Характеристики вмс великобритании. ВМС Великобритании (Англии) Королевский военно морской флот

Задолго до того как император Петр «прорубил окно» в Балтику и заложил основы российского морского флота, «владычица морей» Англия уже веками правила на волнах по всему земному шару. Предпосылками этого были как особенное, островное расположение Великобритании, так и геополитическая необходимость в борьбе с могущественными европейскими державами - Испанией, Францией, Португалией.

Начало

Первыми серьезными кораблями Британии можно считать триремы и диремы Римской империи, которая к вопросу кораблестроения подходила так же серьезно, как и ко всему остальному - ее парусно-гребные суда были вершиной технологий того времени. После ухода римлян и образования на территории Британских островов множества различных королевств корабли англичан ощутимо потеряли во всех компонентах - тоннаже, технологичности и количестве.

Побудительным толчком к появлению более совершенных кораблей стали набеги скандинавов - свирепые викинги на быстрых и маневренных драккарах совершали опустошительные набеги на прибрежные церкви и города. Постройка многочисленного сторожевого флота позволила британцам существенно снизить потери от вторжений.

Следующий этап в становлении военного флота Британии - вторжение Вильгельма Завоевателя и образование унитарного государства, Англии. С этого времени и стоит говорить о появлении английского флота.

Английский королевский флот

Официальную же историю Королевского флота Англии стоит начать с Генриха VII, который увеличил британский флот с 5 до 30 кораблей. До конца 16 века англичане на море особых лавров не сыскали, но после победы над испанской "Непобедимой армадой" и серии других викторий ситуация с военно-морским отрывом от европейских флагманов (Испании и Франции) стала выравниваться.

Корсары и пираты - две стороны одной медали

В истории ВМФ Великобритании особой и неоднозначной строкой стоит отметить деятельность знаменитых английских корсаров, самыми знаменитыми из которых являлись и Генри Морган. Несмотря на свою откровенно разбойничью "основную деятельность", первый из них был посвящен в рыцари и разбил испанцев, а второй добавил английской короне еще один бриллиант - Карибский архипелаг.

Военно-морской флот Великобритании

Официальная история ВМФ Великобритании (есть разночтения, связанные с наличием флотов Англии и Шотландии до 1707 года, когда произошло их объединение) начинается в середине 17-го века. С этого времени англичане стали одерживать все меньше и меньше поражений в морских сражениях, постепенно завоевывая славу самой сильной военно-морской державы. Пик английского превосходства на волнах приходится на Наполеоновские войны. Они же стали минутой славы для парусных кораблей, достигнувших к этому моменту своего технологического потолка.

Окончание наполеоновских войн вознесло Королевский ВМФ Великобритании на пьедестал сильнейшего флота в мире. В 19 веке британцы первыми стали менять дерево и паруса на железо и пар. Несмотря на то что ВМФ Великобритании практически не участвовал в крупных сражениях, считалась очень престижной, а внимание к поддержанию мощи и боеготовности военно-морских сил было первоочередным. О серьезности отношения англичан к своему преимуществу в мировом океане говорит тот факт, что негласная доктрина предписывала поддерживать следующее соотношение сил: ВМФ Великобритании должны были быть сильнее, чем любые два военно-морских флота, вместе взятые.

Первая мировая: Большой флот против флота Открытого моря

ВМФ Великобритании в Первой мировой войне проявили себя не так ярко, как можно было предполагать перед ее началом: Большой флот, основной задачей которого был разгром германского флота Открытого моря, со своей задачей не справился - его потери были значительно больше, чем у немцев. Несмотря на это, кораблестроительные мощности Великобритании были настолько велики, что свое преимущество она сохранила, вынудив Германию отказаться от тактики больших сражений и перейти к рейдерской тактике с использованием мобильных соединений подводных лодок.

К этому же времени относится создание двух, без преувеличения, эпохальных военных кораблей, ставших родоначальниками целых направлений в кораблестроении. Первым был HMS Dreadnought - линкор нового типа с мощнейшим вооружением и паротурбинной установкой, позволяющей ему развивать фантастическую по тем временам 21-узловую скорость. Вторым стал HMS Ark Royal - авианосец, прослуживший ВМФ Великобритании до 1944 года.

Несмотря на все потери Первой мировой, к ее окончанию Великобритания имела на балансе огромный флот, повисший на дырявом бюджете тяжким бременем. Поэтому Вашингтонское соглашение 1922 года, ограничивающее плавсостав определенным количеством в каждом из классов кораблей, стало для островитян настоящим спасением.

Вторая мировая: работа над ошибками

Королевский военно-морской флот Великобритании на начало Второй мировой располагал двадцатью двумя крупнотоннажными и авианосцами), 66 кораблями крейсерского класса, почти двумя сотнями эсминцев и шестью десятками подводных лодок, не считая строящихся. Эти силы превышали имеющиеся в расположении Германии и ее союзников в несколько раз, что позволяло англичанам надеяться на благоприятный для себя исход морских сражений.

Немцы же, прекрасно понимая превосходство британцев, не стали ввязываться в прямые столкновения с могучими эскадрами союзников, а занялись партизанской войной. Особую роль в этом сыграли подводные лодки, которых Третий рейх наклепал чуть ли не тысячу!

Карл Дениц, "подводный Гудериан ", разработал тактику "волчьей стаи", предполагавшую нападение на конвои и атаки по типу "укусил - отскочил". И первое время летучие отряды немецких подводных лодок приводили британцев в состояние шока - дебют военных действий в Северной Атлантике был отмечен ошеломляющим количеством потерь как в торговом, так и в военном флоте Великобритании.

Дополнительным благоприятным фактором для Германии стал тот факт, что базы ВМФ Великобритании на 1941 году значительно потеряли в числе и качестве - поражение Франции, захват Бельгии и Голландии нанесли чувствительный удар по планам островитян. Ну а Германия получила возможность эффективно использовать малые подлодки с небольшим временем автономного плавания.

Ситуацию удалось переломить за счет расшифровки кодов немецких подводников, создания новой системы конвоев, постройки достаточного количество специализированных конвойных кораблей, а также воздушной поддержки. Дальнейшие успехи Великобритании на море были связаны как с огромными кораблестроительными мощностями (англичане строили корабли быстрее, чем немцы их топили), так и с успехами союзников на суше. Выход Италии из войны лишил Германию ее средиземноморских военных баз, и битва за Атлантику была выиграна.

Фолкленды: конфликт интересов

В послевоенный период корабли ВМФ Великобритании всерьез отметились в с Аргентиной. Несмотря на неофициальный характер конфликта, потери островитян составили несколько сотен человек, несколько кораблей и десяток истребителей. Разумеется, на порядок превосходящая в морской силе Британия без особого труда добилась восстановления контроля на Фолклендами.

Холодная война

Основная же гонка вооружений состоялась не со старыми противниками - Японией или Германией, а с недавним союзником по блоку - Советским Союзом. "Холодная война" могла в любой момент стать горячей, и поэтому ВМФ Великобритании по-прежнему находился в высокой боеготовности. Размещение военно-морских баз, разработка и введение в строй новых кораблей, в том числе и подлодок с ядерным вооружением - все это британцы совершали уже в ранге второго номера. Основное противостояние развернулось между двумя титанами - Советским Союзом и США.

