Новый российский пассажирский лайнер совершил первый пробный полет. Авиация россии Мс 21 первый полет какие двигатели

Знали ли вы, что последние годы авиационная промышленность не проектировала и не собирала новых моделей пассажирских самолетов (не считая дальнемагистральников), ограничившись модернизацией старых. Боинг и Эйрбас не так давно начали делать вот такие загнутые концы крыльев, которые на фото. Такая конструкция позволила экономить 1-1,5% топлива. А так же был придуман редуктор с интересными конструктивными изобретениями, который позволил снизить массу двигателя и еще сэкономить 15% топлива при эксплуатации.

Россия шокировала авиационную отрасль, объявив об успешном испытательном полете нового среднемагистрального пассажирского самолета МС-21 - вот так сообщает ведущий мировой деловой телеканал CNBC. В воскресенье в Иркутске совершил первый пробный полет новый российский пассажирский самолет МС-21. Продолжительность полета составила 30 минут, он проходил на высоте 1000 м при скорости 300 км/ч. Лайнером управляли летчики-испытатели, герои России Олег Кононенко и Роман Таскаев.

«Полетное задание выполнено полностью. Полет прошел в штатном режиме. Замечаний, препятствующих продолжению испытаний, не выявлено», - приводит пресс-служба "Иркута" слова Кононенко.

Как отмечает CNBC , российский самолет вместимостью от 163 до 211 пассажиров и максимальной дальностью полета 6000 км постарается составить конкуренцию Boeing 737 и Airbus A320. Телеканал также приводит слова российского производителя о том, что новый самолет превосходит существующих конкурентов.

В частности, подчеркивается широкое использование полимерных композиционных материалов и двигателя нового поколения, который позволяет снизить расход топлива. Прямые эксплуатационные расходы будут ниже на 12-15%, чем у прямых конкурентов.

У Иркута уже есть первоначальный портфель из 175 «твердых заказов», который будет поддерживать производственные мощности «в ближайшие годы», отмечает телеканал.

Не секрет, что МС-21 в силу удачного стечения обстоятельств заметно превосходит своих западных конкурентов едва ли не по всем техническим характеристикам. А все потому, что пять лет назад гранды мирового авиастроения - Airbus и Boeing - не решились разрабатывать принципиально новые самолеты и ограничились глубокой модернизацией существующих моделей.

Так появились проекты семейств Airbus A320NEO и Boeing 737MAX. Совсем недавно эти лайнеры начали поступать в парки авиакомпаний. Их главное отличие от предшественников - новые двигатели серии PurePower корпорации Pratt & Whitney и серии Leap-X компании CFM International (принадлежит GE и Snecma). Эти моторы почти на 15% экономичнее всех остальных силовых установок, в том числе тех, что стоят на нынешних семействах Airbus A320 и Boeing 737. Таких показателей их разработчикам удалось добиться за счет применения в конструкции новых двигателей целого ряда революционных технологий. Например, в случае с Pratt & Whitney это специальные редукторы, которые дают турбинам возможность вращаться быстрее, а вентиляторам - медленнее. Такая инновация позволила сократить количество лопаток примерно на полторы тысячи и резко снизить вес новых двигателей, что, в свою очередь сделала их менее шумными. Правда, двигатели - это лишь один, хотя и очень важный аспект. Усовершенствованные европейские и американские лайнеры получили также новые законцовки крыльев в виде акульих плавников, которые позволяют снизить расход топлива еще на 1–1,5%.

Таким образом, общая экономия топлива при эксплуатации модернизированных западных самолетов составит около 16%. А вот у МС-21 этот показатель почти наверняка превысит 22%. И дело тут не только в специально созданной модификации двигателей Pratt & Whitney, которыми укомплектован МС-21. Гораздо важнее то, что планер нашего нового лайнера почти на 40% состоит из композитных материалов, а крылья и вовсе почти на 100%. Так называемые черные крылья - революционное новшество для узкофюзеляжных самолетов. Их применение значительно снижает суммарный вес конструкции лайнера и сулит поистине фантастические выгоды при эксплуатации.

Сейчас технологиями изготовления цельнокомпозитных крыльев боBoeing, канадская Bombardier и наша ОАК. Но поскольку Airbus и Boeing для своих семейств NEO и MAX не стали делать полностью композитные крылья, а решили оставить алюминиевые, то их следующие программы создания новых узкофюзеляжных самолетов с использованием этой технологии будут запущены не ранее чем через десять-пятнадцать лет.

Первый полёт МС-21

Пишет Марина Лысцева:

28 мая 2017 года на аэродроме Иркутского авиационного завода – филиала ПАО Корпорация «Иркут» (в составе ОАК) состоялся первый полет нового пассажирского самолета МС-21-300.

Продолжительность полета составила 30 минут, он проходил на высоте 1000 метров при скорости 300 км/час.

Мы прилетели позавчера утром и сразу рванули на завод. МС-21 готовили к рулёжке.

2

Погода была как раз для #лысцинга.

3

Самолет пробежался по полосе, в конце которой к нему подбежали техники и осмотрели шасси.

4

Пробежались, посмотели, всё хорошо.

5

Развернулся и покатил обратно к ангару.

6

Кстати, пока мы стояли и ждали пробежки, пошел ливень, под которым все изрядно вымокли.

7

Вчера утром прибыли в восьмом часу утра, но все равно не успели снять выкатку из ангара.
Съемочная группа репетировала, как будет снимать выход лётчиков к главе "Иркута", а фотографы немного побегали вокруг самолета.

8

Токунага прилетел на один день из Японии с пересадкой в Хабаровске.

9

10

11

12

Пята для защиты фюзеляжа от tail-strike (буквально "удар хвостом").

13

14

15

Почему 51? Я без понятия.

16

Впервые в истории отечественного самолетостроения лайнер предлагается заказчикам с двумя типами двигателей – PW1400G компании Pratt & Whitney (США) и ПД-14 ОДК (Россия).

17

Двигатели нового поколения обладают уменьшенным расходом топлива и низким уровнем шума и эмиссии вредных веществ.

18

ПД-14 пока не готов, так что первый полёт состоялся с американскими движками.

19

Полет назначен на 11 утра, за 2 часа нас вывезли в поле чтобы не мешались у самолета.

20

Первыйм взлетел самолет спопровождения Як-130.

21

И в 11:15 в небо взмыл МС-21.

22

Даааа.... подумала я... Надо было занимать точку у середины полосы, а не в конце...

23

Если прикидывать визуально, то разбег МС-21 составил около 900 метров..

24

Як-130 в момент взлета летел паралельно, с него велась видеосъемка.

