Протестантская церковь в айя напе. Монастырь айя-напа на кипре. Легенда об основании монастыря Айя Напа

Монастырь Айя-Напы в кипрском городе Айя-Напы пожалуй знают все жители и многие отдыхающие, ведь сначала в диких лесах появился монастырь и только через несколько столетий здесь возникло поселение. Даже название города обозначает "Святая леса".

12 веков назад гонялся за дикими зверьми, обитавшими в чащобах леса, охотник со своим верным псом. Как их звали никто уже и не помнит, много воды утекло с тех пор. Когда собака сделала стойку, охотник подумал, что она нашла нору лисы или барсука, но когда подошёл поближе, то увидел свет идущий из-под земли. В норе, оказавшейся пещерой, охотник обнаружил икону Пресвятой Богородицы.

В те давние времена остров Кипр принадлежал Византии, а там, начиная с 730 года по 843 год, кипели страсти вокруг икон. Иконоборцы считали любые священные изображения идолами, а культ почитания икон - идолопоклонством. По указанию византийского императора Льва III Исавра, правившего в 717-741 годах, тысячи мозаик, фресок и статуй были уничтожены, иконы рубили и сжигали на кострах. Спасая икону, кто-то из византийцев спрятал её в глухих кипрских лесах, но вернуться по какой-то причине не смог. Возможно самого организатора схрона казнили за ересь. Пребывание иконы в пещере ущерба не принесло и теперь икона Пресвятой Богородицы

является наряду с поясом Пресвятой Богородицы главной реликвией монастыря.

С поясом Пресвятой Богородицы связано другое предание. Пояс Девы Марии перед её смертью был отдан двум благочестивым иерусалимским вдовам и затем передавался из поколения в поколение. Император Восточной Римской империи Флавий Аркадий (377 - 408), занимавший трон с 383 по 408 год, приказал доставить пояс Пресвятой Богородицы из Иерусалима в Константинополь. После падения Константинополя пояс был разорван на части и разлетелся по всему христианскому миру, частицы пояса есть в Италии, Греции и на Кипре.

Есть еще легенда. Прослышав про чудесную икону в пещере, в это глухое место сбежала богатая венецианка, не желавшая выполнять волю родителей и идти замуж за богатого, но нелюбимого человека. Любила она простого человека, но времена были жестокие. На её деньги была построена церковь около 1500 года и сама она упокоилась с миром в этих местах. А уже вокруг церкви появился монастырь.

Любопытно, как история жестоко играет с людьми. Селение возникло вокруг монастыря благодаря трагедии, произошедшей с греками в городе Салоники. В 1712 году по городу пронеслась чума, унеся за несколько недель жизни восьми тысяч человек. Люди стали покидать родной город, часть из них поселилась на месте современной Айя-Напы. Во второй раз резко увеличилось население городка в 1974 году также после трагического исхода греков-киприотов, только уже не из материковой Греции, а с Северного Кипра, окупированного турецкими войсками.

В связи с увеличением населения Айя-Напы в 1990 году был построен новый храм Богородицы

(Greek Orthodox Church of the Holy Virgin Mother of God) к юго-западу от монастыря. В храме ежедневно бывает много бездетных женщин с просьбами к Богородице о помощи.

Совершим и мы небольшую прогулку по новой церкви.

Единственным неудобствов было, что по-английски понимал только молодой служка, а русским не владел никто.

Точный год основания монастыря неизвестен. Пещера, тайник и источник свидетельствуют о существовании христианской общины с византийских времен. Имя «Айя Напа» упоминается впервые в 1366 г., но, по имеющимся данным, применялось к данной местности и ранее. Монастырь в его теперешней форме был основан в XV веке во времена венецианского правления на Кипре.


Фото: Википедия


Фото: mandalay.ru

По местному преданию, в пещере, где теперь располагается церковь, один охотник нашел чудотворную икону Пресвятой Богородицы. Собака охотника первой заметила светящуюся икону и, остановившись перед ней, начала настойчиво лаять, привлекая внимание хозяина. Узнав об обнаружении иконы, многочисленные верующие начали посещать священное место в пещере. По всей вероятности, икона была помещена в пещеру в период иконоборчества (VII - VIII век н.э.) и благодаря этому была спасена. В XIV веке пещера была надстроена и таким образом был основан храм.


Фото: travelblog.org


Фото: fotki.yandex.ru

Другое предание повествует о том, что в этом месте укрылась дочь одной аристократической венецианской семьи из-за отказа родителей выдать её замуж за человека незнатного происхождения. Рассказывается, что около 1500 г. богатая венецианка построила на собственные средства церковь, склепы и мельницу. Таким образом постепенно образовался женский монастырь и римско-католическая часовня. В качестве римско-католической часовни служил правый придел храма непосредственно возле входа в него.


Фото: catalog.topcyprus.net


Фото: ferdibobel.livejournal.com

Огромное дерево сикомора на монастырском дворе, которое расположено возле резервуара с водой, по всей видимости, было посажено этой богатой венецианкой.


