Продажа спасательно подъемного судна карпаты. Служил я лейтенантом на северном флоте спс карпаты. На помощь "Черному принцу"

Судьба советская подводной лодки С-80 – одна из самых трагичных и загадочных в истории русского флота. Согласно официальной версии 26 января 1961-го года в ходе обычного рейда субмарина затонула в Баренцевом море из-за попадания в нее забортной воды и фатальных ошибок экипажа. Тем не менее, в истории гибели лодки присутствует слишком много белых пятен.

Субмарина С-80 была построена по проекту 613 в 1950-ом году. По типу она относится к дизельным подлодкам с крылатыми ракетами («Whiskey Twin Cylinder» согласно классификации НАТО). За период с 1957-го по 1959-ый годы на ней были проведены работы по модернизации по проекту 644. В результате этого добавилась новая астронавигационная система «Лира» и два контейнера с крылатыми ракетами.

Подводная скорость С-80 составляла 10 узлов, а предельная глубина погружения достигала 230 метров. Длина ее была семьдесят шесть метров, ширина корпуса (максимальная) – 6,6 метров. Силовая установка включала в себя: два дизеля по 2000 л.с., четыре электродвигателя (два гребных и два экономичного хода), аккумуляторные батареи. Вооружение составляли четыре торпедных аппарата, установленных в носовой части (533-мм), и пара стратегических крылатых ракет П-5. На борту лодки, когда она отправилась в свое последнее плавание, находилось пятнадцать офицеров, шестнадцать старшин и тридцать семь матросов основного и запасного экипажей.

Ракетная подлодка С-80 (первая из проекта 644), приписанная к Северному флоту, затонула в Баренцевом море 26 января 1961-го года в результате попадания воды через шахту РДП, а нашли субмарину благодаря наводке местных рыбаков лишь спустя семь лет – 23 июня 1968-го года – на 196-метровой глубине в точке, имеющей координаты 70.01’23” северной широты и 36.35’22” восточной долготы. Лодка была обследована при помощи спускаемой подводной камеры и, после того как результаты анализа были рассмотрены правительственной комиссией, ее решили поднять. Экспедиция особого назначения формировалась долго и тщательно. Возглавил ее капитан первого ранга Сергей Минченко. Перед ним стояла очень сложная задача поднять подлодку с глубины почти в двести метров. Специально для этой работы на место, где лежала утонувшая субмарина, прибыло спасательное судно «Карпаты», имевшее специальное устройство для подъема подобных судов. Водный район охранялся отрядом тральщиков и эсминцем.

Операция «Глубина» проводилась силами ЭОН-10 Северного флота. Она началась 9 июня 1969-го года и проходила в два этапа. Сначала лодку оторвали от грунта и подвесили на подкильных приспособлениях из стропов, а затем судно «Карпаты» подняло лодку до семидесятиметровой глубины и отбуксировало в прибрежный район. Далее ее поднимали уже при помощи водолазов и понтонов. 12 июля С-80 была доставлена в бухту Завалишина, где и была опущена на грунт на пятидесятиметровой глубине. 24 июля 1969-го года операция была успешно закончена, С-80 оказалась на поверхности воды.
В августе начала работу правительственная комиссия, возглавляемая вице-адмиралом, Героем Советского Союза Григорием Ивановичем Щедриным. В результате ее деятельности были восстановлены события, повлекшие за собой гибель субмарины. 26 января 1961-го года С-80, отрабатывая задачи по одиночному плаванию в Баренцевом море, шла на перископной глубине при температуре -5 градусов Цельсия и волнении около 6 баллов. Примерно в 01 часов 27 минут лодка стала уходить ниже перископной глубины, что привело к попаданию воды в шахту РДП. Обогрев поплавкового клапана был отключен, поэтому он обледенел и не сработал. Когда машинист обнаружил поступление воды в пятый отсек, то ошибся и вместо закрытия захлопки РДП повернул маховик комплекса «Лира». Мотористы, сделавшие попытку вручную закрыть второй воздушный запор шахты РДП, уже не успели этого сделать – шток клапана погнулся под давлением воды. В возникшей чрезвычайной ситуации экипаж допустил две ошибки – вовремя не использовал систему продувания аварийно-балластных цистерн и не дал ход гребными электродвигателями. После того, как скорость С-80 упала до нуля, лодка ушла на глубину кормой вниз и вошла в грунт.

Когда все семь отсеков субмарины были осушены, лодка смогла самостоятельно держаться на воде. Большинство записей в корабельных журналах были разъедены морской водой. Следов пожара не наблюдалось, а согласно показаниям найденных корабельных часов было установлено, что авария произошла в считанные мгновения. Первый, пятый, шестой и седьмой отсеки не имели разрушений. Переборки второго, третьего и четвертого отсеков были уничтожены, причем обе переборки третьего отсека были вообще сметены силой, действующей по направлению от кормы к носу. В четвертом (аккумуляторном) отсеке палубу выгнуло вверх. В результате взрыва все, кто находился в четвертом (включая тех, кто успел перейти сюда из пятого), третьем, втором отсеках и боевой рубки погибли. Команды шестого и седьмого отсеков собрались вместе и попытались выйти из лодки, использовав аппараты «ИДА-51». Однако они не успели, переборка в концевой отсек дала трещину, и вода быстро затопила его. Оставшиеся в первом отсеке люди боролись дольше всех. Они грамотно и последовательно выполнили все установленные в подобных случаях мероприятия по борьбе за живучесть. Вода заполнила отсек только через несколько дней….

Все это легло в основу официальной версии произошедшей трагедии. Теперь обратимся к свидетельствам очевидцев. Ниже приведена выдержка из характеристики тридцатишестилетнего командира С-80, капитана третьего ранга Анатолия Ситарчика данной его бывшим начальником, легендарным советским подводником, участником Великой Отечественной войны, командовавшим с 1972-го по 1977-ой годы всем Северным флотом, Георгием Михайловичем Егоровым: «Подлодки с крылатыми ракетами были новыми, сложными по управлению и устройству кораблями. Поэтому мы нередко выходили на них в море, изучали командиров и прочий личный состав. Именно тогда я обратил на одного внимание. Он часто нервничал в море и допускал оплошности, что для подводника недопустимо. Не раз я просил командующего подводными силами контр-адмирала Г.Т. Кудряшова отправить его на проверку психологического состояния, но этого так и не сделали».

О произошедшей катастрофе вице-адмирал написал: «Я лично выходил в море на этой лодке, чтобы проверить корабль и все его системы. Было проведено глубоководное погружение с уходом на глубину до 170 метров. Проведенные испытания показали, что сама подлодка и ее механизмы удовлетворяют всем требованиям. Но к командиру корабля возникли серьезные претензии. Потому я и отдал приказ начштабу дивизии Н.М. Баранову лодку в море не пускать, заняться подготовкой личного состава и командира на базе».

