Искусство доколумбовой Америки. Художественные достижения и архитектура народов доколумбовой Америки. Древняя цивилизация ацтеков, десять фактов из жизни племени Технические и научные достижения цивилизации ацтеков


Образ жизни ацтеков

Экономика. Основу питания ацтеков составляли кукуруза, бобы, тыква, многочисленные разновидности стручкового перца чили, помидоры и прочие овощи, а также семена чиа и амаранта, разнообразные фрукты из тропической зоны и колючий грушевидный кактус нопаль, растущий в полупустынях. Растительную пищу дополняли мясо одомашненных индюков и собак, дичь, рыба. Из всех этих компонентов ацтеки умели готовить очень питательные и полезные тушеные блюда, каши, соусы. Из зерен какао они готовили душистый пенистый напиток, предназначенный для знати. Из сока агавы приготовлялся алкогольный напиток пульке.

Агава давала также древесное волокно для выделки грубой одежды, веревок, сетей, сумок и сандалий. Более тонкое волокно получалось из хлопка, который культивировался за пределами долины Мехико и ввозился в столицу ацтеков. Носить одежды из хлопчатых тканей имели право только знатные люди. Мужские головные уборы и набедренные повязки, женские юбки и блузки нередко покрывались замысловатыми узорами.

Расположенный на острове Теночтитлан расширялся за счет “плавучих садов” чинампа. Ацтекские земледельцы строили их на мелководье из связанных корзин с илом и водорослями и укрепляли, обсаживая по краям ивами. Между искусственными островами образовалась сеть связанных между собой каналов, которые служили для орошения и транспортировки грузов и поддерживали среду обитания рыб и водоплавающих. Земледелие на чинампа было возможно только в окрестностях Теночтитлана и в южных озерах, возле городов Шочимилько и Чалько, поскольку источники здесь сохраняли воду пресной, тогда как в центральной части озера Тескоко она была более соленой и потому непригодной для земледелия. В середине 15 в. ацтеки построили через озеро мощную дамбу, чтобы сохранить пресную воду для Теночтитлана и защитить город от наводнений. Инженерные и архитектурные достижения ацтеков, не знавших вьючных животных, колеса и металлических инструментов, были основаны исключительно на эффективной организации труда.

Однако чинампа и земли долины Мехико не могли прокормить растущее городское население. К 1519 в Теночтитлане проживало от 150 до 200 тыс. человек, население второго по величине города Тескоко достигло 30 тыс., а в других городах проживало от 10 до 25 тыс. человек. Возрастала доля аристократии, да и среди прочих городских слоев значительную долю составляли те, кто потреблял, но не производил продукты питания: ремесленники, торговцы, писцы, учителя, жрецы и военачальники.

Продукты доставлялись в города в качестве дани, взимаемой с покоренных народов, или привозились торговцами и окрестными земледельцами для продажи на рынке. В крупных городах рынки функционировали ежедневно, а в небольших открывались раз в пять или двадцать дней. Самый большой рынок в государстве ацтеков был организован в городе-спутнике Теночтитлана -Тлателолько: по оценкам испанского конкистадора, здесь ежедневно собиралось от 20 до 25 тыс. человек. Купить здесь можно было все что угодно - от маисовых лепешек и перьев до драгоценных камней и рабов. К услугам посетителей всегда были цирюльники, носильщики и судьи, следившие за порядком и честностью совершения сделок.

Покоренные народы регулярно, раз в три месяца или в полгода, платили дань ацтекам. Они доставляли в города тройственного союза продукты питания, одежды, воинские облачения, полированные бусы из жадеита и яркие перья тропических птиц, а также оказывали различного рода услуги, в том числе конвоировали пленников, назначенных к принесению в жертву.

Торговцы предпринимали долгие и опасные путешествия, чтобы привезти в ацтекские города ценные товары, и многие наживали изрядные богатства. Зачастую купцы служили осведомителями и послами в землях, лежавших за пределами империи.

Социальная организация. Ацтекское общество было строго иерархичным и делилось на два основных класса - наследственную аристократию и плебс. Ацтекская знать жила в роскоши в пышных дворцах и имела множество привилегий, в том числе на ношение особых одежд и знаков отличия и на многоженство, посредством которого устанавливались союзы с аристократией других городов-государств. Знати были уготованы высокие посты и самые престижные виды деятельности, ее составляли военачальники, судьи, жрецы, учителя и писцы.

Низший класс составляли земледельцы, рыбаки, ремесленники, торговцы. В Теночтитлане и соседних городах они жили в особых кварталах под названием “калпулли” - своего рода общинах. Каждый калпулли имел собственный надел земли и своего бога-покровителя, собственную школу, платил общинную подать и выставлял воинов. Многие калпулли были сформированы по профессиональной принадлежности. Так, например, мастера по выделке птичьих перьев, резчики по камню или торговцы проживали в особых районах. Некоторые земледельцы были приписаны к владениям аристократов, которым платили трудом и податями больше, чем государству.

Однако, при всей своей прочности, классовые барьеры можно было преодолеть. Чаще всего путь наверх открывали военная доблесть и захват пленников на поле боя. Иногда сын простолюдина, посвященный какому-либо храму, со временем становился жрецом. Искусные ремесленники, изготовлявшие предметы роскоши, или торговцы могли, несмотря на отсутствие наследственных прав, заслужить благосклонность правителя и разбогатеть.

В ацтекском обществе было распространено рабовладение. В качестве наказания за воровство или невыплату долга виновного могли на время отдать в рабство пострадавшему. Нередко случалось, когда человек на оговоренных условиях продавал в рабство себя или членов своей семьи. Иногда рабов покупали на рынках для человеческих жертвоприношений.

Образование и образ жизни. Приблизительно до 15-летнего возраста дети получали домашнее образование. Мальчики осваивали военное дело и учились управлять хозяйством, а девочки, которых в этом возрасте часто выдавали замуж, умели готовить, прясть и вести домашнее хозяйство. Кроме того, и те и другие получали профессиональные навыки в гончарном ремесле и искусстве выделки птичьих перьев.

Большинство подростков отправлялись в школы в 15 лет, хотя некоторые начинали школьное обучение в 8 лет. Детей знати отправляли в калмекак, где под руководством жрецов они обучались военному делу, истории, астрономии, управлению, общественным установлениям, обрядам. В их обязанности вменялось также собирать дрова, наводить чистоту в храмах, участвовать в различных общественных работах, жертвовать кровь во время религиозных обрядов. Дети простолюдинов посещали телпочкалли своего городского квартала, где обучались главным образом военному делу. И юноши и девушки ходили также в школы под названием “куикакалли” (“дом песни”), предназначенные для обучения литургическим песнопениям и танцам.

Женщины, как правило, занимались воспитанием детей и домашним хозяйством. Некоторые обучались ремеслам и акушерству или же посвящались в религиозные таинства, после чего становились жрицами. По достижении 70-летнего возраста мужчины и женщины окружались почетом и получали ряд привилегий, в том числе дозволение без ограничений употреблять алкогольный напиток пульке.