Фото: Википедия


Фото: travelblog.org


Фото: fotki.yandex.ru


Фото: mandalay.ru

Незадолго до её смерти был построен каменный куполообразный памятник-беседка. Внутри него, рядом с прохладой фонтана, она пожелала быть погребенной.


Фото: Википедия


Фото: mandalay.ru

В северной части двора расположен источник в форме головы дикого кабана. Над ним возвышается двухэтажное здание, в котором изначально проживала венецианка.

На холме к западу от церкви есть древняя церквушка на месте, где по преданию Богородица когда-то прилегла отдохнуть.

В 1571 г. Кипр перешел под господство Оттоманской Империи. Монастырь, к счастью, не был разрушен, как другие монастыри и церкви. Описание Пьетро дела Валле, около 1625 г., полностью соответствует современному состоянию монастыря. От того же рассказчика мы узнаем, что в те годы название «Айя Напа» носил женский монастырь, который обладал обширным недвижимым имуществом.

Монастырь стал мужским незадолго до 1668 г. По неизвестным причинам с 1758 г. монахи более не проживали там на постоянной основе.

Изначально монастырь располагался в незаселенной местности. В середине XVIII века был построен первый жилой дом в деревне. Первые жители деревни, происходившие из греческого города Салоники, покинули свою родину из-за эпидемии чумы. Два десятка лет спустя, в 1813 г., судя по сохранившейся еще различимой надписи, монастырь был отремонтирован. В то же время из-за отсутствия в монастыре своей братии монастырские земельные владения сдавались в аренду крестьянам окрестных местностей. Здания монастыря использовались для различных нужд местной общины.

После 1878 г., когда Кипр перешел под британское господство, монастырь совсем опустел. Церковь монастыря стала приходским храмом деревни. В 1950 г. потребовалась генеральная реконструкция для сохранения исторических зданий.

Во времена Архиепископа Макария III монастырь рекомендовался как наиболее подходящий для образования Всемирного Центра Христианских Конференций. 1978 до 2006 г. монастырь являлся местом встреч Христианских Церквей Среднего Востока. После воссоздания Святой Митрополии Константии Фамагусты (2007 г.) монастырь перешел под управление Митрополии и по инициативе Его Высокопреосвященства Митрополита Константии г-на Василиоса была основана Культурная Академия Святого Епифания с центром в монастыре. Задачей Академии является развитие богословских и исторических исследований, а также организация конференций и других массовых мероприятий. В стенах монастыря будет также функционировать Церковный музей.


Фото: ostrov-kipr.info


Фото: lidyura.ru

Увеличение численности населения деревни потребовало возведения новой церкви в 1990 г. Новый храм, построенный к юго-западу от монастыря, был также посвящен Богородице. Оба храма отмечают престольный праздник 8 сентября, в день Рождества Богородицы.

Ежедневно, чтобы приложиться к чудотворному образу Божьей Матери, помогающему в зачатии и деторождении, а также для того, чтобы опоясаться чудотворным плодотворным поясом Богородицы Айя Напы, в храм прибывают многочисленные бездетные пары и женщины, имеющие проблемную беременность. Монастырь представляет собой особое благочестивое место, где каждый может найти утешение и святую помощь, попросив заступничества у Пресвятой Богородицы.

Адрес монастыря:
Greek Orthodox Church of the Holy Virgin Mother of God
PO: 30655
5343 Ayia Napa ,Cyprus

Телефоны:
Tel: +357-23721795
Fax: +357-23723866

Айя-Напа - один из известных курортов Кипра, где можно найти не только пляжи с чистым белым песком и ласковым теплым морем, но и большое число современных развлечений, клубов и ресторанов. Монастырь Айя-Напа располагается совсем неподалеку от побережья, поэтому гости курорта могут совершить увлекательное путешествие и полюбоваться на эту удивительную достопримечательность.

Из глубины веков

Прошлое монастыря Айя-Напа покрыто тайной. Появление сооружения объясняют романтические местные легенды. Первая из них погружает нас в мир далекого прошлого, когда на территориях, ныне занимаемых обителью, произрастал настолько густой лес, что здесь можно было охотиться. Именно во время поиска добычи один из охотников заметил странный свет, исходящий от одной из пещер. Подойдя поближе, он обнаружил икону Богородицы, которую, вероятнее всего, оставили здесь для спасения от иконоборчества монахи XII-XIII столетий. Эта удивительная находка и подарила наименование святому месту. Так, слово «напа» в переводе с греческого означает «лес», а «айя» - святая. Изначально найденную в лесной пещере икону именовали «Богородица Напа», но потом название сократили до Айя-Напа. Узнав о святой находке, сюда хлынули толпы верующих и неподалеку от пещеры в 15 столетии возвели небольшую церквушку, которая постепенно разрослась до монастыря. Поблизости находился источник с чистой водой, которому позднее стали приписывать чудотворную силу.

