Рашид мурсекаев родился. Рашид Мурсекаев, основатель «ВИМ-авиа», улетел и не обещал вернуться. Поселковая международная авиакомпания

Сегодня сотрудники Следственного комитета России (СКР) задержали в качестве подозреваемых генерального директора «ВИМ-Авиа» Александра Кочнева и главного бухгалтера авиаперевозчика Екатерину Пантелееву. Им инкриминируется соучастие в мошенничестве, результатом которого стал крах компании. В течение дня следствие планирует предъявить задержанным обвинение и обратиться в суд с ходатайством об избрании им меры пресечения. Совладельцы «ВИМ-Авиа» Рашид и Светлана Мурсекаевы, по данным следствия, уехали за границу. Минтранс тем временем заявил о договоренности с аэропортами и топливными компаниями РФ по обслуживанию рейсов «ВИМ-Авиа», из-за проблем которой свыше 30 тыс. туристов остаются за границей. Перевозка пассажиров будет осуществляться до 15 октября включительно, после чего «ВИМ-Авиа» полностью прекратит работу. По мнению экспертов, к перевозкам придется подключать иностранные компании из-за отсутствия свободных бортов в России.


Задержания


Гендиректор «ВИМ-Авиа» Александр Кочнев и главный бухгалтер компании Екатерина Пантелеева были доставлены на допрос в СКР сегодня утром. Для господина Кочнева это уже второй визит к следователям: накануне его допросили в качестве свидетеля. На этот раз он имел другой процессуальный статус - подозреваемого по делу об особо крупном мошенничестве со средствами пассажиров авиакомпании (ч. 4 ст. 159 УК РФ). Завтра господину Кочневу и госпоже Пантелеевой будет предъявлено официальное обвинение, а затем следствие обратится в суд с ходатайством об избрании им меры пресечения. Сколько времени продлятся допросы подозреваемых, правоохранители пока сказать затрудняются.

Адвокат гендиректора компании «ВИМ-Авиа» в эфире “Ъ FM”:

В любом случае, в настоящий момент обвинение не конкретизировано, и для Александра Кочнева оно выглядит несколько даже абсурдным и удивительным. Потому что, согласно его объяснениям, ситуация произошла из-за временных финансовых затруднений, из-за временного кассового разрыва, и при прочих равных она была достаточно штатной - просто не было получено своевременное финансирование в определенный отрезок времени.

Как сообщила официальный представитель СКР Светлана Петренко, совладельцы «ВИМ-Авиа» Рашид и Светлана Мурсекаевы «поспешно покинули страну, по имеющейся у следствия информации, они находятся за границей, принимаются меры к установлению их местонахождения».

Фото: Григорий Собченко, Коммерсантъ

По словам источника «Интерфакса», супруги Светлана и Рашид Мурсекаевы могут быть объявлены в международный розыск, так как следствие собирается добиться их заочного ареста.

Перевозки


В ночь на четверг Минтранс сообщил о проведении заседания оперативного штаба по организации перевозок пассажиров «ВИМ-Авиа», в котором приняли участие представители Росавиации, авиакомпаний «Сибирь» и самой «ВИМ-Авиа». Дистанционно Минтранс договорился об обслуживании рейсов «ВИМ-Авиа» с российскими аэропортами и топливозаправочными компаниями. В частности, Домодедово выпустит пять самолетов авиакомпании, остановленных аэропортом за долги, во Внуково, откуда они направятся в Анталью, чтобы забрать около 2 тыс. пассажиров в Москву. Должны быть выполнены регулярные рейсы из Внуково в Благовещенск, Краснодар и Симферополь, а также из Анадыря в Москву, готовится к вылету регулярный рейс из Пулково в Пекин и обратно. Сегодня Red Wings должна выполнить чартерную перевозку пассажиров «ВИМ-Авиа» из Римини в Москву.

Минтранс заявил, что практически завершена разработка плана по перевозке пассажиров регулярных рейсов «ВИМ-Авиа». Перевозка будет осуществляться вплоть до 15 октября, а с 16 октября прекратится. «Пассажирам с датой выполнения регулярного рейса с 16 октября и далее рекомендуется для возврата денежных средств сдавать билеты по месту их приобретения»,- говорится в сообщении Министерства транспорта. Очередное заседание штаба должно было пройти сегодня в девять утра, но его итоги пока не оглашаются. Заседания оперативного штаба по организации перевозок пассажиров «ВИМ-Авиа» будут проходить до полного разрешения ситуации дважды в день.

