Эски кермен часы работы. Пещерный город эски-кермен. Храм Успения – старые фрески

– интереснейший феномен Крымского полуострова. Созданные совместными усилиями человека и природы, они оставили далеким потомкам своих создателей множество загадок. Сюда часто приезжают туристы, желающие попытаться хоть какие-то из них решить. Заброшенные древние крепости служат фоном для съемок фильмов и объектами для кропотливого труда археологов, которые одни только и могут вернуть камню душу и жизнь. Одна из таких фортификаций – пещерный город Эски-Кермен в Крыму.

Где находится городище в Крыму?

Пещерный город расположен на плато в 14 км к югу от . Ближе всего к нему находится поселок Красный Мак. Недалеко расположены также и Залесное. В 4 км от плато Эски-Кермен находится еще один известный пещерный город – .

Эски-Кермен на карте Крыма

История появления: византийская крепость

Вся информация о его истории добыта археологами. В письменных источниках не обнаружено никаких упоминаний о нем, хотя он был достаточно велик, хорошо укреплен и вел активную торговлю. Неизвестно и его настоящее название. «Эски-Кермен» — позднее татарское наименование, оно означает «старая крепость».

Ориентировочно пещерный город возник в VI веке, во время владычества византийцев, просуществовал до рубежа XIII-XIV вв., когда его уничтожили монголо-татарские завоеватели. Жители занимались земледелием и торговлей. В случае опасности он мог дать приют населению ближайших неукрепленных поселений, поскольку был превосходно защищен – взять его штурмом было непросто. Но все же уничтожен он был именно в битве, что доказывает исследование археологами остатков двух жилых домов. Оба сожжены, в одном обнаружены скелеты семьи: мужчины, женщины и ребенка.
Все были зарублены саблями, о чем говорят повреждения костей черепов.

Ныне Эски-Кермен является охраняемым историко-археологическим памятником. Посещать его можно без ограничений, но на территории города запрещены ночевки, разведение огня, любые раскопки (даже просто нарушение целостности почвы) и особенно туристское творчество из серии «здесь был Вася». По популярности в Крыму он уступает только .

Горные кинопробы в пещерном городе

Необычный вид помещений этого городища привлек к нему внимание кинематографистов. К сожалению, востребованности памятника популярность кино никак не способствовала – местность выдавалась за какие-либо другие регионы. Виды из пещерных «окон» часто встречаются в советских и российских приключенческих фильмах, а в «9-й роте» Ф. Бондарчука плато Эски-Кермен играло роль горы Афганистана.

Общее описание крепости

Крепость Эски-Кермен в свое время должна была считаться первоклассной твердыней. Отвесные скалы плато уже сами по себе служили отличной защитой. Город имел и рукотворные укрепления – стены со скальным фундаментом, несколько ворот. На вершине плато сохранились остатки башни, почти традиционно именуемой девичьей (Кыз-Куле). Ученые полагают, что тут имеет место искажение,
а название должно быть Кез-Куле, от слова «глаз», то есть «дозорная башня».

Вероятно, именно такие искажения привели к появлению «девичьих башен» едва ли не во всех крымских средневековых фортификациях. Имелся тут и осадный колодец – очень глубокая шахта с каменной лестницей, на дне которой источник образовал небольшое озеро. Вода тут есть до сих пор.

Сегодня укрепления Эски-Кермен увидеть нельзя. Предположительно, они были снесены еще в VIII веке, после неудачного восстания против хазар. Однако сохранились каменные лестницы, вырубленные в скалах фундаменты и, конечно же, пещеры. Частично они естественного происхождения, кое-где высечены в известняке человеческими руками. Ученые полагают, что в таких гротах горожане не жили, а использовали их в качестве хозяйственных построек, оборонных сооружений, мастерских, церквей и гробниц. Могли они также играть роль подвалов для наземных жилищ.

Чем интересен Эски-Кермен?

Сейчас можно увидеть «главную улицу» города, от которой в разные стороны отходят подземные казематы, спуститься в осадный колодец, побывать в церквях Успения Марии и Трех всадников (вероятно, посвящалась Георгию Победоносцу, а название получила благодаря сохранившимся фрескам, где изображены всадники).

Можно увидеть также многочисленные ямы для хранения зерна (обеспечивались вентиляцией; запасы на случай осады могли сохраняться тут по несколько лет), а на склонах – одичавшие заросли винограда, что возделывали когда-то горожане. Сейчас крымские селекционеры пытаются восстановить сорта.

Для удобства туристов в разных местах развешаны плакаты с описанием основных объектов. Имеется и общая карта поселения. Доступ на Эски-Кермен разрешен как с экскурсоводом, так и без него, но «самостоятельным» туристам следует быть особенно осторожными, поскольку в пещерах можно и заблудиться.

Фото Эски-Кермен весьма известны, но туристы предпочитают делать собственные, что разрешено без ограничений, как и снимать видео. Красота вида и загадочность древнего города располагают к этому, чем и пользуются все приезжие путешественники, решившие покорить древние красоты Крыма.

Как добраться до пещерного города?

Собравшись на экскурсию, следует заранее решить вопрос, как добраться. Пещерный город Эски-Кермен недостижим для транспорта – нахождение там чего-либо на колесах запрещено. Придется доехать на автобусе из Бахчисарая до села Красный Мак, а оттуда идти пешком. Общественный транспорт к этому поселку ходит также из , Севастополя и Ялты.

Некоторые экскурсионные бюро организовывают подвоз туристов к самому подножию плато, но дальше все равно приходится карабкаться пешком. На машине от Бахчисарая придется преодолеть такой путь.