Вторая легенда более трагична. Богатая девушка не сумела выйти замуж по любви, ведь ее избранник был обычным простолюдином, и родители категорически не давали согласия на брак. В отчаянии красавица, имя которой история не сохранила, постриглась в монахини и стала жить в темной пещере в чаще леса. Позднее богатые родители построили там церковь и кельи. Постепенно обитель разрасталась, став дошедшим до наших дней монастырем.

Мы не можем знать, достоверны ли вошедшие в легенды факты, но доподлинно известно, что монастырь Айя-Напа появился в 15 столетии, когда Кипр находился под господством Византии.

Факты из истории

Удивительная обитель имеет довольно необычную историю. Она неоднократно меняла свое предназначение с мужского монастыря на женский, религию - с католицизма на православие, но не претерпела серьезных метаморфоз в архитектуре. Завоевание османами повлекло за собой изгнание местного духовенства, и монастырь стал православным. Покинута эта обитель была в 18 веке, причины, побудившие монахов уйти из привычных келий, остались невыясненными. С этого периода Айя-Напа оставалась заброшенной.

Реставрация обители проводилась в 50-е годы прошлого столетия, именно тогда монастырь привели в порядок, и теперь он открыт для многочисленных посетителей. Ранее представлял собой храм Кипрской православной церкви, сейчас это музей, где можно полюбоваться на особенности церковного убранства прошлых эпох.

Описание

Монастырь Айя-Напа на Кипре отличается подлинной живописностью и красотой. На севере располагается удивительный фонтан, выполненный в форме кабаньей головы, на южной половине монастырского двора произрастает вековое дерево фикус сикомор, которое, по преданию, посадила прекрасная затворница. Сейчас высота этого гиганта - более 20 метров. Есть здесь и необычный фонтан, выложенный мрамором. Дворик этот носит наименование «Фонтанный двор», именно здесь, как гласит легенда, погребена знатная основательница обители.

Сам монастырь невелик, церковь включает в себя три зала:

  • Самый древний из них относится к периоду византийского владычества и был выдолблен в пещере, в той самой, где охотник обнаружил святую икону. Он имеет отдельный вход.
  • Венецианский зал относится к XV-XVI веку. Из него можно пройти в третье помещение.
  • Зал эпохи крестовых походов.

Каждый из них имеет свои уникальные особенности и специфику внутреннего убранства.

Монастырский комплекс

Поблизости от северных ворот располагается двухэтажное здание, где, по легенде, проживала постригшаяся аристократка. В период турецкого владычества к обители была пристроена галерея со сводами.

Комплекс включает в себя 9 церквей и часовни. Здесь же хранится пояс Богородицы, который считается главной святыней обители. Небольшая часовенка, возведенная на месте, где отдыхала Богородица, располагает к уединенной молитве, здесь имеется несколько древних икон, а сама атмосфера так и дышит духовностью.

Особенности местоположения

Рассмотрим, как добраться до монастыря Айя-Напа. Прежде всего, необходимо доехать до самого города, примерно в 60 км от него находится ближайший международный аэропорт в Ларнаки. Это довольно крупный город на юго-востоке Кипра. От Ларнаки до Айя-Напы можно добраться на автобусе или такси.

Сам монастырь располагается в центральной части города, неподалеку от площади Сефери и побережья, добраться до него проще пешком или на арендованном велосипеде. Можно и на автомобиле, но важно помнить, что парковки поблизости нет, поэтому транспорт придется оставить на одной из близлежащих улочек, главное - запомнить, где именно. Ходит сюда и автобус, номер маршрута 101, остановка «Центр». Пропустить монастырь сложно, он заметен издалека и производит впечатление рыцарского замка эпохи Средневековья.

Посещение обители бесплатно, но важно знать часы работы. Монастырь Айя-Напа готов принять гостей летом с 9-30 до 21-00, в зимнее время режим работы иной - до 15-00. Монастырский собор работает с 11-00 до 20-00. Поскольку обитель не отличается крупными размерами, но здесь есть на что посмотреть, на посещение достопримечательности следует запланировать 4-5 часов.

Полезная информация

Предлагаем ознакомиться с некоторыми данными, которые будут полезны гостям Кипра.

  • При монастыре можно купить бутылочку с целебной водой из местного источника, обойдется она в 1 €.
  • Лучшее время для визита в монастырь Айя-Напа - утром, пока еще не очень жарко.
  • Услугам гостей предлагается церковная лавка, где можно купить деревянные иконы в позолоченных окладах, лечебные грязи, книги или ароматный мед. Неподалеку от монастыря у местных торговцев любой желающий имеет возможность купить качественное оливковое масло по сниженной цене.
  • Фотографирование на территории музея разрешено.

Все это сделает прогулку по монастырю Айя-Напа в Фамагусте незабываемой и полезной.