Военный флот Великобритании сегодня

На сегодняшний день он считается крупнейшим в Старом Свете и входит (на ротационной основе) в соединения ВМФ НАТО. Авианосцы и ракетные крейсеры с возможностью несения ядерных боеголовок являются основной ударной силой ВМФ его на настоящее время: 64 корабля, из которых 12 представляют собой подводные лодки, 2 авианосца, 6 миноносцев, 13 кораблей класса "фрегат", три десантных, 16 минных тральщиков, и двадцать сторожевиков и патрульных катеров. Еще один вспомогательный корабль, "Форт Джордж", считается военным довольно условно.

Флагманом является авианосец "Булварк" - многофункциональный корабль, выполняющий не только задачи по базированию палубных самолетов, но и десантные функции (транспортировка до 250 морских пехотинцев и десантной техники). "Булварк" был построен в 2001-м, а в строй введен в 2005 году.

Основной надводной силой являются фрегаты серии "Норфолк", названные по именам английских герцогов, а подводной - ПЛАРБы серии "Вэнгард", оснащенные ядерными ракетами. Базируется флот в Плимуте, Клайде и Портсмуте, причем плимутская база Девонпорт выступает в этой роли с 1588 года! В то время в ней укрывались корабли, поджидающие ту самую испанскую "Непобедимую армаду". Она же является единственной, на которой ремонтируют суда с ядерными движками.

Утилизация кораблей ВМФ Великобритании класса ПЛАРБ (атомных подводных лодок) не производится - нет у островитян такой технологической возможности. Поэтому отработавшие свой эксплуатационный срок субмарины просто консервируются до лучших времен.

Проход русского ракетного крейсера у территориальных вод Великобритании в 2013 году поверг в шок не только обывателей, но и военно-морской флот страны. ВМФ России у берегов Великобритании! Несмотря на статус морской державы, англичане не без труда нашли корабль, сопоставимый по классу и способный выдвинуться навстречу русскому крейсеру.

Британцам принадлежит первенство в создании двух на долгие годы изменивших лицо морских сражений: дредноута - мощного и быстрого военного судна, превосходящее своих соперников как в маневренности, так и в мощности залпа, а также авианосца - корабля, который на сегодняшний день является основной силой ВМФ всех крупных стран.

Напоследок

Что изменилось в английском флоте со времен римского владычества и до наших дней? ВМФ Великобритании проделал путь от утлых суденышек саксонских ярлов к надежным фрегатам и мощнейшим "мановарам" времен Дрейка и Моргана. И далее, уже на пике могущества, был на море первым во всем. Две мировые войны поколебали владычество Pax Britannika, а за ним и его морского флота.

На сегодняшний день ВМФ Великобритании по тоннажу находится на 6-м месте, уступая Индии, Японии, Китаю, России и США, причем американцам "островитяне" проигрывают почти в 10 раз! Кто бы мог подумать, что бывшая колония спустя пару веков будет снисходительно поглядывать на бывшую метрополию?

И тем не менее британский военный флот - это не только пушки, авианосцы, ракеты и подводные лодки. Это - история. История великих побед и сокрушительных поражений, героических поступков и человеческих трагедий... "Славься, Британия, владычица морей!"

15 июня 1953 года 200 военных кораблей, преимущественно британских, встали на якорь на внешнем рейде Портсмута, демонстрируя мощь и величие Империи, Над Которой Никогда Не Заходит Солнце.

Палубы горели начищенным блеском, построенные вдоль бортов ряды элегантных моряков громогласно приветствовали королевскую яхту. Торжественно сверкали орудийные стволы, радостно переливалась и искрилась вода в проливе Солент, а повсюду, докуда доставал взор, реял по ветру White Ensign Королевских ВМС. И над всем этим великолепием, разрывая крыльями белоснежную вату облаков, мчались 300 самолетов морской авиации.



Грандиозный военно-морской парад, приуроченный к восшествию на престол Елизаветы Второй, стал последним в британского флота. Ни высокие мачты, ни серые борта кораблей уже не могли защитить Британию от грядущей катастрофы - механизм развала империи был запущен, и теперь надменным британцам оставалось лишь ждать, когда же отделится последняя колония, и некогда великая держава окончательно превратится в «мелкобританию».

А если нет колоний – значит нет флота. Содержать сотни боевых кораблей просто так, ради пресловутого престижа, Великобритания позволить себе не могла – терзаемая экономическими проблемами, она радикально сократила военные расходы. Мощные линкоры дружно отправись на слом, лишние авианосцы и эсминцы постепенно продавались в другие страны.

К началу 1980-х годов гимн «Правь, Британия, морями!» звучал, как насмешка над британскими моряками. Флот Её Величества деградировал до совершенно скотского состояния – Фолклендская война показала, что британские корабли можно без опаски расстреливать с бреющего полета.

Хлипкие фрегаты, погибающие от невзорвавшихся ракет, устаревшее вооружение и недоавианосцы, так и не рискнувшие войти в зону боевых действий для непосредственного прикрытия эсминцев и десантных кораблей… От полного разгрома эскадру Её Величества спасла лишь традиционно высокая подготовка британских моряков и то обстоятельство, что 80% попавших в корабли бомб не взорвались.

Ни отличная выучка личного состава, ни продуманная до мелочей система логистики и боевого обеспечения не смогли восполнить отсутствие нормальной системы ПВО. Хроника Фолклендской войны описывает дикие случаи, когда экипажам британских кораблей приходилось отбиваться от реактивных самолетов ВВС Аргентины дружными залпами из … винтовок. Вывод закономерный – треть из 80 британских кораблей и судов, достигших зоны боевых действий, получили различные повреждения от аргентинской авиации. Шесть из них были потоплены.

И это – результат столкновения с какой-то далекой Аргентиной, у которой всего 5 противокорабельных ракет! А чего можно ожидать при встрече с более серьезным противником?

Мрачные донесения о гибели кораблей в южной Атлантике замедлили развал флота Её Величества – напуганные аргентинскими бомбами, британцы помчались «галопом по европам» приобретать роботизированные зенитки для самообороны своих кораблей – уже через месяц после окончания войны была заказана первая партия американских «Фаланксов». Начались срочные работы по повышению живучести; синтетическая отделка помещений заменялась негорючими материалами. Новые модификации эсминцев «Тип 42» - с установленными «Фаланксами» и увеличенным зенитным боекомплектом уже более-менее соответствовали принятым мировым стандартам в своем классе. Продолжалось серийное строительство многоцелевых АПЛ типа «Трафальгар», достраивался легкий авианосец «Арк Ройал» - третий по счету корабль типа «Инвинсибл»…

И все же, сквозь всю британскую чопорность явственно проступала слабость и малочисленность флота Её Величества. Вся надводная компонента представляла собой реплики настоящих боевых кораблей – и, как бы ни старались британские конструкторы, построить полноценный современный эсминец в корпусе корабля водоизмещением менее 5 тысяч тонн оказалось невозможно. Фрегат-переросток «Тип 42» так и остался «гадким утенком» на фоне своих американских, японских или советских сверстников.

Возрождение

К середине 1990-х годов началась новая эпоха в истории британского флота. «Нас мало, но мы в тельняшках» - эта фраза лучше всего описывает современные Королевские ВМС.
Британцы, как и прежде, не способны строить корабли крупными сериями (собственно, этого и не требует внешнеполитическая обстановка). Но, что касается качества военно-морской техники – бритты создают по-настоящему уникальное , зачастую, превосходящее все мировые аналоги в своем классе.

