – к Богу. Первой была построена восточная часть Кёльнского собора. Строительство длилось, согласно сохранившихся до наших дней документам, чуть более 70-ти лет . За это время был возведен алтарь, внутренние хоры, окруженные галереей. Как только строительство хоров было завершено, началось строительство северной части Кёльнского собора. Для этого пришлось снести Старый храм, в котором во время строительства продолжались богослужения.

С 14-го по 15-й век были завершены нефы на южной части собора и построены поочередно три этажа Южной башни. К слову, на этой башне в 1449-м году были установлены колокола, каждый из которых имел свое название «Специоза» и «Претитоза». Кроме этого, в начале 15-го века северная часть собора была накрыта кровлей. Как ни странно, на этом первый этап строительства был завершен, а собор, при этом, стоял недостроенным до 18-го века.

Западный фасад собора

Кёльнский собор - легенда об архитекторе

Из вышесказанного можно сделать вывод, что от архитектора, который разрабатывал план Кёльнского собора, требовались знания, выдержка, терпение. По большому счету, он должен был быть гениален. Существует легенда, в которой говорится о том, что архитектор так и не смог разработать план величественного собора. Он постоянно путался в расчетах и не знал, что дальше делать с чертежами. Он призвал в помощники самого…. дьявола. Он обратился к Сатане с просьбой помочь ему составить план Кёльнского собора. Дьявол ответил, что помогать ему он не будет, а уже принесет готовые чертежи здания, которое в будущем станет самым величественным в мире. За это он попросил лишь одно – душу Герхарда. Обмен чертежа на душу должен был состояться в тот момент, когда прокричит первый петух.

Об этой черной сделке узнала жена Герхарда, она не могла позволить своему мужу променять душу на чертежи собора. Жена архитектора, еще затемно, прокукарекала вместо петуха, тут же явился Сатана и передал чертежи. Когда прокукарекал настоящий петух, чертежи уже были у Герхарда и тот мог не отдавать дьяволу свою душу. Вот такая легенда ходит вокруг главного и первого архитектора Кёльнского собора. Кстати, она еще имеет продолжение. Обманутый Сатана наложил проклятие на собор. Он сказал, что как только собор будет завершен, наступит конец света.

Вид на башни собора

Кёльнский собор - непрекращающееся строительство

До 18-го века великолепный Кёльнский собор, который многие архитекторы того времени называли чудом света, стоял незаконченным . Более того, возведенные хоры уже нуждались в ремонте. Второе по счету грандиозное строительство собора стартовало в 1842-м году. Его лично начал Фридрих Вильгельм IV. Первоначальный проект, разработанный Герхардом, был признан правильным и достойным для собора в Кёльне. В результате этого было принято решение продолжать работы согласно первым чертежам. Уже в 1880-м году строительство башен, высота которых достигла 157 метров, было «завершено». Однако Кёльнский собор продолжали постоянно достраивать и реставрировать: менялись стекла, добавлялись украшения, устанавливались ворота, обновлялся внутренний интерьер. Кроме этого, в 1906-м году пришлось восстанавливать одну из декоративных башен, которая внезапно рухнула.

Вторая Мировая война - неприкосновенный собор

У многих вызывает удивление тот факт, что легендарный Кёльнский собор практически не получил повреждений во время Второй Мировой войны. Объяснения этому пытаются дать современные военные стратеги: они утверждают, что советские, английские, американские и французские летчики не сбрасывали бомбы на собор, чтобы использовать его высокие башни в качестве ориентиров. Все вокруг находилось в руинах, среди них, словно появившись из другого мира, возвышался Кёльнский собор.