Ознакомимся с некоторыми интересными фактами о святой обители:

  • Монастырь известен как место хранения покрывала святой Вероники, которое она передала Иисусу, восходящему на Голгофу.
  • Многие считают, что икона и пояс Богородицы обладают целебной силой и способны решить проблему женского бесплодия, поэтому сюда приезжает множество семейных пар, мечтающих о чуде. Также эта святыня улучшает состояние беременных и дарует им легкие роды.
  • Многие полагают, что вода из колодца, находящегося неподалеку от монастыря, тоже наделена целебной силой.

Монастырь Айя-Напа - место, посетить которое будет интересно даже людям, далеким от религии. Здесь очень красиво, образцы старинной архитектуры радуют взор, а потрясающие фрески и внутреннее убранство надолго отложатся в памяти.

Возникновение монастыря возле Айя-Напы окутано полумифическими, невероятными историями. Что там правда, а что вымысел – доподлинно неизвестно. Верующие убеждены, что к этому имеет отношение божественная сила. А конкретно – икона Божьей матери, названная Айя (святая), которая хранится в монастыре. Скептики спорят, паломники продолжают посещать памятные для них места. А святое место живет привычной жизнью, продолжая сохранять традиции, укреплять веру. Сегодня знакомимся с Богородицы Напы.

История монастыря

История острова щедро сдобрена загадками, мистикой и трагическими событиями. Много раз он менял подданство, бывал эллинским, византийским, турецким. Даже менялась: из христианской в мусульманскую и наоборот. Многие православные строения были разрушены. Происходило это и в древние времена, и уже в 20 веке (после турецкой оккупации Северного Кипра).

Монастырю Девы Марии в этом отношении повезло: он сохранил первозданный вид после всех событий. Случалось, что происходила смена «профиля» – храм служил пристанищем для послушников мужского пола или женщин-монахинь, но кардинальных потрясений удалось избежать. Последний раз «пол» менялся на рубеже 17-18 веков, когда, по неизвестным причинам, монахи из Напы ушли.

Когда-то здесь скрывались беженцы из греческих Салоников. Но первопричиной их появления стала не оккупация, а распространяющаяся по Европе чума. Так зародилось поселение, давшее основу современному курортному городку.

В 50 годах прошлого столетия в старом храме провели реставрацию, после чего здесь стали устраивать различные мероприятия. Иногда это почти светские развлечения, фестивали, конференции или сборы. Ведь расположены постройки в центре известного курортного города.

Легенда об обретении иконы Девы Марии

По одной из версий, связанной с обретением святого лика Богоматери, но без указания источника, события развивались следующим образом. Однажды охотившийся в местном лесу путник услышал лай пса, настойчиво привлекавшего внимание хозяина. В те далекие времена никаких поселений поблизости не существовало – сплошные густые заросли, в которых было полно дичи. Не сразу подойдя к пещере, возле которой бегала собака, мужчина с удивлением увидел внутри удивительной красоты иконописное изображение Девы Марии.

Потом решили, что святой лик был укрыт верующими во времена повсеместного уничтожения икон в период раннего христианства. Вновь обретенная икона получила имя Айя (Панагия) Напа или, по-гречески, «Святая леса». Так стали потом называть монастырь и возникший позже поселок.

Легенда об основании

Легенд вокруг храма Божьей Матери существует множество. Все они активно распространяются местными жителями, иногда подтверждаются какими-либо фактами.

По одной из версий, святое место возникло во времена Средневековья. Тогда Кипр находился под венецианским протекторатом, а сами города-государства распространяли сферы влияния на значительные расстояния. Молодая аристократка родом из Фамагусты, в ответ на запрет выйти замуж за любимого, ушла из мира и стала жить в уединении, в каменной пещере. Со временем родители девушки помогли заложить здесь католическую церковь, склеп, кельи и небольшое хозяйство (мельницу). Насколько это правда – неизвестно.

Сейчас паломники могут лицезреть фонтан на севере монастырского подворья, выполненный в форме кабаньей головы. А за ним расположен домик, где якобы жила основательница. И где-то рядом она завещала себя похоронить (возле беседки с фонтаном). Еще на краю обширного водоема с рыбками сохранился фикус, посаженный основательницей храма Богородицы.

От появления до наших дней

Древнее строение сохранило свою самобытность. Это место по-прежнему посещают паломники и туристы. После загадочного исчезновения монахов здание стояло полузаброшенным, но в 50 годах 20 века было отреставрировано и вновь возвращено к жизни.

Путеводители по Кипру включают Айя-Напу в число главных достопримечательностей. На территории часто организовываются религиозные, а также светские мероприятия: сборы, фестивали. После изгнания турков-османов с острова окончательно закрепился «профиль» монастыря: он стал православным. Сейчас это музей, сфера влияния епархии Константийской и Аммохостской, подчиненной Кипрской православной церкви.

Музей с постройками часто посещают. Церковь действует до сих пор, в ней ежедневно проводятся служения. А 10 лет назад Констансткий митрополит Василий на конференции, посвященной памяти раннехристианского проповедника Епифания, объявил об открытии на базе храма Академии культуры.