Вера в жизнь после смерти сопровождалась определенными представлениями о том, что ждет умершего. Воина, погибшего в бою или принесенного в жертву, ожидала честь сопровождать Солнце на его пути от восхода к зениту. Женщины, погибшие при родах - так сказать, на своем поле битвы, - сопровождали Солнце от зенита к закату. Утопленники и убитые молнией попадали в цветущий рай, обитель бога дождя Тлалокан. Большинство же умерших ацтеков, как считалось, не выходили за пределы низшего подземного мира, Миктлана, где правили бог и богиня смерти.

Завоевательные войны и управление империей. Каждый ацтекский город-государство имел одного или нескольких правителей под названием “тлатоани” (“оратор”). Власть была наследственной и переходила от брата к брату либо от отца к сыну. Впрочем, наследование почетных титулов происходило не автоматически, а требовало одобрения высших кругов городской знати. Таким образом, легитимность власти каждого нового правителя обеспечивалась как божественным правом наследования, так и публичным признанием его достоинств. Правители жили в роскоши, но не в праздности, поскольку были обязаны осуществлять управление, выносить вердикты в сложных судебных случаях, наблюдать за должным исполнением религиозных ритуалов и защищать подданных. Поскольку некоторые города-государства подпали под власть других, одни правители считались выше других, а главным из них признавали правителя Теночтитлана.

На службе правителей состояли советники, военачальники, жрецы, судьи, писцы и прочие должностные лица. Имперские захваты потребовали расширения бюрократического аппарата за счет сборщиков дани, наместников и начальников гарнизонов. Покоренные народы пользовались относительной свободой. Городам-государствам, как правило, позволялось сохранять правящие династии при условии аккуратной выплаты дани. Новые территории входили в состав империи различными путями - одни народы теночки завоевывали и принуждали к регулярной выплате дани, других склоняли к союзу переговорами, брачными связями и дарами. Города-государства, покоренные тройственным союзом в раннюю эпоху его существования, к началу 16 в. были уже глубоко интегрированы в имперскую структуру. Их правители участвовали в захватнических войнах теночков, получая награды в виде титулов и земель.

Война составляла важнейшую сферу жизнедеятельности ацтеков. Успешные войны обогащали империю и предоставляли возможность отдельным воинам продвинуться вверх по социальной лестнице. Главной доблестью считался захват пленного для жертвоприношения; воин, взявший в плен четырех воинов противников, повышался в чине.


Главный храм Теночтитлана (реконструкция).

Религия. Ацтекский политеистический пантеон включал в себя множество богов и богинь. Богов-демиургов представляют таинственный непредсказуемый Тескатлипока (“Курящееся Зеркало”), бог огня Шиутекутли и знаменитый Кецалькоатль (“Пернатый Змей”), “давший людям маис”. Поскольку жизнь ацтеков во многом зависела от земледелия, они поклонялись богам дождя, плодородия, маиса и т.п. Боги войны, как, например, Уицилопочтли теночков, ассоциировались с Солнцем.

Каждому божеству ацтеки воздвигали храмы, где жрецы и жрицы отправляли его культ. Главный храм Теночтитлана (46 м высотой) был увенчан двумя святилищами, посвященными Уицилопочтли и богу дождя Тлалоку. Этот храм возвышался посреди обширной огороженной территории, где находились другие храмы, палаты воинов, жреческая школа и площадка для ритуальной игры в мяч. Изощренные религиозные ритуалы включали в себя празднества, посты, песнопения, танцы, воскурение благовоний и каучука, а также ритуальные драматические действа, нередко с человеческими жертвоприношениями.

Согласно ацтекской мифологии, Вселенная делилась на тринадцать небес и девять преисподних миров. Сотворенный мир прошел четыре эпохи развития, каждая из которых завершилась гибелью человеческого рода: первая - от ягуаров, вторая - от ураганов, третья - от всемирного пожара, четвертая - от потопа. Современная ацтекам эпоха “Пятого Солнца” должна была завершиться страшными землетрясениями.

Человеческие жертвоприношения, составлявшие важнейшую часть ацтекских религиозных обрядов, практиковались для того, чтобы снабжать богов энергией и тем отсрочить неизбежную гибель человеческого рода. Жертвоприношения, считали ацтеки, необходимы для поддержания устойчивого жизненного цикла; человеческая кровь питала Солнце, вызывала дожди и обеспечивала земное существование человека. Некоторые формы жертвоприношений ограничивались кровопусканиями посредством шипов растения магуэй, но часто жертву убивали жрецы, распарывая ножом грудь и вырывая сердце. При одних обрядах в жертву приносили избранника, которому выпала честь воплощать собою божество, при других убивали множество пленников.

Достижения науки и искусства. Ацтеки имели циклический счет времени. Солнечный 365-дневный календарь они сочетали с ритуальным 260-дневным календарем. Согласно первому, год делился на 18 месяцев по 20 дней каждый, к которым в конце добавлялось 5 т.н. несчастливых дней. Солнечный календарь применялся к сельскохозяйственному циклу и основным религиозным обрядам. Ритуальный календарь, употреблявшийся для пророчеств и предсказаний человеческой судьбы, содержал 20 наименований дней месяца (“кролик”, “дождь” и т.п.) в сочетании с цифрами от 1 до 13. Новорожденный вместе с наименованием дня своего рождения (вроде “Два Олень” или “Десять Орел”) получал также предсказание своей судьбы. Так, считалось, что Два Кролик будет пьяницей, а Один Змея заслужит славу и богатство. Оба календаря соединялись в 52-летний цикл, по завершении которого прожитые годы исчезали подобно тому, как ветер уносит связанный пучок из 52 тростин, и начинался новый цикл. Окончание каждого 52-летнего цикла грозило гибелью Вселенной.

Ацтеки создали обширный корпус устной литературы, представленной жанрами эпической, гимнической и лирической поэзии, религиозных песнопений, драмой, легендами и сказаниями. По тону и тематике эта литература также весьма разнообразна и варьирует от воспевания воинской доблести и подвигов предков до созерцания и размышлений о сущности жизни и предназначении человека. Поэтические упражнения и диспуты постоянно практиковались в среде знати.

Ацтеки проявили себя как искуснейшие строители, скульпторы, резчики по камню, гончары, ювелиры, ткачи. Особым почетом пользовалось искусство изготовления изделий из ярких перьев тропических птиц. Перьями украшали щиты воинов, одежды, штандарты, головные уборы. Ювелиры работали по золоту, жадеиту, горному хрусталю и бирюзе, проявляя необычайное мастерство в создании мозаик и орнаментов.

Литература:
Вайан Дж. История ацтеков. М., 1949
Леон-Портилья М. Философия нагуа. М., 1961
Кинжалов Р. Искусство древней Америки. М., 1962
Соди Д. Великие культуры Месоамерики. М., 1985
История литератур Латинской Америки, т. 1. М., 1985
Кинжалов Р. Орел, кецаль и крест. М., 1991


Ацтеки обычно представляются нам как суровые воины, которые постоянно захватывали чужие территории и практиковали жестокие ритуалы с человеческими жертвоприношениями. Тем не менее, культура ацтеков оставила человечеству интересные разработки в области сельского хозяйства и прикладного искусства. Некоторыми из них мы пользуемся и сейчас.