January 22nd, 2015

Вот уже несколько раз был в Крыму, и все никак не могу посетить этот пещерный город. Сейчас хотя бы виртуально прогуляюсь по нему и узнаю его историю. Кому интересно, айда со мной …

Пещерный город Эски-Кермен, основанный в начале VI в., был первоклассной для своего времени крепостью. Отвесные скалы практически неприступны, а в верховьях расщелин, по которым можно было подняться в город, возвышались боевые стены. В систему обороны входили хорошо защищенные ворота и вылазные калитки, наземные башни и пещерные казематы.

Эски-Кермен был крупным центром ремесла и торговли, но основой его экономики являлось сельское хозяйство – виноградарство, огородничество, садоводство. В окрестностях Эски-Кермена найдены остатки оросительной системы, следы террасированных участков с одичавшими виноградными лозами. В течение ряда лет эти лозы изучают сотрудники Крымского сельскохозяйственного института, стремясь восстановить сорта винограда, прожившие сотни лет. Некоторые из них уже используются в качестве селекционного материала для выведения новых сортов винограда.

Фото 2.

Эски-Кермен был также важным политическим и административным центром юго-западной Таврики. По археологическим данным, город погиб в конце XIII в. Его разгромил и сжег в 1299 г. золотоордынский темник Ногай. Время довершило разрушение: груды камней покрылись землей, заросли травой и лесом. Польский писатель и дипломат Мартин Броневский, побывавший здесь в 1578 г., нашел одни развалины, которые, по его словам, «так древни, что ни турки, ни татары, ни сами греки не знают названия их». И как нельзя лучше подходит этому городу имя Эски-Кермен – «старая крепость».

К южным воротам города некогда вела дорога. Она проходила по восточному ущелью и с юга поднималась тремя маршами. Hа них и сейчас видны колеи от колес. На третьем марше последовательно размещались двое передовых ворот. Главные ворота находились в начале улицы, в вырубленном массиве скалы. Были они двустворчатыми и открывались внутрь. Над ними возвышалась башня, а по бокам вперед выступали боевые площадки с парапетами. По краю третьего марша и перед главными воротами, огибая выступ скалы, проходила передовая стена (протейхизма). От башни в обе стороны по краю плато шла основная крепостная стена к казематам. Только разрушив протейхизму и овладев передовыми воротами, противник мог подойти к главным. Но тогда он попадал под перекрестный обстрел с надвратной башни, боевых площадок у главной стены.

Фото 3.

От всех этих укреплений ничего не осталось, кроме вырубленных в скале «постелей» для стен да хорошо заметных следов на месте главных ворот. Внизу по бокам видны углубления для столбов, к которым крепилось деревянное полотно, обитое кованым железом, вероятно, такого же типа, как на Чуфут-Кале. Сводчатое перекрытие над проемом ворот было целым еще в начале XIX в. Его видел писатель и академик П.И.Сумароков, побывавший на Эски-Кермене. Небольшие пещерные церкви, усыпальницы, могилы, высеченные в скале внизу, вдоль обрыва, возникли позднее. А по бокам ворот на боевых площадках были построены две малые часовни.

В начале улицы расположены пещеры различного назначения. Одна из них, слева у ворот, – сторожка, другая служила проходом в надвратную башню. Справа – комплекс смежных пещер; здесь был большой храм. Напротив входа – абсида с епископским креслом, справа – скамьи для прихожан, слева – купель. Потолок поддерживали колонны, сейчас они обвалились. Это самая древняя часть храма, возникшая вместе с крепостью. Позднее храм расширили к северу и к востоку, во внешней стене прорубили дверь, из которой вниз вела деревянная лестница. В полу высечены гробницы.

Фото 4.

Осмотрев храм, идите от главной улицы на запад к первому каземату. Он расположен в выступе скалы, нависающей над дорогой и крепость. В стенах каземата – шесть отверстий, скорее всего это амбразуры и бойницы. Через них, возможно, сбрасывали приготовленные камни или стреляли из лука, когда противник появлялся на повороте первого марша дороги. Но основное назначение каземата – защищать подход к расщелине, по которой можно было проникнуть на плато.

Рядом на мыске, с которого к каземату через расщелину вели перекидной мостик и лестница, видны круглые отверстия. Это характерные для раннего Эски-Кермена зерновые ямы, они были возле каждого оборонительного узла. Запасы зерна создавались заранее, возможно, и окрестными жителями, которые тоже участвовали в обороне города. Позднее зерновые ямы превратили в хозяйственные пещеры, а над казематом построили церковь.
Чтобы пройти ко второму каземату, нужно пересечь плато в восточном направлении. Это укрепление состоит из четырех соединенных попарно пещерных помещений с амбразурами и бойницами.

Фото 5.

Далее, по краю обрыва находится небольшой пещерный храм Успенья Божией Матери. На западной его стене заметны фрагменты росписи с изображением Успения Божьей Матери. Фреска датируется концом XIII в. Предполагают, что церковь возникла в то же время.

Отсюда недалеко до третьего каземата, который тоже защищал подступы к расщелине. Его оборонительные пещеры, соединявшиеся переходами и лестницами, вырублены в массиве скалы и в отдельных скалах. В позднее время все помещения были приспособлены для хозяйственных нужд. Рядом с казематом сохранились остатки крепостной стены, сложенной из крупных блоков тесаного известняка. Такая стена шириной в два метра опоясывала Эски-Кермен с юго-запада и востока. Там, где она прикрывала доступ на плато по широким расщелинам или где обрывы были незначительны, стена имела высоту 3 м. В системе обороны стена составляла единое целое с казематами, над которыми проходили парапеты.

Севернее находился четвертый каземат. Его боевые пещеры, coобщавшиеся между собой, расположены в два яруса. Он контролировал расщелины с севера и подступ к восточному проходу в город, где была калитка. К ней по склону горы вела лестница, остатки ее хорошо заметны. В комплекс обороны каземата входили военно-хозяйственные пещерные помещения, зерновые ямы и цистерны. Их вы можете осмотреть, поднявшись по тропе среди зарослей кустарника.