Политолог Павел Святенков в эфире “Ъ FM”:

Для начала - добиться возвращения российских граждан из-за границы, потому что это, судя по всему, основная проблема, которая вызвала раздражение со стороны главы государства. Понятно, что то, что сейчас происходит, - это полноценный кризис, министерство и курирующий данное министерство вице-премьер несут за это свою долю ответственности.

В Ростуризме ранее говорили, что на рейсы «ВИМ-Авиа» до конца октября продано 196,6 тыс. билетов, за рубежом находятся 38,9 тыс. туристов. В Ассоциации туроператоров России приводили схожую цифру: по ее данным, за рубежом находятся около 30 тыс. клиентов туроператоров, которые не могут вернуться с отдыха из-за проблем «ВИМ-Авиа».

Пресс-секретарь Российского союза туриндустрии Ирина Тюрина заявила «Интерфаксу» , что «стоимость вывоза туристов только четырех из восьми пострадавших туроператоров составит не менее 600 млн руб.». «Есть консолидаторы, готовые заплатить такие суммы. Но проблема с вывозом туристов "ВИМ-Авиа" не только финансовая, не менее острый вопрос - отсутствие в России свободных бортов. Найти их сейчас можно только на зарубежном рынке, в частности турецком»,- заявила госпожа Тюрина. По ее мнению, подключение иностранных перевозчиков станет реальным решением проблемы: «В России их столько не найти, а направлять за туристами самолеты "ВИМ-Авиа" не имеет смысла - они могут быть задержаны в Турции за долги, так что эти деньги вообще пропадут».

26 сентября Мосстройэкономбанк в лице конкурсного управляющего - Агентства по страхованию вкладов (АСВ) - подал в Арбитражный суд Татарстана, где с весны 2016 года зарегистрирована «ВИМ-Авиа», иск на сумму порядка 90 млн руб. о банкротстве авиакомпании. Однако сегодня, учитывая возникшую социальную напряженность, АСВ отозвало иск до определения позиции правительства. Как заявил замминистра Алексей Моисеев, в Минфине реструктуризация долгов авиакомпании пока не обсуждалась.

Александр Александров; отдел бизнеса

Хоровод денег. Как семья владельца "ВИМ-авиа" сбрасывала активы перед крахом

Консалтинговую фирму Рашида Мурсекаева за месяц до краха авиабизнеса обанкротил его знакомый Сергей Галан , а дочь Мурсекаева продала Галану свою топливную компанию. Следователи по делу "ВИМ-авиа" выясняют, как совладельцы довели авиакомпанию до краха и куда они могли спрятать активы и деньги. Не исключено, что Рашид Мурсекаев догадывался о скором крахе авиабизнеса и загодя выводил активы, в том числе через родственников и доверенных лиц. По одной из версий, деньги шли в Люксембург – там у зятя Мурсекаева (или у его полного тёзки) обнаружился офшор. А дочь Мурсекаева продала свою топливную фирму с миллиардными оборотами за несколько недель до коллапса "ВИМ-авиа". Месяцем раньше обанкротили фирму, которая создавалась для управления финансами перевозчика. В обоих историях участвовал давний деловой партнёр Мурсекаевых Сергей Галан.

Крепкие узы семейного бизнеса

Большая часть фирм Рашида Мурсекаева завязана на семью. Даже в "ВИМ-авиа" основной владелец не он, а супруга Светлана. Две его сестры, к примеру, владели компаниями, действующими на рынке недвижимости.

Рашид Мурсекаев

А в 2014-м в бизнес подалась и дочь бизнесмена. Анна Амбросова (Мурсекаева) ещё на четвёртом курсе МГИМО основала топливную компанию "ФТ интернешнл". Уже через два года после создания "ФТ интернешнл" зарабатывала 2,5 млрд в год. Вторым совладельцем стал муж Анны, 25-летний выпускник Высшей школы экономики Николай Амбросов. Он – сын давнего делового партнёра Мурсекаева, Евгения Амбросова . Вместе они в начале нулевых управляли крупным морским хабом России – "Дальневосточным морским пароходством". Предположительно, топливная фирма дочери зарабатывала в том числе и на продаже керосина в аэропорту Братск в Иркутской области. Этим аэропортом давно владеет семья Мурсекаевых – сначала через контору "Инвест холдинг", а теперь через "ВИМ-авиа".