Однако это распоряжение не выполнили. Субмарина С-80 была отправлена на выполнение очередной плановой задачи. Георгий Михайлович находился на плавбазе «Иртыш», когда узнал, что лодка ушла в море. Из дальнейших воспоминаний Егорова: «По многим признакам чувствовалось приближение шторма, поэтому, ссылаясь на прогноз погоды, я дал радиограмму: «В связи с близящимся ураганом прошу срочно возвратить на базу ПЛ С-80». Также мною была отдана команда направить часть лодок с рейда в море и погрузиться на глубину в назначенных районах. Расположившись на мостике плавбазы «Иртыш», болтавшейся на якорях от ураганного ветра, достигавшего 25-30 метров в секунду, я по локации наблюдал за состоянием судов на рейде. Периодически докладывали командиры лодок. От подводной лодки C-80 пришла радиограмма, но так как она шла штабу подводных сил, раскодировать ее мы не сумели. Я ошибочно решил, что была выполнена моя просьба, что лодка направляется на базу и командир подтвердил приказание о возвращении. На рассвете ко мне пришел доклад: «Узел связи флота вызывает подлодку С-80. Ответа нет». С ураганом шутки плохи, и возникло немало предположений о причинах того, почему замолчал корабль. Если командир C-80 распоряжения о возвращении на базу не получил, он должен был пойти на погружение для того, чтобы укрыться под водой от шторма. Но к несчастью, мои сомнения относительно способностей командира подтвердились».

Однако есть об этом подводнике и другие суждения. Например, бывший лейтенант, а теперь Герой Советского Союза, вице-адмирал запаса Евгений Чернов помнит командира С-80 абсолютно другим человеком: «Это был грамотный, смелый и решительный мужчина. Его отец был генералом и авиатором, погибшим на войне. А он выходил в море в его летном шлеме и перчатках. Не знаю только, взял ли Анатолий их с собой в последний поход…».
Первоначальные поиски лодки длились сравнительно недолго. Через неделю – 3 февраля – рыбаки с траулера Т-38 нашли у себя в трале аварийный буй с подлодки. Но никто из них не мог сказать, где именно буй был пойман. На карты нанесли район, где он мог быть оборван штормом. До 16 февраля субмарины активно искали С-80. Если бы тогда спасатели взяли всего на полторы мили севернее, то смогли бы отыскать лодку. Но семидесятую параллель никто так и не пересек. Хотя, даже если бы ее тогда и нашли – помочь не смогли бы ей ничем. Судоподъемное хозяйство по хрущевской воле пребывало в запустении. А едва развитая аварийно-спасательная служба флота была не в состоянии поднять подобную лодку с такой глубины. Главком ВМФ СССР смог «под аварию» выбить у государства денег на развитие спасательных средств. А позднее было спроектировано и построено специальное судно, предназначенное для подъема затонувших подлодок.

Это остатки подлодки С-80 644 серии на Баренцевом море.

А вот, что вспоминал сам Минченко, возглавлявший операцию по подъему лодки: «С-80 была отбуксирована в бухту Завалишина, а там установлена на понтоны. Что с ней было делать дальше? Специалистами из минно-торпедного управления неоднократно заявлялось, что торпеды, которые пролежали под водой много лет, при осушении отсеков могут взорваться от перепада давления. Им практически удалось убедить руководство подорвать лодку, не пытаться рискнуть, не извлекать тел погибших. Весь смысл нашего огромного труда при этом пропадал – ведь мы поднимали лодку, чтобы узнать, почему моряки погибли! Вечером ко мне пришел минер, кавторанг. Попросил дать ему проникнуть в первый отсек и осмотреть торпеды. Риск был огромный, но я все же разрешил. Было необходимо узнать все обстоятельства катастрофы. И ночью мы пошли на С-80. Одетый в легководолазное снаряжение кавторанг исчез в люке. Я его страховал. Потом он вынырнул, посмотрел мне в глаза и сказал: «Не взорвутся». Утром я доложил, что можно работать. Спросили почему. Рассказал начальству про вылазку. За самовольство, конечно, взгрели. Но председатель комиссии – вице-адмирал Щедрин, Герой Советского Союза – приказал осушить отсеки. Потом перешли к самой тягостной части работы – извлечению тел».

Далее стоит обратиться к рассказу ветерана-подводника вице-адмирала Ростислава Филоновича Дмитриевича: «Я первым вошел в отсеки С-80. На это право претендовали политработники, особисты, но было вынесено решение, что субмарину сначала должен осмотреть кораблестроитель. В лодку я вошел с кормы – через аварийный люк в седьмом отсеке. Подводники были лицом вниз. Все – в соляре, выдавленной из топливных цистерн внутрь корпуса. В первом, третьем, втором и седьмом отсеках были воздушные подушки. Большая часть тел была извлечена именно из отсеков в носу подлодки.

Удивительно, но тела хорошо сохранились, многих я узнавал в лицо…. Удар похоже шел из пятого отсека с дизелями, почти все, кто был извлечен из третьего и четвертого отсеков, были с размозженными головами. Те, кого сталь спасла от мгновенной смерти, погибли от удушья. Страшный конец. Все кислородные баллончики дыхательных аппаратов были пусты. Но предварительно моряками был стравлен весь сжатый воздух парогазовых торпед в носовой отсек. Тяжелейшую пытку выдержали не все. Во втором отсеке был найден мичман, замкнувший руками шину, по которой шел многоамперный ток. Один матрос затянул на своей шее петлю, лежа в койке. Так и пролежал в ней все семь лет. Другие держались до последнего. На крышке нижнего люка в боевой рубке были найдены старпом В. Осипов и командир ракетной боевой части В. Черничко. В момент аварии один из них нес командирскую вахту, другой – как вахтенный офицер стоял на перископе. Командир С-80 и его дублер В. Николаев были найдены в жилом офицерском отсеке. Видимо они спустились на ночной завтрак в кают-компанию. Непоправимое случилась очень быстро – они едва успели выбежать в проход отсека…».

Похороны экипажа С-80.

Юрий Сенатский, бывший главный инженер экспедиции особого назначения, так говорил об увиденном: «В бухту Завалишина пригнали средний десантный корабль. В трюме установили столы патологоанатомов. Врачи оттирали спиртом лица погибших и изумлялись: щеки мертвецов были розовыми. Кровь в их жилах даже не успела свернуться. Доктора уверяли, что на запасах отсечного воздуха подводники могли продержаться неделю. Неделю они ждали помощи…. Тела погибших были преданы земле в общей могиле возле поселка Оленья Губа в Мурманской области. Кадровики провели свой ритуал – сожгли удостоверения погибших мичманов и офицеров. А капитан первого ранга Бабашин должен был проделать еще одну непростую вещь – разослать родственникам умерших их личные вещи. Для этого купили несколько десятков чемоданов, положили в них тельники, бескозырки, книги, письма…. И отправили по Союзу».

Патриарх отечественного судоподъема Юрий Константинович Сенатский появился на свет в 1924-ом году в Архангельске. В 1944-ом за проявленное мужество в боях при высадке морского десанта на острова Балтийского моря Даго и Эзель был награжден орденом Красной Звезды. С 1974-го по 1987-ой годы работал заместителем начальника, главным инженером аварийно-спасательной службы военно-морского флота нашей страны. Непосредственно участвовал в подъеме со дна моря более пятидесяти кораблей, в том числе четырех подводных лодок. Именно Сенатский разработал в 1969-ом году оригинальную методику подъема ракетной субмарины С-80, затонувшей в Баренцевом море. В октябре 1981-го года Юрий Константинович руководил спасением экипажа и подъемом с тридцатиметровой глубины С-178. В 1983-ем году на Камчатке он возглавлял операцию по спасению личного состава и подъема с сорокаметровой глубины атомной субмарины К-429.