25

План полета включал проверку самолета на устойчивость и управляемость, а также на управляемость двигателей.

26

В соответствии с программой, в ходе полета выполнена имитация захода на посадку с последующим проходом над полосой, набором высоты и разворотом. Данная методика является типовой для первого полета новых типов самолетов.

27

Первый испытательный полет всегда проходит с выпущенными шасси.

28

После взлёта прыгаем в автобус и мчим к ангару, чтобы успеть на него забраться. По пути наблюдаем народ за территорией.

29

Поднимаемся на ангар.

30

Все ждут прохода.

31

За два дня до этого была репетиция пролёта, только вместо МС-21 над полосой пролетал Ан-12 "Иркут".

32

Зашел низенько, я уже было решила, что будет посадка.

33

Ан нет, опять набрал высоту.

34

35

И красиво мимо нас...

36

В это время со всех сторон слышны аплодисменты...

37

Как вам остекление кабины?

38

Красота.

39

40

41

Развернулся для захода на посадку.

42

Еще несколько минут ожидания...

43

В сети гуляет видео, как кто-то с территории вон тех складов снял взлет.

44

Плюх!

45

46

48

49

50

51

52

53

54

55

Докатился, а мы бегом спускаемся с ангара, чтобы успеть снять выход летчиков.

56

57

58

Зрителей пока не пускают к самолету, только несколько фотографов и видики.

59

60

И вот он, волнительный момент. Дверь открылась.

61

И под бурные аплодисменты летчики-испытатели выходят на трап.
Самолет пилотировали летчики-испытатели, Герои России Олег Кононенко и Роман Таскаев.

62

Доклад президенту корпорации "Иркут" Олегу Демченко.
Олег Кононенко: "Полетное задание выполнено полностью. Полет прошел в штатном режиме. Замечаний, препятствующих продолжению испытаний, не выявлено".

63

И началась неофициальная часть.

64

Юрий Слюсарь, глава ОАК.

65

Летчики еще несколько раз взлетели в небо.

66

67

От земли также оторвали заместителя главного конструктора Виталия Нарышкина.

68

69

70

Роман Таскаев: "Подтверждены характеристики и режимы работы двигателей, все самолетные системы работали без сбоев".

71

Олег Демченко: "Сегодня исторический день для нашего коллектива и всей большой команды, работающей над созданием МС-21".

72

"Мы вложили в наш самолёт самые передовые технические решения, которые обеспечат повышенный комфорт пассажирам и привлекательные экономические характеристики авиакомпаниям. И сегодня я счастлив сообщить, что первый полет МС-21 прошёл успешно! Поздравляю всех участников программы с нашим общим праздником!"

73

Президент "Объединенной авиастроительной корпорации" (ОАК) Юрий Слюсарь:
"МС-21 создан в широкой кооперации, где наряду с "Иркутом" активно участвуют и другие предприятия ОАК: АэроКомпозит, Ульяновский и Воронежский авиазаводы, ОАК-Центр комплексирования. Это – важный этап формирования новой индустриальной модели ОАК.

74

"По нашим оценкам, в ближайшие 20 лет в сегменте МС-21 мировой спрос составит около 15 000 новых лайнеров. Уверен, авиакомпании высоко оценят наш новый самолет".

75

76

77

78

79

80

81

82

82

84

МС-21-300 – пассажирский самолет нового поколения вместимостью от 163 до 211 пассажиров, ориентированный на самый массовый сегмент рынка авиаперевозок.

85

Самолет МС-21 обеспечит пассажирам качественно новый уровень комфорта благодаря самому большому в классе узкофюзеляжных самолетов диаметру фюзеляжа. Такое решение существенно расширит личное пространство каждого пассажира, позволит разминуться с тележкой обслуживания и обеспечит авиакомпаниям сокращение времени оборота в аэропортах.

86

Благодаря установке больших иллюминаторов увеличена естественная освещенность пассажирского салона. В самолете будет поддерживаться комфортное для пассажиров давление воздуха и улучшенный микроклимат.

87

88

Для пилотов самолетов МС-21 разработана инновационная эргономичная кабина.

89

90

91

Высокие требования к комфорту и экономической эффективности самолета потребовали внедрения передовых технических решений в области аэродинамики, двигателестроения и самолетных систем.

92

93

94

По своим летно-техническим данным и экономичности самолет МС-21 превосходит существующие аналоги.
Основной вклад в улучшение летно-технических характеристик самолета внесет крыло из полимерных композиционных материалов, впервые в мире созданное для узкофюзеляжных самолетов вместимостью свыше 130 пассажиров. Доля композитов в конструкции самолета МС-21 – свыше 30% – уникальна для этого класса лайнеров.

95

Самолет МС-21 отвечает перспективным требованиям по защите окружающей среды.

96

Расчетное сокращение прямых операционных расходов при эксплуатации самолета МС-21 составит 12-15 % по сравнению с аналогами.

97

Стартовый портфель твердых заказов на 175 самолетов МС-21 обеспечивает загрузку производственных мощностей на ближайшие годы. По твердым заказам получены авансовые платежи.

98

Основные российские участники программы: головной исполнитель – Корпорация «Иркут» (входит с состав ОАК), ведущие предприятия ОАК, Госкорпорация Ростех.

99

Летно-технические характеристики МС-21-300
Вместимость в двухкласной компоновке 163 кресла (16 бизнес + 147 эконом)
Вместимость в плотной компоновке 211 кресел
Максимальная взлетная масса 79 250 кг
Максимальная коммерческая нагрузка 22 600 кг
Максимальная дальность полета 6 000 км
Основные размеры
Длина самолета 42,2 м
Размах крыла 35,9 м
Высота 11,5 м

100

101

102

103

104

105

106

107

108

109

110

111

Вот такая красота.

28 мая на аэродроме Иркутского авиационного завода состоялся первый полет нового российского пассажирского самолета МС-21-300 (“Магистральный самолет XXI века”). Это первый лайнер, сделанный полностью по западным стандартам с учетом мировых тенденций и реального спроса на рынке. Созданный без советского задела он является вторым после масштабным российским проектом в области гражданской авиации.

Дмитрий Медведев: “МС-21 по своему технологическому уровню превосходит те гражданские суда, которые к настоящему времени летают. Уверен, что это будет хорошая машина, экономичная, надежная”.

Создание лайнера

Разработка ведется ОАО “Опытно-конструкторское бюро им. А.С. Яковлева” и ПАО “Корпорация “Иркут” (входят в состав Объединенной авиастроительной корпорации, ОАК).на базе нереализованного проекта Як-242 в конце 1980-х годах. В 2014 году заместитель председателя правительства РФ Дмитрий Рогозин заявлял, что серийные машины проекта МС-21 будут называться Як-242.