Братск – маленький, но важный хаб, который используют трансатлантические рейсы для дозаправки, а российское МЧС – для тушения пожаров в тайге и для наблюдательных полётов. "ВИМ-авиа" же он был нужен как перевалочный пункт для дозаправки и техобслуживания своих китайских рейсов: они начинали свой бизнес с чартерных рейсов в Китай. А этот аэродром на полпути из Москвы в Китай. На нём, говорят эксперты, можно зарабатывать за счёт продажи топлива.

– Основной заработок там – заправка вертолётов и самолётов, – считает руководитель консалтинговой компании "Инфомост" Борис Рыбак .

Несмотря на хорошие финансовые показатели, в августе этого года Анна Амбросова с мужем неожиданно решили продать "ФТ Интернешнл". Интересно, что у авиакомпании отца к тому времени как раз начинались проблемы с долгами за авиационный керосин. Если предположить, что Мурсекаевы догадывались о скором коллапсе и готовились к бегству за границу, то этот шаг выглядит как избавление от российских активов. Особенно учитывая личность покупателя. Им стал московский бизнесмен Сергей Галан – давний знакомый семьи. Офисы его фирм даже расположены в том же бизнес-центре, что и у Мурсекаевых.

Интересно, что за месяц до выкупа "ФТ Интернешнл" Галан через подконтрольный ему "Технополис" обанкротил ту самую компанию Мурсекаевых, которая изначально владела аэропортом Братск. Речь об "Инвест холдинге". Мурсекаевы создали его 10 лет назад для управления активами и ценными бумагами, словом, для управленческой и операционной поддержки "ВИМ-авиа". Согласно базе Kartoteka.ru, в прошлом году "Инвест холдинг" показал чистую прибыль в 9 млн рублей. Однако почему-то ему не хватило миллиона на то, чтобы вовремя погасить некие обязательства перед "Технополисом". В судебных материалах не говорится, за что именно задолжал "Инвест холдинг".

Офшорные широты

Интерес у следствия могут вызвать и зарубежные активы семьи. Одно время авиакомпанией на 20% владела фирма из Лихтенштейна под названием Hercules Partners Fund . Это может говорить как минимум о том, что у Мурсекаевых там есть связи, а как максимум – что туда выводилась часть прибыли.

А сейчас благодаря базе данных Mossack Foneska удалось выяснить, что человек с таким же именем и фамилией, как у зятя Мурсекаева, связан с офшором в Люксембурге. Это фирма под названием Aloma S.A. Николай Амбросов – её бенефициар. А владелец акций – некая структура под названием The Bearer. Примечательно, что одно из значений этого слова – "опора авиационного двигателя". Следствию предстоит выяснить, действительно ли фирму контролирует зять Мурсекаева или просто его однофамилец. Для этого в Люксембург могут отправить запрос по линии Интерпола.

Aloma выбрала своим банком-корреспондентом крупнейший французский Credit Agricole. "Банк-корреспондент" означает, что через него осуществлялись все расчёты, и, скорее всего, в нём же хранятся средства компании. Она расположена в том же здании, которое занимает люксембургский филиал банка.

Эксперты разделились

Одни эксперты говорят, что весь этот путь банкротств, смен владельцев и офшоров мог служить для вывода активов. Мурсекаевы понимали, что авиакомпании может скоро прийти крышка, и готовили почву для отхода. Так, председатель Национального антикоррупционного комитета Кирилл Кабанов уверен, что владельцы "ВИМ-авиа" и не планировали спасать авиакомпанию.

– Владельцы "ВИМ-авиа" действовали по известной мошеннической схеме. Набрали кредитов под гарантии имущества (лайнеров) в четырёх банках (по предварительным данным следствия, это Сбербанк, "Абсолют банк", "ВТБ" и "Зенит"), – рассказал Лайфу Кирилл Кабанов. По словам председателя НАК, скорее всего, большинство денежных средств банков Мурсекаевы вывели за границу. И процесс этот начался не сейчас, а года три назад, когда владельцы начали оформлять кредиты в крупных российских банках, считает Кабанов.

– Есть вопросы к надзирающим органам, которые плохо контролировали движение средств с банковских счетов авиакомпании, – отмечает глава НАКа.

Впрочем, другие специалисты полагают, что Мурсекаевы не планировали спешно покидать страну. По мнению эксперта, главного редактора журнала "Авиатранспортное обозрение" Алексея Синицкого , скорее всего, причиной краха "ВИМ-авиа" стала нехватка оборотных средств из-за желания заработать максимум в высокий сезон.

– Владельцы не рассчитали свои финансовые возможности. Денег, которые авиакомпания получила за проданные билеты в осенне-зимний сезон, оказалось недостаточно, чтобы расплатиться с кредиторами, – предполагает Синицкий. – Мог возникнуть кассовый разрыв, и дальше всё просто посыпалось.

Синицкий уверен: Мурсекаевы надеялись, что их поддержат кредитами банки, а аэропорт Домодедово продолжит обслуживать в долг.

– Осень – финансово всегда сложное время года, и владельцы "ВИМ-авиа" не смогли найти выхода из сложившейся ситуации, – резюмирует собеседник. – Но, похоже, они до последнего боролись за живучесть компании и заранее не планировали уезжать из России.

Улетел, но не обещал вернуться

Планировали Мурсекаевы покидать страну или нет, но они это сделали. По данным СК, семья вылетела из России в начале прошлой недели. Предположительно, они улетели в Турцию сразу после того, как публично объявили о доследственной проверке СК. Турция обычно довольно охотно сотрудничает с российским силовыми структурами. Поэтому Лайф в предыдущем материале о "ВИМ-авиа" предположил, что семья может из Турции перебраться в ОАЭ, Великобританию или в Узбекистан.

В России у них остались некоторые недвижимые активы. Так, Светлана Мурсекаева прописана в апартаментах в двух шагах от Арбата. Долями в этой квартире владеют сын Мурсекаева Рашид и дочь Анна. Доходный дом в Скатертном переулке построили в начале прошлого века, а в нулевых отреставрировали и сделали клубным. Теперь в нём всего 12 квартир, каждая в среднем по 200 квадратных метров и ценой не ниже 200 млн. От Арбата по московским пробкам дети Мурсекаевых добирались до места своей учёбы. Оба поступили в МГИМО. Причём Рашида рекомендовали к зачислению всего с 65 баллами за ЕГЭ по русскому языку.

Мурсекаев-младший, в отличие от сестры, ещё не закончил учёбу. По пути в университет он порой нарушает правила дорожного движения. Он лихачит, ездит по встречке и проявляет неуважение к другим водителям. В начале 2017-го он не уступил дорогу машине со спецсигналами. Об этом говорится в материалах столичных судов. Правда, там не сказано, кому точно Рашид не уступал дорогу – "скорой" или полиции. Лайф по судебной базе насчитал у него четыре штрафа на сумму 18 тысяч. Он не оплачивал их вовремя, отчего сумма штрафа удваивалась и ложилась на парня долговым бременем.

В этом смысле Мурсекаев-младший пошёл по стопам отца. Проблемы у Мурсекаева-старшего начались тоже из-за долгов. Это привело к коллапсу его бизнеса, уголовным делам, а тысячи наших соотечественников не могли вовремя вернуться домой. Первая волна претензий обрушилась на его компанию в мае: перевозчик задержал десятки чартерных рейсов по всей стране. Тогда компания оправдывалась тем, что якобы не все самолёты успели вернуться с планового обслуживания.

Вторая волна оказалась для компании и последней. Поставщики топлива и аэропорты заявили, что "ВИМ-авиа" задолжала им более полумиллиарда и больше заливать горючку в долг они не намерены. А в августе-сентябре к "ВИМ-авиа" стали предъявлять претензии все ведомства: Ространснадзор, Росавиация, Роструд, Генпрокуратура, Следственный комитет. Ространснадзор пенял на то, что компания нарушала условия и сроки обслуживания самолётов. Генпрокуратура и Роструд обнаружили космические – более чем в 200 млн – долги по зарплате.

А Следственный комитет вообще возбудил на бухгалтера и гендиректора уголовное дело о мошенничестве. Следствие считает, что авиакомпания знала о нехватке средств на топливо для полётов, но всё равно продавала пассажирам билеты. Из-за этого имущественный вред был нанесён как минимум 2997 пассажирам. Всего же на курортах за рубежом и в РФ из-за коллапса застряло более 40 тыс. пассажиров . Ещё когда претензии СК были на стадии доследственной проверки, семья Мурсекаевых и сбежала за границу.

В пятницу президент Владимир Путин заявил курирующему транспорт вице-премьеру Аркадию Дворковичу , что тот не справляется с ситуацией. А к министру транспорта Максиму Соколову вообще применил дисциплинарные меры – подписал указ о неполном служебном соответствии. Президент раскритиковал подход Минтранса к выработке критериев, по которым ведомство оценивает работу перевозчика.

Скандал вокруг «ВИМ-Авиа» высветил всю сущность капитализма

Путин устроил РАЗНОС министрам из-за проблемы с "ВИМ-Авиа" 28.09.2017

Более подробную и разнообразную информацию о событиях, происходящих в России, на Украине и в других странах нашей прекрасной планеты, можно получить на Интернет-Конференциях , постоянно проводящихся на сайте «Ключи познания» . Все Конференции – открытые и совершенно безплатные . Приглашаем всех просыпающихся и интересующихся…

Тысячи пассажиров, застрявших в аэропортах по всему миру. Сбежавшие за границу владельцы «ВИМ-АВИА». Долги на сотни миллионов рублей за обслуживание перед аэропортами на территории России. Таков промежуточный итог краха одной из ведущих авиакомпаний страны. Что привело к масштабной финансовой катастрофе авиакомпании, входящей в десятку российских перевозчиков? FLB попыталась ответить на этот вопрос и решила проанализировать информационную базу данных «Контур. Фокус». Ресурс специально разработанный для специалистов по экономической безопасности, бухгалтеров и руководителей крупных компаний.

Что известно о «ВИМ-Авиа»?

Общество с ограниченной ответственностью «Авиакомпания «ВИМ-АВИА» образована более 14 лет назад, 15 октября 2002 года. Зарегистрирована компания в Татарстане, в Сабинском районе республики, посёлке городского типа Богатые Сабы.
Учредителей всего два. Это Мурсекаева Светлана Анатольевна и Мурсекаев Рашид Мавияевич. Как не сложно догадаться – муж и жена. При этом у жены доля в предприятии составила 99%, а у мужа всего 1%. Но главным в этом семейном бизнесе всё же был Рашид Мурсекаев.

«Не имеющий прямого отношения к авиаиндустрии, Мурсекаев закупил в 2003 году 12 подержанных «Боингов» и заключив соглашения с туристическими фирмами, принялся теснить других перевозчиков на рынке», писал о новом авиационном игроке в 2005 году журнал «Форбс». За полтора года «ВИМ-Авиа» превратилась в крупнейшего чартерного оператора, чьими услугами пользовался каждый пятый российский турист.

Но откуда взялись деньги на самолёты? Первые крупные деньги бизнесмен из Татарстана заработал в первой половине 1990-х годов. Вместе с земляком из Барнаула Сергеем Недорослевым Мурсекаев занимался поставками ширпотреба и продуктов питания из Азии в счёт долгов за российское оружие и авиатехнику. Одновременно их компания «Белуха» скупала акции оборонных и авиационных заводов. В 1997 году «Белуха» распалась, а предприниматель продолжил работать с долгами. «Форбс» писал, что в ходе скупки долгов «Инкомбанка» Мурсекаеву достался пакет акций «Морбанка» - отраслевого банка Минтранса. Предприниматель возглавил этот банк и смог через него консолидировать 68% акций Дальневосточного морского пароходства (ДВМП), одного из крупнейших в стране. В 2002 году он продал пакет ДВМП группе «Промышленные инвесторы» Сергея Генералова за 60 млн. долларов. Ещё более 20 миллионов долларов Мурсекаев выручил от продажи грузового самолёта «Руслан», который достался ему от разорившийся авиакомпании «Аякс» в 2000-м.

«Все, кто работал с Рашидом, дают ему схожую характеристику: великолепный, профессиональный спекулянт, который тонко чувствует, когда какие вещи надо делать, какие не надо, когда покупать, когда продавать», - рассказывал журналистам в уже далёком 2005 году один из его деловых партнёров.

Что стало известно FLB?

Согласно информации, представленной «Контр. Фокус», авиакомпания имеет 4 филиала – в аэропорту «Домодедово», в столице Алтайского края Барнауле, в Дубае (Объединённые Арабские Эмираты) и в Ташкенте. Уставный капитал перевозчика - 50 тысяч рублей, а выручка за 2016 год составила 17,2 миллиарда.

Генеральным директором «ВИМ-АВИА» на сегодняшний день является Кочнев Александр Яковлевич. Напомним, что он был задержан и допрошен следователями СК.

Не проходит авиакомпания и по критериям фирм-однодневок. Таких явлений, как массовый юридический адрес, массовые руководители или учредители, дисквалифицированные лица, задолженность по налогам, недостоверность регистрационных сведений и убыточная деятельность на протяжении 3-х лет у «ВИМ-АВИА» не наблюдается.

При этом за последние 12 месяцев найдены признаки активности по передаче собственности компании в залог. С чем это связано могут сказать только генеральный директор, главный бухгалтер и акционеры авиакомпании. Мы же лишь приведём несколько самых ярких примеров такой активности за последнее время.

Залоги

Так, например, авиакомпания в последние месяцы активно закладывала в банках своё имущество. 11 июля 2017 года в «Абсолют Банк» заложили два авиационных двигателя Rolls-Royce типа Trent 884-17 с серийными номерами 51293 и 51352.
Самолётные двигатели активно закладывались и в июне этого года. 6 старых авиационных двигателя были заложены некоему ООО «АМИ-М» 19 июня.
Ещё 4 двигателя принял в залог Банк Зенит 12 апреля 2017 года.

Госзакупки

На протяжении своей истории «ВИМ-Авиа» активно участвовала в государственных закупках. Но сказать, что успешно, наверное нельзя. Из 70 заявок на общую сумму в 4,1 миллиардов рублей, авиакомпании Мурсекаева удалось выиграть всего 10.
Самые крупные контракты на воинские воздушные перевозки были заключены с Министерством обороны в конце 2016 года и июне 2017-го, на 135 и 130 миллионов соответственно. Статус июньского контракта теперь остаётся под вопросом. Срок его исполнения заканчивается в декабре этого года.

Нарушения

Всего авиакомпанию проверяли различные ведомства 9 раз. Последняя внеплановая, документарная проверка проводилась в августе этого года Управлением государственного авиационного надзора по Приволжскому федеральному округу. Выявлено одно нарушение воздушного законодательства. Срок исправления до 19 сентября 2017 года. Под графой статуса нарушения подпись «Исполнено».

Удивительно, но согласно отчётам за 2016 год финансы «ВИМ-Авиа» вовсе не пели романсы. Баланс составил 10,5 миллиардов рублей и вырос на 21%. Выручка – 17,2 миллиарда, что 38% выше предыдущего года. Чистая прибыль – 89,1 миллион рублей. Что же случилось с довольно успешным авиационным предприятием, что оно практически в одночасье приказывает долго жить?

Трудности у Мурсекаева и его «ВИМ-АВИА» уже были. «Форбс» пишет, что «в 2005 году, несмотря на тщательную подготовку, из 48 рейсов, запланированных на первые дни летнего сезона, 27 было задержано, по тринадцати из них опоздание составило больше 5 часов, максимальная задержка - 33 часа. Оказалось, что сразу несколько «Боингов» вышли из строя, а резервных самолётов у «ВИМа» не было. Хотя поломки были незначительными, на их устранение ушло время, и это привело к срыву всего графика чартеров».

Компания отказалась от части рейсов. С урезанным графиком компания начала работать без сбоев. Но тут же встал другой вопрос - как при сократившейся программе полётов окупить дорогие импортные лайнеры? Тогда«ВИМ-Авиа» открыла регулярные рейсы внутри страны, пустив самолёты из Москвы в Братск, Уфу и другие города. И здесь следует упомянуть оригинальный шаг Мурсекаева, который очень ярко его характеризует как предпринимателя. Чтобы беспрепятственно летать из Москвы в Читу (как отмечают эксперты, расстояние 6000 км, самое коммерчески выгодное для Boeing 757), он купил аэропорт Читы, потратив несколько миллионов долларов.

Удастся ли и в этот раз Мурсекаеву придумать ещё один оригинальный ход, чтобы выйти из сложившейся патовой ситуации? Ситуация осложняется и тем, что внимание на его авиакомпанию обратил Владимир Путин. «Мы сейчас с председателем правительства обсуждали это, я обращаю внимание курирующего транспорт вице-премьера - вы недостаточно внимания уделяете этой отрасли. Может быть, вы перегружены слишком? - раскритиковал он Дворковича и перешёл к Соколову. - И хочу министру сказать: я объявляю вам о неполном служебном соответствии. Если справитесь с этой ситуацией быстро и эффективно, тогда мы подумаем, что делать вот с этим неполным служебным соответствием, если не справитесь, то тоже подумаем. Прошу вас быстро и эффективно проблему закрыть. И не только эту проблему закрыть, а представить предложения по урегулированию ситуации в целом. По усилению нормативно-правового урегулирования этой сферы деятельности, по повышению ответственности перевозчиков. Они действенными должны быть, понятными и прозрачными», обратился в среду президент России к министру транспорта Максиму Соколову и вице-премьеру Аркадию Дворковичу.

Владельцы авиакомпании «ВИМ-Авиа» Рашид Мурсекаев и его жена Светлана, по данным РБК, улетели за рубеж.

«Мурсекаев с семьей покинул страну. Они улетели утром в Стамбул», — сказал источник РБК, знакомый с ситуацией. Другой источник РБК говорит, что Мурсекаевы вылетели накануне — с 18:00 до 19:00 вторника 26 сентября из Шереметьево. Ранее сегодня источник «Интерфакса» сообщил, что владелец «ВИМ-Авиа» покинул Россию 26 сентября.

«Предполагаю, что его (Мурсекаева. — РБК) нет на территории России», — заявил сегодня в Госдуме глава Росавиации Александр Нерадько, отчитывавшийся о ситуации в «ВИМ-Авиа».

После выступления в Госдуме Нерадько сообщил журналистам, что Росавиация уже проинформировала правоохранительные органы о том, что не может найти собственника «ВИМ-Авиа», сообщил корреспондент РБК. «Без собственника предприятия очень трудно сменить менеджмент предприятия, ввести так называемое антикризисное управление», — рассказал он.

Нерадько уточнил, что собственник авиакомпании был вчера в Росавиации. «Вечером мы с ним разговаривали по телефону, он находился уже в своем офисе. Он вчера вечером продолжал осуществлять мероприятия по компенсации этой проблемы», — заявил глава Росавиации. По его словам, вчера Мурсекаеву направили официальную телеграмму с приглашением его и руководителей авиапредприятия — генерального директора, летного директора, директора по производству и коммерческого директора на совещание оперативного штаба в Росавиацию утром 27 сентября. «На эту телеграмму ответа не последовало, собственник не явился и на телефонные звонки перестал отвечать. До середины дня секретарь собственника отвечала, что не знает о его местонахождении, а потом не было ответов уже и от секретариата», — добавил глава Росавиации.

Сотрудник пресс-службы компании «ВИМ-Авиа» Алена Панарина сообщила РБК, что передвижения собственников она не комментирует.

По данным «СПАРК-Интерфакса», Светлане Мурсекаевой принадлежит 99% «ВИМ-Авиа», Рашиду Мурсекаеву — 1% (ранее 20% авиакомпании принадлежало лихтенштейнскому «Геркулес Партнерс Фонду Близнецы-Близнецы II»).

25 сентября после массовых задержек рейсов «ВИМ-Авиа» и появившейся информации о том, что у авиакомпании нет средств для оплаты топлива, Мурсекаев признал, что «у авиакомпании сложилась сложная экономическая ситуация, оборотные средства закончились и финансирование заморожено». «Поскольку авиакомпания не может осуществлять полеты без дополнительного финансирования, изучаем возможности для введения внешнего антикризисного управления», — говорил в интервью «России 24» Мурсекаев.

В понедельник, 25 сентября, в отношении неназванных должностных лиц «ВИМ-Авиа» было возбуждено уголовное дело по ч. 4 ст. 159 УК России (мошенничество). Они подозреваются в том, что получили 1 млн руб. за счет реализации билетов, зная при этом, что денег для закупки топлива и выполнения рейсов у авиакомпании нет.

Вечером 27 сентября расследование в отношении должностных лиц «ВИМ-Авиа» по поручению главы Следственного комитета Александра Бастрыкина было передано в Главное управление СК по расследованию особо важных дел.

Ситуация с «ВИМ-Авиа» в среду обсуждалась и на совещании с членами правительства, которое проводил президент Владимир Путин. Глава государства выразил недоумение тем фактом, что авиакомпания, по словам чиновников, соответствует всем критериям, но при этом работать не может.

Рашид Мурсекаев в начале 1990-х годов занимался поставками продуктов питания из Азии в счет долгов за поставки российского оружия вместе с Сергеем Недорослевым (сейчас — председатель совета директоров группы компаний «Каскол»). Партнеры учредили компанию «Белуха», которая скупала акции оборонных и авиационных предприятий. Впоследствии Мурсекаев занялся самостоятельным бизнесом — консолидировал 68% акций Дальневосточного морского пароходства, которые в 2002 году продал Сергею Генералову за $60 млн. В 2002 году Мурсекаев стал партнером основателя «ВИМ-Авиа» — Виктора Меркулова, а в 2003 году выкупил у него 75% в авиаперевозчике. В 2003 году, как

Москва. 27 сентября. сайт - Совладелец компании "ВИМ-Авиа" Рашид Мурсекаев покинул Россию во вторник, 26 сентября, через аэропорт "Шереметьево", сообщил "Интерфаксу" источник, знакомый с ситуацией.

"Мурсекаев покинул страну еще во вторник, улетел из "Шереметьево", - сказал собеседник агентства. Он не уточнил, в какую именно страну отправился совладелец обанкротившейся авиакомпании.

Ранее сообщалось, что правоохранительные органы с совладельцем компании "ВИМ-Авиа" Рашидом Мурсекаевым. "С самого утра не можем связаться с Мурсекаевым, его телефоны отключены", - сказал собеседник агентства.

Другой источник не исключил, что Мурсекаев покинул Россию. "По некоторым данным, он из "Внуково" улетел в Турцию, предположительно в Стамбул".

Собственник "ВИМ-Авиа" был приглашен на совещание по ситуации вокруг авиаперевозчика в среду утром, заявил глава Росавиации Александр Нерадько, выступая в Госдуме в среду.

"Вчера телеграммой собственник авиакомпании "ВИМ-Авиа" был приглашен сегодня в 8 часов на специальное совещание в связи с тем, что он давал обязательство из своих собственных средств сегодня произвести оплату текущих расходов для поддержания операционной деятельности в размере 50 млн руб. Собственник авиакомпании на совещание не явился, на телефонные звонки перестал отвечать, также перестал отвечать на звонки секретариат авиакомпании", - сказал он.

"Предполагаю, что его уже нет на территории РФ", - добавил позднее Нерадько, отвечая на вопросы депутатов.

Дело "ВИМ-Авиа"

Авиакомпания "ВИМ-Авиа" в понедельник, 25 сентября, выполнение всех чартерных рейсов из-за финансовых проблем и нехватки оборотных средств. Этому предшествовала рейсов в российских и зарубежных аэропортах, затронувшая тысячи пассажиров. До конца сезона авиакомпания должна была отправить на курорты и вернуть с них от 50 до 80 тыс. клиентов туроператоров. В общей сложности она продала билеты более чем 190 тыс. пассажирам.

В минувший понедельник в СКР сообщили "Интерфаксу" о возбуждении по признакам преступления, предусмотренного частью 4 статьи 159 УК РФ (мошенничество в особо крупном размере), по факту хищения денежных средств пассажиров должностными лицами ООО "Авиакомпания "ВИМ-Авиа".

"Заведомо зная о том, что денежных средств авиакомпании недостаточно для закупки топлива, в том числе в аэропорту "Домодедово", не имея договоров на поставку топлива с иными поставщиками и не имея таким образом возможности выполнить обязательства по перевозке пассажиров, должностные лица продолжали реализовывать авиабилеты на рейсы, получив за это путем обмана денежные средства в размере свыше миллиона рублей", - рассказали в СКР.

Министр транспорта РФ Максим Соколов в свою очередь назвал господдержку авиакомпании, поскольку она "практически прекратила свою работу".

Регулярные рейсы "ВИМ-Авиа" другие российские авиакомпании, которым компенсируют затраты из бюджета, - это "Уральские авиалинии", i-Fly, Red Wings, Nordstar, "Икар", "Северный ветер" и "Якутия".