А вот собственно, что рассказал сам Бабашин, сослуживец капитана-лейтенанта Виктора Черничко: «Витя остался в нашей памяти как гитарист, весельчак, спортсмен. Нос его был слегка кривоват, но это даже шло ему. При этом он был добрым семьянином, отцом двоих детей. Заядлым боксером и лыжником. Иногда прямо на лыжах прибегал к подъему флага…. Ракетчик высокого класса, выпускник Севастопольского военно-морского училища имени Нахимова. Успел получить назначение на ракетную лодку 651-го проекта. В море мог не ходить. Но решил подготовить преемника – Колю Бонадыкова, командира ракетной группы. Всем говорил: «Последний раз схожу…»

Специальное спасательное судно "Карпаты".

Почему же затонула С-80? А этот счет существует несколько версий. Дизельная торпедная подлодка, которая могла нести крылатые ракеты – испытательная платформа мощного советского оружия. Сергей Минченко говорит следующее: «Вертикальный руль С-80 – двадцать градусов на левый борт – свидетельство того, что подлодка была вынуждена резко отвернуть, чтобы не столкнуться с чем-то или кем-то. Каких-либо рифов или скал там не было. Может быть, лодка попыталась разойтись с неизвестным судном…».

Что это могло быть за судно, внезапно оказавшееся на полигоне боевой подготовки. Ни рыболовецких траулеров, ни советских кораблей там быть не могло, это подтверждается всеми оперативными службами. Если вспомнить насколько часто близ Кольского полуострова появлялись и продолжают появляться чужие подводные лодки, то можно предположить, что подводниками был замечен чужой корабль-разведчик. Может быть, поэтому моряки и решили совершить роковой маневр.

Информацией на сей счет поделился и Евгений Чернов, вице-адмирал запаса, бывший старпом этой подлодки, который незадолго до ее гибели был переведен на другое судно: «Подлодки не должны тонуть при срочном погружении, даже если обмерз поплавковый клапан. Подача воздуха к дизелям перекрывается мощной захлопкой. Как только С-80 начала уходить на глубину, моторист стал перекрывать воздушную магистраль, из которой била вода. Матрос рычаг отжимал вправо, а нужно было влево. Жал с такой силой, что погнул шток. Думал, что перекрывает, но открыл по максимуму. Почему так произошло? Матроса этого прикомандировали с другой лодки. Там воздушная магистраль перекрывалась именно поворотом рукоятки вправо. А он об этой особенности не знал. Следовательно, виновен в том, что лодка затонула тот, кто не предупредил моряка об этом. Кто бы это ни был, обвинять его теперь бессмысленно, тем более, на подлодке было еще семь человек таких же «чужаков».

"Если хочешь жить в уюте, отдыхай в чужой каюте" - морская офицерская поговорка российского царского флота.

На день грядущий Защитника Родины вдруг вспомнил службу на флоте и товарищей, и потянулась вереница воспоминаний как спираль ДНК со взломанными кодами - частичными провалами в моей памяти. Нет, я помню все, а иногда даже до мельчайших событий. Не забывается такое никогда. Вот только имена затерялись где-то там, в дымке густого непроглядного тумана, вечно стоящего той зимой над акваторией Кольского залива... тогда говорили - залив парит.

СПС КАРПАТЫ - спасательно-подъемное судно Краснознаменного Северного флота СССР. Я там служил лейтенантом однажды в 1986 году, мне было 27. Не устоял от соблазна побывать там, где служили деды и прадеды, когда позвонили из военкомата г. Петрозаводска с деликатным вопросом:"Послужить не желаете родине?" Академия Наук и жена были, конечно же, абсолютно не против. Так я расположился уютно в поезде Петрозаводск - Мурманск, и стал медленно и верно расписывать новые военно-морские страницы моей судьбы под с трудом запоминающиеся звуки таинственной мелодии движущегося в Никуда поезда. Под стук колес весело было размышлять о том, что будет дальше.

Тук-тук, тук-тук, тук-тук....
"Вам чаю принести или вы уже спите?" - голос проводницы гармонично вплетается в какофонию звуков.
"Ну, как же так, души не чая, с утра не пить ни капли чая?"
"Конечно мы пьем - всё,всегда и везде! Несите, пожалуйста, всё, что у вас имеется."
По крайней мере, думал я, проблем я не боюсь, и будучи автором морских узлов, способен каждую из них так завязать,переплетя друг с другом, что след их всех исчезнет навсегда.
Как жаль, я фотика не взял с собой, а в кителе морском с погонами я выглядел совсем неплохо!
До взрыва военного склада с ракетами и торпедами, расположенного внутри скал под Североморском, оставались фактически дни...
До крушения американского космического корабля Челленджер оставались недели.
А до трагедии Чернобыля мы жили спокойно только 4 месяца.
До рождения третьего ребенка, моей младшей дочери Валерии, оставалось 18 месяцев.
Но про все это, и печальное, и радостное, я еще не знал, а только собирался быть поставленным перед фактом налицо.
А дальше было как в фильмах ужаса и совсем не для повзрослевших детей....
(продолжение следует после хорошей выпивки

.............................................
.............................................
.............................................

Счастливый конец

После окончания срока службы я отплывал от судна на маленьком катере на туманный берег Кольского залива в сопровождении старого седоволосого мичмана. На прощание он попросил меня с большой грустью в голосе:"Пожалуйста, там на берегу, не рассказывайте (о том, что видели)". Ему, бывалому морскому волку, было стыдно за флот, доведенный до ручки.

Сегодня ситуация на флоте и в армии не стала лучше. Благодаря таким доморощенным мудакам как Анатолий Сердюков, Дмитрий Медведев, Анатолий Чубайс, Сергей Иванов, Сергей Шойгу (Хужеедович) и их окружению, все стало гораздо хуже. Вот почему сегодня я понимаю покойного отца-фронтовика намного лучше. А он вкладывал большой подтекст в одно лишь слово о тех, кто в Кремле, - СЛАБАКИ.

Послесловие.
Чтоб обосрать морскую славу, какой-то член купил мистралю...
Доколе будут на Руси народом править мудаки?