Центральный портал западного фасада собора

Если стратегию летчиков объяснить просто, то, как объяснить тот факт, что многочисленные снаряды, выпущенные из дальнобойных орудий, падали куда угодно, только не на готический собор? Видимо, его все же охраняли высшие силы. Естественно, на стенах Кёльнского собора в 1945-м году можно было встретить немногочисленные следы от осколков и пуль, но они были скорее «исключением из правил». Эти «повреждения» стали причиной для новых реставрационных работ. Интересно то, что фирма, отвечающая за восстановление готического храма, по сей день работает у его стен. Туристы и в наши дни могут увидеть неподалеку от собора небольшое служебное помещение этой фирмы.

Кёльнский собор в 21-м веке

Кёльнский собор сейчас является не только архитектурной достопримечательностью, но и местом, где хранятся одни из главных святынь христианства . Вышеупомянутая рака с мощами трех Волхвов, многочисленные захоронения архиепископов, восстановленная Миланская мадонна - лишь малая часть бесценных сокровищ Кёльнского собора. Самые главные святыни, которые невозможно оценить в денежном эквиваленте, выставлены в сокровищнице, построенной на основании здания.

Вид на собор с востока

Она носит название «палата Святынь». Все ценные христианские реликвии – посох Святого Петра, ларь трех Волхвов, дароносица Святого Петра, жезлы и мечи, выполненные из драгоценных металлов и инкрустированные драгоценными камнями, находятся под пуленепробиваемыми стеклами и подсвечены специальными прожекторами. Кроме этого, сокровищница Кёльнского собора славится огромной коллекцией древних рукописей, в которых рассказывается о многочисленных подвигах святых. В Кёльнском соборе также можно увидеть экспонаты, датируемые 500-м годом нашей эры. В нем выставлены предметы, изготовленные из золота, серебра, рубинов, алмазов и мрамора, найденные в «могиле женщины и мальчика».

Особый интерес вызывает у гостей Кёльнского собора Крест Геро , выполненный из дуба. Это было одно из первых распятий во всем Старом Свете . Сделать двухметровый крест из крепкого «вечного» дерева решил архиепископ Геро, который возвратился в 976-м году из Византии. К этому кресту ежедневно приходит огромное количество верующих, чтобы вознести свои молитвы Спасителю. Популярность этого священного экспоната вовсе не в размерах распятия, а в том, как изображен на кресте Иисус Христос.

Фрагмент крыши

По мнению современных специалистов, настолько детально воспроизвести тело человека в те далекие времена было практически невозможно. Иисус Христос изображен на распятии в тот момент, когда его тело умирает, с предельной точностью воспроизведены все мускулы, выпирающие кости и даже сухожилия. Об анатомическом строении человека в первом тысячелетии еще мало кто знал. Это еще одна из многочисленных загадок, которые хранит в себе Кёльнский собор.

Увы, не хватит и сотни материалов, чтобы описать всю прелесть архитектурного сооружения, перечислить все его сокровища и святыни. Большинство туристов, побывавших в Кёльнском соборе, говорит о том, что из храма не хочется уходить, а для того чтобы хотя бы частично ознакомиться с его внутренним убранством, потребуется не меньше недели. Еще больше нужно времени, чтобы прочувствовать ту атмосферу, которой пропитано все даже за пределами здания. Не секрет, что любой человек, оказавшись внутри Кёльнского собора, испытывает чувство благоговения, заставляющее его замирать перед всем тем великолепием, которым славится третий по величине храм на нашей планете.

Фрагмент витража собора

Кёльнский собор и сейчас строится, во многих помещениях идет реставрация, поэтому говорить о конце света, в наши дни рано. К слову, в некоторых источниках говорится о том, что когда достроится собор, наступит не конец света, а в небытие канет Кёльн. Наверное, римско-католическая церковь и многочисленные строительные компании, не торопятся проверять правдивость легенды, связанной с Кёльнским собором и его первым архитектором Герхардом.

Полное название миланского Собора звучит как "Санта-Мария Нашенте", но иначе как домский или миланский его мало кто называет. Собор - самый знаменитый архитектурный памятник и символ Милана. Он расположен в центре города и представляет собой грандиознейшее и сложнейшее сооружение готической архитектуры. Облицованный белым мрамором, украшенный по верху многочисленными башенками и шпилями, резными карнизами, собор кажется невесомым, кружевным.

