Краткая информация
Конечно, Таджикистан не такой крупный центр туризма, как, например, Турция. Однако, это не значит, что Таджикистану нечем удивить иностранцев. В эту страну туристов привлекают высокие горы (Памир, Тянь-Шань), красивая природа, средневековые города, достопримечательности, а также старинные традиции и обычаи, которые с древних времен сохранились нетронутыми в укромных уголках. В горах Таджикистана до сих пор живут потомки солдат армии Александра Македонского, который когда-то давно завоевал эту страну. Как видим, у туристов в Таджикистане есть прекрасная возможность познакомиться с древней историей.
География
Таджикистан расположен в Центральной Азии. На востоке Таджикистан граничит с Китаем, на севере – с Киргизией, на западе – с Узбекистаном, а на юге – с Афганистаном. Эта страна не имеет выхода к морю. Общая площадь Таджикистана – 143 100 кв. км., а общая длина государственной границы – 3 651 км.
Практически всю территорию Таджикистана занимают горы. Причем более 50% страны находится на высоте свыше 3 тысяч метров над уровнем море. Только около 7% Таджикистана – это небольшие долины (например, на севере страны часть Ферганской долины). Самая высокая вершина Таджикистана - пик Исмоила Самони, чья высота достигает 7 495 м.
Самые большие реки в Таджикистане – Сырдарья на севере страны, Амударья, Заравшан и Пяндж. В этой среднеазиатской стране есть несколько красивых озер. Самым большим из них является пресное озеро Каракуль, чья площадь составляет 380 кв. км.
Столица Таджикистана
Столица Таджикистана – Душанбе, в котором сейчас проживают более 750 тыс. человек. По данным археологов, городское поселение на территории современного Душанбе существовало уже в III веке до н.э.
Официальный язык
В Таджикистане официальным языком является таджикский, а русский язык имеет статус языка межнационального общения.
Религия
Около 98% населения Таджикистана исповедуют ислам (95% сунниты, а остальные 3% - шииты).
Государственное устройство
Согласно действующей Конституции 1994 года, Таджикистан – это парламентская республика, во главе которой стоит Президент.
Двухпалатный парламент в Таджикистане называется Маджлиси Оли РТ, он состоит из Палаты Представителей (63 депутата) и Национального Совета (33 человека).
Основные политические партии в Таджикистане – Народно-демократическая партия, Компартия Таджикистана, Соцпартия и Аграрная партия.
Климат и погода
Климат в Таджикистане разнообразный – резко континентальный, субтропический (на юго-западе страны) и полупустынный, засушливый. Летом температура воздуха составляет +30-40С, а зимой - -8-10С. Половина территории Таджикистана занимают самые высокие горы в Центральной Азии – Памир. В горах Таджикистана выпадает много снега. Среднегодовое количество осадков в Таджикистане колеблется в зависимости от региона от 700 мм до 1600 мм в год.
Лучшее время для походов в горы Таджикистана – лето. Зима в Таджикистане обычно мягкая, но из-за снегопадов закрыты перевалы.
В свою очередь, лучшее время для посещения равнинного Таджикистана – весна (март-май) и осень (сентябрь-ноябрь).
Реки и озера
Таджикистан является самой маленькой страной в Центральной Азии, и большую часть ее территории (более 90%) занимают горы. Тем не менее, в Таджикистане насчитывается почти 950 рек и большое количество озер. Самые большие реки - Сырдарья на севере страны, Амударья, Заравшан и Пяндж, а из озер следует выделить пресное озеро Каракуль и Сарезкое озеро на Памире.
История
Люди на территории современного Таджикистана, как утверждают археологи, жили уже в каменном веке. Центральная, южная и восточная части современного Таджикистана в древности входили в состав рабовладельческого государства Бактрия, а районы к северу от Гиссарского хребта принадлежали рабовладельческому государству Согд.
Позднее эти земли были завоеваны Александром Македонским и его греками, потом они стали частью государства Селевкидов. И это только незначительная часть государств, в состав которых входил современный Таджикистан. Ведь Таджикистан еще завоевывало Кушанское царство, тюркский каганат, государство Караханидов, татаро-монгольская империя, государство Шейбанидов. В 1868 году Таджикистан был присоединен к Российской империи.