А для вас, читатель, пока предлагаю познакомиться со следующим материалом...
Вот нашел в интернете заметку человека неравнодушного к... http://old.vdvsn.ru/papers/ks/2011/02/17/85056/

ПРАВДА О КУРСКЕ
https://www.youtube.com/watch?v=StZDG_iT5bk

Какая всё-таки гнида этот путин! (АПЛ "Курск")
https://www.youtube.com/watch?v=iBo_ckeNlRw

Курск потопила американская подлодка, всего было 2 подлодки США около Курска. Одну из них, которая таранила корпусом Курск, командир Курска решил торпедировать. Были открыты крышки торпедных аппаратов. Вторая амер. подлодка, услышав громкий звук открывающихся крышек торпедных аппаратов, решила упредить атаку наших, выпустив торпеду в Курск, которая взорвалась по правому борту (фото дыры от взрыва не показывают, так как вскорости отрезали всю носовую часть лодки так, чтобы не было и намека на пробоину. но и теперь видно, что срез сделан не строго поперек корпуса, а под углом, то есть по линии, соответствующей направлению движения атаковавшей торпеды). В результате было 2 взрыва: первый взрыв - взрыв атакующей американской торпеды, а второй взрыв - взрыв боекомплекта Курска. Первая ам. подлодка сразу после этого стала на ремонт в Норвегии. Чтобы загладить вину, Клинтон предложил Путину через Примакова деньги - порядка 100 млн долларов. Путин согласился. Примаков на одном из видео, стоя на втором плане от Путина, откровенно смеялся, обсуждая эти вопросы, пока Путин отвечал на вопросы журналиста в камеру...Я был уже в Канаде на тот момент и по американскому ТВ все рассказали. По ТВ в Торонто я даже случайно узнал о событиях 80-х годов, когда американцы, используя дорогущую спец миниподлодку подключились к подводному кабелю от Кремля к Североморску и прослушивали наших все эти годы....Я в те годы работал в Белом море в экспедициях летних и зимних. Лодка та обошлась им в 3 млрд долларов, но со слов рассказчика, стоила того. Так что во время учений Северного флота в августе 2000 г. американцы все слышали - все приказы и сообщения.... Не зря в записке одного погибшего подводника была запись - "НАС УБИЛИ". Не уверен, что сегодня штаб северного флота не прослушивается...Но об этом узнают другие поколения иммигрантов...

Александр Маринеско. Атака века.
https://www.youtube.com/watch?v=sAi7ww-91_s&spfreload=1

Степан Демура. Июнь 2015 О реальном состоянии армии
https://www.youtube.com/watch?v=UtcbBxi8G8s

7 сентября 2015, 03:20
В Атлантике испытывают новейшее океанское спасательное судно «Игорь Белоусов»

Смотрите фильм номер 5 о первых в мире подводно-спасательных работах, про американского изобретателя спасательного колокола и многом другом по этой теме -

Владислав ЖУКОВСКИЙ Нынешнее Положение дел в Вооруженных Силах России (05.09.2016)
https://www.youtube.com/watch?v=Bx0wb_ru1o4

Валентин КАТАСОНОВ Экономика России тенезирована, криминализирована...ЧАСТЬ-1 (04.09.2016))
https://www.youtube.com/watch?v=mcG_ENQm3D0

Лекция о глобальной коррупции в банковской системе
https://www.youtube.com/watch?v=tBYXrJUm1v4

ВОЙНА
Военная кинохроника

Ужасная правда о войне без вымысла и мифов от писателя фронтовика В. Астафьева.
https://www.youtube.com/watch?v=o1Vg9vvvnSY

Фильм запрещенный Путиным в России и СССР Секретный архив НКВД
https://www.youtube.com/watch?v=WoPAP3Jt3BE

Дата публикации: 28.06.2017 12:28

Корабли, как люди, рождаются громко. Спуск на воду корабля, как рождение человека - это муки, радость, гордость, цветы и тосты. Корабли и живут, как люди. Неслучайно моряки приписывают каждому кораблю - душу.

И у каждого корабля - свой неповторимый характер и своя судьба. Их встречают с радостью из похода, награждают, холят и лелеют, лечат и бросают. Корабли могут прощать ошибки экипажу и мстить командиру. И умирают корабли по-разному. Нередко, как люди. С поднятыми флагами в бою. Или забытые и брошенные, преданные и проданные, оставляя в судьбе многих членов экипажей не чернильные строки в послужных списках, а яркие литеры, из которых складывается всего два слова: «Долг» и «Честь». Ибо живут и служат корабли все-таки не за награды. 11 сентября 1963 года на Черноморском Судостроительном заводе имени 61 коммунара в Николаеве было заложено головное спасательно-подъемное судно, получившее, как это бывает обычно, заводской строительный номер — № 1901. Тактико-техническое задание на его проектирование было выдано ленинградскому Западному Проектно-Конструкторскому бюро ВМФ еще в 1958 году. Главным конструктором судна был А.Г. Минаев, а главным наблюдающим за строительством - капитан 1 ранга А.О. Смукул. 24 декабря 1964 года судно спустили на воду, торжественно дав ему имя — .Карпаты... Первым командиром судна стал капитан 2 ранга Валерий Кузьмич Драгунов. 19 мая 1967 года на.Карпатах. подняли Военно-морской флаг, а 30 сентября того же года завершились ходовые испытания и судно было принято в состав ВМФ. Уникальность.Карпат., как головного спасательно-подъемного судна проекта 530, по непонятной причине так и не пошедшего в серию, заключалась в том, что это было первое отечественное судно с комплексом гидрологических поисковых станций, подводных телеустановок, эхотралов, буксируемых металлоискателей, позволяющие вести поисково-спасательные работы без помощи водолазов на глубинах до 250 - 300 метров. Основным назначением судна являлось спасение экипажей и подъем аварийных подводных лодок, включая полностью затопленные, подъемной массой до 800 т с глубины до 300 м. Главное судоподъемное устройство сконструировали инженеры В.Н. Чесноков и В.З. Беззубов. Всех поражало необычно мощное кормовое окончание.Карпат., возвышавшееся даже выше носа судна, и представлявшее собой, по сути, кран-балку или крамбол для крепления двух грузовых устройств номинальной грузоподъемностью по 200 тонносил каждая. Кроме того, еще два устройства с такой же грузоподъемностью располагались средней части судна в сквозных шахтах. Для спасательных работ использовался комплекс водолазных станций, спасательных и водолазных колоколов, водолазных беседок, а впоследствии.Карпаты. могли нести и 1 — 2 автономных подводных аппарата. В 1968 году судно перешло из Севастополя в Североморск, где вошло в состав экспедиции особого назначения ЭОН-69, занимавшейся подъемом подводной лодки.С-80... Эта подводная лодка, перестроенная по проекту 644 в ракетную, пропала без вести со всем экипажем в Баренцевом море в 1961 году. Работы по подъему.С-80. с непосредственным участием.Карпат. начались 22 июня 1969 года. Это была первая в нашей стране операция судоподъема с глубины 190 метров. Уже 5 июля лодку удалось приподнять на 5 метров над грунтом, а затем переместить на 60 метров в сторону берега. 10 июля.С-80. вновь приподняли над грунтом. И.Карпаты., двигаясь малым ходом, через 38 часов доставили лодку под своим корпусом в губу Териберка. Там лодку положили на грунт на глубине 51 метр. К работе приступили водолазы - и 24 июля 1969 года рубка подводной лодки.С-80. через 8 долгих лет появилась над поверхностью воды. В июне — июле 1970 года.Карпаты. на Белом море произвели успешный испытательный подъем макета подводной лодки с глубины 270 метров, чем полностью подтвердили свои возможности и предназначение. В 1975 — 1977 годах.Карпаты. выполнили на Черном море комплекс работ по подъему с глубины 127 метров отдельных конструкций, оружия и вооружения общей массой более 100 тонн, а также разделке под водой взрывами корпуса большого противолодочного корабля.Отважный., погибшего в 1974 году. В дальнейшем.Карпаты. на Черном море, на Севере и на Балтике активно готовили водолазов - глубоководников, способных работать на глубинах до 100 и более метров. На разных морских театрах экипаж судна многократно отрабатывал организацию помощи затонувшим подводным лодкам, обеспечивал различные глубоководные испытания, обследовал подводные кабель-трассы. Благодаря.Карпатам. был оборудован рейд Североморска, где и сегодня могут стоять самые большие корабли Отечественного ВМФ - тяжелый авианесущий крейсер.Адмирал флота Советского Союза Кузнецов. и атомный тяжелый ракетный крейсер.Петр Великий... На счету.Карпат. подъем ракетного катера.Р-82. — с глубины 122 метра, торпедолова.ТЛ-993. — с глубины 150 метров, вертолета Ка-25 — с глубины 130 м. В 1988 году.Карпаты. перешли на Балтику, а после ухода нашего флота из Прибалтики местом постоянного базирования судна стал Кронштадт. В лихие 90-е годы экипаж поддерживал техническое состояние своего судна всеми доступными средствами, благодаря энергии и инициативе командира судна капитана 2 ранга Сергея Ивановича Ляшенко. Однако из-за отсутствия топлива до июля 1997 года.Карпаты. в море не выходили. В 1997—2000 годах на.Карпатах. проводили различные учения по оказанию помощи аварийной подводной лодке и продолжали готовить водолазов, хотя отработка водолазов-глубоководников проводилась только эпизодически, из-за отсутствия гелия для приготовления газовых дыхательных смесей. После гибели атомной подводной лодки.Курск. на спасательное судно не сразу, но все же обратили серьезное внимание - и в 2002 году поставили на ремонт в Кронштадтский Морской завод. Увы! Несмотря на огромные затраты, ремонт так и не был завершен, а после объявления в 2008 году Морского завода банкротом судно вернули на Усть-Рогатку и выставили на торги. Началась работа по его списанию и разборке. 11 сентября 2009 года на.Карпатах. спустили флаг судов Аварийно-спасательной службы ВМФ. Попытка Музея истории Кронштадта обратить внимание военного командования на.Карпаты. с целью сохранить судно, как памятник истории техники России, только привела к ускорению демонтажных работ. Накануне грандиозного морского парада в Кронштадте, по случаю празднования 18 мая 2013 года 310-й годовщины со дня рождения Балтийского флота, .Карпаты. убрали.с глаз долой.: перевели с УстьРогатки в Военную гавань, где судно и простояло последние 4 года. 27 мая 2017 года три буксира вытянули.Карпаты. из Военной гавани и молча потащили их на разделку в Санкт-Петербург. И лишь немногие посетители Петровского парка да случайные туристы могли наблюдать за этой операцией, не понимая, что конкретно происходит: как уводили обреченное отныне на вечную славу и смерть судно. Корабли, как люди: живут, пока могут…