Здания уникальны как образцы древнего зодчества. Все постройки выполнены в строгом венецианском стиле: никаких излишеств снаружи, только голые неоштукатуренные стены. Внутри – богатый иконостас с ликами святых, а купол кажется немного больше, чем на самом деле, светлее и выше.

Монастырь сегодня

Православный храм находится в одноименном городе, в центре Айя-Напы, на Кипре. Рядом с ним расположен клубный квартал. Такое соседство не мешает ни верующим, ни туристам. Собственно, сама постройка превращена в музей христианства, но неподалеку находится действующая церквушка.

Территория находится под протекторатом , активно посещается паломниками и любопытствующими, приезжими из других стран.

Как добраться?

Достаточно обнаружить курортный город на картах или путеводителях, а дальше найти святое место будет несложно. Проще всего тем, кто остановился в городе: местные жители охотно подскажут дорогу, махнув рукой от набережной к центру. Здание отмечено во всех путеводителях, интерактивных в том числе. Иногородним придется по прибытии задаться проблемой поиска парковки, поскольку непосредственно возле храма стоянки нет.

Из Протараса необходимо двигаться в западном направлении, по шоссе. А из Ларнаки, наоборот, восточнее, вдоль побережья, по муниципальной трассе. Точные координаты: 34.989580 северной широты, 33.999290 восточной долготы.

Из международного аэропорта (Ларнака) до Айя-Напы курсируют автобусы Intercity Buses (в сторону Фамагусты). Можно на маршруте 425 добраться до центра города, а потом пересесть на 711. Проще всего тем, кто будет ехать на такси или арендованном транспорте: ввести в навигатор название города и катиться с ветерком по ровным кипрским дорогам.

Несмотря на небольшую, в сравнении с российскими масштабами, территорию, на Кипре развитая транспортная сеть. В этом сможет убедиться каждый, кто приедет на остров.

Режим работы

Церковь открыта круглый год, за исключением праздников. Стандартные часы посещения – с 9 до 15 зимой и с 9 до 21 летом, каждый день. Правила могут быть изменены в зависимости от сезона, загруженности комплекса. Поэтому их нужно уточнять по прибытии.

Плата за вход

Официально стоимость входного билета не установлена, но принимаются пожертвования. Их размер регулируется в произвольной форме – кто сколько пожелает.

Посещение на экскурсиях

Айя-Напа включена во все туристические путеводители. Для отдыхающих доступны коллективные и индивидуальные туры, для больших компаний и мелких групп. Традиционно вносят посещение святого места в качестве предложений для паломников общественные и христианские организации.

С точки зрения очага зарождения раннего христианства Кипр представляет несомненную ценность. Здесь обращали в христианство, совершали деяния православные святые. Согласно писаниям, на Кипре проповедовали Варнава, Павел и Марк. Здесь находится знаменитая гробница Лазаря. Монастырь Айя-Напы тонко вписывается в общую концепцию паломнического тура по острову. Особенно удачно его размещение – в центре жилого квартала. Не придется долго искать требуемый пункт в путеводителе, бродить по горным тропам.

Ведь многие монастыри разбросаны по острову, иногда они расположены в труднопроходимой местности. После турецкой оккупации большинство христианских святынь, оказавшихся под влиянием турков-мусульман, оказались разграблены и варварски уничтожены. Поэтому радостно, что древние постройки Лесной Богородицы дошли до наших дней почти в неизменном виде. А благодаря своей архитектуре, легендарному прошлому святыня продолжает принимать паломников, раскрывает свои двери как для верующих, так и для туристов.

Достопримечательности рядом

Поблизости находится уникальный парк скульптур. Его считают жемчужиной не только курортного города, но и Кипра. Расположен комплекс под открытым небом и открыт для посещения с раннего утра до позднего вечера. Удовольствие от посещения парка может испортить факт, что тени в нем не найти. Поэтому в самый зной бродить между статуями и обелисками не рекомендуется. Лучше потерпеть до вечера.

Популярные отели поблизости

Гостей готовы принять отели и апартаменты различной степени «звездности», дорогие и доступные. Это Nissi Beach Resort (2,5 километра), Alion Beach Hotel (1,2 километра), Anmaria Beach Hotel (800 метров), Liquid Hotel Apartments (200 метров). Наличие мест и цены на проживание лучше уточнять непосредственно перед поездкой. Они зависят от сезона и количества проживающих в номере.

Молитва Богородице

Все страждущие, желающие обратиться к Деве Марии, могут помолиться в действующей церкви, поставить свечку за здравие родных, близких. Икона «Святой леса» считается чудотворной, исцеляющей от болезней. А все остальное зависит от самих обращающихся, силы их веры и искренности молитвы.