Супер-эсминцы ПВО типа «Дэринг», многоцелевые атомные подлодки «Эстьют», авианосцы типа «Куин Элизабет»… все это сопровождается отличной подготовкой личного состава (служат только профессионалы) и детально проработанной схемой применения флота: что, где, когда, для чего.

Количество надводных боевых единиц в составе Королевских ВМС, на первый взгляд, может вызвать усмешку: всего 4 универсальных десантных корабля, а также 18 эсминцев и фрегатов по состоянию на 2013 год (еще один эсминец HMS Duncan сейчас проходит ходовые испытания, его вступление в строй запланировано на 2014 год).
Странные символы перед именем каждого британского военного корабля (HMS) - не что иное, как аббревиатура от Her Majesty"s Ship (Корабль Её Величества).

Большинство из британских надводных кораблей относятся к фрегатам «Тип 23», также известные как тип «Дюк» . В строю 13 единиц, все построены в период с 1987 по 2002 год.

С технической стороны – обычные, ничем не примечательные корабли водоизмещением порядка 5000 тонн, рассчитанные на выполнение эскортных, патрульных и вспомогательных задач по всему Земному шару.
Комбинированная дизель-электреческая-газотурбинная силовая установка (по типу CODLAG) позволяет двигаться со скоростью до 28 узлов (сообщается, что облегченный HMS Sutherland развил 34 уз. во время испытаний в 2008 году). Дальность плавания 7500 миль (14 000 км) на экономической скорости 15 уз. – вполне достаточно, чтобы дважды пересечь Атлантику.

Экипаж – 185…205 человек, в зависимости от поставленных задач.

Вооружение - стандартное для стран НАТО, с учетом некоторых британских традиций:
- 8 ПКР «Гарпун»;
- морской ЗРК «Си Вулф» (32 УВП в носовой части фрегата);
- британская 4,5-дюймовая универсальная пушка (калибр 114 мм);
- пара автоматизированных артиллерийских установок «Эрликон» DS-30M;
- малогабаритные противолодочные торпеды;
- кормовая вертолетная площадка, ангар.


Фрегат HMS Northumberland


Крепкий многоцелевой корабль для конфликтов низкой интенсивности. Главный недостаток фрегата «Тип 23» – его ЗРК «Си Вулф». Несмотря на свой грозный облик и 32 готовые к пуску ракеты, характеристики этого комплекса соответствуют скорее переносному ЗРК «Стингер», чем полноценному корабельному ЗРК. Максимальная дальность стрельбы – 10 км, можно считать, что британский фрегат «Тип 23» совершенно не защищен от атак с воздуха.

Однако, в реальности, напасть с воздуха на «Тип 23» было бы весьма проблематично. Ведь рядом всегда ходит «старший брат» - неподражаемый эсминец ПВО типа «Дэринг» (он же - «Тип 45» или тип «D»).

«Дэринг» … Всего, с 2003 года, флот Её Величества пополнился шестью кораблями этого типа. Самые современные в мире эсминцы, в чью конструкцию внедрены наиболее совершенные технологии в области существующих морских систем ПВО.

Два радара с активной ФАР: сантиметровый – для обнаружения низколетящих целей на фоне воды, и дециметровый – контроль воздушного пространства на дальности до 400 км.
Фантастический зенитный комплекс PAAMS, способный сшибать крылатые ракеты, мчащиеся на высоте 5 метров на скорости 2,5 Маха. Боекомплект комплекса – 48 ЗУР семейства «Астер» с активной головкой самонаведения (еще один сюрприз!). Дальность стрельбы «Астерами» - 120 км.
.html

Наиболее крупным кораблем Британского флота на сегодняшний день является HMS Illustrious – единственный сохранившийся легкий авианосец типа «Инвинсибл».

В настоящий момент, в связи со снятием с вооружения СВВП «Си Харриер», корабль не используется по своему прямому назначению и классифицируется, как десантный вертолетоносец. Ожидается, что старый корабль, спущенный на воду в далеком 1978 году, покинет состав Королевских ВМС уже на следующий год.

Также, в составе британского флота имеются еще несколько крупных надводных единиц – два вертолетоносца-дока типа «Альбион» и десантный вертолетоносец типа «Оушен». Все три корабля построены в период с 1994 по 2004 год.

Корабль Её Величества «Оушен» представляет собой аналог «Мистраля» - универсальный десантный корабль схожих размеров, со сплошной полетной палубой, но без кормовой док-камеры (десантные катера спускаются на воду при помощи шлюп-балок). Авиагруппа – до 18 вертолетов: многоцелевые «Линкс», «Мерлин» и «Си Кинг»; тяжелые военно-транспортные «Чинук»; ударные вертолеты «Апач». Внутренние помещения корабля рассчитаны на размещение 830 морских пехотинцев.


HMS Ocean


Десантные корабли типа «Альбион» , в отличие от «Оушена» лишены сплошной полетной палубы и вертолетного ангара, но имеют заполняемую водой док-камеру, рассчитанную на 8 самоходных барж (4 танкодесантных и 4 легких). Дополнительные десантные средства могут спускаться на воду с помощью шлюп-балок. Десантный корабль может перевезти за один рейс 400 десантников (кратковременно – до 700), кормовая вертолетная площадка длиной 64 метра позволяет проводить одновременные взлетно-посадочные операции двух транспортных вертолетов «Мерлин».

Когда ситуация выходит за рамки колониальных разборок с папуасами и дело начинает принимать действительно серьезный оборот, наступает очередь атомного подводного флота. Скользкие черные рыбины не умеют «демонстрировать флаг» и портят вид на любом параде (фу! какие уроды!). Единственное, что умеют эти машины – перерезать морские коммуникации, потопив каждого, кто встретится им на пути, или «накрыть» цели в глубине территории противника залпом крылатых ракет. А затем, недовольно ворча холодильными машинами и насосами контуров реактора, темной тенью пересечь океан в подводном положении, чтобы вновь заснуть у причала в Девенпорте (британская база подводного флота).

Всего у бриттов на сегодняшний день 7 многоцелевых АПЛ – пять пожилых «Трафальгаров» постройки 1980-х годов и две новейшие субмарины типа «Эстьют».

«Трафальгар» представляет собой скромную лодку надводным водоизмещением 4800 тонн (подводное – 5300 тонн). Скорость в подводном положении – 32 узла. Экипаж – 130 человек. Вооружение – 5 торпедных аппаратов, боекомплект – до 30 управляемых торпед Spearfish («рыба-меч») с дальностью стрельбы до 30 миль (при стрельбе на более короткие дистанции скорость торпеды может достигать 80 узлов ≈ 150 км/ч).
С 1998 года подлодки типа «Трафальгар» получили возможность нести вместо части торпед тактические КРБМ «Томагавк».

Гораздо интереснее история с атомоходами типа «Эстьют» – HMS Astute и HMS Ambush уже в строю, следующие четыре лодки находятся на различных этапах строительства (к примеру, HMS Agamemnon была заложена две недели назад, в июле 2013 года). Седьмая «Эстьют» - HMS Ajaks планируется к закладке в ближайшие годы.