Его строительство продолжалось с 1386 года до середины XIX века, да и сейчас время от времени собор подновляют, поэтому эта "вечная стройка" вошла у итальянцев в поговорку. Помимо итальянских архитекторов, в его строении принимали участие немецкие и французские мастера.

По своим размерам миланский Собор является третьим по величине в мире. Высота здания достигает 157 метров, а его внутренняя площадь 11700 м2. Самый высокий шпиль, на котором установлена статуя мадонны, достигает 108,5 метров высоты. Всего миланский Собор имеет 135 шпилей. По бокам сооружено 2245 мраморных статуй.

Легенда утверждает, что собор был сооружён в знак признательности миланцев Мадонне за то, что она избавила женщин города от бесплодия. Это было не совсем бесплодие, просто в Милане рождались одни девочки. Плохого в этом ничего не было, но во времена средневековья женщин не очень-то жаловали. Вот миланцы впали в отчаяние.

Мадонне они стали молиться потому, что, во-первых, итальянцы очень ее почитают, а во-вторых - ведь она-то родила сына. Поэтому, когда после долгих молитв, обращённых к Мадонне, начали, наконец, появляться долгожданные сыновья, то миланцы решили в знак благодарности возвести собор необыкновенной красоты, поставив на верхушку позолоченную Мадонну.

Коллекция Л.Францек

Во время Второй Мировой войны весь Милан очень сильно пострадал от фашистских бомбардировок. Почти 60% городских построек было разрушено. Но Домский собор оказался в числе нетронутых зданий. Опять Милану помогла Мадонна.

Как и все прочие готические церкви, миланский Собор украшен многими сотнями (а точнее, даже тысячами) скульптур. Некоторые из них довольно примечательны: например, пара женских фигур, водруженных па центральный балкон фасада, считаются прообразом нью-йоркской статуи Свободы. Действительно, если факел с левой скульптуры дать в руки увенчанной лучистой короной правой, получится вполне похоже. А если учесть, что Огюст Вартольди, автор статуи Свободы, в Милане точно бывал, то легенда становится вполне правдоподобной.

А еще в соборе хранится один из гвоздей, которыми якобы был прибит к кресту Христос. Церковь утверждает, что святая Елена, мать Константина Великого нашла в Иерусалиме кресты, на котором был распят Иисус Христос. Гвоздей было три. Один был брошен в море, чтобы усмирить бурю, второй хранится в соборе в Монце, на третьем держалась подкова Константиновой лошади.

Первым существование Святого гвоздя засвидетельствовал святой Амвросий Медиоланский. В надгробной речи, посвященной смерти императора Феодосия, он пересказал историю о нахождении двух вытащенных из креста гвоздей и о превращении одного из них в подкову или лошадиные удила, а другого - в диадему, принесенную в дар Константину, который ею украсил свой шлем.

По легенде, именно Феодосий подарил переделанный в удила Святой гвоздь епископу Амвросию Медиоланскому. Эта реликвия изначально хранилась в базилике Святой Фёклы, которая до строительства миланского Собора стояла на этом самом месте. Находится он в самом центре собора, над главным алтарем, где располагаются хоры.

Он помещен в драгоценную дарохранительницу, для которой при строительстве собора предусмотрели специальную нишу в апсиде. Два дня в году гвоздь выставляется на обозрение прихожан. Чтобы его достать, миланский епископ поднимается к нише при помощи специального устройства, изобретенного еще Леонардо. Все остальное время вместо гвоздя показывают один только красный луч на стене.

Еще одна легенда связана с покрытием на алтарь, которое, по легенде, Леонардо да Винчи купил в деревне на Крите и затем преподнес в дар миланскому Собору.

Лариса Францек

newgulliver.ru, laitalia.ru, nebo-italii.narod.ru