Невероятно притягательной красоты и завораживающей истории монастырь Айя-Напы (регион Фамагусты), посвященный «Богородице лесов», расположен в самом центре современного городка, который однажды начал свою историю вблизи возведенных венецианских сооружений. Отреставрированный в 1950 году, уже 28 лет спустя бывший монастырь стал центром проведения конференций экуменистического движения на Ближнем Востоке.

В настоящее время это Музей, уникальная и значительная экспозиция которого до настоящего времени находится на стадии становления и разработки. На его территории и на площади Сеферис регулярно проводятся массовые как религиозные, так и светские мероприятия: фестивали, праздники, концерты и т.д.

Вблизи, к юго-западу от монастырского ансамбля находится церковь Девы Марии, построенная в 1994 году; а напротив южных ворот, что на площади, растет огромная и древняя сикамора, неизменно впечатляющая туристов.

Давно закрытый монастырь в Айя-Напе, в котором действующей осталась лишь церковь, в прошлом имел важное значение, не меньше, чем (основанный в конце XI века византийцами). Его посещали многие паломники, он был богат и владел несколькими подворьями и обширными землями. Таким образом, если запад Кипра славился Киккским монастырем, то восток - Айя-Напой.

В этой части Айя-Напы всегда интересно пройтись, в любое время дня. Поднимаясь все выше к воротам теперь уже Музея, мы можем видеть площадь с большими старыми деревьями, среди которых выделяется их аксакал - знаменитый огромный платан: каждая из ветвей которого как настоящее большое дерево и их подпирают специальные металлические конструкции.

Об этом платане Йоргос Сеферис (настоящее имя: Йоргос Сефериадис, греческий поэт-дипломат и нобелевский лауреат, 1900-1971 гг.) написал известное любому греку и киприоту стихотворение «Aγιάναπα Β» (она же «Сикамора»), где есть такие слова:

Под старый платан
ветер взвился и умчал
В замки на севере,
и нас не коснулся...

Не случайно, что площадь, на которую выходят врата и где произрастает этот могучий свидетель прошлых эпох, носит имя Сеферис...

Вечерами здесь становится особенно красиво: деревья имеют подсветку, а на городской площади, особенно в «летний» сезон, регулярно проводятся различные массовые культурные мероприятия.

Итак, подворье монастыря прямоугольное в плане с разновременными постройками, большой крытой галереей (у братского корпуса) и со старинным восьмигранным фонтаном посреди, украшенным изысканной резьбой в виде гирлянд и процветших ветвей. Слева от входа находится сувенирная, она же церковная лавка, где можно купить соответствующую продукцию и предметы культа. Напротив входа - любопытный стенд с планом монастыря и с подробной информацией в какое время было возведено то или иное сооружение: Средневизантийский (до 1191г.) - небольшие старые включения стеновых конструкций в районе ворот; Период крестовых походов (1191-1470-е гг.) - братский корпус, Венецианский период (1489-1571 гг.) - крепостные стены, надвратная башня, церковь; и Османский (1571-1878 гг.) - центральный большой фонтан, мельница и пристройка в виде просторной арочной галереи, вымощенной галькой, по правой стороне от южных ворот, ведущих в монастырь с площади.

Как сказано на информационном щите в глубине монастырского сада, точная дата основания монастыря не дошла до нашего времени, однако, как считают исследователи, его возводили в необитаемой лесистой местности, и он был посвящен Деве Марии (Богородица, Панагия - по-гречески).

Существуют две легенды о том, как он возник здесь.

По одному из местных преданий, в пещере, где теперь располагается церковь, охотник нашел однажды чудотворную икону Пресвятой Богородицы (Пресвятая Леса, ведь «Напа» означает «лес»). Собака охотника первой заметила исходивший из пещеры свет и лаем принялась звать хозяина, который приблизившись увидел образ Богоматери (сегодня исследователи предполагают, что икона могла быть спрятана в период иконоборчества, VII-VIII вв.). В пещере, в которой была найдена икона Панагии Напы (с течением времени ее стали чаще называть Святая (Айя) Напа, византийский период IX-X века), вероятно, жил когда-то аскет-подвижник. Итак, верующие вскоре начали посещать это священное место, чтобы поклониться образу. Как говорят, после обретения иконы, ее никогда не выносили за пределы пещеры, а в дальнейшем и из скального храма.

Однако известно и другое предание: о непослушной девушке из аристократической венецианской семьи, которая сбежала из-за отказа родителей выдать ее замуж за возлюбленного - простолюдина. И сегодня можно видеть в северной части двора над источником с декоративным навершием в форме головы дикого кабана возвышается двухэтажное здание, где когда-то и проживала венецианка. Около 1500 г. богатые венецианцы выстроили в этом месте церковь, вокруг которой со временем возник женский монастырь, позднее появилась римско-католическая часовня. Так постепенно создавался монастырь, каким он дошел до нашего времени.