После революции 1917 года в России на территории Таджикистана была образована Таджикская АССР в составе Узбекской ССР. В 1929 году Таджикская АССР была преобразована в одну из республик Советского Союза.
Только в 1991 году Таджикистан провозгласил свою независимость.
Культура
Таджики свято чтят свои национальные традиции, и передают их из поколения в поколение. До сих пор таджики (особенно в селах) носят национальную одежду. Мужчины предпочитают вышитые халаты и головные уборы, а женщины – вышитые платья с брюками и платки на головах. У девушек, согласно традиции, должно быть заплетено 40 косичек.
Таджики отмечают все мусульманские религиозные праздники, а также два государственных праздника – День независимости (9 сентября) и День памяти (12 февраля).
Кухня
Таджики по праву гордятся своей национальной кухней. Конечно, таджикская кухня похожа на кухню других стран Центральной Азии, однако она имеет свои особенности, выраженные в методах приготовления пищи, переработки продуктов, и, конечно же, во вкусе.
Таджики очень бережно относятся к хлебу (лепешкам). В Таджикистане хлеб нельзя выбрасывать и ронять на пол. Хлеб нельзя резать – его нужно аккуратно ломать. Будьте готовы к тому, что в таджикских блюдах много специй, зелени и лука.
Таджики едят, сидя вокруг низкого столика – дастархана. Обед всегда начинается с чая, который пьют обязательно из пиал.
Мясные блюда в Таджикистане готовят из баранины или козьего мяса (таджики – мусульмане, и поэтому они не едят свинину). Очень популярна у таджиков колбаса из конины - «kazy». Перед приготовлением мясо всегда обжаривается до коричневой корочки.
В Таджикистане туристам мы рекомендуем попробовать местный шашлык из баранины (классический таджикский шашлык после приготовления взбрызгивают лимонным соком и подают вместе с запеченными помидорами), жареное мясо «kaurdak», таджикские голубцы «shakhlet» (из баранины с рисом, подают в сметанном соусе).
Почетное место в таджикской кухне занимает плов. Существует пять самых популярных рецептов приготовления плова в Таджикистане – таджикский плов, плов с мясными шариками («gelak palov»), плов «Душанбе» (фарш из баранины), плов с курицей, и плов с лапшой («ugro»). В плов таджики обычно добавляют айву, сухофрукты, горох и чеснок.
Традиционные безалкогольные напитки – зеленый чай, кислое молоко «katyk» и шербеты (фруктовые напитки с сахаром).
Зеленый чай таджики обычно пьют летом, а зимой – черный чай. Традиционно, в Таджикистане сахар в чай не добавляют. Часто таджики пьют «shirchai» - чай с молоком. В «shirchai» также добавляется сливочное масло и соль. Жители Памира в чай добавляют козье молоко, сливочное масло и соль – получается «шер чай».
Достопримечательности Таджикистана
В Таджикистане насчитывается несколько тысяч уникальных историко-архитектурных и археологических памятников. Сейчас власти Таджикистана выделяют значительные средства на восстановление и реставрацию археологических и архитектурных памятников.
В Топ-10 лучших достопримечательностей Таджикистана, на наш взгляд, могут войти следующие:
- Гиссарская крепость недалеко от Душанбе
- Мавзолей Ходжа Машад возле Курган-Тюбе
- Буддийский монастырь Аджина-Тепе
- Мавзолей Шейха Массала в Ходженте
- Руины зороастрийского храма Ак-Тепа
- Мавзолей Махдуми Аъзам в Гиссарской долине
- Руины крепости Каахка
- Руина согдийского города Пянджикента
- Мечеть Сангин в Гиссарской долине
- Городище Саразм возле Пянджикента
Города и курорты
Самые большие города в Таджикистане – Худжанд, Хорог, Куляб, Курган-Тюбе, и, конечно, столица, - Душанбе.
Большинство туристов приезжают в Таджикистан ради местных достопримечательностей и гор – Памир известен на весь мир. Кроме того, туристов в Таджикистане привлекает красивая природа и заповедники, парки, природные памятники - Тигровая балка, Даштиджумский заповедник, Рамит, «Долина сорока девушек», Рангкульская пещера.