По остаткам укреплений довольно полно восстанавливается система обороны крепости, но о самом городе мало что известно. Раскопано всего два участка с жилыми домами и то позднего времени. Первый участок находится рядом с четвертым казематом, западнее его. Вскрытые раскопками остатки двух домов разделены узким переулком. Археологи установили, что дома погибли от пожара. В подвале одного из них обнаружили мужской, женский и детский костяки со следами сабельных ударов на черепах.

Фото 6.

Второй участок жилых домов, находящийся метрах в ста к северу состоял из трех отдельных дворов, разделенных улицей и узким переулком. Местами сохранилась кладка стен. Дома были двухэтажные, как и на Чуфут-Кале. Установлено, что и эти дома погибли от пожара. В одном из подвалов при раскопках нашли три взрослых и два детских костяка. Люди, по-видимому, спрятались в момент опасности в подвал, и рухнувшее здание завалило их.

На территории дворов высечены в скале подвалы и ямы для хозяйственных нужд.

Отсюда по тропе через заросли леса идите на запад вверх, к развалинам базилики. Она была построена в VI в., одновременно с крепостными сооружениями, но позднее
перестраивалась. В плане храм прямоугольный с тремя абсидами, выступающими к востоку. Внутри они были полукруглые, снаружи – пятигранные. Колоннами здание делилось на три нефа. Мартин Броневский писал: «О былом значении и о славе Эски-Кермена свидетельствует храм, украшенный мраморными и серпентиновыми колоннами, хотя он повержен на землю и разрушен». Археологи датируют гибель базилики VIII или IX в. Позднее на месте величественного храма в западной части южного нефа появилась небольшая часовня, а остальная территория базилики превратилась в кладбище; к стенам с внешней стороны пристроили усыпальницы.

Для всякой крепости важнейшей является проблема водоснабжения на случай длительной осады. На Эски-Кермене этот вопрос был решен сооружением «осадного колодца». Чтобы его осмотреть, спуститесь вновь на тропу, ведущую вдоль обрыва на север. Пройдя метров сто, у края обрыва в зарослях деревьев увидите четырехугольное отверстие – это вход в колодец. Шестью маршами вниз уходит крутая лестница, высеченная в толще скалы. Она заканчивается каптажной галереей длиной до 10 м, в которую с потолка просачивалась вода. Видимо, здесь из-под скалы вытекал источник, воду которого строители перехватили в толще горы, создав каптажную галерею. По подсчетам, в колодце почти постоянно держалось до 75 кубических метров воды. Этого было достаточно для защитников города и населения на период длительной осады. При разрушении оборонительных сооружений Эски-Кермена у нижнего марша лестницы было пробито отверстие и колодец стал доступным снизу.

Фото 7.

Севернее колодца расщелин нет, а высота обрывов 25 м и более поэтому здесь оборонительной стены не было, а плато пересекала с востока на запад стена необоронительного характера. Эта стена отделяла городские кварталы от обширной незастроенной площади. Пройдя через нее по тропинке, вы достигнете северной границы плато, где находится участок обороны, называемый «дозорным комплексом». Господствуя над расщелиной, он защищал северный вход в крепость.

Для осмотра северного «дозорного комплекса» спуститесь вниз по лестнице и идите вдоль скалы по западной стороне расщелины. В зарослях деревьев есть вход, от которого начинается лестница. Справа по ней – две пещеры. Первая, возможно, была сторожкой, вторая с амбразурой и бойницей, имела боевое назначение. Лестница приводит на площадку, по краю ее глубокие выемки, сделанные, видимо, для крепления стояков деревянных парапетов. Северная часть плато Эски-Кермена заканчивается небольшими, изолированными друг от друга скалами. По вырубкам на них можно судить, что когда-то они соединялись между собой перекидными мостиками. Здесь завершается осмотр Эски-Кермена.

Фото 8.

Постройки Эски-Кермена относятся к двум периодам: VI–VIII вв., когда функционировали оборонительные сооружения города, и IX–XIII вв., когда Эски-Кермен после захвата его хазарами представлял собой большое, почти незащищенное поселение.

Эски-Керменская крепость имела четыре входа. Главный вход был с южной стороны через главные ворота города, к ним вела извилистая дорога, вырубленная в скале. Три пешеходные тропы вели в город с востока и севера.
Отличительной чертой крупных «пещерных город» является их относительно большая площадь (10–5 га) и характерная планировка: городским кварталам отводилась только часть территории, приблизительно 2/3, около главных ворот города. Вторая часть была лишена построек и отделялась от первой стеной необоронительного характера. В период нашествия кочевых племен в таких городах находило убежище не только население города, но и жители прилегающих селений. В мирное время это внутреннее пространство могло служить рыночной площадью, пастбищем и местом стоянок торговых караванов.

Эски-Кермен представлял собой первоклассную крепость своего времени. Она полностью отвечала тем требованиям, которые предъявлялись к военным сооружениям подобного типа. В Эски-Кермене сочетаются исключительный рельеф местности с укреплениями, созданными руками человека. Вертикальные обрывы скал исключали возможность применения нападающими стенобитных орудий. Крутые скалы гор делали невозможным нападение при помощи передвижных башен. Господствующая высота, на которой находилась крепость, позволяла даже из обычного лука простреливать все подступы к ней. Кроме того, защитники имели в своем распоряжении более мощное вооружение того времени, например камнеметы, которые устанавливались на площадках выступов скал. Снаряды для них в виде круглых ядер найдены при археологических раскопках.

Фото 9.

И все же основным оружием у защитников крепости были лук, стрелы, праща и крупные округлые камни. Основой обороны крепости были ее боевые стены, наземные башни и характерные только для Эски-Кермена «пещерные казематы». Крепость могла выдержать длительную оборону, так как на ее территории была решена очень важная проблема водоснабжения, благодаря сооружению осадного колодца и цистерн для сбора воды.