HMS Ambush


«Эстьют» - самый современный в мире проект многоцелевой АПЛ с немалыми боевыми возможностями. Пресную воду и кислород «Эстьют» добывает прямо из забортной воды, а единственная причина, чтобы раз в три месяца показаться на поверхности - смена экипажа и пополнение запасов продовольствия. В конструкции лодки внедрено множество инновационных решений, она невидима и неслышима для противника, вместо привычного перископа – многофункциональная мачта в видеокамерами, тепловизорами и лазерным дальномером. Британцы с гордостью сообщают, что «Эстьют», даже не выходя из базы, способна проследить за движением лайнера «Куин Элизабет II» на всем маршруте от Лондона до Нью-Йорка.

Главные аргументы супер-лодки – 6 ТА калибра 533 мм и боекомплект из 38 торпед, мин и крылатых ракет «Томагавк» (в настоящий момент британский флот принял на вооружение Tomahawk Block IV - самую совершенную модификацию «Топора» с возможностью перепрограммирования в полете и атаки движущихся целей).

Есть у британцев и более жуткие «игрушки» – четыре атомохода типа «Вэнгард» , носители баллистических ракет подводного базирования «Трайдент-2» - по 16 штук в чреве каждой «рыбины». Здесь все просто – бац! бац! и конец жизни на Земле.

Что касается менее разрушительных средств, то, помимо всего вышеперечисленного, у британских моряков имеется 15 минно-тральных кораблей, учебный эсминец «Бристоль» и два десятка патрульных кораблей, в том числе ледокол HMS Protecor.


HMS Protector у берегов Антарктиды


Есть у Её Величества и свой маленький секрет – Royal Fleet Auxiliary (RFA). Вспомогательный флот из 19 контейнеровозов, танкеров, кораблей комплексного снабжения, универсальных десантный кораблей и плавмастерской RFA Diligence, водоизмещением 10 850 тонн.

RFA – это только начало. В кризисных ситуациях Министерство обороны начинает реквизировать суда у частных владельцев. В ход идут любые средства, к примеру, во время Фолклендской войны у компании «Кунард Лайн» был реквизирован роскошный лайнер «Куин Элизабет» - в качестве госпиталя.

RFA – важнейший элемент флота, позволяющий кораблям Её Величества оперативно перемещаться в любой район планеты и перевозить вместе с собой экспедиционные войска. Без этих кораблей британцы не смогли бы воевать на чужих берегах и грустили бы под пасмурным небом Туманного Альбиона.

Эпилог

В настоящее время британский флот силен как никогда за все последние 50 лет. Королевские ВМС представляют собой грамотно сбалансированный и хорошо обученный инструмент для решения любых насущных задач – от международных операций в рамках НАТО до ведения боевых действий собственными силами.

В перспективе флот Её Величества ожидают некоторые изменения – уже к концу этого десятилетия должна завершиться эпопея с постройкой двух авианосцев типа «Куин Элизабет». Судьба этих кораблей переписывалась уже не раз – например, в 2010 году предполагалось, что через три года после постройки головной авианосец будет законсервирован и продан другой стране (среди возможных покупателей назывались Южная Корея и Тайвань). Сейчас планы вновь изменились – оба авианесущих корабля, возможно, останутся в рядах Королевских ВМС, но будут перестроены под трамплинный взлет; установка катапульт признана излишне расточительной. Что будет дальше – покажет время, головной авианосец «Куин Элизабет» должен вступить в строй уже в 2016 году.

Флотский заправщик RFA Wave Ruler


Стратегический подводный ракетоносец типа "Вэнгард"

    Типы подводных лодок ВМС Великобритании - Эта страница информационный список. Ниже представлен список типов и проектов подводных лодок, входящих и входивших в состав Королевского военно морского флота, упорядоченный по классу корабля и периоду истории. Для лодок, имеющих имена… … Википедия

    Список авианосцев ВМС Великобритании - На этой странице помещён список всех авианосцев ВМС Великобритании. Содержание 1 Авианосцы 2 Гидроавианосцы 3 Примечания … Википедия

    Королевские ВМС Великобритании - Royal Navy Королевский военно морской флот Логотип Королевского ВМФ Великобритании Год формирования Страна Великобритания Подчинени … Википедия

    Список подводных лодок ВМС Великобритании - … Википедия

    ВМС Норвегии - Norske Sjøforsvaret Военно морские силы Норвегии Эмблема военно морских сил Норвегии Год формирования Страна Норвегия Подчинен … Википедия

    ВМС Бельгии - Marinecomponent Composante Marine Военно морские силы Бельгии Год формирования 15 января 1831 года Страна Бельгия Подчинение Министерство обороны Бельгии В составе Вооружённые силы Бельгии … Википедия

    ВМС Израиля - חיל הים הישראלי Военно морские силы Израиля Эмблема ВМС Израиля Год формирования 1948 Страна Израиль Подчинение … Википедия

    Флаги ВМС стран Европы - В галерее флагов ВМС стран Европы представлены все флаги военно морских сил независимых государств Европы. Единственная европейская страна имеющая ВМС, но не имеющая флаг ВМС Мальта. Содержание 1 Албания 2 Бельгия 3 Болгария … Википедия

    Военно-морские силы Великобритании - Naval Service Военно морская служба … Википедия

    Классификации кораблей ВМС США - В Соединенных Штатах для обозначения кораблей используется классификация по бортовому номеру (иногда называется бортовой код) англ. Hull number. ВМС Великобритании, как и флоты некоторых европейских стран и стран Содружества (всего 19… … Википедия

Книги

  • ВМС Великобритании. Фрегаты. Часть 2 , Ю. В. Апальков. Вторая часть монографии "ВМС Великобритании. Фрегаты" посвящена эскортным кораблям ВМС этой страны, строившимся с 1964 года по настоящее время и перспективным британским корабля этого класса,… Купить за 2504 руб
  • ВМС Великобритании Минно-тральные корабли , Апальков Ю.. Эта книга является продолжением серии "Военное кораблестроение. 1945-2020 годы" . В предлагаемой вниманию читателей работе рассматривается история эволюции минно-тральных кораблей ВМС…

Характерной чертой современного развития английских ВМС, по мнению зарубежных специалистов, является строительство в основном наступательных средств борьбы, в частности кораблей - носителей ракетного оружия. Особое значение придаётся постройке атомных ракетных и торпедных подводных лодок. Несмотря на финансовые затруднения в стране, английская программа создания атомного подводного флота, принятая несколько лет назад, выполняется. Командование ВМС Великобритании, как свидетельствуют сообщения иностранной печати, много внимания уделяет также обновлению надводного корабельного состава.

Строительство английских ВМС в целом идёт по линии создания небольших по численности, но сбалансированных и оснащённых современными системами оружия и боевой техникой сил.

В зарубежной прессе отмечалось, что во всеобщей ядерной войне ВМС Великобритании будут решать поставленные перед ними командованием задачи во взаимодействии с флотами других стран - участниц этого агрессивного блока, и в первую очередь военно-морскими силами Соединённых Штатов. В то же время предусматривается, что в ограниченных войнах, в борьбе с национально-освободительным движением ВМС Великобритании должны быть готовы к ведению боевых действий самостоятельно и во взаимодействии с другими видами национальных вооружённых сил.

Организация ВМС

Военно-морские силы Великобритании состоят из военно-морского флота, авиации ВМС и морской пехоты.

Военно-морской флот организационно делится на флот, подводные силы и военно-морское командование в метрополии. Флот состоит из соединения авианосных и амфибийных сил, включающего ударный авианосец, десантные вертолётоносцы и десантно-вертолётные, корабли-доки, и двух флотилий. В 1-ю флотилию входят два эскадренных миноносца УРО и четыре эскадры сторожевых кораблей, базирующихся на Портсмут и Чатам; во 2-ю флотилию - два-три эскадренных миноносца УРО и три эскадры сторожевых кораблей, базирующихся на Плимут и Розайт.