Евгений КОБЧИКОВ, Музей истории Кронштадта
Фото Антона ПОТАПОВА


СЛОВО О СПС "КАРПАТЫ"

ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА
О СПАСАТЕЛЬНО-ПОДЪЕМНОМ СУДНЕ "КАРПАТЫ"

Головное и единственное в стране спасательно-подъемное судно "Карпаты"построено на заводе им. 61-коммунара в г. Николаеве по проекту 530 Западного Проектно-Конструкторского бюро г. Ленинград. Главный конструктор А.Г. Минаев, Главный наблюдающий за проектированием капитан 1 ранга А.О. Смукул (1 ЦНИИ МО кораблестроения ВМФ).
Судно заложено в 1963 году, спущено на воду в 1964 г.
Основным назначением корабля является спасение экипажей и подъем аварийных подводных лодок, включая полностью затопленные, подъемной массой до 800 т. с глубины до 300 м.
19 мая 1967 г. на корабле поднят Военно-Морской флаг.
30 сентября 1967 г. окончены ходовые испытания и корабль принят в состав ВМФ.
В 1968 г. корабль выполнил переход из Севастополя в Североморск и вошел в состав ЭОН (экспедиции особого назначения), целью которой был подъем подводной лодки С-80, погибшей со всем экипажем в Баренцевом море в 1961 г.
С 20 июня по 20 июля 1969 года после подготовительных работ кораблем произведен подъем подводной лодки с использованием кормовых гиней и понтонов. Максимальная нагрузка на каждую кормовую гиню в отдельности доходила до 320 тонн. Судоподъемная операция была выполнена впервые в истории морского судоподъема с глубины 190 метров.
После расформирования ЭОН корабль вошел в бригаду АСС тыла Северного флота и продолжал нести службу в составе соединения спасательных судов СФ.
В июне-июле 1970 года на Белом море судном поднят макет подводной лодки с глубины 270 метров.
В 1970 году корабль участвовал в учениях "Океан" как корабль управления бригады обеспечения в Северной Атлантике и Северном море.
С 1970 года по 1974 год выполнял глубоководные водолазные работы, а также проводил испытания и обеспечивал боевую подготовку подводных лодок в различных районах Белого и Баренцева морей.
В июне 1975 года после восстановительного ремонта СПС «Карпаты» совершило переход из Североморска в Севастополь для выполнения судоподъемных работ на затонувшем 30 августа 1974 г, в результате взрыва, большом противолодочном корабле "Отважный".
С сентября 1975 года по декабрь 1978 год судном выполнялись работы по разделке на глубине 127 метров и подъему на поверхность корпусных конструкций, оружия и вооружения "Отважного". На поверхность были подняты четыре антенных комплекса "Турель", "Ятаган", носовая мачта, учебная торпеда, шлюпка, детали оборудования и корпуса в районе взрыва и другое наиболее ценное оборудование корабля. Общая масса поднятых конструкций и оборудования составила свыше 100 т. В очищенный от выступающего оборудования корпус корабля в расчетных местах заложено 103 тонны специальных взрывчатых веществ. После этой работы «Карпаты» снялось с рейдового оборудования и вышло из района.
Подрыв заложенных взрывчатых веществ произведено с борта спасательное судно «СС-26» в декабре 1977 года.
В 1978 году корабль возвратился в Североморск.
В ноябре 1978 года судном выполнена постановка 150-тонного массива на глубину 130 метров для обеспечения безопасной стоянки авианесущих кораблей на рейде г. Североморск.
С 1978 года по 1982 год СПС Карпаты выполняло глубоководные спуски и водолазные работы, а также проводило испытания и обеспечивало боевую подготовку подводных лодок в различных районах Баренцева и Белого морей.
В феврале и мае 1982 года экипажем судна выполнены постановки на рейде г. Североморск еще двух 150-тонных массивов на глубину 130 метров, для обеспечения стоянки крупнотоннажных кораблей.
В мае-июне 1983 года выполнен подъем ракетного катера "Р-82" с глубины 122 метра в Баренцевом море с последующей его буксировкой в губу Порчниха.
С июня по август 1985 года выполнены работы по подъему торпедолова "ТЛ-993" с глубины 150 метров в Баренцевом море с последующей буксировкой в г. Североморск.
С 1985 года по 1986 год корабль выполнял глубоководные работы и задачи по проведению испытаний и обеспечению боевой подготовки подводных лодок.
В 1987-1988 годах осуществлен подъем вертолета К-25 с глубины 130 м в Баренцевом море. В 1988 году корабль совершил переход на Балтийском море в г. Лиепаю для ремонта и модернизации.
С 1993 по 199З год корабль обеспечивал работы ПСС на Балтийском море.
В 1993 году корабль выполнил переход в г. Кронштадт к месту настоящего базирования.
С 1994 по 1995 год проводились работы по ремонту механизмов, устройств и технических средств корабля. Полностью введен в строй глубоководный водолазный комплекс.
В 1996 году водолазными специалистами корабля осмотрено 37 кораблей и судов, проведено 96 глубоководных водолазных спусков, отработано 15 водолазов, подготовлено 4 водолаза-взрывника. Водолазными специалистами и экипажем корабля осмотрено 30 кораблей и судов ЛенВМБ, подготовлен, поднят и отбуксирован в г. Ломоносов морской трамвайчик из яхт-клуба г. Санкт-Петербурга. Проведена отработка 15 водолазов-глубоководников в р-не о. Мощный на глубине 60 метров. При участии водолазов СПС "Карпаты" на ВМ-250 в заливе Киряволохти (оз. Ладога) выполнен подъем вертолета МИ-8, а также проведен осмотр корпуса, заделка пробоин, откачка воды, снятие с мели и буксировка с помощью ПЖС-282 ПСКР "Байкал" в районе г. Приморска. В Ленинградском морском канале проведено обследование кабеля связи.
С 16 по 23 августа 1996 года водолазами СПС "Карпаты" проводился поиск затонувшего самолета на озере Ладога.
В период с 1995 по 1998 год интенсивно продолжались работы по ремонту судна и введения его в состав сил постоянной готовности.
В июле 1997 года осуществлён выход судна в море для сдачи задачи К-2 и проверки материальной части в работе, после ремонта силами личного состава.
В ходе сдачи задачи К-2 в 1998 г. определены маневренные элементы судна, девиация, радиодевиация, замер магнитного поля, постановка на своё рейдовое оборудование. Отработана организация глубоководных спусков, оказание помощи аварийной подводной лодки, спасение личного состава "мокрым способом", подача на ПЛ воздуха, борьба за живучесть на ходу.
В период 07.07.98 г. по 17.07.98 г. в море у острова Большой Тютерс проведено 32 тренировочных спуска водолазов на глубину до 100 метров, отработаны: на глубину 30 метров - 30 пар водолазов, на глубину 60 метров - 5 пар, на глубину 80 метров - 5 пар, на глубину 100 метров - 4 пары водолазов Произведены испытания спусков - судоподъёмного устройства водолазного колокола до глубины 92 метра.
В течении 1998 года специалистами поисково-спасательной службы было осмотрено 20 кораблей и судов. Совместно с 328 ЭАСО отработаны элементы: поиск и остропка учебной торпеды подключение и подача воздуха к эпроновой выгородке ПЛ спасение экипажа АПЛ с помощью ВК - 527, "мокрым способом" подача на АПЛ пенала с необходимым оборудованием.
В последующие два года до конца 2000 года судно продолжало поддерживать готовность водолазов ВМФ к работам на глубинах до 60 метров. Отработка водолазов-глубоководников проводилась только эпизодически, из-за отсутствия гелия для приготовления газовых смесей.
В конце 2000 года, после катастрофы АПЛ «Курск» спасательно-подъемное судно "Карпаты" поставлено в ремонт и модернизацию на СРЗ г. Кронштадт.
В настоящее время, конец 2008 года, в ремонт и модернизацию судна вложены сотни миллионов рублей, ремонт не закончен. Командованием ВМФ рассматривается вопрос о списании этого единственного в стране спасательно-подъемного судна.