На языке ацтеков («науатль») до сих пор говорят около миллиона человек. Кошениль, «плавающие сады» и многие рецепты с использованием целебных растений также являются наследием ацтеков. Что касается жестоких и странных обычаев, принятых в ацтекском обществе, их можно понять только в контексте истории.

Войны, которые вели ацтеки, в некотором отношении были необходимы. Предки ацтеков («чичимеки») начали селиться в южной части Мексики в начале 12 века. Когда они прибыли в долину Мехико, там уже существовало несколько городов-государств. В течение более полувека племена чичимеков избегали других народов и обосновались на острове посреди озера Тескоко. Именно там, как гласит легенда, они увидели орла, сидящего на кактусе — знак, который обещал им покровительство Бога Уицилопочтли. В 1325 г н.э. ацтеки создали свой город Теночтитлан (современный Мехико) и начали войну с целью захвата соседних земель. В 1430 году был заключен союз с двумя крупными населенными пунктами. Это стало рождением империи ацтеков, которая процветала почти 100 лет вплоть до прибытия Кортеса.

Европейцы, знакомясь с культурой и бытом ацтеков, были удивлены, насколько развитой оказалась система управления и образования в государстве. Большой интерес также вызвали методы ведения сельского хозяйства.

1. Плавающие сады.


Земли, которые получили ацтеки, были не слишком пригодны для выращивания огородных культур, а на острове практически не было хорошей почвы. Это не помешало ацтекам производить достаточное количество пищи. Одним из самых интересных изобретений стали «плавающие сады» (чинампас). На озере делали платформы из камыша и веток (размером примерно 27×2 м). Эти «островки» заполняли грязью и компостом, а вокруг высаживали ивы, чтобы закрепить плавающий участок. В качестве удобрения использовали человеческий навоз, сохраняя тем самым чистоту в городе и обеспечивая подкормку растениям.

Благодаря такой технологии, ацтеки могли накормить все население, причем жителям только одного Теночтитлана требовалось до 40 тысяч тонн кукурузы в год. Наряду с кукурузой выращивали бобы, тыкву и держали домашних животных (индюков).

2. Всеобщее образование.


У ацтеков существовал строгий закон, обязывающий получить образование. Учеба начиналась дома: девочкам показывали, как вести хозяйство, мальчики осваивали профессии своих отцов. Воспитание было очень суровым. Малолетним детям давали мало еды, чтобы они могли научиться подавлять аппетит. Мальчикам приходилось труднее всего: их подвергали воздействию экстремальных температур, чтобы развить стойкость и «каменное сердце воина». Наказание за непослушание было еще более жестоким: в возрасте 9 лет мальчиков могли побить кактусами с шипами; в возрасте 10 лет заставляли вдыхать дым от горящего чили; в 12-летнем возрасте связывали и оставляли лежать на холодном мокром коврике. Девочек, если они плохо работали, били палкой.

В возрасте 12-15 лет все дети шли в школу «cuicacalli» (дом песни), где их учили обрядовым песнопениям и религии своего народа. Путь до школы проходил под надзором старейшины, чтобы никто не прогуливал.

Начиная с 15-летнего возраста, девочки больше не посещали школу, а мальчики из семей простолюдинов ходили в «telpochcalli» (военное училище), где оставались на ночь. Богатых подростков отправляли в другие школы, которые назывались «calmécac». Там, помимо военной подготовки, их обучали архитектуре, математике, живописи и истории. Все священники и чиновники были выпускниками этой школы.

3. Спортивные игры.


Игра «ollama» или «tlachtli» (по названию поля) отчасти похожа на баскетбол и на футбол. Вокруг поля возводили стены, которые были в 3 раза выше роста мужчин. В верхней части стены прикрепляли каменные кольца, в которые надо было попасть резиновым мячом, используя бедра, колени или локти.

В игре могли участвовать только знатные люди, и в случае победы команде разрешалось попытаться ограбить присутствующих. Иногда на поле совершались человеческие жертвоприношения.

Зрители часто делали ставки на ту или иную команду, несмотря на то, что детям с самого раннего возраста запрещали это делать. Проигравший иногда вынужден был продаваться в рабство, так как не мог заплатить долг.

«Ollama» — не единственный опасный вид спорта, в который играли ацтеки. Так, например, в деревне устанавливали большой столб с веревками, привязанными наверху. Мужчины надевали на себя «крылья», обматывали веревкой талию и прыгали вниз. Платформа, расположенная сверху, начинала вращаться, и люди должны были совершить 13 оборотов до приземления. Испанцы называли это «Volador».

4. Народная медицина.


Врачей в ацтекском обществе называли «tictil». Они лечили с помощью растительных отваров, экстрактов и разных магических средств. В ацтекских рукописях записано 1550 рецептов и характеристики 180 лекарственных трав и деревьев.

Рецепт «от боли и жара в сердце» включал такие ингредиенты, как золото, бирюза, красный коралл и сгоревшее сердце оленя. Головные боли лечили, делая разрез на черепе лезвием из обсидиана.

В качестве дезинфицирующего средства широко применялся сок агавы, а для облегчения сильной боли – растение «chicalote». Сок агавы до сих пор используется против пищевых отравлений и золотистого стафилококка.

Испанцы обнаружили у ацтеков «пассифлору» — ползучую лозу, которая напомнила им терновый венец Христа. Ацтеки использовали это растение как успокаивающее средство. Оно получило распространение и в Европе.

Алкоголь на всей территории империи был запрещен. Его могли пить только старики, достигшие 70-летнего возраста. Состоятельные ацтеки употребляли горячий шоколад «cacahuatl», рецепт которого унаследовали от индейцев майя.

5. Кошениль.


В конце 10-го века нашей эры цивилизация майя пришла в упадок. Примерно в этот же период начала свое зарождение культура древних ацтеков, как самобытного народа Центральной Америки. На самом деле их история уходит корнями в далекое прошлое, и тесно связана с легендами и мифами - других свидетельств о тех временах не осталось. Известно, что некогда они переселились из северных регионов современных Соединенных Штатов Америки. В ранний период существования культура ацтеков, кратко говоря, была идентична культуре других индейцев. Тогда у них было принято родоплеменное устройство общество. Роды объединялись в племена, над которыми властвовало два вождя - один вел внутренние дела в поселении, второй вел войны.

Точно неизвестно, что именно подвигло древних ацтеков сменить свое место жительства. Вполне возможно, они искали земли с более мягким климатом, хотя сами ацтеки верили, что переселиться им велели их боги. Сами ацтеки называли себя мешиками, в память об их легендарном вожде Мешитли, который жил во времена переселения. Ацтеками их назвали потому, что их родина носила название «Ацтлан». Собственно, слово «ацтек» означает «человек из Ацтлана».

Во время переселения они были одним из многих диких народов древней Америки, которые вдобавок исповедовали жестокий культ Солнца, требующий жертвоприношений. Однако они были очень коммуникабельным народом, и быстро перенимали достижения других. В Мексиканской долине они столкнулись с сопротивлением местных племен, которые по легенде «пожаловали» им безлюдный остров посреди озера Тескоко. Именно здесь позднее был создан великий город Теночтитлан.