Подводные силы включают 10-ю эскадру атомных ракетных подводных лодок и 3-ю эскадру атомных торпедных подводных лодок, базирующихся на Фаслейн, а также 1-ю эскадру дизельных подводных лодок, базирующуюся на Госпорт, и 2-й дивизион, базирующийся на Плимут.

Военно-морское командование в метрополии объединяет все береговые учреждения и учебные центры ВМС и силы четырёх военно-морских районов (Портсмутского, Плимутского, Чатамского, Шотландского), куда входят дивизионы тральщиков, эскадра охраны рыболовства, малые десантные корабли и вспомогательные суда.

Авиация ВМС включает эскадрильи палубных штурмовиков «Буканир», истребителей , самолётов ДРЛО «Ганнет», а также эскадрильи противолодочных вертолётов , «Уосп» и транспортно-десантных вертолётов «Уэссекс» Мк5.

Базовая авиация (эскадрильи самолётов и «Шэклтон»), решающая задачи в интересах военно-морских сил, входит в состав ударного авиационного командования ВВС.

Морская пехота включает 3-ю бригаду и 45-ю отдельную батальонную группу. В состав 3-й бригады морской пехоты, дислоцирующейся в Плимуте, входят 40, 41 и 42-й батальоны и 29-й полк лёгкой артиллерии (четыре батареи 105-мм орудий).

45-я отдельная батальонная группа дислоцируется в Арброт (Шотландия). Она предназначается для усиления группировки объединённых вооружённых сил НАТО в Северной Норвегии.

Группировка регулярных ВМС

После вывода значительной части сил из района к востоку от Суэца и ликвидации в конце 1971 года Дальневосточного флота и Командования в районе Персидского залива основная группировка регулярных сил флота (85% кораблей) сосредоточена в водах метрополии. Из этой группировки в состав постоянного соединения ВМС НАТО на Атлантике выделяются эскадренный миноносец УРО и сторожевой корабль, а также эскадра сторожевых кораблей и базовых тральщиков для охраны зон рыболовства в Северной Атлантике.

В районе к востоку от Суэца постоянно находятся шесть сторожевых кораблей и эскадренных миноносцев, два из которых выделяются в состав объединённых ВМС блока АНЗЮК (базируются на Сингапур), а четыре - периодически посещают район Персидского залива с целью демонстрации силы, а также ведут разведку в Индийском океане.

При осложнении обстановки в тех или иных странах бассейна Индийского океана и в Юго-Восточной Азии группировку флота в районе к востоку от Суэца предполагается усиливать, направляя туда корабли, находящиеся в европейских водах.

На Средиземном море постоянно находятся эскадренный миноносец УРО и два сторожевых корабля (один из них в районе Гибралтара), выделенные в состав объединённых вооружённых сил НАТО в Европе. Периодически сюда направляются для участия в национальных и совместных с союзниками по блоку НАТО учениях корабли из состава соединения авианосных ударных и амфибийных сил. В отдельные периоды группировка наращивается до 12-14 кораблей различных классов.

В Западной Атлантике (в районе Карибского моря) постоянно несут службу два сторожевых корабля, один из которых имеет на борту отряд морской пехоты.

В Южной Атлантике почти постоянно находится гидрографическое ледокольное судно.

Отряд морской пехоты и судно на воздушной подушке дислоцируются на Фолклендских о-вах.

Состояние и перспективы строительства ВМС

Подводные лодки. Атомные ракетные подводные лодки составляют стратегические ядерные силы Великобритании. В настоящее время в составе ВМС страны имеется четыре таких корабля типа , вооружённых американскими ракетами А3 с английскими ядерными боевыми головками. Эти подводные лодки поочерёдно ведут боевое патрулирование в Северной Атлантике.

Пришедшее к власти в 1970 году консервативное правительство, несмотря на кризисное состояние экономики страны, изучает вопрос о возможности строительства пятой атомной ракетной подводной лодки. Считается, что наличие пяти ракетных лодок в составе флота позволит две-три из них постоянно держать на боевом патрулировании. Кроме того, министерство обороны ставит вопрос о перевооружении этих кораблей ракетами , что даст возможность намного увеличить количество стратегических ядерных боеголовок на них.

Атомные торпедное подводные лодки

Первую атомную торпедную подводную лодку «Дредноут» заложила в июне 1959 года. В 1964 году после всесторонних её испытаний началось строительство серии из пяти атомных подводных лодок типа , а с ноября 1967 года - типа . В настоящее время семь атомных торпедных подводных лодок находятся в составе регулярного флота и три - в постройке.

Дизельные подводные лодки

В составе ВМС Великобритании имеется 26 подводных лодок этого подкласса. Количество их ежегодно сокращается в связи со сдачей на слом устаревших подводных лодок типа «А», построенных в первые послевоенные годы. В ближайшие годы из дизельных подводных лодок в ВМС Великобритании останутся только 13 типа постройки 1961 - 1967 годов и 8 типа «Поппойс» постройки 1958-1961 годов.

В иностранной прессе сообщалось, что с 1967 года строительство дизельных подводных лодок для своих ВМС Великобритания прекратила.

Ударные авианосцы

Количество кораблей этого подкласса в английских ВМС в послевоенный период постепенно сокращалось, и к концу 60-х годов их оставалось только три. В настоящее время флот располагает лишь одним ударным авианосцем «Арк Ройял». Ударный авианосец «Гермес», который в 1964-1966 годах прошёл значительную модернизацию, в марте 1971 года поставлен на переоборудование в десантный вертолётоносец, а ударный авианосец , подвергшийся модернизации в 1959-1964 годах, в начале 1972 года сдан на слом. Причиной этому, как отмечалось в зарубежной печати, явился главным образом недостаток денежных средств, необходимых для нового переоборудования этих кораблей с тем, чтобы на них могли базироваться самолёты «Фантом».

Ударный авианосец «Арк Ройял», капитальный ремонт и модернизация которого были закончены в феврале 1970 года, решено оставить в составе флота до конца 70-х годов. На него базируется до 30 самолётов (эскадрилья палубных штурмовиков «Буканир», эскадрилья истребителей «Фантом», отряд самолётов ДРЛО «Ганнет») и отряд противолодочных вертолётов «Си Кинг».

Крейсера

В составе ВМС имеются три крейсера типа «Тайгер», которые были заложены во время второй мировой войны и достроены по изменённым проектам только в 1959-1961 годах. В 1964 году командование ВМС решило переоборудовать все эти корабли в крейсера-вертолётоносцы. Уже переоборудован крейсер «Блейк» и завершаются работы на крейсере «Тайгер», который должен войти в состав регулярных сил флота в конце 1972 года. В ходе переоборудования на кораблях сняты кормовые артиллерийские башни и на их месте сооружены посадочные площадки и ангары для противолодочных вертолётов «Си Кинг». Таким образом, крейсера-вертолётоносцы стали многоцелевыми кораблями, оснащёнными преимущественно противолодочным вооружением. Сохранение носовой артиллерийской башни главного калибра (два 152-мм орудия) позволяет использовать крейсера-вертолётоносцы для оказания огневой поддержки морским десантам, а оснащение в ходе переоборудования современными средствами управления и связи - в качестве штабных кораблей. При необходимости крейсера-вертолётоносцы могут принимать на борт морскую пехоту и транспортно-десантные вертолёты для её десантирования.