Русского флота. Согласно официальной версии 26 января 1961-го года в ходе обычного рейда субмарина затонула в Баренцевом море из-за попадания в нее забортной воды и фатальных ошибок экипажа. Тем не менее, в истории гибели лодки присутствует слишком много белых пятен. Попробуем рассмотреть формальную версию, после чего обратимся к воспоминаниям людей, причастных к этому делу. Их рассказы также проливают некоторый свет на то, что случилось с этим советским судном, затонувшим за пятьдесят лет до «Курска».

Субмарина С-80 была построена по проекту 613 в 1950-ом году. По типу она относится к дизельным подлодкам с крылатыми ракетами («Whiskey Twin Cylinder» согласно классификации НАТО). За период с 1957-го по 1959-ый годы на ней были проведены работы по модернизации по проекту 644. В результате этого добавилась новая астронавигационная система «Лира» и два контейнера с крылатыми ракетами.

Подводная скорость С-80 составляла 10 узлов, а предельная глубина погружения достигала 230 метров. Длина ее была семьдесят шесть метров, ширина корпуса (максимальная) – 6,6 метров. Силовая установка включала в себя: два дизеля по 2000 л.с., четыре электродвигателя (два гребных и два экономичного хода), аккумуляторные батареи. Вооружение составляли четыре торпедных аппарата, установленных в носовой части (533-мм), и пара стратегических крылатых ракет П-5. На борту лодки, когда она отправилась в свое последнее плавание, находилось пятнадцать офицеров, шестнадцать старшин и тридцать семь матросов основного и запасного экипажей.

Ракетная подлодка С-80 (первая из проекта 644), приписанная к Северному флоту, затонула в Баренцевом море 26 января 1961-го года в результате попадания воды через шахту РДП, а нашли субмарину благодаря наводке местных рыбаков лишь спустя семь лет – 23 июня 1968-го года – на 196-метровой глубине в точке, имеющей координаты 70.01’23” северной широты и 36.35’22” восточной долготы. Лодка была обследована при помощи спускаемой подводной камеры и, после того как результаты анализа были рассмотрены правительственной комиссией, ее решили поднять. Экспедиция особого назначения формировалась долго и тщательно. Возглавил ее капитан первого ранга Сергей Минченко. Перед ним стояла очень сложная задача поднять подлодку с глубины почти в двести метров. Специально для этой работы на место, где лежала утонувшая субмарина, прибыло спасательное судно «Карпаты», имевшее специальное устройство для подъема подобных судов. Водный район охранялся отрядом тральщиков и эсминцем.

Операция «Глубина» проводилась силами ЭОН-10 Северного флота. Она началась 9 июня 1969-го года и проходила в два этапа. Сначала лодку оторвали от грунта и подвесили на подкильных приспособлениях из стропов, а затем судно «Карпаты» подняло лодку до семидесятиметровой глубины и отбуксировало в прибрежный район. Далее ее поднимали уже при помощи водолазов и понтонов. 12 июля С-80 была доставлена в бухту Завалишина, где и была опущена на грунт на пятидесятиметровой глубине. 24 июля 1969-го года операция была успешно закончена, С-80 оказалась на поверхности воды.
В августе начала работу правительственная комиссия, возглавляемая вице-адмиралом, Героем Советского Союза Григорием Ивановичем Щедриным. В результате ее деятельности были восстановлены события, повлекшие за собой гибель субмарины. 26 января 1961-го года С-80, отрабатывая задачи по одиночному плаванию в Баренцевом море, шла на перископной глубине при температуре -5 градусов Цельсия и волнении около 6 баллов. Примерно в 01 часов 27 минут лодка стала уходить ниже перископной глубины, что привело к попаданию воды в шахту РДП. Обогрев поплавкового клапана был отключен, поэтому он обледенел и не сработал. Когда машинист обнаружил поступление воды в пятый отсек, то ошибся и вместо закрытия захлопки РДП повернул маховик комплекса «Лира». Мотористы, сделавшие попытку вручную закрыть второй воздушный запор шахты РДП, уже не успели этого сделать – шток клапана погнулся под давлением воды. В возникшей чрезвычайной ситуации экипаж допустил две ошибки – вовремя не использовал систему продувания аварийно-балластных цистерн и не дал ход гребными электродвигателями. После того, как скорость С-80 упала до нуля, лодка ушла на глубину кормой вниз и вошла в грунт.