Строптивая беглянка стала монахиней, а в конце ее жизни в центре двора монастыря была построена беседка (принято считать, что по распоряжению все той же венецианки), в виде квадратного в плане купольного сооружения. Там, в тиши она пожелала быть погребена, рядом с фонтаном.

Помните про гигантское древо, что до сих пор стоит у ворот бывшей обители? Говорят, что это - старейший реликт региона, а посадила его более 500 лет назад та самая девушка, с разбитым сердцем...

Итак, в монастырском храме есть три зала: самый древний - пещерный (его-то и относят к византийскому периоду), сюда ведет отдельный вход. Кстати, существование в этих местах христианской общины со времен Византийской империи подтверждают именно эта пещерная часть храма и источник (он же колодец, что был обнаружен рядом с пещерой, и известен своей исключительно чистой водой, которая считается святой) ... далее - условно называемый «венецианский», - сюда можно попасть через главный вход в храм; зал «крестовых походов» - также название дано по периоду возникновения (к нему ведет проход из «венецианского» зала).

Доподлинно известно, что свое название Айя-Напа получила еще до 1336 г., а первое историческое упоминание об этой местности относится уже ко второй половине XIV века.

Сделано оно было известным киприотом-летописцем Леонтием Махерасом (ок. 1380 года – первая половина XV века) в его «Хрониках» (издание: Machairas Leontios. Recital concerning the Sweet Land of Cyprus entitled Chronicle. Edited by R. M. Dawkins. Oxford 1932. Les Editions l’Oiseau, Famagusta) .

В XIV веке оставшаяся половина пещеры была включена в конструкцию возведенной церкви.

Изображения монастыря также можно обнаружить нанесенными на карты венецианцев в XVI веке: основные его постройки возводились в конце XV-XVI веках, когда Кипр находился под суверенитетом Венеции, и можно сказать, что знакомый нам сегодня облик он имел издавна.

Позднее (в XVII-XVIII веках) описания обители, окруженной мощными крепостными стенами, встречаются в дневниках, набросках и записях различных иностранных путешественников (среди прочих мы остановимся отдельно на двух именах, к которым вернемся чуть позже: Пьетро Делла Валле, итальянский путешественник, литератор; и русский монах-путешественник и писатель-исследователь Василий Григорович-Барский) и дипломатов: например, около 1750 года Александр Драммонд, шотландец, посол Великобритании в Сирии и автор труда «Travels through the different Countries of Germany, Italy, Greece, and parts of Asia Minor, as far as the Euphrates, with an Account of what is remarkable in their present State and their Monuments of Antiquity», посетил монастырь, где скопировал и привел в своей книге запись, датированную 1530 годом. В ней говорится о сводчатой надстройке в венецианском стиле, произведенной в те годы над юго-восточным входом и упоминание о более раннем двухэтажном здании к северу от храма.

Мраморный фонтан, находящийся под куполом беседки, выстроенной в середине внутреннего двора, по мнению специалистов, тоже может быть датирован XVI веком.

Таким образом ансамбль монастыря, дошедший до нашего времени, включает в себя постройки, преимущественно охватывающие XIV-XIX века: самая древняя конструкция - это нижний, пещерный храм в ансамбле двухнефной церкви в глубине двора (в прошлом она использовалась так же как Латинская часовня, от убранства которой фрагментарно сохранились фрески XV в.).

В 1571 году Кипр оказался под Османским владычеством. В отличие от других монастырей и церквей, этот разрушен не был. Более того, построенный изначально венецианцами, он, как предполагалось, должен был стать католическим, но пришедшие на остров турки передали монастырь православной общине острова. Мельница, вероятно, появилась в монастыре именно в период турецкого владычества.

Описание Пьетро делла Валле (1586-1652 гг.), побывавшего в ходе своих путешествий в Святой Земле, на Ближнем Востоке, в Северной Африке и Индии; сделанное в 1625 году, в точности соответствует современному нам облику бывшего монастыря. Автор так же сообщает, что монастырь Айя-Напы владел большим количеством земель.

В 1668 г. монастырь стал мужским. Вообще, в разное время монастырь служил то мужской, то женской обителью. К слову, на Кипре женские монастыри всегда были более населенные, чем мужские.

В первой половине XVIII века на Кипре, как известно, четыре раза побывал знаменитый русский монах-путешественник Василий Григорович-Барский .

Он посетил около 60 монастырей, в то время существовавших на острове, и оставил их зарисовки и подробные описания.

Василий Григорович-Барский, согласно ряду источников, посетил обитель в день ее престольного праздника 11 ноября 1734 года. Он отмечал, как много народу собиралось в монастыре на празднования.

Примерно в середине XVIII века вблизи от обители был построен первый дом будущей деревни. А самыми первыми жителями поселения стали приезжие из Фессалоники (Греция), которые покинули свою родину из-за случившейся в тот год эпидемии чумы. Разумеется, свое будущее название Айя-Напа получила от монастыря.