Однако многие ученые полагают, что культура древних ацтеков не просто носила заимствованные у потомков майя и тольтеков черты. Скорее всего, они просто заняли опустевшие города, и переняли архитектурный стиль, искусство и письменность у других народов. Впрочем, Теночтитлан был выстроен, скорее всего, именно ацтеками.
Считается, что в начале 13 века был возведен первый храм на острове посреди озера Тескоко, позже вокруг него образовалось селение, которое позже стало культурным центром всей Центральной Америки. В 13-14 веке ацтекское общество полностью преобразовалось - сохранив дикие религиозные убеждения, они сумели развить земледелие, освоить обработку некоторых металлов и создать величественные города с огромными пирамидами.

В ацтекском обществе большой вес имело жречество. Каждый день жрецы проводили кровавые обряды жертвоприношения, так как ацтеки верили, что для предотвращения великой катастрофы им необходимо кормить кровью их богов. В связи с этим особенное место в обществе занимали воины, которых ацтеки называли «кормильцами богов». Их главной задачей было пленение врагов, для того чтобы потом принести их в жертву.

Тем не менее, большая часть населения империи ацтеков состояла из ремесленников и земледельцев. Земельные наделы находились в коллективной собственности, главы семей получали их в постоянное владение, и переходили по наследству. Это показывает, что в ацтекском обществе, перешедшем на рабовладельческий строй, сохранились пережитки родоплеменного устройства. Близкое к верхним слоям общества положение занимали торговцы «почтека». Из них состояла значительная часть населения городов. Торговля в государстве ацтеков велась под жестким контролем государства - на рынках, размещенных возле городских администраций, велась оживленная торговля, а денежной единицей служили какао-бобы, также был широко распространен бартер.
Так характеризируется культура ацтеков кратко.

Введение. 3

1. История культуры ацтеков. 6

2. Шедевры искусства ацтеков. 9

2.1 Пирамиды Майя. 9

2.2 Ацтекские изделия из перьев. 9

2.3 Изделия из золота и серебра и гончарное искусство инков. 10

Заключение. 14

Список литературы.. 15

Введение

В ацтекском мире существовала особая группа интеллектуалов, создавших утонченные метафоры, поэмы и хранивших древние традиции. Они назывались "знатоками вещей" - тламатинами.

Достижение тламатинов состояло в том, что они смогли противопоставить жестокому воинскому, мистико-военному способу служения богам свой собственный путь: постижение сокровенной части небес через создание возвышенных поэм и эстетических работ.

Тламатинами могли быть и живописцы, скульпторы, создающие образы, и философ, поднимающийся духом к небесной вершине, и музыканты, слышащие мелодии небесных сфер, и астрологи, знающие пути богов, - все те, кто ищет истину во Вселенной.

Среди тламатинов особо выделялись Ашайа Кацин-Ицкоатль (1468-1481) - шестой правитель Теночтитлана и Монтесумо Л Шокойцин (тлакатекутли времен Конкисты).

Ацтеки создали зрелую литературу. Главную роль в литературе ацтеков играла проза. Она религиозна, в ней слабо выражена индивидуальная психология автора, практически отсутствует любовная тема.

Наиболее распространенным из жанров была историческая проза: записи о странствиях мифических предков, встречах и перечисление пройденных мест, в которых реальность переплеталась с мифами. Большой популярностью пользовались эпические произведения: эпос о происхождении индейцев, мировых эрах, потопах и о Кетцалькоатле.

Разновидностью прозы были дидактические трактаты. Они представляли собой назидания старцев и обобщали опыт ацтеков в самых различных областях жизни. В этих текстах сильны нравственные критерии и стремление укрепить моральные принципы.

Настоящей жемчужиной поэзии был философский жанр. Его основной мотив - кратковременность человеческой жизни. Самая яркая звезда ацтекской поэзии, образец правителя, человека, законодателя и философа - Постящийся Койот (Незаукойотль, 1418-1472). Речь ацтеков была цветиста и элегантна, а язык - красноречив, метафоричен и богат риторическими приемами.

Существовало особое понятие - "древнее слово". Оно представляло собой своеобразное клише, образец для выступлений, специально запоминалось и приурочивалось к определенным случаям, праздникам. Назначение "древних слов" состояло в наставлении ацтеков в вопросах поведения, обучения и повседневного быта. По знанию правильного ответа на них можно было определить принадлежность человека к определенному социальному слою.

"Древние слова" записывались особым письмом (сочетание пиктографических и иероглифических элементов) на выделанной оленьей коже или на бумаге, изготовленной из агавы. Листья подклеивались друг к другу, и получались книги-"раскладушки".

Существовало два типа общественных школ с целостностью педагогической системы. Они имели массовый обязательный характер: все достигшие возраста 15 лет должны были поступать в то или иное учебное заведение в зависимости от наклонностей или обета, который давали при его рождении.

Первый тип назывался Телпочкалли. Здесь учили сражаться и трудиться. Главные предметы - воинское дело, сооружение каналов, плотин и укреплений.

Второй тип школы - Калмекак - существовал при святилищах и давал более высокий уровень образования, в них больше внимания уделялось интеллектуальному развитию. Юношам давали глубокие знания по математике, летосчислению, астрономии и астрологии. Их учили риторике, стихосложению, законодательству и истории. Учащимся прививали двойной характер мышления: строгий математический склад ума и тонкое чувственное восприятие мира. Юноши и девушки воспитывались по отдельности и с большой строгостью. Целью образования и воспитания было дать им мудрый ум, твердое сердце. Это был ацтекский идеал человека, который в поступках ориентировался на свою душу. Учащиеся Калмекака обычно пополняли слой священнослужителей.

Все вышеприведенные факторы обуславливают актуальность и значимость тематики работы на современном этапе, направленной на глубокое и всестороннее изучение шедевров искусства ацтеков.

Тематика сущности и особенностей слабо изучена отечественными, поэтому актуальным является посвятить работу систематизации, накоплении и закреплении знаний о шедеврах искусства ацтеков.

В связи с этим целью данной работы является систематизация, накопление и закрепление знаний о шедеврах искусства ацтеков.

1. История культуры ацтеков

Культура ацтеков была последним звеном в длинной цепи развитых цивилизаций, процветавших и приходивших в упадок в доколумбовой Месоамерике. Самая древняя из них, культура ольмеков, развивалась на побережье Мексиканского залива в 14-3 вв. до н.э. Ольмеки подготовили почву для формирования последующих цивилизаций, поэтому эпоху их существования называют предклассической. Они имели развитую мифологию с обширным пантеоном богов, воздвигали массивные каменные сооружения, были искусны в резьбе по камню и гончарном ремесле. Их общество отличалось иерархичностью и узкой профессионализацией; последнее проявлялось, в частности, в том, что религиозными, управленческими и хозяйственными вопросами занимались специально обученные люди.

Эти черты ольмекского общества получили дальнейшее развитие в последующих цивилизациях. Во влажных тропических лесах юга Месоамерики на сравнительно краткий исторический срок пышно расцвела цивилизация майя, оставившая после себя обширные города и множество великолепных произведений искусства. Приблизительно в то же время похожая цивилизация классической эпохи возникла в долине Мехико, в Теотиуакане – огромном городе площадью в 26-28 кв. км и с населением до 100 тыс. человек.

В начале 7 в. Теотиуакан был разрушен в ходе войны. На смену ему пришла культура тольтеков, расцвет которой приходится на 9–12 вв. Тольтекская и прочие позднеклассические цивилизации (включая ацтекскую) продолжали тенденции, заложенные в предклассическую и классическую эпохи. Избытки сельскохозяйственной продукции способствовали росту населения и городов, богатство и власть все больше концентрировались в верхних слоях общества, что привело к формированию наследственных династий правителей городов-государств. Усложнялись религиозные обряды, основанные на политеизме. Возникли обширные профессиональные прослойки людей, занятых интеллектуальным трудом и торговлей, а торговля и завоевательные походы распространяли данную культуру на обширную территорию и приводили к образованию империй. Доминирующее положение отдельных культурных центров не мешало существованию других городов и поселений. Такая сложная система социальных взаимосвязей уже прочно устоялась во всей Месоамерике ко времени появления здесь ацтеков.

В 1495 г., когда испанские корабли показались у побережья Нового мира, на этом большом континенте жило множество индейских племен и народностей, имеющих разный уровень развития. Большинство из них были охотники, рыболовы, простые земледельцы. Только в двух, сравнительно небольших областях Западного полушария - в Мезоамерике (Мексика, Гватемала, Сальвадор, Гондурас) и в Андах (Боливия, Перу) - испанцы встретили индейскую цивилизацию высокого уровня. На их территории родились самые высокие достижения доколумбовой Американской культуры.

Так в Европу попали картофель, табак, помидоры, кукуруза, какао, а так же хинин, каучук и др. Инки, перед тем как встретились с европейцами, использовали бронзовые оружия и орудия труда. А в Мезоамерике металлы (исключая железо) были найдены в начале I тысячелетия и использовались для украшений и производства культовых потребностей.

Индейцы Перу не имели своей письменности (точно это неизвестно), а в Средней Америке может быть уже 3 тысячи лет назад была создана местная письменность индейцев, так же оригинальный способ записывания дат. Майа, ацтеки оставили кодексы, которые содержат информацию Мексиканского государства в предколумбийском периоде. В пустыне Наска (Перу) были найдены огромные рисунки (например, 120-метровая птица, 200-метровая ящерица, в другом месте - обезьяна-великан).

2. Шедевры искусства ацтеков

2.1 Пирамиды Майя

Культура майя основана на знании законов смены времен года и движения планет. Опираясь на эти знания, они определяли местоположение для своих религиозных центров, которые порой превращались в настоящие обсерватории, состоявшие из нескольких пирамид, связанных переходами. В доколумбовой Америке майя, несомненно, были самыми искусными архитекторами и каменщиками. Они освоили две основных техники строительного искусства: строительство сводов, позволявших создавать потолки очень большой площади, и использование цемента, позволявшее возводить прочные стены даже из некрупных камней. Начиная с IX века майя преодолели господство тольтеков, но продолжали возводить огромные сооружения, вроде храма-пирамиды Чичен-Ица.

2.2 Ацтекские изделия из перьев

К XV веку ацтеки покорили все народы Центральной Америки и беззастенчиво грабили их во всех отношениях, в том числе и с точки зрения богатств культуры. Они заимствовали монументальные скульптурные формы у майя и тольтеков, но в отличие от них обращали особое внимание на индивидуальный облик персонажей, что заметно на примере статуй бога Кетцалькоатля, высеченных из красного камня - порфира. Мужественные воины и строители огромных городов с дворцами, храмами, садами, каналами, ацтеки были одновременно и хорошими художниками и ремесленниками, делавшими удивительной красоты вещи даже из такого странного материала, как птичьи перья. В 1519 г. во время первой высадки испанцев, император Монтесума, пытаясь завязать с ними торговые отношения, подарил Эрнандо Кортесу удивительные короны и щиты из перьев.

Церемониальный нож, искусство чиму,ок. 1000-1400 гг., золото и серебро, инкрустация бирюзой. Музей золота Перу, Лима.

2.3 Изделия из золота и серебра и гончарное искусство инков

Во главе империи инков стоял властитель, почитаемый под именем Сын Солнца. Несколько городов, построенных в неприступных местах, таких, как священная тайная цитадель Мачу-Пикчу в Андах, подтверждают дар инков преодолевать природные препятствия и горы Перу. Ремесленное искусство тоже достигло высокого уровня техники, например в работах из золота, серебра или бронзы. Гончары делали филигранные изделия, в основном геометрических форм.

Многочисленные золотые предметы инков, главным образом драгоценности и принадлежности религиозного культа, возбудили алчность испанцев, захвативших Перу около 1530 г. Украшенные камнями (здесь бирюзой), они иногда создавались с помощью техники литья и представляли собой весьма увесистые цельнометаллические предметы. Они изготовлялись также техникой ковки "дутого золота" и тогда были полыми и легкими.

Статуя бога Кетцалькоатля,искусство ацтеков, начало XVI века, красный порфир, 44 см (высота), Музей человека, Париж.

Ацтеки переняли у тольтеков не только технику и художественную форму, но и богов. Так Кетцалькоатль, бог растительности и возвращения весны, стал у ацтеков богом жрецов, религиозной мысли и искусства.

Бубенец в виде воина-орла.Ацтеки. Происхождение неизвестно.

Подвеска-бубенец выполнена в виде получеловека - полуорла. Полое тулово подвески имеет грушевидную форму, внутри которой находится медная бусина. При малейшем движении бусина, ударяясь о стенки, звенит. Именно поэтому подобные подвески и получили название бубенцов. Две половинки орлиного клюва образуют своего рода шлем, из которого смотрит суровое лицо с хорошо моделированными, несмотря на миниатюрность, чертами. В ушах - большие круглые вставки, на верхушке шлема изображен убор из перьев. На груди воина мастер поместил овальную пектораль. В жизни такие украшения носили на веревке: её завязанные узлом концы изображены на обратной стороне фигуры. Руки воина покрыты перьями, в одной из них он держит скипетр, в другой - три дротика и небольшой круглый щит. Скипетр и щит также украшены перьями. В нижней части фигуры видны когтистые орлиные лапы. Вся композиция заключена в прямоугольную рамку, составленную волнистыми линиями. Две массивные петли на затылке указывают на то, что бубенец носили на цепи или на веревке. Многие детали этой подвески производят впечатление золотых проволочек, припаянных на поверхность изделия, однако в действительности бубенец отлит целиком в обычной для Мексики технике утраченного воска. Иногда из-за обманчивого сходства таких деталей с отдельно изготовленными проволочками их называют "ложной филигранью". Идея подобных украшений, по всей видимости, была заимствована ацтеками у миштеков, знаменитых своими златокузнецами. Известны миштекские подвески, напоминающие эрмитажный бубенец. Попав под власть ацтеков, миштекские мастера продолжали работать, создавая шедевры для новых властителей.

В искусстве ацтеков нередко встречались изображения воинов в наряде орла или ягуара, реже змеи. Среди наиболее выдающихся памятников - терракотовые фигуры воинов-орлов размером в человеческий рост из Главного храма в Мехико. В произведениях хронистов упоминаются некие объединения воинов-орлов, куда входили представители аристократических ацтекских семей. Возможно, именно они и носили на груди подобные золотые бубенцы. Сегодня известна только одна такая подвеска. Уникальность эрмитажного памятника еще и в том, что до нас дошло лишь небольшое количество золотых вещей Мексики: обрабатывать металлы в этом регионе научились незадолго до прихода конкистадоров, а главное, множество изделий из золота было отправлено испанцами в переплавку.

Заключение

Ацтеки имели циклический счет времени. Солнечный 365-дневный календарь они сочетали с ритуальным 260-дневным календарем. Согласно первому, год делился на 18 месяцев по 20 дней каждый, к которым в конце добавлялось 5 т.н. несчастливых дней. Солнечный календарь применялся к сельскохозяйственному циклу и основным религиозным обрядам. Ритуальный календарь, употреблявшийся для пророчеств и предсказаний человеческой судьбы, содержал 20 наименований дней месяца («кролик», «дождь» и т.п.) в сочетании с цифрами от 1 до 13. Новорожденный вместе с наименованием дня своего рождения (вроде «Два Олень» или «Десять Орел») получал также предсказание своей судьбы. Так, считалось, что Два Кролик будет пьяницей, а Один Змея заслужит славу и богатство. Оба календаря соединялись в 52-летний цикл, по завершении которого прожитые годы исчезали подобно тому, как ветер уносит связанный пучок из 52 тростин, и начинался новый цикл. Окончание каждого 52-летнего цикла грозило гибелью Вселенной.

Ацтеки создали обширный корпус устной литературы, представленной жанрами эпической, гимнической и лирической поэзии, религиозных песнопений, драмой, легендами и сказаниями. По тону и тематике эта литература также весьма разнообразна и варьирует от воспевания воинской доблести и подвигов предков до созерцания и размышлений о сущности жизни и предназначении человека. Поэтические упражнения и диспуты постоянно практиковались в среде знати.

Ацтеки проявили себя как искуснейшие строители, скульпторы, резчики по камню, гончары, ювелиры, ткачи. Особым почетом пользовалось искусство изготовления изделий из ярких перьев тропических птиц. Перьями украшали щиты воинов, одежды, штандарты, головные уборы. Ювелиры работали по золоту, жадеиту, горному хрусталю и бирюзе, проявляя необычайное мастерство в создании мозаик и орнаментов.

Список литературы

1. Вайан Дж. История ацтеков. М., 1949

2. История литератур Латинской Америки, т. 1. М., 1985

3. Кинжалов Р. Искусство древней Америки. М., 1962

4. Кинжалов Р. Орел, кецаль и крест. М., 1991

5. Леон-Портилья М. Философия нагуа. М., 1961

6. Соди Д. Великие культуры Месоамерики. М., 1985

К тому времени, когда Колумб «открыл» Америку (1492), она была населена множеством индейских племен и этносов, большинство из которых находилось на первобытной стадии развития. Однако некоторые из них, жившие в Месоамерике (Центральная Америка) и Андах (Южная Америка), достигли уровня высокоразвитых древних цивилизаций, хотя намного отставали от Европы: последняя к тому времени переживала расцвет эпохи Возрождения.

Встреча двух миров, двух культур и цивилизаций имела для встретившихся сторон разные последствия. Европа позаимствовала многие достижения индейских цивилизаций, в частности именно благодаря Америке европейцы начали употреблять картофель, томаты, кукурузу, бобы, табак, какао, хинин. В целом же после открытия Нового Света развитие Европы значительно ускорилось. Совсем иначе сложилась судьба древнеамериканских культур и цивилизаций: развитие некоторых из них фактически прекратилось, а многие вообще исчезли с лица земли.

Имеющиеся научные данные свидетельствуют о том, что на Американском континенте не было своих очагов формирования древнейшего человека. Заселение этого континента людьми началось в эпоху позднего палеолита — примерно 30-20 тыс. лет назад — и шло из Северо-Восточной Азии через Берингов пролив и Аляску. Дальнейшая эволюция возникавших сообществ прошла все известные этапы и имела как сходства, так и отличия от других континентов.

Примером высокоразвитой первобытной культуры Нового Света может служить так называемая ольмекская культура, существовавшая на южном побережье Мексиканского залива в I тыс. до н.э. В отношении данной культуры многое остается неясным и загадочным. В частности, не известен конкретный этнос — носитель (название «ольмекская» является условным) данной культуры, не определена общая территория ее распространения, а также особенности общественного уклада и т.д.

Тем не менее имеющиеся археологические сведения позволяют говорить о том, что в первой половине I тыс. до н.э. населявшие Ве- раскус и Табаско племена достигли высокого уровня развития. У них появляются первые «ритуальные центры», они строят пирамиды из самана и глины, сооружают памятники монументальной скульптуры. Примером таких памятников выступали огромные антропоморфные головы весом до 20 т. Широкое распространение получают рельефная резьба по базальту и нефриту, изготовление топоров-кельтов, масок и статуэток. В I в. до н.э. появляются первые образцы письменности и календаря. Сходные культуры существовали в других районах континента.

Древние культуры и цивилизации сложились к концу I тыс. до н.э. и существовали до XVI в. н.э. — до прихода европейцев. В их эволюции обычно выделяют два периода: ранний , или классический (I тыс. н.э.), и поздний , или постклассический (X-XVI вв. н.э.).

К числу наиболее значительных культур Мезоамерики классического периода относится теотихуаканская. возникшая в Центральной Мексике. Сохранившиеся руины Теотихуакана — столицы одноименной цивилизации — свидетельствуют о том, что это был политический, экономический и культурный центр всей Мезоамерики с населением 60-120 тыс. человек. Наиболее успешно развивались в нем ремесла и торговля. Археологи обнаружили в городе около 500 ремесленных мастерских, целые кварталы иноземных коммерсантов и «дипломатов». Изделия мастеров встречаются почти по всей Центральной Америке.

Примечательно, что практически весь город был своеобразным архитектурным памятником. Его центр был тщательно спланирован вокруг двух пересекающихся под прямым углом широких улиц: с севера на юг — проспект Дорога Мертвых длиной свыше 5 км, а с запада на восток — безымянный проспект длиной до 4 км.

На северном конце Дороги Мертвых возвышается огромный силуэт Пирамиды Луны (высота 42 м), сложенной из кирпича-сырца и облицованной вулканическим камнем. На другой стороне проспекта располагается еще более грандиозное сооружение — Пирамида Солнца (высота 64,5 м), на вершине которой когда-то стоял храм. Место пересечения проспектов занимает дворец правителя Теотихуакана — «Цитадель», представляющий собой комплекс построек, куда входил храм бога Кецалькоатля - Пернатого Змея, одного из главных божеств, покровителя культуры и знаний, бога воздуха и ветра. От храма сохранилось лишь его пирамидальное основание, состоящее из шести уменьшающихся каменных платформ, как бы поставленных друг на друга. Фасад пирамиды и балюстрада парадной лестницы украшены скульптурными головами самого Кецалькоатля и бога воды и дождя Тлалока в образе бабочки.

Вдоль Дороги Мертвых находятся остатки еще десятков храмов и дворцов. Среди них — реконструированный сегодня прекрасный Дворец Кецальпапалотля, или Дворец Пернатой Улитки, стены которого украшены фресковой живописью. Прекрасные образцы такой живописи имеются также в храме Земледелия, который изображает богов, людей и животных. Оригинальными памятниками рассматриваемой культуры являются антропоморфные маски из камня и глины. В III-VII вв. широкое распространение получают изделия из керамики — цилиндрические сосуды с живописной росписью или резным орнаментом — и терракотовые статуэтки.

Наивысшего расцвета культура Теотихуакана достигла к началу VII в. н.э. Однако уже в конце того же века прекрасный город внезапно гибнет, уничтоженный гигантским пожаром. Причины этой катастрофы до сих пор остаются невыясненными — скорее всего в результате нашествия воинствующих варварских племен Северной Мексики.

Культура ацтеков

После гибели Теотихуакана Центральная Мексика надолго погрузилась в смутные времена межэтнических войн и междуусобиц. В результате многократных смешений местных племен с пришлыми — сначала с чичемеками, а затем теночки-аптеками — в 1325 г. на пустынных островах озера Тескоко была основана столица ацтеков Теночтитлан. Возникший город-государство быстро разрастался и к началу XVI в. превратился в одну из самых мощных держав Америки — знаменитую империю ацтеков с огромной территорией и населением 5-6 млн человек. Ее границы простирались от Северной Мексики до Гватемалы и от Тихоокеанского побережья до Мексиканского залива.

Сама столица — Теночтитлан — стала большим городом с населением 120-300 тыс. жителей. С материком этот островной город связывали три широкие каменные дороги-дамбы. По свидетельству очевидцев, столица ацтеков была прекрасным, хорошо спланированным городом. Его ритуально-административный центр представлял собой великолепный архитектурный ансамбль, куда входил обнесенный стенами «священный участок», внутри которого располагались главные городские храмы, жилища жрецов, школы, плошадка для ритуальной игры в мяч. Рядом находились не менее великолепные дворцы правителей ацтеков.

Основой экономики ацтеков было земледелие, а главной возделываемой культурой - кукуруза. Следует подчеркнуть, что именно ацтеки стали первыми выращивать какао-бобы и помидоры ; они являются авторами слова «томаты». На высоком уровне находились многие ремесла, особенно чеканка по золоту. Когда великий Альбрехт Дюрер в 1520 г. увидел ацтекские изделия из золота, он заявил: «Никогда в жизни я не видел ничего, что взволновало бы меня так глубоко, как эти предметы».

Самого высокого уровня достигла духовная культура ацтеков. Этому во многом способствовала эффективная система образования, включавшая два типа школ, в которых обучаюсь мужское население. В школах первого типа воспитывались мальчики из высшего слоя, кому предстояло стать жрецом, сановником или военачальником. В школах второго типа учились мальчики из простых семей, где их готовили к сельскохозяйственным работам, ремеслам и военному делу. Учеба в школе была обязательной.

Система религиозно-мифологических представлении и культов ацтеков была довольно сложной. У истоков пантеона находились прародители - бог-творец Оме теку тли и его божественная супруга. Среди действующих главным божеством выступал бог солнца и войны Уицилопочтли. Война являлась формой поклонения данному богу и была возведена в культ. Особое место занимал бог Синтеобль — покровитель плодородия кукурузы. Защитником жрецов был владыка Кецалькоатль.

Богом торговли и покровителем торговцев выступал Йакатеку- хали. Вообще же богов было множество. Достаточно сказать, что каждый месяц и каждый день в году имели своего бога.

Весьма успешно развивалась . В ее основе лежала философия, которой занимались мудрецы, пользовавшиеся большим уважением. Ведущей наукой была астрономия. Ацтекские звездочеты свободно ориентировались в звездной картине неба. Удовлетворяя потребности сельского хозяйства, они разработали довольно точный календарь. учитывающий положение и движение звезд на небе.

Ацтеки создали высокоразвитую художественную культуру. Среди искусств значительных успехов достигла литература. Ацтекские писатели создавали дидактические трактаты, драматические и прозаические произведения. Ведущее положение занимала поэзия, включавшая в себя несколько жанров: воинские поэмы, стихи о цветах, весенние песни. Наибольшим успехом пользовались религиозные стихи и гимны, которые пелись в честь главных богов ацтеков.

Не менее успешно развивалась архитектура. Помимо уже названных выше прекрасных ансамблей и дворцов столицы великолепные архитектурные памятники были созданы и в других городах. Однако практически все они были разрушены испанскими конкистадорами. К числу удивительных творений относится недавно обнаруженный храм в Малиналько. Этот храм, имевший форму традиционной ацтекской пирамиды, примечателен тем. что весь он был высечен прямо в скале. Если учесть, что ацтеки пользовались одними только каменными орудиями, то можно представить себе, каких гигантских усилий потребовало сооружение данного храма.

В 1980-е гг., в результате землетрясений, земляных работ и раскопок в самом центре Мехико был открыт Главный храм ацтеков — Темпло Майор. Вскрыты также святилища главного бога Уицилопочтли и бога воды и дождя, покровителя земледелия Тлалока. Обнаружены остатки настенной живописи, образцы каменной скульптуры. Среди найденного особо выделяется круглый камень диаметром более 3 м с барельефным изображением богини Койоль-шаухки — сестры Уицилопочтли. В глубоких ямах-тайниках сохранились каменные фигурки богов, кораллы, раковины, керамические изделия, ожерелья и т.д.

Наивысшего расцвета культура и цивилизация ацтеков достигли в начале XVI в. Однако вскоре этому цветению был положен конец. Испанцы захватили Теночти глан в 1521 г. Город был разрушен, и на его руинах вырос новый город — Мехико, ставший цен тром колониальных владений европейских завоевателей.

Цивилизация майя

Культура и цивилизация майя стали еще одним удивительным явлением доколумбовой Америки, существовавшим в I-XV вв. н.э. на территории юго-восточной Мексики, Гондураса и Гватемалы. Современный исследователь этого региона Г. Леман назвал майя «самой завораживающей из всех цивилизаций древней Америки».

Действительно, все связанное с майя окутано тайной и загадкой. Тайной остается их происхождение. Загадкой является их выбор места поселения -труднопроходимые джунгли Мексики. Одновременно загадкой и чудом представляются взлеты и падения в их последующем развитии.

В классический период (I-IX вв. н.э.) развитие цивилизации и культуры майя идет по крутой восходящей. Уже в первые века нашей эры они достигают высочайшего уровня и удивительного совершенства в архитектуре, скульптуре и живописи. Возникающие крупные и многолюдные города становятся центрами ремесленного производства, отмеченного настоящим расцветом расписной керамики. В это время майя создают единственную в Америке развитую иероглифическую письменность , о чем свидетельствуют надписи на стелах, рельефах, предметах мелкой пластики. Майя составили точный солнечный календарь, успешно предсказывали солнечные и лунные затмения.