В 2014 году вице-премьер РФ Дмитрий Рогозин заявлял, что серийные машины проекта МС-21 будут называться Як-242. Однако в 2015 года было заявлено, что самолет не получит обозначение Як-242, а так и останется МС-21. Прежде всего, это было связано с продвижением на мировом рынке: репутация будет расти вместе с новым самолетом.

Рогозин неоднократно заявлял о максимальной концентрации усилий и слаженному взаимодействию ОАК и Объединенной двигателестроительной корпорации (ОДК) при созданию самолета МС-21. По его мнению, без этого невозможно создать конкурентный продукт, учитывая, что большинство комплектующих МС-21, включая его двигатель, принципиально новые разработки.

Рогозин подчеркивал, что, несмотря на наличие другого нового самолета SSJ-100 (первый полет был осуществлен в 2008 году, эксплуатируется с 2011 года), на разработчиках МС-21 лежит огромная ответственность.

Дмитрий Рогозин: “Здесь все новое и очень много отечественного, и поскольку все новое, мы с вами прекрасно понимаем, как это все должно быть адаптировано друг к другу, начиная от черного композитного крыла, заканчивая авионикой”.

8 июня 2016 года на церемонии выкатки нового самолета премьер-министр РФ Дмитрий Медведев заверил, что Россия не исчезнет из “высшей лиги” мирового авиастроения.

Дмитрий Медведев: “Новые проекты в авиастроении, по понятным причинам, дело совсем недешевое. Вообще государств, где развито авиастроение, очень немного. Это называется “высшая лига”. И мы ни в коем случае не должны из этой “высшей лиги” исчезнуть”.

Он подчеркнул, что Россия способна создавать самолеты, конкурирующие с иностранными производителями. “Нынешнее событие подтверждает, что мы способны такие машины создавать, которые продвигают вперед наше авиастроение и будут конкурировать с другими самолетами”, - сказал премьер.

Экономичный, технологичный, отечественный

Разработаны две модификации самолета с типовой двухклассовой компоновкой: базовый МС-21-300 (163-211 мест) и укороченный вариант - МС-21-200 (на 132-165 мест). Сертификация последнего намечена на 2019-2020 годы.

Для каждой модификации предусмотрены версии с обычной (3500 км) и увеличенной (5000 км) дальностью. В дальнейшем могут появиться и дальнемагистральные версии (до 7000 км).

От SSJ-100 самолет МС-21 отличается увеличенной дальностью полета (максимально 4578 км против 6400 км) и большим количеством посадочных мест. В SSJ-100 максимально может поместиться 108 пассажирских кресел, в МС-21 - до 211 кресел.

На МС-21 будет наивысший уровень комфорта для пассажиров благодаря увеличенной ширине пассажирского салона. Увеличенный диаметр фюзеляжа (4,06 м) обеспечивает увеличение емкости багажных полок в пассажирском салоне и багажных отсеков, расположенных под его полом.

По данным журнала “Крылья Родины”, у МС-21 на одно пассажирское кресло приходится около 27 дюймов поперечного сечения фюзеляжа (у самолета Airbus А330 - 25 дюймов, - только 24 дюйма). Ширина пассажирского кресла увеличена до 18 дюймов (у А330 - 17), а проход между креслами - до 22,5. Это гораздо больше, чем у конкурентов. Пассажиры смогут более комфортно расположиться при длительных перелетах и получат возможность свободно перемещаться по салону. Кроме того сокращается время посадки и высадки пассажиров (примерно на 30% лучше самолетов-аналогов).

Пассажирский салон МС-21 также получит новую систему кондиционирования, что должно благоприятно сказаться на самочувствии пассажиров. Также для удобства планируется использовать трехсезонное регулирование температуры.

Первые экземпляры МС-21 будут оборудованы импортным двигателем Pratt & Whitney, в дальнейшем же двигатель будет заменен на отечественный ПД-14.

Это базовый гражданский двигатель нового поколения, который создается широкой кооперацией предприятий ОДК для авиалайнера МС-21. На основе унифицированного компактного газогенератора ПД-14 возможно создание целого семейства двигателей тягой 9-18 тонн, предназначенных для ближне- и среднемагистральных самолетов, вертолетов и промышленных газотурбинных установок. Разработка ПД-14 принадлежит конструкторскому бюро “Авиадвигатель”, головной производитель - Пермский моторный завод.

Как отмечают эксперты, при сопоставимых с американским мотором характеристиках двигатель ПД-14 станет еще и родоначальником целой линейки моторов для самолетов. Его более мощные модификации на базе газогенератора, но с редукторным вентилятором (ПД-18Р) будут применяться на Ту-214, Ил-96-300 и Ил-96-400Т. Вариант двигателя меньшей мощности ПД-10 - на самолетах SSJ-100.

Еще одно достоинство. В конструкции авиалайнера впервые в отечественном самолетостроении широко применяются композиционные материалы - их около 40%. Применение углепластиков позволило увеличить размах крыла, также композиты используются в хвостовом оперении воздушного судна. Будущий перспективный комплекс дальней авиации (ПАК ДА) проектируется с учетом опыта создания МС-21.

Еще одним новшеством МС-21, по мнению специализированного издания по авиации “Крылья Родины”, является и специальная система снижения нагрузок и управления ими. Ожидается, что за счет снижения веса конструкции самолета в сочетании с его высокой тяговооруженностью, позволит сократить разбег МС-21 почти на 300 м, а также увеличить почти на 600 м его практический потолок по сравнению с самыми новыми аналогами фирм Airbus и Boeing.

Кабина пилотов МС-21 создана с учетом самых современных требований к ее эргономике, что должно упростить пилотирование машины и снизить нагрузку на экипаж.
Концерном “Радиоэлектронные технологии” (КРЭТ) разработано более 70% БРЭО МС-21, при этом активно использовался принцип модульной электроники.

Первый опытный экземпляр

Сборка опытного экземпляра МС-21-300, оснащенного двигателями Pratt & Whitney, завершена на Иркутском авиазаводе 6 июня 2016 года, официальная презентация (первая выкатка из цеха) состоялась 8 июня 2016 года.

Летные испытания опытного экземпляра, первоначально намеченные на II квартал 2016 года, были перенесены на 2017 год. Получение российского сертификата типа и первая поставка заказчику самолетов МС-21-300 запланированы на конец 2018 года.

28 апреля первый летный экземпляр покинул цех окончательной сборки для подготовки к первому полету. 15 мая на аэродроме Иркутского авиазавода самолет МС-21-300-0001 выполнил рулежки, также проверялись различные системы самолета, отрабатывались наземные запуски маршевой и вспомогательной силовой установки. Как отметили в “Иркуте”, вся подготовка прошла в соответствии с утвержденным графиком.

Заказы на лайнер

Вице-премьер Дмитрий Рогозин заявил, что пакет проавансированных заказов на новый МС-21 составляет 185 машин. На данный момент портфель заказов составляет 285 самолетов.

Первым эксплуатантом станет “Аэрофлот”. Планируется, что первый лайнер в компоновке на 175 кресел она получит в IV квартале 2018 года. Всего же в парке авиакомпании будут эксплуатироваться 50 МС-21. Профинансирует поставку лизинговая компания “Авиакапитал-сервис”. Твердый контракт на поставки был заключен в 2011 году. Гендиректор “Аэрофлота” Виталий Савельев заявлял, что поставки первых трех самолетов ожидаются в 2019 году.

В 2015-2016 годах Минпромторг РФ и топ-менеджеры ОАК сообщали, что интерес к самолету проявляют в Индонезии, Саудовской Аравии, Танзании, Иране и еще ряде стран. Однако пока не известно ни об одном твердом контракте на поставку МС-21 за рубеж. Существует только предварительное соглашение о поставке 10 самолетов (4 из них - опцион) с египетской Cairo Aviation. Каталожная стоимость МС-21 - от $85 млн.

В феврале газета “Ведомости” сообщила, что одним из крупнейших заказчиков самолета станет авиакомпания . “У Red Wings есть предварительное соглашение с лизинговой компанией “Ильюшин финанс Ко” о получении в лизинг 10 МС-21. Если эксплуатация МС-21 будет эффективной, то их количество может быть увеличено до 15-16″, - сообщил изданию глава лизинговой компании Александр Рубцов.

По его словам, когда в 2019 году начнут поступать МС-21, они постепенно заменят в парке авиакомпании Airbus и Ту. Сейчас в парке Red Wings семь самолетов Ту-204 и Ту-214.
Время покажет, насколько все эти планы будут реализованы, но уже с уверенностью можно сказать, что для российского производителя авиатехники это знаковый и весомый заказ.

По материалам

ОАК и корпорация «Иркут» представили в 2017 году практическое воплощение проекта «Магистрального самолета XXI века» – новый российский авиалайнер МС-21. Самолет впервые взлетел 28.05.2017, открыв новую эру в российской гражданской авиации. Презентация одного из четырех построенных к этому моменту самолетов прошла успешно и получила высокую оценку специалистов.

Новый самолет МС-21 составил прямую конкуренцию американскому Boing 737 Max и европейскому Airbus A320neo. Кроме того, что он занял достойное место в списке желанных приобретений для международных авиаперевозчиков, он стал еще и серьезным решением в импортозамещении для отечественной промышленности.








Если российский военный авиапром к началу века уже шагал на уровне мировых достижений, то для гражданской авиапромышленности давно назрела необходимость в модернизации. Аэробус начали разрабатывать еще в начале нулевых в ОКБ имени А.С. Яковлева. За основу была взята конструкция Як-242, который был создан еще в 1995 году. Уже в 2004 году «яковлевцы» влились в состав «Иркута», где, со временем, было сформировано отдельное подразделение знаменитого ОКБ. С учетом современных тенденций инженеры-конструкторы разрабатывали новое семейство пассажирских самолетов. Первый полет МС-21 стал настоящим триумфом российских авиаконструкторов.

В текущей работе над новой революционной для российской гражданской авиации моделью конструкторы использовали потенциал таких известных российских предприятий, как ЦАГИ имени Н.Е. Жуковского, ОАК, североамериканских и европейских корпораций. Свою роль сыграли ульяновский и воронежский филиалы корпорации «Иркут».

Особое место было отведено подбору силовой установки. В 2012-м Иркут и Pratt & Whitney договорились о сотрудничестве благодаря чему был поставлен базовый двигатель МС-21 - PW1400G, который в перспективе заменит ПД-14, создаваемый отечественной компанией ОДК. В начале лета 2016 года завершилось создание самолета модели МС-21-300. А на этом историческом фото самолета МС-21 Иркут, сделанном 8 июня того же года запечатлен момент его выкатки.

Презентация МС-21

Основные особенности конструкции МС-21

Конструкторам удалось внедрить целый ряд новаций и обеспечить тем самым превосходные качества МС-21 в аэродинамике, экономичности, надежности и экологичности. Заметим, что новый лайнер на сорок процентов состоит из композитных материалов, что позволило значительно уменьшить его вес. Современный бортовой комплекс обслуживания, который можно увидеть на фото кабины МС-21 в галлерее выше, позволяет осуществлять стопроцентный контроль за техническим состоянием самолета и его надежную навигацию.

В новом самолете конструкторы, прислушиваясь ко мнению будущих потребителей, применили новационную возможность перекомпоновки салона за счет увеличения диаметра фюзеляжа. На фото салона МС-21 заметно на сколько комфортно выглядит самый большой в мире салон аэробуса. Специально сконструированные кресла рассчитаны на людей различной комплектации, а также для людей с ограниченными возможностями. Именно эта ключевая особенность позволила представить авиалайнер в двух модификациях МС-21-200. Первая была спроектирована с расчетом на 165 пассажиров в экономичном классе. Вторая МС-21-300 могла вместить уже 200 пассажиров в уплотненном варианте салона.

Дизайнеры постарались сделать освещение салона более естественным за счет больших иллюминаторов. Не последняя роль отведена и системам контроля за давлением, микроклиматическими условиями и температурным режимом в салоне. Внедренные технологии позволяют эксплуатировать лайнер во всех климатических зонах вне зависимости от сезона.

Особое внимание уделили безопасности воздушного судна. Летные испытания МС-21 подтвердили все параметры соответствия международным нормам безопасности для гражданских самолетов. К слову, для этих испытаний в России специально была создана новая стендовая база.

Летные и технические характеристики самолета МС-21 300

Самолет получил одну из самых продвинутых конструкций планера из всех существующих на сегодняшний день. По объему примененных композиционных материалов он уступает Airbus A350 XWB, который состоит из полимеров уже более чем наполовину.

Впервые в России при строительстве лайнера было применено так называемое черное крыло, технология с применением карбоновых композиционных материалов. Она помогла существенно снизить массу крыла самолета при этом сохранила показатели по прочности, а аэродинамика только улучшилась. По такому же принципу спроектировано хвостовое оперение и ряд других деталей воздушного судна. В ближайшем будущем этот самолет останется пока единственным в своем классе, где котором применена такая технология. В создании этого ноу-хау приняли участие концерн Аэрокомпозит и ОНПП Технология. В основу фюзеляжа легли традиционные алюминиевые сплавы. Его разрабатывали и создавали в корпорации Иркут и ОКБ Яковлева.