Что примечательно, после 1758 года монахи там более не проживали. Позже, в 1813 году постройки монастыря были отремонтированы и укреплены, но ими монашеское сообщество более не владело, так что монастырская собственность была сдана в аренду местным фермерам и здания использовались для нужд сельской общины.

Начиная с 1878 года, когда Кипр находился под британским господством, церковь монастыря становится приходской церковью.

В 1950 году был проведен капитальный ремонт - необходимая мера для сохранения исторических зданий.

В это же время на архиепископский престол избирается бывший митрополит Китайский Макариос III (1913-1977 гг.). Возглавив Кипрскую Православную Церковь в те суровые для нее годы, Архиепископ развернул широкую деятельность по освобождению Кипра от колонизаторов. В воскресенье 13 января 1952 года был совершен молебен в храме Явленного Образа Божией Матери (Панагия Фанеромени, что в Никосии). В специально составленной Макариосом III к этому торжеству молитве призывалась помощь Божия кипрскому народу в его стремлении освободиться от оков и достигнуть долгожданной свободы. После молебна Архиепископом была произнесена патриотическая речь и зачитано постановление кипрского греческого Всенародного собрания, в котором выражалась решимость православных греков продолжать борьбу за свою независимость. 13 декабря 1959 г. Архиепископ Макариос был избран президентом, а 15 августа 1960 г., после провозглашения Кипра Республикой он принял дела.

В годы руководящей деятельности Макариоса III монастырь был им рекомендован как наиболее подходящее место для создания Экуменического Вселенского конференц-центра.

В период с 1978 по 2006 год в монастыре проходили конференции представителей христианских церквей Ближнего Востока. [экуменизм, от греческого οἰκουμένη - «мир, Вселенная» - движение за объединение различных христианских конфессий и вероучений. Тенденции зародились еще на христианском Востоке во времена Средневековья. Современное понятие было введено в обиход в 1937 году теологами Принстонской семинарии; с тех пор преобладающая роль, соответственно, принадлежит протестантам - Е.К-Т.] .

В 2007 году, после воссоздания Константийской и Аммохостской митрополии монастырь перешел под ее управление, и по инициативе Митрополита Василиоса (Караянниса) здесь была основана Культурная Академия Св. Епифания Кипрского.

Основная деятельность академии сегодня нацелена на развитие и поддержание богословских и исторических исследований, а также организацию тематических встреч и конференций.

Поскольку после 1970 года некогда рыбацкая деревня стала мощно разрастаться и превратилась сегодня в развитый туристический центр в восточной части Кипра, представители Кипрской церкви считают, что возродить монастырь невозможно из-за его «окружения» шумным и активно развивающимся районом вечерней и ночной жизни, и развлечений: так что он и в будущем станет действовать только как приходской храм «на базе» Музея.

Тем не менее монастырь известен своими фестивалями, проходящими в сентябре каждого года: эти мероприятия нацелены на сохранение и популяризацию у населения и туристов старых культурных традиций страны.

Масштабные реставрационные работы здесь проводились совсем недавно, в 2009-2012 годах. Надо отметить, что они все еще частично продолжаются наравне с проведением исследовательских изысканий и сегодня: некоторые из бывших келий и построек все еще закрыты для доступа широкой публики, однако можно увидеть, что за некоторыми дверями складированы еще неописанные и неизученные артефакты (в большую щель меж рассохшихся створок я, например, успела заметить среди прочих удивительной красоты и мастерства исполнения образцы древней резьбы по камню, очень развитому с древности в данном регионе: фрагменты капителий, навершия водостоков и прочее), - все в рамках программы по сотрудничеству Греция-Кипр: 2007-2013 гг.

Вообще данный Музей охватывает очень широкий спектр артефактов, обнаруженных как непосредственно в окрестностях обители, так и происходящих из других регионов Кипра. Это, по преимуществу, археологическая коллекция с акцентом на традиционную керамику, архитектурные объекты и иконы, преимущественно кипрского происхождения.

Что интересно: большая часть исторических экспонатов происходит из частной коллекции архиепископа Макариоса III, а иконы были перевезены из церквей и монастырей, в настоящее время находящихся на оккупированных Турцией территориях так называемого Северного Кипра.

Стоит так же сказать, что увеличившееся число жителей Айя-Напы вызвало необходимость строительства нового храма, что и было осуществлено в 1994 году. Новая церковь, построенная на площади Сеферис, всего в 50 м к юго-западу от стен монастыря, также посвящена Святой Богородице. Обе церкви празднуют 8 сентября, день праздника Рождества Девы Марии. Здесь проводятся ежедневные службы Кипрской православной церкви, есть возможность исповедоваться и причаститься.

Адрес Музея: ул. Архиепископу Макариу III, пл. Сефери, Айя-Напа
Открыт: летом (май-ноябрь) 08:00 – 16:30, зимой (ноябрь-май) 08:00 – 15:00; по выходным круглый год – до 16:00
Вход свободный, пожертвования приветствуются.
Телефон: +357 23722584
Дополнительно: