Кто такие таджики и откуда они появились. Население таджикистанаязык, религия, национальный состав жителей таджикистана Таджикистан вера исповедания

Краткая информация

Конечно, Таджикистан не такой крупный центр туризма, как, например, Турция. Однако, это не значит, что Таджикистану нечем удивить иностранцев. В эту страну туристов привлекают высокие горы (Памир, Тянь-Шань), красивая природа, средневековые города, достопримечательности, а также старинные традиции и обычаи, которые с древних времен сохранились нетронутыми в укромных уголках. В горах Таджикистана до сих пор живут потомки солдат армии Александра Македонского, который когда-то давно завоевал эту страну. Как видим, у туристов в Таджикистане есть прекрасная возможность познакомиться с древней историей.

География

Таджикистан расположен в Центральной Азии. На востоке Таджикистан граничит с Китаем, на севере – с Киргизией, на западе – с Узбекистаном, а на юге – с Афганистаном. Эта страна не имеет выхода к морю. Общая площадь Таджикистана – 143 100 кв. км., а общая длина государственной границы – 3 651 км.

Практически всю территорию Таджикистана занимают горы. Причем более 50% страны находится на высоте свыше 3 тысяч метров над уровнем море. Только около 7% Таджикистана – это небольшие долины (например, на севере страны часть Ферганской долины). Самая высокая вершина Таджикистана - пик Исмоила Самони, чья высота достигает 7 495 м.

Самые большие реки в Таджикистане – Сырдарья на севере страны, Амударья, Заравшан и Пяндж. В этой среднеазиатской стране есть несколько красивых озер. Самым большим из них является пресное озеро Каракуль, чья площадь составляет 380 кв. км.

Столица Таджикистана

Столица Таджикистана – Душанбе, в котором сейчас проживают более 750 тыс. человек. По данным археологов, городское поселение на территории современного Душанбе существовало уже в III веке до н.э.

Официальный язык

В Таджикистане официальным языком является таджикский, а русский язык имеет статус языка межнационального общения.

Религия

Около 98% населения Таджикистана исповедуют ислам (95% сунниты, а остальные 3% - шииты).

Государственное устройство

Согласно действующей Конституции 1994 года, Таджикистан – это парламентская республика, во главе которой стоит Президент.

Двухпалатный парламент в Таджикистане называется Маджлиси Оли РТ, он состоит из Палаты Представителей (63 депутата) и Национального Совета (33 человека).

Основные политические партии в Таджикистане – Народно-демократическая партия, Компартия Таджикистана, Соцпартия и Аграрная партия.

Климат и погода

Климат в Таджикистане разнообразный – резко континентальный, субтропический (на юго-западе страны) и полупустынный, засушливый. Летом температура воздуха составляет +30-40С, а зимой - -8-10С. Половина территории Таджикистана занимают самые высокие горы в Центральной Азии – Памир. В горах Таджикистана выпадает много снега. Среднегодовое количество осадков в Таджикистане колеблется в зависимости от региона от 700 мм до 1600 мм в год.

Лучшее время для походов в горы Таджикистана – лето. Зима в Таджикистане обычно мягкая, но из-за снегопадов закрыты перевалы.

В свою очередь, лучшее время для посещения равнинного Таджикистана – весна (март-май) и осень (сентябрь-ноябрь).

Реки и озера

Таджикистан является самой маленькой страной в Центральной Азии, и большую часть ее территории (более 90%) занимают горы. Тем не менее, в Таджикистане насчитывается почти 950 рек и большое количество озер. Самые большие реки - Сырдарья на севере страны, Амударья, Заравшан и Пяндж, а из озер следует выделить пресное озеро Каракуль и Сарезкое озеро на Памире.

История

Люди на территории современного Таджикистана, как утверждают археологи, жили уже в каменном веке. Центральная, южная и восточная части современного Таджикистана в древности входили в состав рабовладельческого государства Бактрия, а районы к северу от Гиссарского хребта принадлежали рабовладельческому государству Согд.

Позднее эти земли были завоеваны Александром Македонским и его греками, потом они стали частью государства Селевкидов. И это только незначительная часть государств, в состав которых входил современный Таджикистан. Ведь Таджикистан еще завоевывало Кушанское царство, тюркский каганат, государство Караханидов, татаро-монгольская империя, государство Шейбанидов. В 1868 году Таджикистан был присоединен к Российской империи.

После революции 1917 года в России на территории Таджикистана была образована Таджикская АССР в составе Узбекской ССР. В 1929 году Таджикская АССР была преобразована в одну из республик Советского Союза.

Только в 1991 году Таджикистан провозгласил свою независимость.

Культура

Таджики свято чтят свои национальные традиции, и передают их из поколения в поколение. До сих пор таджики (особенно в селах) носят национальную одежду. Мужчины предпочитают вышитые халаты и головные уборы, а женщины – вышитые платья с брюками и платки на головах. У девушек, согласно традиции, должно быть заплетено 40 косичек.

Таджики отмечают все мусульманские религиозные праздники, а также два государственных праздника – День независимости (9 сентября) и День памяти (12 февраля).

Кухня

Таджики по праву гордятся своей национальной кухней. Конечно, таджикская кухня похожа на кухню других стран Центральной Азии, однако она имеет свои особенности, выраженные в методах приготовления пищи, переработки продуктов, и, конечно же, во вкусе.

Таджики очень бережно относятся к хлебу (лепешкам). В Таджикистане хлеб нельзя выбрасывать и ронять на пол. Хлеб нельзя резать – его нужно аккуратно ломать. Будьте готовы к тому, что в таджикских блюдах много специй, зелени и лука.

Таджики едят, сидя вокруг низкого столика – дастархана. Обед всегда начинается с чая, который пьют обязательно из пиал.

Мясные блюда в Таджикистане готовят из баранины или козьего мяса (таджики – мусульмане, и поэтому они не едят свинину). Очень популярна у таджиков колбаса из конины - «kazy». Перед приготовлением мясо всегда обжаривается до коричневой корочки.

В Таджикистане туристам мы рекомендуем попробовать местный шашлык из баранины (классический таджикский шашлык после приготовления взбрызгивают лимонным соком и подают вместе с запеченными помидорами), жареное мясо «kaurdak», таджикские голубцы «shakhlet» (из баранины с рисом, подают в сметанном соусе).

Почетное место в таджикской кухне занимает плов. Существует пять самых популярных рецептов приготовления плова в Таджикистане – таджикский плов, плов с мясными шариками («gelak palov»), плов «Душанбе» (фарш из баранины), плов с курицей, и плов с лапшой («ugro»). В плов таджики обычно добавляют айву, сухофрукты, горох и чеснок.

Традиционные безалкогольные напитки – зеленый чай, кислое молоко «katyk» и шербеты (фруктовые напитки с сахаром).

Зеленый чай таджики обычно пьют летом, а зимой – черный чай. Традиционно, в Таджикистане сахар в чай не добавляют. Часто таджики пьют «shirchai» - чай с молоком. В «shirchai» также добавляется сливочное масло и соль. Жители Памира в чай добавляют козье молоко, сливочное масло и соль – получается «шер чай».

Достопримечательности Таджикистана

В Таджикистане насчитывается несколько тысяч уникальных историко-архитектурных и археологических памятников. Сейчас власти Таджикистана выделяют значительные средства на восстановление и реставрацию археологических и архитектурных памятников.

В Топ-10 лучших достопримечательностей Таджикистана, на наш взгляд, могут войти следующие:

  1. Гиссарская крепость недалеко от Душанбе
  2. Мавзолей Ходжа Машад возле Курган-Тюбе
  3. Буддийский монастырь Аджина-Тепе
  4. Мавзолей Шейха Массала в Ходженте
  5. Руины зороастрийского храма Ак-Тепа
  6. Мавзолей Махдуми Аъзам в Гиссарской долине
  7. Руины крепости Каахка
  8. Руина согдийского города Пянджикента
  9. Мечеть Сангин в Гиссарской долине
  10. Городище Саразм возле Пянджикента

Города и курорты

Самые большие города в Таджикистане – Худжанд, Хорог, Куляб, Курган-Тюбе, и, конечно, столица, - Душанбе.

Большинство туристов приезжают в Таджикистан ради местных достопримечательностей и гор – Памир известен на весь мир. Кроме того, туристов в Таджикистане привлекает красивая природа и заповедники, парки, природные памятники - Тигровая балка, Даштиджумский заповедник, Рамит, «Долина сорока девушек», Рангкульская пещера.

Сувениры/покупки

Туристы из Таджикистана обычно привозят изделия народного творчество, ткани, шарфы, платки, женские сумки, керамику, ковры, фарфоровую посуду, ювелирные украшения, традиционные музыкальные инструменты, традиционные головные уборы, домашние тапочки и многое другое.

Удивительно, но в Таджикистане достаточно жесткая религиозная политика. Вероятно, это связано в первую очередь с тем, что «возрождение духовности», которое имело место в 90-е годы, не особо-то понравилось как местным жителям, так и отдельным правительственным функционерам.

Итогом резкого «возрождения», которое было спровоцировано экономической разрухой после краха СССР, была гражданская война, когда исламисты воевали против светских властей. В итоге светские власти победили, но как только начинали заигрывать с исламом, то тут же «обжигались», поскольку, взращивая фанатизм, они фактически создавали себе врагов, поскольку все эти люди считали, что власть состоит из неверных, и что необходимо на территории установить законы шариата.

В итоге не оставалось ничего другого, кроме как заняться контролем над данным фактором, поскольку, очевидно, глупо быть управленцем государства, и одновременно рыть себе могилу. В период «повышения духовности» (конец 90-х годов) на членов правительства (в т.ч. президента) неоднократно совершались покушения.

Гражданская война в целом унесла около 150 тыс. жизней, а ее ущерб в экономическом смысле слишком высок (более 7 млрд. долларов, т.е. 18 годовых бюджетов за пару лет). В итоге политика партии начала меняться.

Совершенно очевидно, что построить «рай на земле» в тех условиях, что есть сегодня, просто невозможно. В стране массовая безработица и бедность. Около 50% дохода ВВП – это денежные переводы трудовых мигрантов. При таких условиях, конечно, необходимо что-то делать, и борьба с исламом – важнейшая задача.

Видимо, от этого и успех ислама, поскольку граждане получают «надежду», что, мол, ислам может исправить ситуацию. Но по факту это далеко не первая история, и отдельные республики, которые ранее были просоветскими, а затем стали исламскими, лучше жить не стали. Наоборот, можно отметить, что уровень жизни стал еще хуже. Но это сложно объяснить людям, которым негде работать, и которые умирают с голоду.

Очевидно, что власти что-то пытаются делать. В частности, в Таджикистане действует достаточно неплохая школьная программа, когда все дети получают качественное образование, и за этим процессом внимательно следят. Т.е. политики возлагают надежду подобные программы, хотя, конечно, все это полумеры. Удивительно, но в Таджикистане официальный курс сегодня – это строительство светского общества и популизм, т.е. без влияния ислама.

Поэтому важнейшая задача политических сил – максимально оградить детей от влияния ислама, поскольку ранее, к сожалению, можно было заметить широкое участие именно детей в радикальных группировках.

И в итоге от слов перешли к делу. В 2009 появилась новая редакция закона «О религиозных объединениях», где значится, что посещение мечети разрешено только в сознательном возрасте, т.е. с 18 лет, поэтому органы правопорядка рядом с мечетями следят за тем, чтобы детей туда не водили, и чтобы дети посещали школы.

В период полной отсталости (т.е. во время гражданской войны) школу не посещали многие дети, выбирая именно исламские радикальные учения. Кто-то мог бы заметить, что подобный закон «ущемляет» чьи-то права, однако по факту число детей, посещающих школы, все-таки увеличилось, и в целом можно будет говорить, что нынешнее поколение будет образовано в подавляющем большинстве.

Против данного решения выступает партия исламского возрождения Таджикистана, которая на прошлых парламентских выборах получила 8% голосов. Важно сказать, что многие деятели партии ранее активно принимали участие в гражданской войне, и сам факт их нахождения в официальной политической системе – свидетельство компромисса, который не особенно стойкий, если уж говорить прямо.

Несмотря на заявления подобного толка, власти все же отмечают, что подобный запрет действует в первую очередь постольку, поскольку их цель – уберечь детей от влияния радикально исламской пропаганды, поскольку иной пропаганды они не получат, т.к. в Таджикистане имеет место политический ислам. Т.е. мечеть – это не просто место отправления религиозного культа, но и агитационный пункт партии «Исламского возрождения» или даже чего похуже (т.е. террористических группировок).

скачать

Реферат на тему:

Религия в Таджикистане



Подавляющее большинство населения Таджикистана (95 -99%) составляют сунниты ханафитского мазхаба (которому с 2 апреля 2009 года придан официальный статус). В настоящее время в стране действует ок. 3 000 мечетей, из которых 259 являются соборными. Официально зарегистрированы и действуют 19 медресе (мусульманских религиозно-образовательных учреждений) .

В Горном Бадахшане имеется исмаилитское религиозное меньшинство, которое насчитывает свою историю с X-XI веках . В 2009 году центр исмаилитов был открыт и в столице страны


Христианство в Таджикистане

В Таджикистане зарегистрированы 85 немусульманских религиозных объединений. Среди них основную часть составляют христиане (б.ч. православные), также имеется 5 общин баптистов, 2 римско-католических прихода, имеется община адвентистов седьмого дня, Свидетелей Иеговы и лютеран. Две общины имеет происходящая из Южной Кореи церковь Сон Мин.


Прочие религиозные меньшинства

Также в стране зарегистрированы община бахаистов , зороастрийская и иудейская община .

Большинство представителей немусульманских конфессий проживает в Душанбе.

Примечания

  1. Background Note: Tajikistan - www.state.gov/r/pa/ei/bgn/5775.htm
  2. В горах Таджикистана закрыли 28 мечетей - lenta.ru/news/2010/11/19/mosque/
  3. ИСМАИЛИТЫ ТАДЖИКИСТАНА: ТРАДИЦИИ И СОВРЕМЕННОСТЬ - www.ca-c.org/journal/rus-06-2002/15.busprimru.shtml
  4. В Душанбе открылся Культурный центр исмаилитов - www.avesta.tj/index.php?newsid=2592
  5. Ситуация в общине бахаи Республики Таджикистан - www.bahai.ru/library/UHJ/2001.12.06_Tajikistan.html
  6. 1 2 EAWARN. Сеть этнологического мониторинга и раннего предупреждения конфликтов - eawarn.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=239&Itemid=1
  7. Новая синагога открылась с столице Таджикистана Душанбе - www.bible.com.ua/news/r/48354>
скачать
Данный реферат составлен на основе статьи из русской Википедии . Синхронизация выполнена 12.07.11 07:51:34
Похожие рефераты: Киргизы в Таджикистане , Русские в Таджикистане , Транспорт в Таджикистане ,

В Таджикистане зарегистрированы 85 немусульманских религиозных объединений. Среди них основную часть составляют христиане (б.ч. православные).

На территории Таджикистана действует Душанбинская епархия Русской православной церкви . Кафедральный храм - Собор Николая Чудотворца (Душанбе) .

На нелегальном положении находится появившаяся в 1997 году община Свидетелей Иеговы .

Прочие религиозные меньшинства

Также в стране зарегистрированы община бахаистов , зороастрийская и иудейская община .

Большинство представителей немусульманских конфессий проживает в Душанбе.

Напишите отзыв о статье "Религия в Таджикистане"

Примечания

Отрывок, характеризующий Религия в Таджикистане

– Боже мой! За что?… – с отчаянием закричал Николай.
Охотник дядюшки с другой стороны скакал на перерез волку, и собаки его опять остановили зверя. Опять его окружили.
Николай, его стремянной, дядюшка и его охотник вертелись над зверем, улюлюкая, крича, всякую минуту собираясь слезть, когда волк садился на зад и всякий раз пускаясь вперед, когда волк встряхивался и подвигался к засеке, которая должна была спасти его. Еще в начале этой травли, Данила, услыхав улюлюканье, выскочил на опушку леса. Он видел, как Карай взял волка и остановил лошадь, полагая, что дело было кончено. Но когда охотники не слезли, волк встряхнулся и опять пошел на утек. Данила выпустил своего бурого не к волку, а прямой линией к засеке так же, как Карай, – на перерез зверю. Благодаря этому направлению, он подскакивал к волку в то время, как во второй раз его остановили дядюшкины собаки.
Данила скакал молча, держа вынутый кинжал в левой руке и как цепом молоча своим арапником по подтянутым бокам бурого.
Николай не видал и не слыхал Данилы до тех пор, пока мимо самого его не пропыхтел тяжело дыша бурый, и он услыхал звук паденья тела и увидал, что Данила уже лежит в середине собак на заду волка, стараясь поймать его за уши. Очевидно было и для собак, и для охотников, и для волка, что теперь всё кончено. Зверь, испуганно прижав уши, старался подняться, но собаки облепили его. Данила, привстав, сделал падающий шаг и всей тяжестью, как будто ложась отдыхать, повалился на волка, хватая его за уши. Николай хотел колоть, но Данила прошептал: «Не надо, соструним», – и переменив положение, наступил ногою на шею волку. В пасть волку заложили палку, завязали, как бы взнуздав его сворой, связали ноги, и Данила раза два с одного бока на другой перевалил волка.
С счастливыми, измученными лицами, живого, матерого волка взвалили на шарахающую и фыркающую лошадь и, сопутствуемые визжавшими на него собаками, повезли к тому месту, где должны были все собраться. Молодых двух взяли гончие и трех борзые. Охотники съезжались с своими добычами и рассказами, и все подходили смотреть матёрого волка, который свесив свою лобастую голову с закушенною палкой во рту, большими, стеклянными глазами смотрел на всю эту толпу собак и людей, окружавших его. Когда его трогали, он, вздрагивая завязанными ногами, дико и вместе с тем просто смотрел на всех. Граф Илья Андреич тоже подъехал и потрогал волка.
– О, материщий какой, – сказал он. – Матёрый, а? – спросил он у Данилы, стоявшего подле него.
– Матёрый, ваше сиятельство, – отвечал Данила, поспешно снимая шапку.
Граф вспомнил своего прозеванного волка и свое столкновение с Данилой.
– Однако, брат, ты сердит, – сказал граф. – Данила ничего не сказал и только застенчиво улыбнулся детски кроткой и приятной улыбкой.

Старый граф поехал домой; Наташа с Петей обещались сейчас же приехать. Охота пошла дальше, так как было еще рано. В середине дня гончих пустили в поросший молодым частым лесом овраг. Николай, стоя на жнивье, видел всех своих охотников.
Насупротив от Николая были зеленя и там стоял его охотник, один в яме за выдавшимся кустом орешника. Только что завели гончих, Николай услыхал редкий гон известной ему собаки – Волторна; другие собаки присоединились к нему, то замолкая, то опять принимаясь гнать. Через минуту подали из острова голос по лисе, и вся стая, свалившись, погнала по отвершку, по направлению к зеленям, прочь от Николая.

Современный энциклопедический словарь:

ТАДЖИКИ (самоназвание тоджик) - народ общей численностью 8280 тыс. чел. Основные страны расселения: Афганистан - 4000 тыс. чел. , Таджикистан - 3172 тыс. чел. , Узбекистан - 934 тыс. чел. Другие страны расселения: Иран - 65 тыс. чел. , Российская Федерация - 38 тыс. чел. , Киргизия - 34 тыс. чел. , Казахстан - 25 тыс. чел. Язык - таджикский, дари. Религиозная принадлежность верующих: мусульмане-сунниты.

Большой энциклопедический словарь:

ТАДЖИКИ - народ, основное население Таджикистана (3172 тыс. человек), в Российской Федерации 38, 2 тыс. человек (1992). Живут также в Афганистане и Иране. Общая численность 8, 28 млн. человек (1992). Язык таджикский. Верующие - в основном мусульмане-сунниты.

Толковый словарь русского языка Д.Н.Ушакова:

ТАДЖИКИ, таджиков, ед. таджик, таджика, м. Народ иранской языковой группы, составляющий основное население Таджикской ССР.

Новый словарь русского языка под редакцией Т.Ф.Ефремовой:

Таджики
мн.
1) Народ, составляющий основное население Таджикистана.
2) Представители этого народа.