Кроме того, обитатели Эски-Кермена на случай длительной осады могли заготовить тысячи центнеров зерна. Для его хранения на многих участках обороны были выдолблены в скалах зерновые ямы, сохранившиеся до наших дней.

Все это вместе взятое позволяет говорить об Эски-Кермене как о мощной оборонительной крепости VI–VII вв., которая была способна противостоять даже сильному противнику, располагавшему всей мощью военной техники того времени.

Но Эски-Кермен был не только военной крепостью. Одновременно он был крупным центром ремесла и торговли. Основу же экономики города составляло сельское хозяйство. В плодородных долинах занимались виноградарством, огородничеством, садоводством. Об этом свидетельствуют обнаруженные археологами давильни для винограда, а также следы террасировки участков под виноградники и одичавшие кусты винограда в окрестностях Эски-Кермена.

Мощная оборонительная система, развита по тому времени экономика, выгодное местоположение - все это сделало Эски-Кермен важным политическим и административным центром юго-западного Крыма. И эта роль его сохранялась до конца VIII в., когда произошло событие, резко изменившее судьбу города.

Таким событием было восстание местного населения в горном Крыму против господства хазар. Восстание произошло в 787 г. на большой территории. Возглавил его епископ Иоанн Готский. Захары подавили восстание и подчинили себе весь юго-западный Крым. Не нуждаясь в крепостях, они разрушили оборонительные сооружения Эски-Кермена. Но жизнь в Эски-Кермене не прекратилась. Город продолжал существовать еще на протяжении 500 лет уже как открытый населенный пункт. Оборонительные пещеры были приспособлены для хозяйственных нужд: как кладовые, стойла для скота, а также под церкви, часовни, усыпальницы.
Окончательно Эски-Кермен был разрушен в 1288 г. ордами эмира Ногая. Было уничтожено почти все его население. После этого город уже не возродился. Время превратило его в груды камней, покрытые землей, заросшие травой и кустарником. Имя города было забыто. Когда здесь побывал Мартин Броневский, он нашел уже одни развалины, которые, по его словам, «так древни, что ни турки, ни татары, ни сами греки не знают названия их». И как нельзя лучше подходит этому городу имя Эски-Кермен, что в переводе с тюркского означает «Старая Крепость».

Фото 10.

О былом величии города напоминают руины базилики, осадный колодец, остатки жилых кварталов, многочисленные пещерные сооружения, их в Эски-Кермене сохранилось около 400.

Большой интерес представляет собой храм Трех всадников. Он вырублен в крупном обломке скалы у подножия Эски-Кермена. Храм имеет два входа. Между входами вдоль
стен - высокие скамьи. Освещался храм двумя небольшими окнами.

Фото 11.

Фото 12.

Фреска рассматривается исследователями как памятник в честь сражения, видимо, настолько серьезного, что некоторые его участники были приравнены к святому Георгию - общему покровителю всех защитников Отечества.

Всадники справа и слева от него могли быть образами местных героев, считавшихся святыми и погребенными здесь. Возможно, воины-герои прославились в сражении, а затем были причислены к лику святых, и в их честь построили храм Трех всадников. Храм датируется XII - началом XIIIв., когда над Крымом нависла угроза нашествия татар и в связи с этим усилилась религиозная пропаганда идеи защиты Отечества. Тогда же и была нанесена роспись.

Юго-западнее храма Трех всадников, на южной окраине Эски-Кермена находились главные ворота города. Но, прежде чем подойти к ним, нужно было преодолеть сложную систему их защиты.

По склону горы к главным воротам города подходила дорога. Ею на протяжении нескольких веков пользовались жители этого города. О ее древности свидетельствуют сохранившиеся до наших дней глубокие колеи, выбитые в монолите скалы транспортом того времени: средняя выбита копытами лошадей, две боковые - колесами. Ворота являлись наиболее уязвимым местом в крепости, поэтому древние строители всегда уделяли большое внимание этому объекту. Создавалась мощная, хорошо продуманная оборонительная система не только непосредственно у ворот, но и на подступах к ним, преодолеть которую представляло большие трудности для врага.
Прежде чем подвести к воротам, дорога делает несколько поворотов. Сначала она подходит к подножию западного пещерного каземата. Из амбразур этого каземата на головы противник сбрасывалась лавина камней.

Фото 13.

О надвратных постройках судить трудно, так как от них почти ничего не осталось, но по сохранившимся вырубкам в скале, т. н. «постелям», и по уцелевшим к моменту раскопок камням можно составить представление о всем сооружении.

Любитель древностей путешественник П. Сумароков, посетив Эски-Кермен в начале прошлого века, писал: «При входе к нему просеченное в горе отверстие делает ворота, над ними виден складенный из камней свод…» Сейчас свода нет, но можно предположить, что он составлял единое целое с надвратной башней. На восток и запад от башни отходили основные крепостные стены, толщина которых составляла около 2 метров. Перед стенами, на верху скалистых мысков, выступающих по обеим сторонам въезда в город, были боевые площадки с парапетами, с которых обороняли подступы к главным воротам.

У главных ворот - большой пещерный храм с крещальней. Он был высечен в скале одновременно со строительством оборонительных сооружений в VI–VII вв. Храм имел два входа со стороны коридора главных ворот и окно между ними. Против входа - алтарь. По полукружию алтарной ниши идет ступенчатая скамья, т. н. синтрон, с епископским креслом посредине. Алтарь отделялся от храма основанием алтарной преграды. В средней ее части - порог «царских врат», а по бокам - пазы для установки частей деревянного иконостаса. Алтарная часть была расписана фресками, к сожалению, они не сохранились. Наверху в потолке было высечено кольцо для светильника. Рядом с алтарем - ниша, скорее всего для молитвенников. Справа от входа - скамья для прихожан. Слева от алтаря находилась купель или крещальня. Алтарь, купель и скамьи - это самая древняя часть храма, позднее храм был расширен в северную и восточную стороны.