Базовая установка оснащена парными реактивными разнотяговыми двигателями. Это наиболее современные на сегодняшний день агрегаты, которые используют ведущие авиастроители мира в самых последних разработках самолетов. Российские аналоги - ПД-14 сегодня проходят испытания. После получения сертификации они будут запущены концерном Авиадвигатель в массовое производство. Для российского авиапрома это также революционная разработка. Для самого тяжелого представился серии МС-21-300 будет разработана модификация двигателя ПД-14А с тягой 14.000 тс.

Новым словом в гражданском авиастроении стала и «стеклянная» кабина самолета. Она составлена из нескольких (а точнее, пяти) мультифункциональных дисплеев. Пилоты для подключения к общему интерфейсу снабжены электронными планшетами. Для управления используются боковые ручки – сайдстики. Кабина может быть дополнительно оборудована:

  1. Индикаторами, отображающими текущие полетные данные на лобовом стекле как раз напротив лица пилота.
  2. Синтетическим видением, способным сформировать актуальный виртуальный образ лайнера, если видимость снижается до недопустимых показателей.

Кабина и основная часть авионики спроектированы в КРЭТ при содействии Rockwell Collins. На сегодняшний день разработаны и внедрены две модификации МС-21 и одна модификация будет подготовлена в ближайшее время.

Фюзеляж у этой модели длиннее на 8.5 метров, чем у 21-200. На презентации в мае 2017 года был показан новый российский самолет МС-21 этой модификации. Серийный выпуск МС-21 начнется именно с этой модели.

Перспективная модель МС-21-400 станет еще более усиленной версией 300-й. Модификация получит следующие характеристики:

  • вместительность: 230 пассажиров;
  • взлетная масса: максимально 87.2 тонны;
  • двигатель дефорсированный ПД-14М с тягой до 15.6 тс.

В реальной перспективе будет проводиться подготовка и более мощных модификаций самолета семейства М-21 с расчетом получения максимально возможной дальности полета, вместимости салона и других полезных характеристик.

Перспективы развития проекта МС-21

С учетом стоимости МС-21 оцененной в 91 миллион долларов, самолет становится непосредственным конкурентом аэробусам своего класса. В 2017 году корпорация «Иркут» подписала более ста семидесяти контрактов на поставку этих лайнеров, треть из которых заказал национальный авиаперевозчик «Аэрофлот». Первые поставки запланированы на 2018 год.

Уже в ноябре 2017 года дочернее предприятие «Иркут» Иркутский авиазавод завершит ввод новых станций для линий окончательной сборки самолета. В ближайшее время будут изготовлены детали для пяти очередных самолетов серии. Линия будет обладать производственной мощностью в 20 авиалайнеров в год и в течение нескольких лет выйдет на полную мощность.

Необходимо учесть и ряд преимуществ, которые стали возможны благодаря российским инженерам. Так впервые в мире при производстве крупных деталей лайнера была применена инфузионная технология с использованием автоматических линий. Ранее для этих целей применяли препрегово-автоклавный метод, который был существенно дороже.

Проект МС-21 представляет собой перспективную инвестиционную площадку. С учетом затрат из госбюджета, которые составили сто миллиардов рублей эксперты предвидят плановую пятилетнюю окупаемость проекта. В любом случае создание самолетов семейства МС-21 стало прорывом в российском гражданском авиапроме и открыло новую эру отечественного самолетостроения. В условиях санкционной блокады российской экономики западными странами этот шаг, безусловно, еще больше укрепит самостоятельность и авторитет российской экономики на мировом рынке.

Вконтакте

28 мая 2017 года на аэродроме Иркутского авиационного завода – филиала ПАО Корпорация «Иркут» (в составе ОАК) состоялся первый полет нового пассажирского самолета МС-21-300-0001 .

Продолжительность полета составила 30 минут, он проходил на высоте 1000 метров при скорости 300 км/час.

Президент России Владимир Путин поздравил президента корпорации «Иркут», генерального директора – генерального конструктора «ОКБ им. А. С. Яковлева» Олега Демченко, коллектив предприятия-производителя и всех работников отрасли с этим знаменательным событием.

План полета включал проверку самолета на устойчивость и управляемость, а также на управляемость двигателей. В соответствии с программой, в ходе полета выполнена имитация захода на посадку с последующим проходом над полосой, набором высоты и разворотом. Данная методика является типовой для первого полета новых типов самолетов.

Статус программы самолета МС21 >>

Самолет пилотировал экипаж в составе Героя России, летчика-испытателя, Олега Кононенко и летчика-испытателя, Героя России Романа Таскаева. Олег Кононенко отметил: « Полетное задание выполнено полностью. Полет прошел в штатном режиме. Замечаний, препятствующих продолжению испытаний, не выявлено ». Роман Таскаев заявил: « Подтверждены характеристики и режимы работы двигателей, все самолетные системы работали без сбоев ».

Президент ОАК Юрий Слюсарь подчеркнул: «* создан в широкой кооперации, где наряду с «Иркутом» активно участвуют и другие предприятия ОАК: АэроКомпозит , ульяновский « », ПАО « Воронежское акционерное самолётостроительное общество », ОАК-Центр комплексирования. Это – важный этап формирования новой индустриальной модели ОАК. По нашим оценкам, в ближайшие двадцать лет в сегменте МС-21 мировой спрос составит около 15 тысяч новых лайнеров. Уверен, авиакомпании высоко оценят новый российский самолет ».

На «Авиастар-СП» производятся комплекты панелей на отсеки фюзе­ляжа Ф1, Ф2, Ф3, Ф4 и Ф5, подкилевой отсек и отсек ВСУ, все 11 дверей, а также хвостовое оперение - киль и стабилизатор в сборе с рулями направле­ния и высоты. Доля завода в стро­ительстве фюзеляжа составляет 70 процентов.

На предприятии «АэроКомпозит-Ульяновск» изготавливаются верхние и нижние пане­ли кессона крыла лайнера , передние и задние лон­жероны, дренажные короба, а также панели цент­роплана. При этом применяется инновационная тех­нология вакуумной инфузии и автоматизированная выкладка сухого углеродного наполнителя.

В настоящее время на заводе «Авиастар-СП» ведется сборка пятого самолетокомплекта для МС-21, при­ступили к изготовлению агрегатов на шестую ма­шину, которая завершит программу опытно-конст­рукторских работ. В этом году задача ульяновцев - завершить изготовление агрегатов на 5-й и 6-й самолеты. В июле на «Авиастаре» планируется начать изготовление первой ус­тановочной партии, которая будет состоять из пяти самолетокомплектов, предназначенных для пере­дачи авиакомпаниям. То есть уже начнётся серий­ная сборка воздушных судов МС-21.

* МС-21-300 – пассажирский самолет нового поколения вместимостью от 163 до 211 пассажиров, ориентированный на самый массовый сегмент рынка авиаперевозок. Разработка ведется ОАО "Опытно-конструкторское бюро им. А.С. Яковлева" и ПАО "Корпорация "Иркут", на базе нереализованного проекта Як-242 в конце 1980-х годах. В 2014 году заместитель председателя правительства России Дмитрий Рогозин заявлял, что серийные машины проекта МС-21 будут называться Як-242. Однако в 2015 года было заявлено, что самолет не получит обозначение Як-242, а так и останется МС-21.

Конкурент МС-21, китайский авиалайнер C919 впервые поднялся в небо >>

Разработаны две модификации самолета с типовой двухклассовой компоновкой: базовый МС-21-300 (163-211 мест) и укороченный вариант - МС-21-200 (на 132-165 мест). Сертификация последнего намечена на 2019-2020 годы. Для каждой модификации предусмотрены версии с обычной (3500 км) и увеличенной (5000 км) дальностью, в дальнейшем могут появиться и дальнемагистральные версии (до 7000 км).

От SSJ-100 самолет МС-21 отличается увеличенной дальностью полета (максимально 4578 км против 6400 км) и большим количеством посадочных мест. В SSJ-100 максимально может поместиться 108 пассажирских кресел, в МС-21 - до 211 кресел.

Самолет МС-21 обеспечит пассажирам качественно новый уровень комфорта благодаря самому большому в классе узкофюзеляжных самолетов диаметру фюзеляжа. Увеличенный диаметр фюзеляжа (4,06 м) обеспечивает увеличение емкости багажных полок в пассажирском салоне и багажных отсеков, расположенных под его полом.

Как собирают двигатели для самолетов на НПО «Сатурн» >>

У МС-21 на одно пассажирское кресло приходится около 27 дюймов поперечного сечения фюзеляжа (у самолета Airbus А330 - 25 дюймов, Boeing 787 - только 24 дюйма). Ширина пассажирского кресла увеличена до 18 дюймов (у А330 - 17), а проход между креслами - до 22,5. Это гораздо больше, чем у конкурентов. Пассажиры смогут более комфортно расположиться при длительных перелетах и получат возможность свободно перемещаться по салону. Кроме того сокращается время посадки и высадки пассажиров (примерно на 30% лучше самолетов-аналогов).

Благодаря установке больших иллюминаторов увеличена естественная освещенность пассажирского салона. В самолете будет поддерживаться комфортное для пассажиров давление воздуха и улучшенный микроклимат. Также для удобства планируется использовать трехсезонное регулирование температуры.

Впервые в истории отечественного самолетостроения лайнер предлагается заказчикам с двумя типами двигателей – PW1400G-JM компании Pratt & Whitney (США) и ПД-14 - базовый гражданский двигатель нового поколения, который создается широкой кооперацией предприятий ОДК для авиалайнера МС-21. На основе унифицированного компактного газогенератора ПД-14 возможно создание целого семейства двигателей тягой 9-18 тонн , предназначенных для ближне- и среднемагистральных самолетов, вертолетов и промышленных газотурбинных установок. Его более мощные модификации на базе газогенератора, но с редукторным вентилятором (ПД-18Р) будут применяться на Ту-214, Ил-96-300 и Ил-96-400Т. Вариант двигателя меньшей мощности ПД-10 - на самолетах SSJ-100. Разработка ПД-14 принадлежит конструкторскому бюро "Авиадвигатель", головной производитель - Пермский моторный завод .

Новый российский двигатель ПД 14 >>

Еще одно достоинство: в конструкции авиалайнера впервые в отечественном самолетостроении широко применяются композиционные материалы - их около 40%. МС-21 является первым самолетом в мире, при производстве крупных деталей для которого применялась так называемая инфузионная технология с максимальным использованием автоматизации. Отказ от использования препрегово-автоклавной технологии, по многим оценкам, позволит существенно сократить расходы при создании самолетов.

Применение углепластиков позволило увеличить размах крыла, также композиты используются в хвостовом оперении воздушного судна. За счет снижения веса конструкции самолета в сочетании с его высокой тяговооруженностью, позволит сократить разбег МС-21 почти на 300 м, а также увеличить почти на 600 м его практический потолок по сравнению с самыми новыми аналогами фирм Airbus и Boeing.

Около 50% авионики для МС-21 производит КРЭТ , в целом же Концерн планирует поставлять на МС-21 до 70% всего бортового радиоэлектронного оборудования. МС-21 стал первым отечественным самолетом, оснащенным интегрированным комплексом бортового оборудования на основе интегрированной модульной авионики (ИКБО ИМА) разработки КРЭТ. Этот комплекс реализует все функции: по навигации, самолетовождению, сигнализации, индикации и другие.

Испытания нового комплекса авионики для МС-21 >>

Кроме того, для нового самолета на московском предприятии КРЭТ – АО «Аэроприбор-Восход» – разработана система измерения высотно-скоростных параметров СИВСП-21, в которую входят многофункциональные измерители воздушных данных.

Стартовый портфель твердых заказов на 175 самолетов МС-21 обеспечит загрузку производственных мощностей на ближайшие годы. По твердым заказам получены авансовые платежи. Крупнейшим заказчиком стала авиакомпания "Аэрофлот", планируется, что в парке авиакомпании будет эксплуатироваться 50 МС-21. Есть и первые зарубежные заказчики: имеется твердый контракт с индонезийской Crecom Burj Berthad на поставку 25 самолетов и опцион на 25 машин. Также заключено соглашение о намерении с египетской Cairo Aviation на поставку 6 самолетов и опционом на 4 машины. Интерес к самолету проявляет национальная авиакомпания Танзании Air Tanzania, а также Иран, Саудовская Аравия и Индонезия.

В российской гражданской авиации произошло знаковое событие. В небо поднялся первый со времен Советского Союза новейший магистральный самолет – МС-21. Успешность этого проекта имеет важнейшее значение для страны, так как позволит взлететь российской авиации до новых высот. Более того, забраться выше мировых авиастроителей Boeing и Airbus.

Первым новость об успешном испытательном полете МС-21 в воскресенье, 28 мая 2017 года, разнес на своей страничке в Фейсбуке вице-президент России Дмитрий Рогозин, который также опубликовал фотографии самолета в полете.