Сувениры/покупки
Туристы из Таджикистана обычно привозят изделия народного творчество, ткани, шарфы, платки, женские сумки, керамику, ковры, фарфоровую посуду, ювелирные украшения, традиционные музыкальные инструменты, традиционные головные уборы, домашние тапочки и многое другое.
Удивительно, но в Таджикистане достаточно жесткая религиозная политика. Вероятно, это связано в первую очередь с тем, что «возрождение духовности», которое имело место в 90-е годы, не особо-то понравилось как местным жителям, так и отдельным правительственным функционерам.
Итогом резкого «возрождения», которое было спровоцировано экономической разрухой после краха СССР, была гражданская война, когда исламисты воевали против светских властей. В итоге светские власти победили, но как только начинали заигрывать с исламом, то тут же «обжигались», поскольку, взращивая фанатизм, они фактически создавали себе врагов, поскольку все эти люди считали, что власть состоит из неверных, и что необходимо на территории установить законы шариата.
В итоге не оставалось ничего другого, кроме как заняться контролем над данным фактором, поскольку, очевидно, глупо быть управленцем государства, и одновременно рыть себе могилу. В период «повышения духовности» (конец 90-х годов) на членов правительства (в т.ч. президента) неоднократно совершались покушения.
Гражданская война в целом унесла около 150 тыс. жизней, а ее ущерб в экономическом смысле слишком высок (более 7 млрд. долларов, т.е. 18 годовых бюджетов за пару лет). В итоге политика партии начала меняться.
Совершенно очевидно, что построить «рай на земле» в тех условиях, что есть сегодня, просто невозможно. В стране массовая безработица и бедность. Около 50% дохода ВВП – это денежные переводы трудовых мигрантов. При таких условиях, конечно, необходимо что-то делать, и борьба с исламом – важнейшая задача.
Видимо, от этого и успех ислама, поскольку граждане получают «надежду», что, мол, ислам может исправить ситуацию. Но по факту это далеко не первая история, и отдельные республики, которые ранее были просоветскими, а затем стали исламскими, лучше жить не стали. Наоборот, можно отметить, что уровень жизни стал еще хуже. Но это сложно объяснить людям, которым негде работать, и которые умирают с голоду.
Очевидно, что власти что-то пытаются делать. В частности, в Таджикистане действует достаточно неплохая школьная программа, когда все дети получают качественное образование, и за этим процессом внимательно следят. Т.е. политики возлагают надежду подобные программы, хотя, конечно, все это полумеры. Удивительно, но в Таджикистане официальный курс сегодня – это строительство светского общества и популизм, т.е. без влияния ислама.
Поэтому важнейшая задача политических сил – максимально оградить детей от влияния ислама, поскольку ранее, к сожалению, можно было заметить широкое участие именно детей в радикальных группировках.
И в итоге от слов перешли к делу. В 2009 появилась новая редакция закона «О религиозных объединениях», где значится, что посещение мечети разрешено только в сознательном возрасте, т.е. с 18 лет, поэтому органы правопорядка рядом с мечетями следят за тем, чтобы детей туда не водили, и чтобы дети посещали школы.
В период полной отсталости (т.е. во время гражданской войны) школу не посещали многие дети, выбирая именно исламские радикальные учения. Кто-то мог бы заметить, что подобный закон «ущемляет» чьи-то права, однако по факту число детей, посещающих школы, все-таки увеличилось, и в целом можно будет говорить, что нынешнее поколение будет образовано в подавляющем большинстве.
Против данного решения выступает партия исламского возрождения Таджикистана, которая на прошлых парламентских выборах получила 8% голосов. Важно сказать, что многие деятели партии ранее активно принимали участие в гражданской войне, и сам факт их нахождения в официальной политической системе – свидетельство компромисса, который не особенно стойкий, если уж говорить прямо.
Несмотря на заявления подобного толка, власти все же отмечают, что подобный запрет действует в первую очередь постольку, поскольку их цель – уберечь детей от влияния радикально исламской пропаганды, поскольку иной пропаганды они не получат, т.к. в Таджикистане имеет место политический ислам. Т.е. мечеть – это не просто место отправления религиозного культа, но и агитационный пункт партии «Исламского возрождения» или даже чего похуже (т.е. террористических группировок).
скачатьРеферат на тему:
Религия в Таджикистане
Подавляющее большинство населения Таджикистана (95 -99%) составляют сунниты ханафитского мазхаба (которому с 2 апреля 2009 года придан официальный статус). В настоящее время в стране действует ок. 3 000 мечетей, из которых 259 являются соборными. Официально зарегистрированы и действуют 19 медресе (мусульманских религиозно-образовательных учреждений) .
В Горном Бадахшане имеется исмаилитское религиозное меньшинство, которое насчитывает свою историю с X-XI веках . В 2009 году центр исмаилитов был открыт и в столице страны
Христианство в Таджикистане
В Таджикистане зарегистрированы 85 немусульманских религиозных объединений. Среди них основную часть составляют христиане (б.ч. православные), также имеется 5 общин баптистов, 2 римско-католических прихода, имеется община адвентистов седьмого дня, Свидетелей Иеговы и лютеран. Две общины имеет происходящая из Южной Кореи церковь Сон Мин.
Прочие религиозные меньшинства
Также в стране зарегистрированы община бахаистов , зороастрийская и иудейская община .
Большинство представителей немусульманских конфессий проживает в Душанбе.
Примечания
- Background Note: Tajikistan - www.state.gov/r/pa/ei/bgn/5775.htm
- В горах Таджикистана закрыли 28 мечетей - lenta.ru/news/2010/11/19/mosque/
- ИСМАИЛИТЫ ТАДЖИКИСТАНА: ТРАДИЦИИ И СОВРЕМЕННОСТЬ - www.ca-c.org/journal/rus-06-2002/15.busprimru.shtml
- В Душанбе открылся Культурный центр исмаилитов - www.avesta.tj/index.php?newsid=2592
- Ситуация в общине бахаи Республики Таджикистан - www.bahai.ru/library/UHJ/2001.12.06_Tajikistan.html
- 1 2 EAWARN. Сеть этнологического мониторинга и раннего предупреждения конфликтов - eawarn.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=239&Itemid=1
- Новая синагога открылась с столице Таджикистана Душанбе - www.bible.com.ua/news/r/48354>
Данный реферат составлен на основе статьи из русской Википедии . Синхронизация выполнена 12.07.11 07:51:34
Похожие рефераты: Киргизы в Таджикистане , Русские в Таджикистане , Транспорт в Таджикистане ,
В Таджикистане зарегистрированы 85 немусульманских религиозных объединений. Среди них основную часть составляют христиане (б.ч. православные).
На территории Таджикистана действует Душанбинская епархия Русской православной церкви . Кафедральный храм - Собор Николая Чудотворца (Душанбе) .
На нелегальном положении находится появившаяся в 1997 году община Свидетелей Иеговы .
Прочие религиозные меньшинства
Также в стране зарегистрированы община бахаистов , зороастрийская и иудейская община .
Большинство представителей немусульманских конфессий проживает в Душанбе.
Напишите отзыв о статье "Религия в Таджикистане"
Примечания
|
Отрывок, характеризующий Религия в Таджикистане
– Боже мой! За что?… – с отчаянием закричал Николай.Охотник дядюшки с другой стороны скакал на перерез волку, и собаки его опять остановили зверя. Опять его окружили.
Николай, его стремянной, дядюшка и его охотник вертелись над зверем, улюлюкая, крича, всякую минуту собираясь слезть, когда волк садился на зад и всякий раз пускаясь вперед, когда волк встряхивался и подвигался к засеке, которая должна была спасти его. Еще в начале этой травли, Данила, услыхав улюлюканье, выскочил на опушку леса. Он видел, как Карай взял волка и остановил лошадь, полагая, что дело было кончено. Но когда охотники не слезли, волк встряхнулся и опять пошел на утек. Данила выпустил своего бурого не к волку, а прямой линией к засеке так же, как Карай, – на перерез зверю. Благодаря этому направлению, он подскакивал к волку в то время, как во второй раз его остановили дядюшкины собаки.
Данила скакал молча, держа вынутый кинжал в левой руке и как цепом молоча своим арапником по подтянутым бокам бурого.
Николай не видал и не слыхал Данилы до тех пор, пока мимо самого его не пропыхтел тяжело дыша бурый, и он услыхал звук паденья тела и увидал, что Данила уже лежит в середине собак на заду волка, стараясь поймать его за уши. Очевидно было и для собак, и для охотников, и для волка, что теперь всё кончено. Зверь, испуганно прижав уши, старался подняться, но собаки облепили его. Данила, привстав, сделал падающий шаг и всей тяжестью, как будто ложась отдыхать, повалился на волка, хватая его за уши. Николай хотел колоть, но Данила прошептал: «Не надо, соструним», – и переменив положение, наступил ногою на шею волку. В пасть волку заложили палку, завязали, как бы взнуздав его сворой, связали ноги, и Данила раза два с одного бока на другой перевалил волка.
С счастливыми, измученными лицами, живого, матерого волка взвалили на шарахающую и фыркающую лошадь и, сопутствуемые визжавшими на него собаками, повезли к тому месту, где должны были все собраться. Молодых двух взяли гончие и трех борзые. Охотники съезжались с своими добычами и рассказами, и все подходили смотреть матёрого волка, который свесив свою лобастую голову с закушенною палкой во рту, большими, стеклянными глазами смотрел на всю эту толпу собак и людей, окружавших его. Когда его трогали, он, вздрагивая завязанными ногами, дико и вместе с тем просто смотрел на всех. Граф Илья Андреич тоже подъехал и потрогал волка.
– О, материщий какой, – сказал он. – Матёрый, а? – спросил он у Данилы, стоявшего подле него.
– Матёрый, ваше сиятельство, – отвечал Данила, поспешно снимая шапку.
Граф вспомнил своего прозеванного волка и свое столкновение с Данилой.
– Однако, брат, ты сердит, – сказал граф. – Данила ничего не сказал и только застенчиво улыбнулся детски кроткой и приятной улыбкой.
Старый граф поехал домой; Наташа с Петей обещались сейчас же приехать. Охота пошла дальше, так как было еще рано. В середине дня гончих пустили в поросший молодым частым лесом овраг. Николай, стоя на жнивье, видел всех своих охотников.
Насупротив от Николая были зеленя и там стоял его охотник, один в яме за выдавшимся кустом орешника. Только что завели гончих, Николай услыхал редкий гон известной ему собаки – Волторна; другие собаки присоединились к нему, то замолкая, то опять принимаясь гнать. Через минуту подали из острова голос по лисе, и вся стая, свалившись, погнала по отвершку, по направлению к зеленям, прочь от Николая.
Современный энциклопедический словарь:
ТАДЖИКИ (самоназвание тоджик) - народ общей численностью 8280 тыс. чел. Основные страны расселения: Афганистан - 4000 тыс. чел. , Таджикистан - 3172 тыс. чел. , Узбекистан - 934 тыс. чел. Другие страны расселения: Иран - 65 тыс. чел. , Российская Федерация - 38 тыс. чел. , Киргизия - 34 тыс. чел. , Казахстан - 25 тыс. чел. Язык - таджикский, дари. Религиозная принадлежность верующих: мусульмане-сунниты.
Большой энциклопедический словарь:
ТАДЖИКИ - народ, основное население Таджикистана (3172 тыс. человек), в Российской Федерации 38, 2 тыс. человек (1992). Живут также в Афганистане и Иране. Общая численность 8, 28 млн. человек (1992). Язык таджикский. Верующие - в основном мусульмане-сунниты.
Толковый словарь русского языка Д.Н.Ушакова:
ТАДЖИКИ, таджиков, ед. таджик, таджика, м. Народ иранской языковой группы, составляющий основное население Таджикской ССР.
Новый словарь русского языка под редакцией Т.Ф.Ефремовой:
Таджики
мн.
1) Народ, составляющий основное население Таджикистана.
2) Представители этого народа.