На западной окраине плато находился пещерный каземат, прикрывавший подступы к главным воротам. От главных ворот по изгибу скалы к нему подходила крепостная стена. Размещался каземат в выступе скалы, нависающей над началом первого отрезка дороги. Устройство его следующее. В толще скалы вырублена большая пещера. Потолок ее поддерживает массивный опорный столб. С площадки соседней скалы в эту пещеру вела лесенка, с нижней площадки которой через расселину перебрасывались в древности деревянные мостики.

Фото 14.

Пещера имела два боковых отделения. В стенах каземата шесть отверстий. Три большие окнообразные амбразуры, сейчас сильно разрушенные выветриванием, когда-то имели вид прямоугольных окон, расположенных на уровне пола. У некоторых из этих амбразур еще сохранились следы заплечников, свидетельствующие о том, что они закрывались дощатыми заслонами. Амбразуры эти широки и поставлены низко. Из них можно было стрелять из лука, став на колено. Но основное их назначение было другое: через них скатывали камни на неприятеля, пытавшегося проникнуть на плато.

Боковые вспомогательные помещения каземата представляли собой: правое - кладовую, в полу которой вдоль стен хранилось до полутора десятков углублений для установки пифосов с запасами продовольствия и воды: левое - небольшую казарму, где на скамьях, вырубленных в скале вдоль стен, могли отдыхать защитники крепости.

На верхней площадке соседнего мыска, с которого в пещерный каземат вела лесенка, в скале было высечено 10 зерновых ям. Для раннего Эски-Кермена это характерно. Возле каждого оборонительного узла располагались зерновые ямы. Запасы создавались заранее, видимо, окрестными жителями, так как они тоже принимали участие в обороне города. После гибели укреплений зерновые ямы были расширены и превращены в пещеры для хозяйственных нужд. Тогда же над казематом была построена наземная церковь, от нее сохранился престольный камень. В городе было несколько пещерных храмов. В некоторых из них сохранилась фресковая живопись.

Интересен в этом отношении храм Успения. Он имеет некоторые особенности в устройстве: необычное расположение и размеры алтарной части не прямо, а вправо от входа. Алтарь устроен в углу, он очень мал и тесен, имеет форму ниши-абсиды, миниатюрный престол в виде тумбы стоит впритык к стене. В престоле небольшое углубление для мощей. Перед нишей в стене и в полу вырублены пазы и гнезда для деревянного ограждения, возможно иконостаса.

При внимательном рассмотрении деталей устройства храма становится очевидным, что для храма приспособлено помещение, ранее предназначавшееся для иной цели. Вначале здесь была зерновая яма (в потолке просматривается перекрытое каменной плитой отверстие), затем цистерна для воды. Когда боевые стены утратили свое значение и были разобраны, цистерну расширили и сделали здесь винодельню. В западном углу был высечен тарапан для прессования винограда, сок которого стекал в емкости, установленные в большой прямоугольной вырубке. Затем здесь возникает храм. Тарапан небрежно стесали и замаскировали скамьей для прихожан. Выемку в полу засыпали, в правом углу вырубили алтарную нишу.

Датирующим моментом храма является его роспись. Сохранилась она частично. В алтарной нише - изображение Христа в пурпурном плаще, восседающего на золотисто-желтом троне, и двух фигур в рост: слева - дева Мария, справа - апостол. Роспись северо-восточной части храма (стена рядом с алтарем) почти не сохранилась. На потолке - сцена Крещения и Рождества.

На северо-западной стороне стены (напротив входа) сохранилась большая фреска Успения, давшая название храму в наши дни. Выполнена она по сырому известковому грунту. Композиционным центром является распростертая на ложе фигура Богоматери со сложенными на груди руками. Ее окружают плачущие фигуры. Ангел с мечом преследует нечестивого. Роспись датируется концом XII - началом XIII в. К этому же времени относится и возникновение храма.

Вдоль восточного обрыва плато расположен ряд оборонительных казематов, которые вместе с крепостной стеной составляли единое целое в системе обороны города.
Западнее казематов располагались жилые кварталы города. Как показали археологические раскопки, культурный пласт на Эски-Кермене укладывается в рамки VI–XIII вв. Жилые кварталы города были тесно застроены домами. Дома выходили в узкие переулки с неизбежными при скученной застройке тупиками.Здесь раскопаны участки домов последнего периода существования города. Прослеживаются четыре отдельных двора, разделенные улицей, идущей параллельно обрыву, и узким пешеходным переулком. Дома были построены в XII–XII вв. на месте более древних. При этом прежняя планировка не соблюдалась.

Фото 15.

Фото 16.

Усадьбы невелики: площадью 150–200 кв. м. каждая. Дома были двухэтажными. Нижний этаж был каменным, верхний - деревянным. Небольшие помещения нижнего
этажа использовались для хозяйственных и ремесленных нужд. Там были кладовые с вырубленными в скале прямоугольными подвалами для припасов. В подвалах стояли пифосы, для их установки на дне подвалов вырубали гнезда. Подвалы имели деревянное перекрытие. Помещения верхнего этажа были жилыми.

Дома строились из камня. Пологие крыши покрывались массивной черепицей. Верхний этаж имел нависающие балконы. Из-за недостатка места внутренние дворики были маленькие и тесные. К домам примыкал навес, имевший хозяйственное значение. Легкие навесы устанавливались над тарапанами. Находки археологов при раскопках проливают свет на повседневную жизнь горожан, из занятия. Самая частая находка - керамика, простая и поливная, местная и привозная. Найдено множество обломков черепицы. Из женских украшений чаще всего встречаются простейшие браслеты из стекла.

Все жилища погибли в огне пожара в конце XIII в. Во время раскопок под их развалинами были найдены обгоревшие человеческие скелеты, что свидетельствует о внезапном нападении: люди даже не успели выскочить из некоторых домов.

Посреди жилых кварталов, на самом высоком месте плато, находилась базилика. Это был один из основных типов христианских храмов. Есть предположения, что базилика Эски-Кермена была построена в VI в., вероятно, одновременно с возникновением города. Однако археологические раскопки последних лет позволяют датировать ее появление не ранее VIII в. Находится базилика в середине плато. В плане храм прямоугольный с тремя многогранными абсидами. В центральной абсиде - алтарь. Двумя рядами мраморных колон базилика делилась на три нефа. Пол центрального нефа был вымощен плитками красного шифера. Стены выложены из хорошо отесанного камня с бутовой заливкой. Перекрытие было деревянным, кровля - черепичной. Деревянное перекрытие сгорело и рухнуло внутрь здания. Стены обвалились позднее. Базилика было разрушена, вероятно, хазарами в конце VIII в. Посол польского короля Мартин Броневский писал: «О былом значении и о славе Эски-Кермена свидетельствует храм, украшенный мраморными и серпентиновыми колоннами, хотя он повержен на землю и разрушен».

Для всякой крепости важнейшим был вопрос снабжения водой ее защитников на случай длительной осады. На Эски-Кермене он был разрешен благодаря сооружению так называемого «осадного колодца». Колодец находился недалеко от жилых кварталов города, у самого края обрыва. С площадки скалы в него ведет люк входа. Шестью маршами уходит вниз крутая лестница из 84 ступеней, врубленная в толще скалы. Между маршами устроены площадки, на средней для освещения лестницы в сторону обрыва вырублено окно. Лестница заканчивается каптажной галереей длиною около 10 метров. Вода просачивается через потолок галереи. Возможно, здесь из естественно пещеры вытекал небольшой источник, воду которого строители крепости перехватили до входа ее из пещеры. Воды накапливалось вполне достаточно, чтобы защитники города могли выдержать длительную осаду.

Фото 17.

Фото 18.

Колодец сооружался, очевидно, одновременно с крепостью в VI в. Из колодца на поверхность вода извлекалась вручную. Колодец был уничтожен одновременно с крепостью, но им пользовались вплоть до конца XVIII в.
Плато Эски-Кермена имеет естественный доступ с севера, поэтому здесь был сооружен северный дозорный комплекс. В его функции входило не только наблюдение за подступами к крепости, но и защита северного входа в крепость.

Вход в дозорный комплекс начинался дверным проемом, вырубленным в скале. Дверь была одностворчатой, открывалась внутрь и запиралась брусом. За дверью - лестница, вырубленная в толще скалы двумя маршами, которая приводила на вершину небольшого изолированного плато. По ходу лестницы, справа, вырублены две небольшие пещеры. Первая пещера, очевидно, служила для отдыха защитников комплекс. Она имела дверь и освещалась окном. Чуть выше - вторая пещера - каземат с двумя отверстиям. Одно - амбразура в виде окна на уровне пола. Другое - небольшая бойница. Амбразура была предназначена для скатывания камней, она снабжена небольшим отверстием. Рядом - углубления для воды. Амбразура и бойница служили для обстрела подступов к плато. Однако этого было недостаточно, чтобы задержать наступление врага. По всей вероятности, основной удар при защите подступов к плато и северной калитке наносился со скалы сверху.

С площадки северного дозорного комплекса открывается величественный вид на весь район предгорья, подступы к городу и северные части огибающих его с востока и запада балок.
По краю мыска, выступающего к югу, сохранились довольно глубокие гнезда, вероятно, для крепления деревянного парапета, за которым находились защитники крепости. На северном конце площадки, над обрывом, имеется продолговатая прямоугольная вырубка, а симметрично ей, на противоположном краю отдельной скалы, отстоящей от площадки на несколько метров, - еще такая же. Несомненно, в древности здесь перекидывались деревянные мостики для сообщения с недоступной ныне северной оконечностью горы.

Отсюда хорошо виден северный участок плато Тапшан, на котором в X–XI вв. была возведена небольшая крепость - замок Кыз-Куле. С юга по склону горы к башне замка подходила дорога. Перед башней был вырублен неглубоки ров, через который переезжали по перекидному мостику. Археологическими раскопками около башни вскрыты остатки миниатюрной одноабсидной часовни XI–XIII вв., внутри которой вырублены усыпальницы.
Как и многие средневековые памятники Крыма, это укрепление имеет свои загадки. Его название переводится как «Девичья башня». Однако открывающийся с башни широкий обзор местности вызывает другое объяснение топонима Кыз-Куле - Кез-Куле, где «Кез» означает «глаз» - дозорная башня.
Эти древние, овеянные легендами руины, пещеры, живописные скалы напоминают нам о событиях, протекавших здесь много веков назад. От них веет древней историей, давно исчезнувшими народами, давно затихшими интересами, давно прошумевшей жизнью.

Фото 19.

Фото 20.

Фото 21.

Фото 22.

Фото 23.

Фото 24.

Фото 25.

Фото 26.

Фото 27.

Фото 28.

Фото 29.

Фото 30.

Фото 31.

Фото 32.

Вспомните еще и про . А вот знали ли вы например, что Оригинал статьи находится на сайте ИнфоГлаз.рф Ссылка на статью, с которой сделана эта копия -

Адрес: Россия, Республика Крым, в 14 км от города Бахчисарай
Основан: в конце VI века
Координаты: 44°36"31.6"N 33°44"25.3"E

Содержание:

Пещерный город Эски-Кермен находится в лесостепных предгорьях на юго-западе Внутренней гряды Крыма . Плато, где в VI веке появилось городище с татарским названием «старая крепость», является столовой обрывистой горой, протянувшейся с севера на юг более чем на один километр. Территория городища занимает 8,5 га, и с трех сторон она защищена отвесными обрывами высотой до 30 м.

Общий вид на Эски-Кермен

Как был построен Эски-Кермен

Несмотря на солидный возраст и немаленькие размеры, пещерный город Эски-Кермен до сих пор остается одним из наименее исследованных археологических памятников Крыма. Как свидетельствуют исторические летописи, начало строительства городища приходится на конец VI столетия. Примерно в 80-х годах VIII века поселением овладевают хазары. Однако о том, что происходило на этих землях на протяжении последующих двух столетий, историкам известно мало. В IX и X веках Эски-Кермен был малозаселенным городком, однако со второй половины X века его начали активно застраивать.

После нападения на полуостров золотоордынца Ногая (1299 год) поселение пришло в упадок, а во время набега Эдигея оно было полностью разрушено. В 1578 году дипломат и писатель Мартин Броневский прибыл из Польши на Эски-Керменское плато с целью его осмотра, но нашел здесь только руины. По его словам, они были настолько древними, что уже ни греки, ни татары, ни турки не помнили названий храмов и зданий, которые стояли тут ранее. Броневский отметил, что название города Эски-Кермен действительно ему подходит, так как он выглядит, как очень старая крепость.

Каземат

В XVIII веке местное население полуострова уже не помнило о существовании мертвого города, который когда-то был оживленным и процветающим. Однако, у современных исследователей пещерные города вызывают немалый научный интерес. Таинственный город на горном плато привлекателен и для туристов.

Как выглядят пещеры древнего города

В городище Эски-Кермен и на прилегающей к нему территории находятся более 400 древних пещерных сооружений. На самом плато насчитывается свыше 350 пещер. Вот почему Эски-Кермен признан «самым пещерным» из всех крымских пещерных городищ. При этом большая часть пещер расположена на краях обрывов в южной части города-крепости. По подсчетам археологов, доля хозяйственных пещер составляет 85% от их общего числа. Все остальные сооружения были либо оборонительными, либо культовыми. То есть пещеры использовались, в основном, не для жилья, а для удовлетворения хозяйственных нужд.

Казематы на восточном склоне

Население города занималось сельским хозяйством. На плодородных долинах местные жители разбивали сады, виноградники и возделывали огороды. Подтверждением этому служат найденные археологами давильни для ягод и одичавшие кусты винограда.

Все пещерные сооружения различны по своей форме и размерам. Самые маленькие из них занимают 6 кв. м, а площадь самых больших достигает 100 кв. м. Что касается форм пещер, то в Эски-Кермен они и овальные, и прямоугольные, но со скругленными углами, и даже неправильной формы. Внутри хозяйственных пещер были найдены каменные кольца и яслями, и это говорит о том, что здесь держали домашний скот. Ученые заметили, что некоторые помещения для животных вырубали в скалах рядом с зерновыми ямами – хранилищами времен раннего Средневековья.

Храм "Судилище"

Поскольку древний город возводился как крепость, на случай его длительной осады неприятелем предусматривался осадный колодец. Найти его можно, пройдя по тропе, проложенной вдоль обрыва к восточной части плато. Здесь, над отвесными скалами можно заметить отверстие четырехугольной формы, которое и служит входом в колодец. Для спуска вниз здесь существует высеченная в скале крутая лестница, которая упирается в 10-метровую галерею. С ее потолка в «сердце» колодца и просачивалась вода. Археологи подозревают, что в этом месте через горную породу пробивался источник, воду из которого древним строителям удалось перехватить прямо в толще известняка. По примерным подсчетам ученых, осадный колодец вмещал в себя до 75 кубометров воды. Такого объема жидкости вполне хватало для обеспечения всех потребностей переживающего осаду городища.

Храм Трёх всадников

Старинный храм, посвященным Трем всадникам

Храм Трёх всадников расположен в большом обломке скалы и оборудован двумя проходами. Вдоль стен между ними стоят высокие скамьи. Солнечный свет проникает в помещение через два маленьких окошка. С правой стороны от юго-восточного входа располагается придел с нишей, которые обустроены над небольшой могилой. У северной стены находится еще одно захоронение. Скорее всего лежащие в обеих могилах усопшие почитались местными жителями. Здесь, например, существует ниша с крестом и углубления, вырезанные в камне для установки подсвечников.

Северная стена святыни, соседствующая с большей по размеру могилой, декорирована фреской, на которой изображены три воина на лошадях. Их плащи развеваются по ветру, а в руках всадники держат остроконечные копья. Хотя здесь нет подписей, среднего всадника можно узнать сразу – это святой Георгий Победоносец, поразивший копьем извивающегося на земле змея. Другие всадники держат свои копья остриями наверх. Рядом с правым наездником на лошади виден мальчик, который придерживается за луку седла.

Фреска в храме Трёх всадников

Внизу необычной фрески написано греческое изречение, гласящее о том, что святые мученики находятся здесь для спасения человеческих душ и отпущения грехов. Фигуры наездников окружает приглушенно-синий фон, но их нимбы нарисованы броской золотистой краской. Бросается в глаза и зеленое поле, по которому идут кони. Нанесение этой памятной росписи историки относят к XII – началу XIII столетий. Храм строился в этот же период, то есть накануне нашествия татарских войск на полуостров Крым.

Главные ворота – вход в город

Главные ворота располагались на юге плато, в самом начале скальной вырубки, похожей на коридор. Сегодня от двустворчатой конструкции, открывавшейся внутрь, остались только следы. Примечательно, что запирались они изнутри при помощи деревянных брусьев. Защитники города заводили их в известняковые стены только в момент осады. При этом верхний брус входил в стену с западной стороны, а нижний – с восточной, в специальное вырубленное с камне квадратное гнездо.

Главный вход

Проход к главным воротам в город прорублен в толще известняка. Он обозначал начало центральной улицы. В его западной части можно увидеть дополнительные пещеры. Из одной из них можно было подняться в надвратную башню, где находилась комната привратника. О том, имелись ли рядом какие-либо надвратные постройки, археологам судить трудно, поскольку от них сохранились только вырубки в известняке и осколки камней.

Храм с купелью для крещения – святое место собраний верующих

Внутри скалы, рядом с главными воротами стоит храм с местом для крещения. Работы по его возведению датируются VI – VII веками. На этот же период времени приходится и строительство разнообразных оборонительных конструкций. Пещерный храм был большой по размерам и принимал прихожан через два входа, разделенных окном. Подходить к ним следовало со стороны коридора, ведущего к главным воротам.

Вид на вход в пещерный храм "Успения"

Как и полагается, напротив входа в помещение храма установлен алтарь, и по полукружию его ниши проходит скамья. Это синтрон, оборудованный креслом для епископа. Алтарная часть сделана, как обособленный участок храма. Она отделялась преградой от «царских врат» и была декорирована фресками. В центре, на потолке имелось кольцо для размещения светильника. Нишу, вырубленную рядом с алтарем, предположительно, использовали для молитвенников. А слева от алтарной части стояла и сама купель для крещения.

Храм Успения – старые фрески

Пещерный храм Успения очень необычен. Его маленький и тесный алтарь похож на нишу-абсиду и занимает непривычное место в углу. Миниатюрный престол-тумба пристроен к стене и имеет углубление, в котором хранились мощи. Если присмотреться к оформлению храма более внимательно, можно заметить, что ранее его помещение использовалось в других, не культовых целях. Понять это можно по отверстию в потолке, которое теперь перекрыто плитой.

Внутри пещерного храма "Успения"

Похоже, что здесь находилась яма-зернохранилище и большая емкость для воды. В процессе обследования храмового помещения археологи сделали вывод, что впоследствии цистерна расширялась и использовалась как винодельня. Эту догадку подтверждает и сохранившийся здесь тарапан, то есть пресс-давильня для ягод винограда.

Храм декорирован росписями, которые сохранились лишь частично. На потолке можно увидеть изображение библейских сцен Рождества и Крещения, а украшением алтарной ниши служит фигура Христа, покрытая пурпурным плащом. Сын Бога восседает на троне золотистого цвета. По сторонам от него в полный рост стоят апостол и дева Мария. На приалтарной стене росписи не сохранились.

Пещерный город Эски-Кермен (Россия) - описание, история, расположение. Точный адрес, телефон, веб-сайт. Отзывы туристов, фото и видео.

  • Горящие туры в Крым
  • Туры на Новый год по всему миру

Предыдущая фотография Следующая фотография

Пещерные города составляют огромный пласт в истории и культуре Крымского края . Каждый из них окутан множеством тайн и легенд, от каждого веет мистикой и столетиями жизни древних людей. Среди десятков таких поселений одним из самых выдающихся можно назвать Эски-Кермен - огромный город, где сохранилось множество следов прошлого. Его отличительными особенностями являются не только размеры, а также предназначение и степень изученности.

Немного истории

Согласно данным ученых, первое поселение в районе пещерного города было построено в 6 веке византийцами и выполняло функции крепости. Причиной тому послужило идеальное расположение, ведь город стоит на скале и окружен отвесными стенами высотой до 70 м. Исследователи считают, что изначально крепость была небольшой, но к 12 веку обрела поистине впечатляющие размеры.

На пике развития город Эски-Кермен населяли 2000 человек, однако уже в 12 веке он был практически уничтожен захватчиками хана Ногая из Золотой Орды.

После первых нападений город пытались восстановить и возродить в нем прежнюю жизнь, но новая атака - уже хана Эдигея - не дала этим планами осуществиться. С тех пор поселение долго оставалось заброшенным, а к настоящему времени стало популярным туристическим объектом.

Что интересного

Основной интерес в древнем городе представляют пещеры: во-первых, здесь их, как нигде, много, а во-вторых, использовались они в качестве оборонительных сооружений, амбаров, жилых помещений и загонов для скота (в других пещерных городах Крыма пещеры имели сакральное значение).

Другой любопытный объект - 30-метровый осадный колодец. По лестнице внутри него можно спуститься до самого дна, где даже сегодня собирается вода. Археологи также нашли византийскую базилику с древними фресками, но они, к сожалению, стремительно разрушаются.

Если пройти по старым городским улицам, можно увидеть, что когда-то здесь кипела жизнь: следы повозок, выточенные в камне колесами, остатки ворот, которыми запирали вход в поселение, бойницу, откуда лучники атаковали наступающего врага, и зерновые ямы для хранения провианта.

С одного из обрывов города открывается панорама на плато Чатыр-Даг.

Заметим, что пещерный город Эски-Кермен входит в состав Бахчисарайского историко-культурного и археологического музея-заповедника. При желании можно заказать экскурсию по местным просторам на осле.

Практическая информация

Город находится на юго-западе Крыма, в Бахчисарайском районе, возле села Холмовка. Добраться до него можно на автобусе из Холмовки, а также на автобусе или маршрутном такси из Ялты , Севастополя и Бахчисарая . Веб-сайт

Также есть возможность доехать на автомобиле через село Красный Мак. GPS-координаты: 44°36’40"N; 33°44’22"E.

Стоимость билетов: 100 RUB - для взрослых, 50 RUB - для детей, экскурсию нужно оплатить дополнительно - 100 RUB. Цены на странице указаны на октябрь 2018 г.