Основным видом монументальной архитектуры был пирамидальный храм, устанавливаемый на высокой пирамиде — до 70 м. Если учесть, что вся постройка воздвигалась на высоких пирамидальных холмах, то можно представить, каким величественным и грандиозным выглядит все сооружение. Именно таким предстает храм Надписей в Паленке, служивший гробницей правителя подобно пирамидам Древнего Египта. Все сооружение покрыло иероглифическими рельефными надписями, которые украшают стены, склеп, крышку саркофага и другие объекты. К храму ведет крутая лестница с несколькими платформами. В городе имеются еще три пирамиды с храмами Солнца, Креста и Лиственного Креста, а также дворец с пятиэтажной квадратной башней, служившей, видимо, обсерваторией: на верхнем этаже сохранилась каменная скамья, на которой сиживал звездочет, вглядываясь в далекое небо. Стены дворца также украшены рельефами, изображающими военнопленных.

В VI-IX вв. наивысших успехов достигают монументальная скульптура а живопись майя. Скульптурные школы Паленке, Копана и других городов добиваются редкого мастерства и тонкости при передаче естественности поз и движений изображаемых персонажей, каковыми обычно выступают правители, сановники и воины. Удивительным мастерством отличается также мелкая пластика — особенно небольшие статуэтки.

Сохранившиеся образцы живописи майя поражают изяществом рисунка и богатством цвета. Знаменитые фрески Бонампака являются признанными шедеврами живописного искусства. Они рассказывают о военных сражениях, изображают торжественные церемонии, сложные ритуалы жертвоприношения, грациозные танцы и т.д.

В 1Х-Х вв. большинство городов майя было разрушено вторгшимися племенами тольтеков, однако в XI в. культура майя вновь возродилась на полуострове Юкатан и в горах Гватемалы. Основными ее центрами становятся города Чичен-Ица, Ушмаль и Маяпан.

Наиболее успешно по-прежнему развивается архитектура. Одним из замечательных архитектурных памятников постклассического периода является пирамида Кукулькана — «Пернатого змея» в Чичен-Ице. На вершину девятиступенчатой пирамиды, где расположен храм, ведут четыре лестницы, окаймленные балюстрадой, которая внизу начинается прекрасно выполненной змеиной головой и в виде змеиного тела продолжается до верхнего этажа. Пирамида символизирует календарь, ибо 365 ступеней ее лестниц соответствуют числу дней в году. Она примечательна, кроме того, и тем, что внутри нее находится еще одна девятиступенчатая пирамида, в которой имеется святилище, а в нем — изумительный каменный трон, изображающий ягуара.

Весьма оригинальной является также пирамида «Храм волшебника» в Ушмале. Она отличается от всех других тем, что в горизонтальной проекции имеет овальную форму.

К середине XV в. культура майя вступает в тяжелый кризис и приходит в упадок. Когда испанские завоеватели вступили в начале XVI в. в майяские города, многие из них оказались покинутыми своими обитателями. Причины такого неожиданного и грустного финала процветавшей культуры и цивилизации остаются загадкой.

Древние цивилизации Южной Америки. Культура инков

В Южной Америке, почти одновременно с ольмекской цивилизацией Мезоамерики, в конце II тыс. до н.э., в горах северо-восточной области Перу возникла не менее загадочная культура Чавин, похожая на ольмекскую, хотя и не связанная с ней.

Па рубеже нашей эры в северной части прибрежной зоны Перу появляется цивилизация Мочика, а на юге - цивилизация Наска. Несколько позже в горах севера Боливии сложилась оригинальная культура Тиауанако. Эти цивилизации Южной Америки в некоторых отношениях уступали культурам Мезоамсрики: у них не было иероглифического письма, точного календаря и т.д. Но во многом другом — особенно в технологии - они превосходили Мезоамерику. Уже со II тыс. до н.э. индейцы Перу и Боливии выплавляли металлы, обрабатывали золото, серебро, медь и их сплавы и делали из них не только прекрасные украшения, но и орудия труда — лопаты и мотыги. Они имели развитое земледелие, строили великолепные храмы, создавали монументальные скульптуры, изготовляли прекрасные керамические изделия с полихромной росписью. Широкую известность приобрели их тонкие ткани из хлопка и шерсти. В I тыс. н.э. производство металлических изделий, керамики и тканей достигло больших размеров и высокого уровня, и именно оно составляло неповторимое своеобразие южноамериканских цивилизаций классического периода.

Постклассический период (X-XVI вв. н.э.) отмечен возникновением и исчезновением множества государств как в горных, так и в прибрежных зонах Южной Америки. В XIV в. инки создают в горной зоне государство Тауатин-суйу, которому после длительных воин с соседними небольшими государствами удается выйти победителем и подчинить себе все остальные.

В XV в. оно превращается в гигантскую и знаменитую Империю инков с огромной территорией и населением около 6 млн человек. Во главе огромной державы стоял божественный правитель, сын Солнца Инка, опиравшийся на наследственную аристократию и касту жрецов.

Основу экономики составляло земледелие, главными культурами которого были кукуруза, картофель, фасоль, красный перец. Государство инков отличалось эффективной организацией общественных работ, именуемых «мита». Мита означала обязанность всех подданных империи отрабатывать один месяц в году на строительстве объектов государственного назначения. Она позволяла собирать в одном месте десятки тысяч людей, благодаря чему в короткие сроки строились оросительные каналы, крепости, дороги, мосты и т.д.

С севера на юг Страну инков пересекапи две параплельные дороги. одна из которых имела протяженность более 5 тыс. км. Эти магистрали соединялись друг с другом большим количеством поперечных дорог, что создавачо прекрасную сеть коммуникаций. Вдоль дорог через определенные расстояния находились почтовые станции, склады с продуктами и необходимыми материалами. В Гауатинсуйу действовала государственная почта.

Духовно-религиозная жизнь и вопросы культа находились в ведении жрецов. Верховным божеством считался Виракоча - Творец мира и остальных богов. Другими божествами были бог золотого Солнца Инти. бог погоды, грома и молнии Ильпа. Особое место занимали древние культы матери Земли Мама Пача и матери моря Мама (Сочи. Поклонение богам происходило в каменных храмах, украшенных внутри золотом.

Регламентировало все стороны жизни, включая личную жизнь граждан империи. Все инки до определенного возраста должны были вступить в брак. Если этого не случалось, то данный вопрос решал государственный чиновник по своему усмотрению, причем его решение было обязательным к исполнению.

Хотя инки не имели настоящей письменности, это не помешало им создать прекрасные мифы, легенды, эпические поэмы, религиозные гимны, а также драматические произведения. К сожалению, от этого духовного богатства мало что сохранилось.

Наивысшего расцвета культура инков достигла в начале XVI в. Однако это процветание длилось недолго. В 1532 г. самая могущественная империя доколумбовой Америки почти без сопротивления покорилась европейцам. Небольшой группе испанских завоевателей во главе с Франсиско Писарро удалось убить Инку Атауальпу, что парализовало волю к сопротивлению его народа, и великая империя инков прекратила свое существование.