Однако, как сообщалось в английской печати, испытания крейсера-вертолётоносца «Блейк» показали, что корабли этого подкласса не располагают достаточными боевыми возможностями для решения возложенных на них задач, не имеют должных зенитных средств и в силу этого сами нуждаются в прикрытии с воздуха. В связи с этим считается нецелесообразным переоборудовать третий крейсер «Лайон»; принято решение исключить его из состава флота.

В настоящее время в Великобритании разрабатывается проект крейсера со сплошной (полётной) палубой (рис. 1). Предполагается, что он будет иметь водоизмещение примерно 20 тыс. т и что на него смогут базироваться до 12 вертолётов или смешанная авиагруппа, состоящая из вертолётов и самолётов с вертикальным взлётом и посадкой типа . Кроме того, такие корабли намечено вооружать ракетными системами класса «корабль-корабль» и зенитными ракетными системами .

Рис. 1. Схематическое изображение крейсера со сплошной (полётной) палубой.

Командование ВМС Великобритании считает, что базирующиеся на крейсера со сплошной палубой самолёты с вертикальным взлётом и посадкой типа «Харриер» в основном будут использоваться для ПВО соединений кораблей, находящихся в районах, удалённых от баз истребительной авиации ВВС., Кроме того, такие самолёты намечается применять для нанесения ударов по надводным кораблям и подводным лодкам противника в море, а также для ведения разведки.

Эскадренные миноносцы УРО

В составе ВМС имеется восемь кораблей этого подкласса типа «Каунти», построенных в 1962-1970 годах. Они оснащены считавшимися в 60-х годах лучшими английскими системами корабельного вооружения, в том числе зенитными ракетными системами «Си Слаг» и , противолодочными вертолётами «Уэссекс».

По своим боевым возможностям эти корабли относятся к многоцелевым. Считается, что они способны обеспечить ПВО и ПЛО соединений кораблей в море и решать частные задачи в удалённых районах Мирового океана в случае возникновения ограниченных войн. Строительство кораблей этого типа прекращено.

По сообщениям зарубежной печати, в настоящее время заканчивается постройка эскадренного миноносца УРО проекта 82 (рис. 2). Первоначально он проектировался как сторожевой корабль. Однако по мере насыщения корабля различными системами противолодочного оружия (бомбомёты, противолодочный вертолёт «Уосп», система ПЛУРО «Икара») и зенитного (система ) водоизмещение его возросло до 5650 т, а стоимость постройки превысила стоимость строительства эскадренного миноносца УРО типа «Каунти». В связи с этим командование ВМС Великобритании решило ограничиться постройкой лишь одного такого корабля и начать серийное строительство многоцелевых эскадренных миноносцев УРО проекта 42 типа «Шеффилд» (рис. 3) водоизмещением по 3500 т. Эти корабли будут оснащены противолодочным вертолётом WG.13 «Линкс» и зенитной ракетной системой «Си Дарт», но на них не будет противолодочных бомбомётов и системы ПЛУРО «Икара». В настоящее время в различных стадиях постройки находится шесть кораблей этого типа, головной из них должен вступить в строй в 1973 году.

Рис. 2. Макет эскадренного миноносца УРО «Бристоль».

Эскадренные миноносцы

В составе английского флота остались два эскадренных миноносца («Кэвалир» и «Капрайс»), построенные во время второй мировой войны. Оба они устарели и в ближайшее время должны быть исключены из состава флота. По сведениям английской печати, дальнейшее строительство эскадренных миноносцев для ВМС Великобритании не планируется.

Рис. 3. Макет эскадренного миноносца УРО типа «Шеффилд».

Сторожевые корабли

Английские ВМС располагают 65 сторожевыми кораблями, из них 53 находятся в регулярном флоте, а 12 в резерве, в длительном ремонте и на модернизации.

Основное ядро сторожевых кораблей составляют корабли общего назначения типа (26 единиц) постройки 1963-1972 годов. В настоящее время строительство кораблей этого типа завершено и те из них, которые введены в строй первыми, уже подверглись модернизации в основном в целях оснащения системой ПЛУРО «Икара».

К сторожевым кораблям общего назначения относятся также семь кораблей типа «Трайбл» постройки 1961-1964 годов. Они предназначались для решения различных задач главным образом в таких районах, как Персидский залив и Юго-Восточная Азия. В связи с этим, как отмечалось в английской печати, некоторое вооружение этих кораблей недостаточно совершенно, только два из них («Гурка» и «Зулу») оснащены зенитными ракетными системами ближнего действия «Си Кэт».

Четыре сторожевых корабля типа построены в 1957- 1959 годах для обеспечения ПВО конвоев.

Сторожевые корабли типа «Солсбери» (четыре единицы), построенные в 1957-1960 годах, проектировались как корабли наведения на цели самолётов авианосной авиации. В настоящее время, как отмечалось в английской печати, в связи с сокращением авианосных ударных сил до одного ударного авианосца и слабым противолодочным и противовоздушным вооружением этих кораблей они утрачивают своё значение.

К противолодочным сторожевым кораблям ВМС Великобритании относятся 9 кораблей типа «Ротсей», 6 типа «Уитби» и 12 типа «Блэквуд» проектов 14 и 15. Все они построены в 1955-1961 годах.

Наиболее современными из противолодочных сторожевых кораблей считаются корабли типа «Ротсей». Семь из них прошли модернизацию, в процессе которой были оснащены зенитной ракетной системой «Си Кэт», противолодочными вертолётами «Уосп», имеющими на вооружении самонаводящиеся торпеды, и опускаемыми гидроакустическими станциями. Считается, что после модернизации боевые возможности кораблей типа «Ротсей» возросли и приблизились к боевым возможностям сторожевых кораблей общего назначения типа «Линдер».

Корабли типа «Уитби» были построены в 50-х годах, предназначались они в основном для поиска и уничтожения подводных лодок противника в арктических водах-и наведения самолётов базовой авиации. В настоящее время эти корабли считаются устаревшими и используются главным образом в составе дартмутской учебной эскадры и эскадры по охране рыболовства.

Корабли проекта 14 типа «Блэквуд» (8 единиц) являются устаревшими, возможности их по поиску и уничтожению современных подводных лодок противника незначительны, поэтому используются они в основном в составе эскадры по охране рыболовства в районе Исландии. В английской прессе сообщалось, что в ближайшие годы эти корабли будут постепенно исключаться из состава регулярного флота.

Корабли проекта 15 типа «Блэквуд» (4 единицы) - это бывшие эскадренные миноносцы военной постройки, переоборудованные затем в 1952-1954 годах в быстроходные противолодочные сторожевые корабли. Модернизацию корабли этого проекта не проходили, современными системами противолодочного оружия и средствами поиска и обнаружения лодок не перевооружались, поэтому в ближайшие годы их предполагается сдать на слом.

Сообщения зарубежной печати свидетельствуют о том, что командование ВМС Великобритании уделяет повышенное внимание дальнейшему развитию сторожевых кораблей. В настоящее время в различных стадиях постройки находятся восемь многоцелевых сторожевых кораблей проекта 21 типа «Амазонка» (рис. 4) полным водоизмещением по 2500 т. Каждый из них предполагается вооружить системой ЗУРО «Си Кэт» (а корабли более поздней постройки - системой ЗУРО «Си Вулф»), 114-мм универсальной артиллерийской установкой Мк8, двумя 20-мм автоматами , двумя трёхтрубными торпедными аппаратами и противолодочным вертолётом WG.13 «Линкс». Газотурбинная энергетическая установка обеспечивает кораблям высокую степень готовности к выходу в море и скорость хода свыше 30 узлов. Головной корабль этого проекта («Амазонка») находится в стадии достройки и должен быть введён в состав регулярного флота в конце 1972 года.