«Для России первый полет МС-21 – это не просто рождение нового самолета. Это освоение современных, передовых технологий, которых у России до недавнего времени не было»

Россия не стала устраивать из первого полета огромное шоу с прямой трансляцией, как это любят делать на Западе. МС-21 впервые встал на крыло в тихом «семейном» кругу. Однако об успешном полете, конечно, России Владимиру Путину. Ему позвонил Рогозин, а президент уже набрал главу корпорации «Иркут», генерального конструктора ОКБ им. Яковлева Олега Демченко и поздравил его и коллектив предприятия с этим важным событием.

Впрочем, после серии испытательных полетов, возможно, состоится и публичный полет МС-21 с участием журналистов и камер.

Пока же в корпорации «Иркут» о первом полете лайнера МС-21-300. Он прошел штатно, все системы машины отработали без сбоев. Полет продолжительностью 30 минут проходил на высоте 1 тыс. метров при скорости 300 км/час. План полета включал проверку самолета на устойчивость и управляемость, а также на управляемость двигателей. «В соответствии с программой в ходе полета выполнена имитация захода на посадку с последующим проходом над полосой, набором высоты и разворотом. Данная методика является типовой для первого полета новых типов самолетов», – сообщили в пресс-службе корпорации «Иркут».

МС-21 пилотировал экипаж в составе летчика-испытателя, Героя России Олега Кононенко и летчика-испытателя, Героя России Романа Таскаева. По словам Кононенко, «полетное задание выполнено полностью». «Полет прошел в штатном режиме. Замечаний, препятствующих продолжению испытаний, не выявлено», – отметил летчик. «Подтверждены характеристики и режимы работы двигателей, все самолетные системы работали без сбоев», – добавил Таскаев.

Начать летные испытания планировалось в апреле, но затем их перенесли на конец мая. В начале мая стало известно о подготовке лайнера к пробному полету после того, как первый экземпляр покинул цех 4 мая. Глава Минпромторга Денис Мантуров заявил тогда, что первый полет – это вопрос нескольких недель.

С момента выкатки из цеха до первого испытательного полета прошло 24 дня. Однако выкатка самолета из цеха не означает, что лайнер должен сразу полететь. «Сначала идет работа под открытым небом: самолет заправляется, проверяется герметичность баков, работа всей сложной системы топливной подачи и других систем, запускается двигатель. В интернете появлялась фотография, где рядом с МС-21 стояла пожарная машина. Это тоже нормальная практика: пожарная нужна при первом запуске двигателя, ведь его же никогда не запускали. Это техника безопасности – только и всего», – рассказывает руководитель портала Avia.ru Роман Гусаров.

«После проверки всех систем самолет начинает потихоньку кататься по рулежкам. Следующий этап: начинают давать взлетный режим и разгонять самолет по полосе сначала просто с торможением, потом с поднятием передней стойки. И только после того, как все тысячу раз проверено – здесь спешка только вредит, – выполняется первый полет», – добавляет собеседник.

Это революция

Для России первый полет МС-21 – это не просто завершение многолетнего этапа работы огромного коллектива и рождение нового самолета. Это также освоение современных, передовых технологий, которых у России до недавнего времени не было, замечает Гусаров.

Однако ни о каком отставании России от КНР и речи быть не может. К тому же российский лайнер намного революционней, чем китайский. Да и по многим характеристикам, как заявляет разработчик, МС-21 будет намного лучше своих одноклассников от мировых гигантов Airbus и Boeing, а именно Airbus A319neo и Boeing 737 MAX (с улучшенными двигателями).

«В МС-21 используются новейшие технологии, которые еще не отработаны в мире. И в такой революционности, конечно, есть огромная доля риска – получится или нет. Однако у нас не осталось выбора. Если делать самолет по традиционным технологиям, то он однозначно не будет лучше «Боинга» и «Эйрбаса». Они выжали из классической конструкции уже все, что можно. Только сделав шаг вперед, рискнув, можно выиграть. Чтобы войти на такой высококонкурентный рынок, нужно, чтобы наш самолет по основным параметрам существенно превосходил западных конкурентов. Иначе не пробиться», – говорит Гусаров.

Если сравнивать c SSJ-100, а это первый созданный с нуля гражданский самолет после СССР, то на этом лайнере Россия, по сути, училась создавать современные самолеты с нуля и сертифицировать их на Западе. «В ГСС сами говорят, что это школьная парта», – замечает Гусаров. И хотя SSJ-100 – это вполне современный и достойный лайнер, не уступающий своим одноклассникам по летным характеристикам и экономичности, все-таки МС-21 – это шаг вперед.

«С МС-21 мы уже пытаемся не догнать, а кое в чем перегнать. Конструкции планеров самолетов «Боинг-737» и «Эйрбас А-320» не один десяток лет. Начинку они меняют, постоянно модернизируют, но они были не готовы рискнуть настолько, чтобы создать новую конструкцию. В мировом авиастроении есть такое правило: если в самолете более 30% новаций, то это огромный риск. Поэтому западный производитель старается такое количество новшеств в самолет не внедрять», – говорит Гусаров. А Россия пошла на риск, чтобы создавать самолет, превосходящий западных конкурентов по главным параметрам, ибо только так можно вклиниться в стальную дуополию «Боинга» и «Эйрбаса».

Ключевой экзамен

Поэтому пока никто не может сказать, насколько все пойдет гладко. И как бы ни был важен первый испытательный полет МС-21, на этом работа еще не заканчивается. За первым полетом последует важный ключевой экзамен для самолета, для конструкторов и для всех, кто создавал этот самолет. Это летные (заводские) испытания и последующая сертификация самолета. Во время заводских испытаний будет проверяться надежность работы всех систем, соответствие их техническому заданию, устраняться все возможные огрехи.

«Только когда самолет будет сертифицирован, можно будет сказать, что создатели самолета достигли успеха. Недостаточно создать самолет, надо еще доказать, что он надежен, безопасен и соответствует всем современным требованиям, предъявляемым к гражданским воздушным судам. Причем не только российским, но и европейским. Эти требования распространяются не только на сам самолет, но и на все системы и материалы вплоть до последней заклепки. Сертифицируется все – от конструкции самолета до поставщиков комплектующих», – рассказывает Роман Гусаров.

По плану завершить испытания и сертификацию планируется в 2018 году, а на 2019 год намечены поставки первых трех самолетов. Однако сколько времени уйдет на летные и сертификационные испытания – полтора–два года – не важно, главное, чтобы лайнер был сертифицирован. «Потому что многие технологии, которые использованы в МС-21, не то что в России, а во всем мире никто не использовал при строительстве самолета. Поэтому лучше не спешить, а вывести на рынок хороший продукт», – считает Гусаров.