Когда все семь отсеков субмарины были осушены, лодка смогла самостоятельно держаться на воде. Большинство записей в корабельных журналах были разъедены морской водой. Следов пожара не наблюдалось, а согласно показаниям найденных корабельных часов было установлено, что авария произошла в считанные мгновения. Первый, пятый, шестой и седьмой отсеки не имели разрушений. Переборки второго, третьего и четвертого отсеков были уничтожены, причем обе переборки третьего отсека были вообще сметены силой, действующей по направлению от кормы к носу. В четвертом (аккумуляторном) отсеке палубу выгнуло вверх. В результате взрыва все, кто находился в четвертом (включая тех, кто успел перейти сюда из пятого), третьем, втором отсеках и боевой рубки погибли. Команды шестого и седьмого отсеков собрались вместе и попытались выйти из лодки, использовав аппараты «ИДА-51». Однако они не успели, переборка в концевой отсек дала трещину, и вода быстро затопила его. Оставшиеся в первом отсеке люди боролись дольше всех. Они грамотно и последовательно выполнили все установленные в подобных случаях мероприятия по борьбе за живучесть. Вода заполнила отсек только через несколько дней….

Все это легло в основу официальной версии произошедшей трагедии. Теперь обратимся к свидетельствам очевидцев. Ниже приведена выдержка из характеристики тридцатишестилетнего командира С-80, капитана третьего ранга Анатолия Ситарчика данной его бывшим начальником, легендарным советским подводником, участником Великой Отечественной войны, командовавшим с 1972-го по 1977-ой годы всем Северным флотом, Георгием Михайловичем Егоровым: «Подлодки с крылатыми ракетами были новыми, сложными по управлению и устройству кораблями. Поэтому мы нередко выходили на них в море, изучали командиров и прочий личный состав. Именно тогда я обратил на одного внимание. Он часто нервничал в море и допускал оплошности, что для подводника недопустимо. Не раз я просил командующего подводными силами контр-адмирала Г.Т. Кудряшова отправить его на проверку психологического состояния, но этого так и не сделали».

О произошедшей катастрофе вице-адмирал написал: «Я лично выходил в море на этой лодке, чтобы проверить корабль и все его системы. Было проведено глубоководное погружение с уходом на глубину до 170 метров. Проведенные испытания показали, что сама подлодка и ее механизмы удовлетворяют всем требованиям. Но к командиру корабля возникли серьезные претензии. Потому я и отдал приказ начштабу дивизии Н.М. Баранову лодку в море не пускать, заняться подготовкой личного состава и командира на базе».

Однако это распоряжение не выполнили. Субмарина С-80 была отправлена на выполнение очередной плановой задачи. Георгий Михайлович находился на плавбазе «Иртыш», когда узнал, что лодка ушла в море. Из дальнейших воспоминаний Егорова: «По многим признакам чувствовалось приближение шторма, поэтому, ссылаясь на прогноз погоды, я дал радиограмму: «В связи с близящимся ураганом прошу срочно возвратить на базу ПЛ С-80». Также мною была отдана команда направить часть лодок с рейда в море и погрузиться на глубину в назначенных районах. Расположившись на мостике плавбазы «Иртыш», болтавшейся на якорях от ураганного ветра, достигавшего 25-30 метров в секунду, я по локации наблюдал за состоянием судов на рейде. Периодически докладывали командиры лодок. От подводной лодки C-80 пришла радиограмма, но так как она шла штабу подводных сил, раскодировать ее мы не сумели. Я ошибочно решил, что была выполнена моя просьба, что лодка направляется на базу и командир подтвердил приказание о возвращении. На рассвете ко мне пришел доклад: «Узел связи флота вызывает подлодку С-80. Ответа нет». С ураганом шутки плохи, и возникло немало предположений о причинах того, почему замолчал корабль. Если командир C-80 распоряжения о возвращении на базу не получил, он должен был пойти на погружение для того, чтобы укрыться под водой от шторма. Но к несчастью, мои сомнения относительно способностей командира подтвердились».

Однако есть об этом подводнике и другие суждения. Например, бывший лейтенант, а теперь Герой Советского Союза, вице-адмирал запаса Евгений Чернов помнит командира С-80 абсолютно другим человеком: «Это был грамотный, смелый и решительный мужчина. Его отец был генералом и авиатором, погибшим на войне. А он выходил в море в его летном шлеме и перчатках. Не знаю только, взял ли Анатолий их с собой в последний поход…».
Первоначальные поиски лодки длились сравнительно недолго. Через неделю – 3 февраля – рыбаки с траулера Т-38 нашли у себя в трале аварийный буй с подлодки. Но никто из них не мог сказать, где именно буй был пойман. На карты нанесли район, где он мог быть оборван штормом. До 16 февраля субмарины активно искали С-80. Если бы тогда спасатели взяли всего на полторы мили севернее, то смогли бы отыскать лодку. Но семидесятую параллель никто так и не пересек. Хотя, даже если бы ее тогда и нашли – помочь не смогли бы ей ничем. Судоподъемное хозяйство по хрущевской воле пребывало в запустении. А едва развитая аварийно-спасательная служба флота была не в состоянии поднять подобную лодку с такой глубины. Главком ВМФ СССР смог «под аварию» выбить у государства денег на развитие спасательных средств. А позднее было спроектировано и построено специальное судно, предназначенное для подъема затонувших подлодок.

А вот, что вспоминал сам Минченко, возглавлявший операцию по подъему лодки: «С-80 была отбуксирована в бухту Завалишина, а там установлена на понтоны. Что с ней было делать дальше? Специалистами из минно-торпедного управления неоднократно заявлялось, что торпеды, которые пролежали под водой много лет, при осушении отсеков могут взорваться от перепада давления. Им практически удалось убедить руководство подорвать лодку, не пытаться рискнуть, не извлекать тел погибших. Весь смысл нашего огромного труда при этом пропадал – ведь мы поднимали лодку, чтобы узнать, почему моряки погибли! Вечером ко мне пришел минер, кавторанг. Попросил дать ему проникнуть в первый отсек и осмотреть торпеды. Риск был огромный, но я все же разрешил. Было необходимо узнать все обстоятельства катастрофы. И ночью мы пошли на С-80. Одетый в легководолазное снаряжение кавторанг исчез в люке. Я его страховал. Потом он вынырнул, посмотрел мне в глаза и сказал: «Не взорвутся». Утром я доложил, что можно работать. Спросили почему. Рассказал начальству про вылазку. За самовольство, конечно, взгрели. Но председатель комиссии – вице-адмирал Щедрин, Герой Советского Союза – приказал осушить отсеки. Потом перешли к самой тягостной части работы – извлечению тел».