Рис. 4. Схематическое изображение сторожевого корабля типа «Амазонка».

Разрабатывается многоцелевой сторожевой корабль проекта 22 для решения задач, которые могут встать перед сторожевыми кораблями в 80-х годах. Однако желание командования ВМС построить корабль, который можно было бы оснастить перспективными системами зенитного и противолодочного вооружения, не выходя в то же время по водоизмещению за пределы 2500 т, не позволило ещё чётко определить задание, что стало причиной задержки разработки его проекта. В английской печати сообщалось, что этот корабль должен иметь на вооружении зенитную ракетную систему «Си Вулф», противолодочный вертолёт WG.13 «Линкс», ракеты «Экзосет» класса «корабль-корабль» и, возможно, систему ПЛУРО «Икара».

Десантные вертолётоносцы. ВМС Великобритании располагают двумя десантными вертолётоносцами («Бульварк» и «Альбион»), переоборудованными в 1960-1962 годах из ударных авианосцев типа «Сентаур». Последние были заложены в конце второй мировой войны, а введены в строй в 1954 году.

Каждый из вертолётоносцев способен принять на борт на длительное время до батальона морской пехоты или сухопутных войск. Для десантирования личного состава и переброски на берег вооружения, боевой техники и предметов материально-технического обеспечения на десантных вертолётоносцах имеется по 20 транспортно-десантных вертолётов «Уэссекс» Мк5 и по четыре пехотно-десантных катера типа LCVP.

В настоящее время в десантный вертолётоносец переоборудуется ударный авианосец «Гермес», который заменит устаревший корабль этого класса «Альбион».

Десантно-вертолётные корабли-доки

В составе ВМС Великобритании имеются два таких корабля «Фиерлис» и «Интрепид» (рис. 5). Построены они в 1965-1967 годах, являются универсальными кораблями амфибийных сил. В их доках находится по четыре танкодесантных катера, позволяющих десантировать тяжёлое вооружение и боевую технику на необорудованное побережье. Для высадки личного состава могут применяться пехотно-десантные катера и вертолёты «Уэссекс». Специально оборудованные командные пункты и средства связи дали возможность использовать десантно-вертолётные корабли-доки в качестве штабных кораблей амфибийных сил. Кроме новейших обычных средств связи, на корабле «Интрепид» имеется аппаратура, позволяющая использовать английскую спутниковую систему связи , которая обеспечивает прямую связь корабля из любого района Мирового океана с метрополией. Считается, что эти корабли вполне обеспечивают потребности английской морской пехоты. В связи с этим дальнейшее строительство десантно-вертолётных кораблей-доков в настоящее время не планируется.

Рис. 5. Десантно-вертолётный корабль-док «Интрепид».

Базовые тральщики

В английском флоте насчитывается 60 базовых тральщиков типа постройки 1953-1960 годов, из них около 40 находятся в составе минно-тральных сил, 11 приданы учебным центрам подготовки резервистов, а остальные перевооружены для несения патрульной службы в эскадре охраны рыболовства в районе Шотландии и Исландии, а также для патрулирования в районе Гонконга. После 1960 года Великобритания тральщики не строила, и только в феврале 1970 года командование ВМС выдало фирме «Воспер торникрофт» заказ на постройку . К 18 января 1972 года тральщик спущен на воду. Размерения и водоизмещение его остались такими же, как и у базовых тральщиков типа «Тон».

Тактико-технические данные кораблей ВМС Великобритании приведены в таблице.

Личный состав

ВМС Великобритании, как и другие виды вооружённых сил страны, комплектуются из числа добровольцев. При этом, несмотря на непопулярность военной службы среди английской молодёжи, наличие в стране более чем миллиона официально зарегистрированных безработных и неуверенность в завтрашнем дне заставляют идти на службу в ВМС даже хорошо подготовленных специалистов. Минимальный срок контракта три года. Однако в силу системы материального поощрения, вербовки на более длительные сроки и последующей перевербовки, многие служат на флоте значительно дольше. По состоянию на начало 1972 года контракты продлевали 53% поступавших на минимальный срок службы, 65% после 9 лет службы, 55% после 12 лет службы и 43% после 22 лет службы в ВМС.

Распределение личного состава ВМС по родам сил на ту же дату характеризовалось следующими данными: на надводных кораблях регулярного флота насчитывалось 22 000 человек, на вспомогательных судах 3000, на атомных ракетных подводных лодках и в силах их обслуживания 3000, на атомных торпедных и дизельных подводных лодках 2000, в авиации ВМС 2000, в морской пехоте 8000, в штабах, базах, учебных центрах и т. д. 38 000 человек.

Правящие круги Великобритании издавна использовали и используют военно-морские силы как важнейший инструмент империалистической политики, как передовой эшелон агрессии и вмешательства в дела других стран и народов.

Сообщения зарубежной печати, официальные заявления представителей командования и практические мероприятия по строительству ВМС Великобритании свидетельствуют о том, что их роль как важнейшего инструмента политики в агрессивных планах английского империализма все более возрастает.

НА ПРОТЯЖЕНИИ всей истории Великобритании военно-морские силы являлись важным инструментом проведения ее внешней политики. Руко­водство страны постоянно предпринимало все меры для того, чтобы иметь сильный флот, которому всегда отводилась ведущая роль в достижении внеш­неполитических целей как в мирное, так и в военное время. Сейчас воен­но-политический курс Великобритании направлен на укрепление единства и повышение военной мощи Североатлантического союза как главного фак­тора европейской безопасности, на дальнейшее развитие всестороннего со­трудничества с США и ведущими государствами Западной Европы, обеспе­чение защиты британских интересов в различных регионах.

Важное место в достижении указанных целей отводится ВМС, которым присущи постоянная высокая боеготовность и способность в короткие сро­ки развертывать свои силы в назначенных районах Мирового океана. Счи­тается, что свобода мореплавания позволяет осуществлять передвижение и сосредоточение сил флота без нарушения международного морского права, фактически не давая противнику поводов для организации ответных дей­ствий. Это обстоятельство имеет немаловажное значение в условиях карди­нального изменения обстановки в Европе, когда требуются более гибкие формы использования вооруженных сил для реализации внешнеполити­ческих целей в интересующих английское руководство районах.

ВМС Великобритании, традиционно считающиеся главным видом воо­руженных сил, по численности и боевой мощи являются одними из самых крупных в Европе. Они подразделяются на флот, авиацию ВМС и морскую пехоту. Общее руководство ими осуществляет начальник штаба обороны, непосредственное - начальник штаба ВМС в звании адмирала (по англий­ской терминологии - первый морской лорд, фактически выполняющий функции командующего). Начальник штаба отвечает за разработку и реа­лизацию планов строительства, мобилизационного развертывания, боевого применения, оперативной и боевой подготовки, совершенствование орга­низационно-штатной структуры, подготовку и обучение личного состава. В британских военно-морских силах насчитывается 51 000 человек: во флоте - 44 000 (в том числе в авиации ВМС - 6000) и морской пехоте - 7000. Организационно они состоят из командований (военно-морского флота, военно-морского на территории Великобритании, авиации ВМС, морской пехоты, тыла, учебного) и Гибралтарского военно-морского района (BMP).

Командование военно-морского флота (штаб в г. Нортвуд) включает фло­тилию подводных лодок (две эскадры), флотилию надводных кораблей (две эскадры эсминцев УРО и четыре - фрегатов УРО), оперативную группу ВМС (легкие авианосцы, десантно-вертолетные корабли-доки) и флоти­лию минно-тральных сил (три эскадры тральщиков, одна - охраны рыбо­ловства и защиты нефтегазовых комплексов).

Военно-морское командование на территории Великобритании возглав­ляет командующий (г. Портсмут), который руководит деятельностью учеб­ных центров, следит за состоянием военно-морских, авиационных баз, пун­ктов базирования и береговых укреплений, за организацией и проведением испытаний техники и вооружения. Командование несет ответственность за подготовку личного состава, содержание в соответствующей степени моби­лизационной и боевой готовности морских резервных компонентов, под­держание благоприятного оперативного режима в территориальных водах и 200-мильной экономической зоне. Выполнение этих задач возложено на командующих тремя военно-морскими районами - Портсмутским, Пли­мутским, Шотландским и Североирландским. Кроме того, командованию подчинены вспомогательный флот, вспомогательная служба флота и резерв ВМС.

Командование авиации ВМС (г. Йовилтон) включает боевую авиацию (три эскадрильи истребителей-штурмовиков, семь - противолодочных вер­толетов, четыре - транспортно-десантных вертолетов) и вспомогательную (шесть эскадрилий).

В состав командования морской пехоты (г. Портсмут) входят силы морс­кой пехоты, группа подготовки, резерва и отрядов специального назначе­ния морской пехоты. Командование тыла отвечает за всестороннее снабже­ние кораблей и береговых частей, обеспечение регламентного обслужива­ния и ремонта техники, а также мобилизационного развертывания ВМС, а учебное (г. Портсмут) занимается вопросами комплектования экипажей кораблей и отработки ими задач боевой подготовки перед вводом судов в состав флота. Гибралтарский BMP возглавляет командующий, который отвечает за организацию обороны ВМБ в этом районе и важных участков по­бережья, поддержание благоприятного оперативного режима в зоне ответствен­ности.

В военное время военно-морские силы Великобритании имеют следую­щее предназначение: нанесение ракетно-ядерных ударов по территории про­тивника, участие в составе группировок объединенных ВМС НАТО в опе­рациях (боевых действиях) по завоеванию господства на море, защита оке­анских (морских) коммуникаций, оказание поддержки сухопутным войс­кам на приморских направлениях, проведения морских десантных опера­ций. В мирное время боевые корабли должны действовать в составе посто­янных соединений ВМС НАТО на Атлантике и в Средиземном море, а также постоянного соединения минно-тральных сил блока. В угрожаемый период большую часть ВМС Великобритании, выделяемых в ОВМС НАТО, предполагается использовать в составе ударного флота альянса на Атланти­ке, ОВМС НАТО в Восточной Атлантике и на Северо-Западном Европейс­ком ТВД. ударных и объединенных ВМС стран-союзниц на Южно-Евро­пейском ТВД.

Главной целью совершенствования ВМС Великобритании является значительное повышение боевых возможностей флота за счет качественного обновления всех компонентов. Основным направлени­ем стало наращивание боевых возмож­ностей ракетно-ядерных сил морского базирования. В частности, на их во­оружение начали поступать перспективная ракетная система морского ба­зирования «Трайдент-2» с большей дальностью действия и повышенной точностью стрельбы. Кроме того, проведена модернизация автомати­ческой системы боевого управления ПЛАРБ в районах боевого патрулиро­вания. Повышение скрытности и неуязвимости этих лодок в результате принятия на вооружение БР «Трайдент-2» позволит расширить зону их пат­рулирования. Более высокая скрытность будет обеспечена также благодаря увеличению глубины их погружения, оснащению современными ядерными энергетическими установками и использованию буксируемых антенн.


ПЛА «Трэнчанг» типа «Трафальгар»

В ходе совершенство­вания сил общего назна­чения большое внима­ние уделяется строи­тельству многоцелевых кораблей с повышенны­ми боевыми возможно­стями, способных ре­шать широкий круг за­дач, совершенствова­нию способов и средств управления, внедрению новых технических дос­тижений и научных от­крытий. Ядро сил фло­та составят подводные лодки и надводные ко­рабли, оснащенные со­временными ракетным оружием и электронны­ми средствами. Для ус­пешного взаимодействия с ВМС других стран НАТО английские корабли и самолеты оборудуются соответствующими системами связи и обмена информацией.

Важным направлением развития военно-морских сил Великобритании остается строительство атомных многоцелевых подводных лодок, а также усовершенствование ПЛА типа «Трафальгар». Большее водоизмещение позволит оснастить их новыми атомными энергетическими установками и перспективными гидроакустическими комплексами. Все эти ПЛА будут вооружены крылатыми ракетами морского базирования «Томахок» американского производства в обычном снаряжении, благодаря чему они смогут использоваться при проведении операций по уничтожению (раз­рушению) наземных объектов противника.

Большое внимание уделяется также совершенствованию надводных ко­раблей, в частности корректируются требования к ним с учетом перерасп­ределения значимости задач, решаемых в современных условиях. Это про­является прежде всего в изменении подхода к строительству авианесущих кораблей. Придавая важное значение применению их для противолодочной борьбы, командование ВМС Великобритании тем не менее считает возмож­ным использование их для борьбы с авиацией противника, особенно при обес­печении перебросок войск (сил) усиления на европейские театры военных действий.

Ударную мощь надводных сил флота по-прежнему составляют три легких авианосца типа «Инвинсибл»,которые прошли модерниза­цию с целью повышения эффективности средств ПВО и увеличения на 20 проц. численности самолетного (вертолетного) парка. В частности, был увеличен угол подъема трамплина, что позволило повысить взлет­ную массу самолетов «Си Харриер», а также были переоборудованы ангары для обеспечения базирования на авианосцах перспективных вертолетов ЕН-101 «Мерлин».

Легкий авианосец R05 «Илластриес» типа «Инвинсибл»

Учитывая возможность возникновения в современных условиях локаль­ных конфликтов и необходимости использования в них амфибийных сил, командование сохранило в составе ВМС десантные корабли для проведения десантных операций. В связи с этим будут продол­жены их строительство и модернизация. Так, в 1998 году флот пополнился новым десантным вертолетносцем «Оушн», который способен нести на борту эскадрилью вертолетов «Си Кинг» (до 12 единиц).

С вводом в боевой состав ВМС Вели­кобритании во второй половине 2002 года фрегата (ФР) УРО «Сент-Олбанс» завершается многолетняя программа строи­тельства крупной серии (16 единиц) фрегатов типа «Норфолк». Двенадцать из них построе­ны на судоверфи «Ярроу шипбилдинг» (г. Глазго), еще четыре на судоверфи «Сван Хантер»(г. Уоллсснд-он-Тайн). Поскольку вся серия названа в честь известных в исто­рии страны герцогов (см. таблицу), эти ко­рабли нередко в зарубежных публикациях встречаются как фрегаты типа «Дюк», а так­же как фрегаты проекта 21