Новейшие российские технологии

Самое главное российское ноу-хау при создании МС-21 – это использование композитных материалов, доля которых в конструкции должна составить 40%. И основное преимущество – это композитное крыло. На узкофюзеляжных самолетах, коим является МС-21, ни у «Боинга», ни у «Эйрбаса» композитного крыла нет. Композитные крылья есть лишь у широкофюзеляжных самолетов Boeing-787 Dreamliner и А350. Однако Россия разработала собственные композитные технологии, которые позволяют сделать крыло дешевле и легче.

Фото

Речь идет об инфузионной технологии создания композитного кессона крыла самолета МС-21. Россия первой использовала эту технологию в промышленных масштабах и тем более для изготовления крупных авиационных конструкций. Так называемое черное крыло позволяет повысить аэродинамическое качество самолета в крейсерском полете.

«Когда технологии, которые разработали и освоили в России, подтвердят свое право на существование с точки зрения надежности ресурса и дешевизны, это откроет огромные возможности для всего российского авиастроения. Если МС-21 получает черное крыло за счет этих технологий, то и все остальные самолеты, которые будут создаваться в России, смогут строиться на этой технологии. А это создает огромные преимущества и по весу самолета, и по аэродинамике, и по летным характеристикам, и по стоимости», – говорит Роман Гусаров. Поэтому Россия не просто пошла на большой риск, в случае победы ее ждет огромная выгода.

Еще одна гордость России – это «интеллект» лайнера МС-21. Российские специалисты из «Иркута», ЦАГИ и других компаний, входящих в ОАК, разработали новейшее, не имеющее аналогов программное обеспечение, в котором заложен алгоритм и функции управления самолетом – множество так называемых защит от дурака, которых нет у зарубежных самолетов. Они повышают безопасность самолета и снижают риски человеческого фактора при его управлении.

Например, система управления МС-21 убережет самолет от так называемого сваливания, которое происходит, если самолет задирает нос и теряет скорость, в том числе в условиях обледенения, то есть когда на крыле образовался лед. И впервые на МС-21 вводится ограничение не только по задиранию носа, но и по углу крена, чтобы при заходе на посадку самолет не задел землю крылом или мотогондолой (место, где находится двигатель), рассказывал Олег Пантелеев из «Авиапорта». И такого рода функции автоматики, которая позволяет нивелировать побочные эффекты «ручного» управления самолета, по его словам, в МС-21 еще много. Конечно, во многом элементная база зарубежная, однако идея и разработка «интеллекта» – это чисто российское ноу-хау.

В целом в МС-21 все самое современное, в том числе и «сердце» лайнера. Двигатель – это самая сложная и важная часть самолета. Пока российский лайнер будет летать на современном двигателе PW1400G от американской компании Pratt & Whitney, который уже показал хорошие характеристики. Но специально для МС-21 создается также турбовентиляторный двигатель ПД-14 – новейший и полностью отечественный, от Объединенной двигателестроительной корпорации (ОДК). Россия впервые со времен распада СССР строит новый двигатель. В ноябре 2015 года ОДК приступила к летным испытаниям ПД-14, а в 2018-м планируется начать серийное производство. В итоге заказчики сами смогут выбирать, с каким двигателем летать. Ожидается, что ПД-14 обеспечит превосходство МС-21 над самолетами А320 и Boeing-737 и обеспечит паритет с теми двигателями, которые будут установлены на модернизированных самолетах А320neo и Boeing 737 MAX.

В чем еще МС-21 будет лучше, чем модернизированные А320neo и Boeing 737 MAX? У российского лайнера будут лучше характеристики по расходу топлива и ниже прямые операционные расходы. Как заявляет разработчик, эксплуатационные характеристики МС-21 снижены на 12–15% по сравнению с самолетами текущего поколения и на 6–7% по сравнению с их ремоторизированными версиями, то есть с A320neo и Boieng 737 MAX.

Крейсерская скорость у МС-21 также выше, чем у европейского конкурента, – 870 км/ч против 828 км/ч у Airbus. Даже Boeing 737 MAX со своими 842 км/ч уступает российскому лайнеру. При этом стоимость по каталогу одного лайнера МС-21 составляет 85 млн долларов. Тогда как Airbus A319neo стоит от 97,5 до 124,4 млн долларов в зависимости от модификации, а Boeing 737 MAX – от 90,2 до 116,6 млн долларов.

Эмиссия вредных веществ в атмосферу у МС-21 снижена более чем на 20% относительно существующих аналогов.

Кроме того, конструкторы сократили время оборота самолета в аэропорту на целых 20% по сравнению с конкурентами. Вкупе с лучшей топливной и весовой эффективностью авиакомпании смогут дополнительно зарабатывать до 3 млн долларов на эксплуатации МС-21.

Даже внутри салона российский лайнер более удобный. Благодаря удлиненному фюзеляжу удалось сделать проход между креслами шире, сделать посадку и высадку пассажиров, а также уборку салона быстрее. Все это означает для авиакомпаний экономию времени на обороте самолета в аэропорту, а значит и сокращает их затраты.

Рыночные перспективы

На данный момент портфель заказов на МС-21 составляет 285 самолетов. Из них на 175 машин заключены твердые (проавансированные) контракты, еще по 110 самолетам достигнуты предварительные договоренности и подписаны рамочные соглашения.

Крупнейшим заказчиком стала авиакомпания «Аэрофлот», которая собирается эксплуатировать 50 МС-21. Первые три должна получить в 2019-м.

По плану к 2018 году корпорация «Иркут» соберет первые четыре МС-21 и постепенно будет наращивать объемы выпуска. К 2020 году выйдет на 20 самолетов в год, а к 2023 году – на 70 лайнеров. Выйти на производство 60–70 машин в год вполне возможно, потому что параллельно созданию МС-21 происходила и модернизация завода для его производства, говорит Роман Гусаров.

«И продать 60–70 самолетов не составит никакого труда, если продукт будет со всем комплексом услуг – финансирование, кредиты, техосблуживание, запчасти. Производитель не просто продает машину, а продает жизненный цикл самолета – от его поставки до утилизации. Сегодня Boeing и Airbus производят более 600 самолетов на пару. Мы с нашими 60–70 самолетами легко вклинимся, они даже особо эту конкуренцию с нашей стороны и не заметят», – заключает эксперт. А вот чтобы разогнаться до таких же объемов выпуска, как Boeing и Airbus, потребуется куда больше времени. Сами западные авиастроители доходили до таких объемов десятилетиями.