Далее стоит обратиться к рассказу ветерана-подводника вице-адмирала Ростислава Филоновича Дмитриевича: «Я первым вошел в отсеки С-80. На это право претендовали политработники, особисты, но было вынесено решение, что субмарину сначала должен осмотреть кораблестроитель. В лодку я вошел с кормы – через аварийный люк в седьмом отсеке. Подводники были лицом вниз. Все – в соляре, выдавленной из топливных цистерн внутрь корпуса. В первом, третьем, втором и седьмом отсеках были воздушные подушки. Большая часть тел была извлечена именно из отсеков в носу подлодки.

Удивительно, но тела хорошо сохранились, многих я узнавал в лицо…. Удар похоже шел из пятого отсека с дизелями, почти все, кто был извлечен из третьего и четвертого отсеков, были с размозженными головами. Те, кого сталь спасла от мгновенной смерти, погибли от удушья. Страшный конец. Все кислородные баллончики дыхательных аппаратов были пусты. Но предварительно моряками был стравлен весь сжатый воздух парогазовых торпед в носовой отсек. Тяжелейшую пытку выдержали не все. Во втором отсеке был найден мичман, замкнувший руками шину, по которой шел многоамперный ток. Один матрос затянул на своей шее петлю, лежа в койке. Так и пролежал в ней все семь лет. Другие держались до последнего. На крышке нижнего люка в боевой рубке были найдены старпом В. Осипов и командир ракетной боевой части В. Черничко. В момент аварии один из них нес командирскую вахту, другой – как вахтенный офицер стоял на перископе. Командир С-80 и его дублер В. Николаев были найдены в жилом офицерском отсеке. Видимо они спустились на ночной завтрак в кают-компанию. Непоправимое случилась очень быстро – они едва успели выбежать в проход отсека…».

Юрий Сенатский, бывший главный инженер экспедиции особого назначения, так говорил об увиденном: «В бухту Завалишина пригнали средний десантный корабль. В трюме установили столы патологоанатомов. Врачи оттирали спиртом лица погибших и изумлялись: щеки мертвецов были розовыми. Кровь в их жилах даже не успела свернуться. Доктора уверяли, что на запасах отсечного воздуха подводники могли продержаться неделю. Неделю они ждали помощи…. Тела погибших были преданы земле в общей могиле возле поселка Оленья Губа в Мурманской области. Кадровики провели свой ритуал – сожгли удостоверения погибших мичманов и офицеров. А капитан первого ранга Бабашин должен был проделать еще одну непростую вещь – разослать родственникам умерших их личные вещи. Для этого купили несколько десятков чемоданов, положили в них тельники, бескозырки, книги, письма…. И отправили по Союзу».

Патриарх отечественного судоподъема Юрий Константинович Сенатский появился на свет в 1924-ом году в Архангельске. В 1944-ом за проявленное мужество в боях при высадке морского десанта на острова Балтийского моря Даго и Эзель был награжден орденом Красной Звезды. С 1974-го по 1987-ой годы работал заместителем начальника, главным инженером аварийно-спасательной службы военно-морского флота нашей страны. Непосредственно участвовал в подъеме со дна моря более пятидесяти кораблей, в том числе четырех подводных лодок. Именно Сенатский разработал в 1969-ом году оригинальную методику подъема ракетной субмарины С-80, затонувшей в Баренцевом море. В октябре 1981-го года Юрий Константинович руководил спасением экипажа и подъемом с тридцатиметровой глубины С-178. В 1983-ем году на Камчатке он возглавлял операцию по спасению личного состава и подъема с сорокаметровой глубины атомной субмарины К-429.

А вот собственно, что рассказал сам Бабашин, сослуживец капитана-лейтенанта Виктора Черничко: «Витя остался в нашей памяти как гитарист, весельчак, спортсмен. Нос его был слегка кривоват, но это даже шло ему. При этом он был добрым семьянином, отцом двоих детей. Заядлым боксером и лыжником. Иногда прямо на лыжах прибегал к подъему флага…. Ракетчик высокого класса, выпускник Севастопольского военно-морского училища имени Нахимова. Успел получить назначение на ракетную лодку 651-го проекта. В море мог не ходить. Но решил подготовить преемника – Колю Бонадыкова, командира ракетной группы. Всем говорил: «Последний раз схожу…».

Почему же затонула С-80? А этот счет существует несколько версий. Дизельная торпедная подлодка, которая могла нести крылатые ракеты – испытательная платформа мощного советского . Сергей Минченко говорит следующее: «Вертикальный руль С-80 – двадцать градусов на левый борт – свидетельство того, что подлодка была вынуждена резко отвернуть, чтобы не столкнуться с чем-то или кем-то. Каких-либо рифов или скал там не было. Может быть, лодка попыталась разойтись с неизвестным судном…».

Что это могло быть за судно, внезапно оказавшееся на полигоне боевой подготовки. Ни рыболовецких траулеров, ни советских кораблей там быть не могло, это подтверждается всеми оперативными службами. Если вспомнить насколько часто близ Кольского полуострова появлялись и продолжают появляться чужие подводные лодки, то можно предположить, что подводниками был замечен чужой корабль-разведчик. Может быть, поэтому моряки и решили совершить роковой маневр.

Информацией на сей счет поделился и Евгений Чернов, вице-адмирал запаса, бывший старпом этой подлодки, который незадолго до ее гибели был переведен на другое судно: «Подлодки не должны тонуть при срочном погружении, даже если обмерз поплавковый клапан. Подача воздуха к дизелям перекрывается мощной захлопкой. Как только С-80 начала уходить на глубину, моторист стал перекрывать воздушную магистраль, из которой била вода. Матрос рычаг отжимал вправо, а нужно было влево. Жал с такой силой, что погнул шток. Думал, что перекрывает, но открыл по максимуму. Почему так произошло? Матроса этого прикомандировали с другой лодки. Там воздушная магистраль перекрывалась именно поворотом рукоятки вправо. А он об этой особенности не знал. Следовательно, виновен в том, что лодка затонула тот, кто не предупредил моряка об этом. Кто бы это ни был, обвинять его теперь бессмысленно, тем более, на подлодке было еще семь человек таких же «чужаков».

В заключении хочется отметить отвагу и умение советских моряков, вытащивших С-80. До этого подобную задачу по подъему на капроновых тросах и транспортировке к берегу огромной подлодки не выполнял никто во всем мире. Начальство лишь отметило людей в приказе и выдало им сувениры и подарки.

Узнать, что же именно случилось с субмариной, мы, наверное, уже не сможем. Но обязательно будем помнить храбрых моряков-подводников, державшихся на глубине до последнего вздоха. И о мужестве тех, кто смог, несмотря ни на что, вернуть их тела на землю.

Источники информации:
-http://lib.rus.ec/b/182730/read
-http://teriberkafish.ucoz.ru/publ/teriberka_glazami_voennykh/smert_v_rezhime_molchanija/4-1-0-30
-http://crash.worldwebspot.com/korablekrusheniya/podvodnaya-lodka-s-80.html
-http://www.tonnel.ru/?l=kniga&731
-http://ru.wikipedia.org/wiki/

Ctrl Enter

Заметили ошЫ бку Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter