Река под мостами праги. Прогулка по Праге — Мосты Праги. Как правильно загадать желание на Карловом мосту

Посчитать все мосты и переходы через реки Праги непросто. Принято считать, что мостов восемьнадцать. Десять из них перекинуто через Влтаву, остальные – через ее притоки. Каждый из которых обладает уникальным обликом, имеет свою интересную историю строительства, а некоторые даже легенду. Есть здесь отдельные шедевры архитектуры, но есть и обычные, ничем особенно не примечательные мосты. Здесь мы описываем самые знаменитые из них.

Самый старый и знаменитый мост в Праге. Это настоящий символ Праги, ее визитная карточка и одновременно связующее звено между Старым Городом и Малой Страной. Строительство моста началось во второй половине 14 века c заложения первого камня Карлом Великим в 1357 году, 9 июля в 5 часов 31 минуту. Данная дата, представляющая собою пирамиду с числом «9″ на вершине – 1.3.5.7.9.7.5.3.1. – считалась наиболее благоприятной для любого начинания, и вот, спустя столько времени, он стал столь притягательным для туристов.

Современная легенда гласит, что Далай Лама, проходя по мосту в 1990 году, сказал, что мост находится в центре вселенной, и вокруг него нет отрицательной энергии. Быть может, именно потому здесь всегда столько народу. Только в холодные зимние вечера фотографы умудряются сфотографировать его без людей.

Вход на мост «охраняется» двумя Малостранскими предмостными башнями, которые раньше входили в пражский оборонительный комплекс.

Второй по возрасту автомобильный мост — Мост Палацкого — был закончен в 1878 году. Назван по имени Франтишка Палацкого, выдающегося руководителя чешского народного движения, автора книги «История чешского народа».

Баррандовский автомобильный мост построен в 1983 году и является частью многополосной кольцевой дороги, проходящей почти по всей Праге. Тут же расположен и пешеходный мост, который соединяет два района, разрозненных шоссе.

Построен в 1933. Начинается от площади Алоиза Йирасека (известного чешского писателя) — пожалуй, одной из самых красивых в Праге; именно на этой площади стоит так называемый Танцующий дом.

5. Мост легионеров (Мост Легии)

Закончен в 1901 году, сменил бывший здесь прежде железный вантовый («цепной») мост Франца I. Более ранний мост, носивший имя одного из Габсбургских императоров, строился в 1839-41 гг., и был вторым по времени возникновения пражским мостом (после Карлова моста). Этот прежний мост был разобран в 1888 году. Новый — мост Легии — назван по имени чешских легионеров 1-й Мировой войны,

Еще одно названием этого моста — «Мост Велогонки мира», так как с 1948 года отсюда стартует международная многодневная велосипедная гонка. Мост имеет уникальный архитектурный образ, а его единственная огромная арка до сих пор воспринимается как главные ворота в Прагу. Он соединяет главный железнодорожный вокзал Праги с исторической частью города, районом Збраслав.

7. Браницкий железнодорожный виадук

Построен в 1952-55 годах. По нему проходят две автомагистрали и две же железнодорожных колеи.

8. Манесов мост

Бетонный мост, закончен был в 1914 году. Прежде именно в этом месте была паромная переправа через Влтаву. Назван по имени еще одного «отца» — на этот раз чешской живописи, Йозефа Манеса.

Самый короткий пражский мост через Влтаву, его длина 169 метров. Это единственный пражский арочный мост.

Сооружен в 1951 году на месте бывшего моста императора Франца Йозефа I.

Единственный в Праге, который никогда не переименовывался. Строился в два этапа: сначала, в 1910-м году — с правого берега Влтавы на остров Штванице; эта часть моста была стальной.

12. Карлинский виадук

Его еще называют виадук Негрелли. Построен в 1850 году, в Европе считается красивейшим образцом железнодорожного сооружения. Рекордсмен как по числу арок (85), так и по длине: почти километр с четвертью.

На месте Либенского моста (1928) прежде был другой, по-своему уникальный: деревянный, длиной 449 метров. Длина нынешнего – 780
метров, и, помимо реки, этот мост тянется еще и над Голешовицкой пристанью.

Железнодорожный мост, поставленный на сдвоенных косых опорах. Сооружен в 1976 году, а Влтаву пересекает под углом 45 градусов.

Был закончен в 1928 году, а в 1977 — перестроен почти до неузнаваемости, так как прежний быстро одряхлел и стал небезопасным, да и 16-метровая ширина перестала отвечать транспортным требованиям. Это последний автомобильный пражский мост по течению Влтавы: далее – лишь стальной трамвайный, и — висячий переходик для велосипедистов и пешеходов к Тройскому замку.

16. Самый высокий мост – Нусельский

Это одна из самых интересных современных пражских мостовых построек. Сооруженный в 1965-1973 годах, он имеет длину 485 м, а высоту – около 40 м. Мост перекинут через Нусельскую долину, он соединяет два пражских холма, и выглядит – словно мост над ущельем. Это – метромост (поверху — автомобили, внутри, в туннеле — поезда метро), но за счет особой конструкции туннель метро не заметен вовсе.

Карлов мост – это одна из главных достопримечательностей Чехии, своеобразная визитная карточка столицы. Овеянный множеством старинных легенд, он привлекает туристов своей архитектурой, статуями, способными исполнять желания и, конечно, чудесными видами на город.

Как строили Карлов мост: легенды и факты

На месте современного моста в начале XII века стояли еще два сооружения. Их разрушило наводнение, поэтому король Карл IV приказывает возводить новое сооружение, носящее его имя. Строительство породило большое количеств легенд.

Самая известная из них звучит так: для определения даты закладки первого камня король обратился за помощью к астрологу. По его совету была назначена дата – 1357 год, 9 июня в 5:31. По иронии судьбы сложившееся число – 135797531 – одинаково читается с двух сторон. Карл посчитал это знаком, и именно в этот день первый камень был заложен.

Еще одна легенда гласит, что во время возведения строения не хватало качественного материала, поэтому строители использовали белок яйца. Для масштабной постройки требовалось очень много яиц, поэтому жители окрестных поселений везли их в огромных количествах. Ироничность ситуации в том, что многие люди привозили яйца в вареном виде. И все же материал оказался хорошим, именно поэтому Карлов мост такой крепкий и долговечный.

Еще одна легенда рассказывает о молодом человеке, который пытался восстановить арку после наводнения. У него ничего не выходило. Но вдруг на мосту он увидел дьявола, который предложил ему сделку. Дьявол поможет с восстановлением арки, а строитель отдаст ему душу человека, который первым пройдет по мосту. Молодому человеку так хотелось закончить дело, что он согласился на страшные условия. После постройки он решил заманить на Карлов мост черного петуха, но дьявол оказался хитрее – он привел беременную жену строителя. Ребенок умер, а его душа долгие годы бродила и чихала. Однажды запоздалый прохожий, услышав это, сказал «Будь здоров» и призрак упокоился.

Исторические факты гласят, что стройкой руководил знаменитый архитектор Петр Парлерж. Возведение продолжалось вплоть до начала XV века, то есть длилось полстолетия. В результате глазам зрителей предстало мощное строение, стоящее на 15 арках, длиной более чем полкилометра, а шириной – 10 метров. Сегодня он дарит горожанам и туристам великолепные виды на реку Влтаву, церкви и дворцы Праги. А в прежние времена здесь проходили рыцарские турниры, казни, суды, ярмарки. Даже коронационные процессии не обходили это место стороной.

Башни Карлова моста

Староместская башня – символ средневековой Праги, красивейшее сооружение Европы в готическом стиле. Фасад башни, обращенный в сторону Кржижовницкой площади, поражает великолепием и говорит о том, что строение служило триумфальной аркой в средние века. Туристам, желающим полюбоваться панорамой, можно подняться на башню, преодолев ее 138 ступеней. Вид с нее открывается фантастический.

Среди интересных фактов о башне можно выделить тот, что в средневековье его крыша была украшена пластинами из чистого золота. Важнейшие элементы композиции тоже были золотыми. Теперь фасад украшен гербом района Старое Место (в свое время он был отдельным городом) и гербами земель и территории, принадлежавших стране во времена правления Карла IV. Замыкают композицию статуи королей Карла IV и Вацлава IV (именно при них возводили легендарный мост). На третьем ярусе распложены Войтех и Сигизмунд – покровители Чехии.

Две западные башни строились в разные годы, но сейчас соединены стенами и воротами. Так как в свое время они служили укрепительными сооружениями, декор почти отсутствует. На воротах изображен герб района Мала Страна и Старое Место. Здесь же находится и герб региона Богемия. Низкая башня осталась от разрушенного Юдитина моста. Первоначально она была построена в романском стиле, однако сейчас башня перестроена и принадлежит стилю Ренессанс. На более высокой Малостранской башне, как и на Староместской, есть смотровая площадка.

Описание Карлового моста не может быть полным без упоминания о его статуях. Изваяния не были построены одновременно с ним, а появились уже в начале XVIII века. Их авторами стали известные мастера Ян Брокоф с сыновьями, Матиаш Бернар Браун и Ян Бедрих Коль. Так как статуи были созданы из хрупкого песчаника, сейчас их заменяют копии. Оригиналы выставлены на обозрение в Национальном музее Праги.

Статуя Яна Непомуцкого (почитаемого в стране святого) создана Яном Брокофом. По легенде в конце XIV века по приказу Вацлава IV Ян Непомуцкий был брошен в реку. Причиной тому стало неповиновение – духовник королевы отказался выдать тайну исповеди. Здесь и установлено изваяние святого. Статуя является любимой у туристов, поскольку считается, что она может исполнять заветные желания. Для этого нужно прикоснуться к рельефу на постаменте справа, а затем слева. Возле статуи находится скульптура собаки. Поговаривают, что если прикоснуться и к ней, то домашние животные будут здоровыми.

Ворота при входе на Карлов мост – еще одно излюбленное туристами место. Считается, что зимородки, вырезанные на нем, тоже могут исполнить желание. Для этого нужно только отыскать взглядом всех зимородков (их 5). С первого раза это не так просто!

Среди скульптур Карлова моста древнейшим является изображение Бородача. Это автопортрет одного из строителей. Сейчас он находится в кладке набережной. Он расположен на уровне воды таким образом, чтобы жители города видели, не грозит ли им наводнение.

Всего насчитывается 30 фигур из камня. Помимо вышеупомянутых, популярностью пользуются:


Входит в архитектурный комплекс и лестница на Кампу – монументальный неоготический памятник. Лестница ведет прямиком на остров Кампу. Она была построена в 1844 году, до этого здесь существовало деревянное строение.

Как добраться?

Мост соединяет исторические районы чешской столицы – Мала Страна и Старое Место. Адрес достопримечательности звучит просто: «Karlův most Praha 1- Staré Město - Malá Strana». Ближайшая станция метро и остановка трамвая имеют одинаковое название «Staromestska».

В любой сезон Карлов мост полон туристами. Тысячам людей интересны башни, фигуры и история архитектуры в целом. Помимо любопытных туристов здесь часто можно встретить художников, музыкантов и торговцев. Если вы желаете почувствовать мистичность этого места в тишине и спокойствии, приходите сюда ночью. Хорошие фото получаются вечером.

Карлов мост – самое романтичное, красивое и таинственное место в Праге. Это гордость всего чешского народа. Побывать здесь стоит непременно, ведь все без исключения могут загадывать желания, любоваться окрестностями, восхищаться статуями и декором башен.

Карлов мост (Karlův most) находится в Чехии, в самом сердце города Прага. Один из самых красивых мостов Европы раскинулся по берегам реки Влтавы (Vltava), соединяет две части Праги – Малу Страну (Malá Strana) и Старый город (Staré město).

Карлов мост красив всегда, с любого ракурса, днем и ночью с подсветкой его пролетов, зимним утром, когда на мосту ни одного человека, только снежком покрыты скульптуры. Редко он бывает пуст, разве что ночью, или ранним утром, до 7 утра. А уже с 9 утра, каждый день на мосту уже не протолкнуться. Сбылось старинное предсказание: «Скоро на этом мосту увидеть чеха будет сложнее, чем оленя с золотыми рогами».

НАВИГАЦИЯ

История

Мастера, который построил Карлов мост, звали Петер Парлерж (Petr Parléř). Ему было всего 23 года, когда он приехал в Прагу. Отец мастера, Индрих Парлерж, возглавлял в то время возведение кафедрального собора в Кёльне. Карл IV (Karel IV) искал архитектора для собора святого Вита (Katedrála svatého Víta) в Праге и обратился за помощью к Индриху, а тот послал вместо себя сына. Для столицы Чехии это было послание свыше.

Архитектор Петер Парлерж посвятил Праге всю жизнь, оставив архитектурные жемчужины, которыми мы любуемся до сих пор, в том числе Карлов мост.

Строительство моста для молодого архитектора было настоящим вызовом. Помня о наводнении 1342 года, которое на этом же месте начисто разрушило Юдифин мост ( Juditin most), н овый мост он решил поднять на 5 метров выше уровня старого романского и поставить его на 16 могучих полукруглых арках, развернутых в ширину до 22 метров. Первым этапом, и самым дорогим, было возведение опор. Они сооружались путем погружения в грунт дубовых свай на глубину 2,5 метра под уровень речного дна. На них укладывались огромные, круглые речные камни и возводилась деревянная конструкция, которая обкладывалась облицованными тесанными блоками из пещанника.

Строительство моста длилось 45 лет и закончилось в 1402 году, но современники пишут, что уже в 1380 году мост был открыт для передвижения, а самая красивая средневековая мостовая башня была достроена и украшена скульптурами. На самом мосту, кроме бронзового креста, тогда украшений не было. Петер Пралерж, который присутствовал на всех этапах возведения моста, до его торжественного открытия не дожил всего три года. Он умер в 1399 году в возрасте 66 лет и был похоронен в своем главном детище — соборе св. Вита, рядом со своим заказчиком королем и императором Карлом IV.

Своим именем король мост не называл. При жизни Карла и после его смерти мост еще долго назывался Каменный мост (Kamenný most).

В то время каменный мост в Праге был только один, второй мост появился только в середине 19 века. В 1848 году чешский просветитель Карл Боровский (Karl Borowski) предложил городскому совету мост переименовать. И с тех пор мост называется Карловым.

Прочность моста была проверена сразу же в XV веке. В 1432 году Влтава принесла так называемую «столетнюю воду» и повредила несколько опорных колонн. С 18 века объем воды во время наводнений указывается точно: в 1784 году под Карловым мостом протекало 4,5 тысячи кубических метров воды в секунду. В 1745 и в 1890 году воды было еще больше, при этом тяжелые предметы, нанесенные водой, серьезно повредили три мостовые колонны.

В конце 19 века перед мостом, как способ защиты, был построен искусственный перекат. А рядом с ним шлюзовая система, необходимая для прохода теплоходов. Наводнение 2002 года считается самым большим за последние 600 лет. Такое же наводнение в 1342 году снесло первый каменный мост в Праге. Карлов мост пережил наводнение 2002 года без повреждений и был открыт для туристов сразу, как сошла большая вода. Напоминают о наводнении отметки на домах и самом мосту.

Легенды

В нем скрыто столько тайн, мистики, привидений, столько историй, что рассказывать можно до бесконечности.

Про вареные яйца

Говорят, что мост держится на яйцах. При строительстве в раствор разбивали несколько тысяч яиц . Сам король приказал со всех деревень в округе Праги свозить каждый день по одному возу яиц. Только забыл объяснить, зачем ему нужны эти яйца. И вот в одной деревне недалеко от Праги, называлась она Вельвары (Velvary), жители решили: дорога то далекая, повозка доедет — все яйца перебьются. А давайте-ка их сварим. И вот привезли в Прагу целую повозку вареных яиц. Стали их разбивать, а яйца то не вытекают. Вот уж повеселились строители в этот день, да и наелись заодно. Не обратно же их везти. И поговорка с тех пор появилась. Когда кто-нибудь глупость говорит, то услышит в ответ: ты что, вареных яиц объелся. А жителей села Вельвары еще долго на смех поднимали.

Нумерология – дата основания

Карл IV, как и все в то время, верил в предсказания, расположение планет, секреты нумерологии. Символику искали во всем и находили её. Поэтому такое важное событие, как строительство каменного моста в столице священной империи король никак не мог оставить на самотек. Его математики и звездочеты в точности до минуты рассчитали момент начала строительства. Поэтому 9 июля 1357 года Карл проснулся необычно рано, и уже к 5 утра прибыл на то место, где должно было начаться строительство. В 5 часов 31 минуту он сам, лично положил первый камень в основание моста.

Дата и время закладки первого камня Карлового моста были выбраны не случайно. Если выстроить эти цифры в пирамиду, получится нумерологическая пирамида, выложенная арабскими цифрами.

Наверху пирамиды располагается цифра 9, и это не случайность. Цифра 9 – символ совершенства, творения, зачатия. А сумма всех чисел 41, 4+1=5 – число, которое символизирует планету Юпитер, которая в мифологии управляет богами. Карл IV принимал все советы своих мудрецов, чтобы мост стоял веками и выдержал все невзгоды.

Описание

Длина Карлова моста 516 метров, стоит он на 16 опорах – быках, как их называют. По карлову Мосту не только ходили пешеходы, но ездили там и повозки. Также как на старом Юдифином мосту, за проезд взимали налоги. За коня – 2 монеты, за повозку – 1 монета.

Самую большую пошлину платили за умершего еврея, которого везли на кладбище –проезд похоронной процессии стоил 72 монеты. В XIX веке по мосту ездили трамваи, запряженные лошадьми, автомобили. А с начала XX века трамваи электрические и автобусы. Эта часть города была очень насыщенная, только туристов было меньше. Еще до начала второй мировой войны с моста исчез общественный транспорт. А с 1965 года – автомобили. Мост стал наконец-то пешеходным. Даже президент Ми́лош Зе́ман (Miloš Zeman) ходит по нему пешком.

Пражская Венеция и река Чертовка

На малостранской стороне располагается небольшой, романтический остров Кампа (ostrov Kampa), на который ведет лестница прямо с Карлового моста. Остров отделен от Малой Страны рукавом Влтавы – узкой речкой Чертовкой (koště). Кампа – это площадь, здесь устраивают базары и праздничные рынки. Среди них знаменитый базар с изделиями чешских гончаров. Раньше на острове были только сады, но в XVI веке началось строительство жилых домов. Вдоль Чертовки вырос необыкновенный, живописный район, который называют пражской Венецией. Он и правда напоминает улицы знаменитого города на воде.

Воды Чертовки в былые времена использовались для мельниц, которых здесь было несколько. С моста живописно смотрится вращающееся деревянное колесо бывшей Велкопржеворской мельницы (Velkopřevorský mlýn).

Такое необычное название речка получила неспроста. Раньше это был просто канал без имени, но в XIX веке недалеко от мельницы жила женщина по имени Луиза, которой принадлежал гостиный дом «У белой лошадки» (Dům V bílém koni). Она сдавала комнаты в своем доме и была такой придирчивой и противной хозяйкой, что постояльцы называли её сущей чертовкой. Однажды в доме поселился художник. Сильно обидевшись на злую хозяйку, он на фасаде дома под изображением белой лошадки нарисовал шесть чертей. И подписал: «У семи чертей» (Dům Seven Devils). Чтобы всем было ясно, кого он считает чертом седьмым. С тех пор этот дом жители по другому не называли. И канал, протекающий рядом получил свое имя.

На мостах Чертовки железные сплетения решеток обвешаны замками. Вешают их те, кто хочет сохранить свою любовь надолго. Замок нужно закрыть на ключ, а ключ бросить в воду, как в настоящей Венеции.

Башни

Староместкая башня (Staroměstského věž) по праву считается самой красивой мостовой башней в мире. Архитектор Петер Парлерж украсил свою башню скульптурами святых и королей, но со стороны моста украшения не видны, только большая памятная доска с золотыми буквами. Она рассказывает о событиях 1648 года.

Под конец 30-летней войны шведы оказались в Праге. Они заняли Малу Страну и (Prague Castle). Целых три месяца со всех сторон с боями шведы пытались пробраться в Старый и Новый город. Одним из мест наступления был единственный мост в городе – Карлов. На защиту Праги с небольшим гарнизоном солдат встали простые жители – ремесленники, студенты, профессора. С оружием в руках и большими жертвами они не пустили шведов в Старый город. Будущий шведский король Карл Густав (Carl Gustav) вынужден был отступить.

29 октября 1648 года прямо на мосту, на месте бывшей шведской баррикады, был построен небольшой деревянный домик, где сошлись представители обеих сторон для подписания мирного договора. После окончания войны появился памятник пражскому студенту с мушкетом в руках в благодарность за проявленное мужество. Он по-прежнему гордо стоит недалеко от Карлова моста. А разбитые снарядами скульптуры Малостранской мостовой башни (Malostranská mostecká věž) на свое место уже никогда не вернулись.

Староместская мостовая башня служила не только воротами для входа на Карлов мост, но была и временной долговой тюрьмой для богатых молодых людей, за которых родители отказались заплатить долги. Была и местом, где в 1621 году в железных корзинах были выставлены на всеобщее обозрение 12 голов чешских господ, казненных на Староместской площади (Staroměstské náměstí). На вечные времена, как приказал король, в назидание непослушным чехам. Только через 10 лет, при другом короле, головы с башни были сняты и похоронены в одном из костелов Старого города.

Скульптуры

Мост украшают скульптуры святых. Все скульптурные группы имеют исторический и религиозный смысл. В обычных путеводителях указано количество в 30 скульптур, но на мосту 31 статуя.

Рыцарь Брунсвик

Почему-то забывают об одиноко стоящем каменном рыцаре Брунсвике (Brunswick). Найти его легко, только нужно смотреть не вверх, а вниз. На малой стороне, прямо у воды стоит молодой, красивый рыцарь, прижав к груди золотой меч, в ногах – щит, а сзади, за спиной – лев. Да не простой лев, а чешский. Сколько же тайн в этой одинокой фигуре. И меч у него не простой — ждет рыцарь момента, когда придет время передать меч святому Вацлаву (Vaclav), прискакавшему сюда на коне. И дальше святой Вацлав с мечом в руках отправится защищать чешскую землю в самую трудную минуту её истории. И на щите герб Праги, который он охраняет.

Легенда о рыцаре Брунсвике рассказывает, что жил он в XII веке, был принцем и как принцам полагается отправился в дальние страны завоевывать себе новые гербы и земли. В пустыне он встретит льва, который дрался с драконом. Лев истекал кровью и Брунсвик взялся ему помочь, убил дракона, а лев в благодарность отправился вместе с рыцарем в дальнейшее путешествие. И уже вдвоем они вернулись в Чехию.

В герб чешского государства вошел лев, стоящий на задних лапах, размахивающий передними, на голове – золотая корона, а на хвосте два конца. Чем больше у льва концов на хвосте, тем богаче государство — так говорит символика. Но чехи скромные, поэтому у этого льва только два конца. До этого момента на гербе была орлица, а лев появился по очень важной причине. Именно в XII веке чешским правителям было дано право носить статус королей. До этого были только князья.

Рыцарь Брунсвик – определитель границ двух городов, потому и стоит не на мосту, как остальные скульптуры, а внизу, у воды.

Своим мечом он показывает где всегда проходила граница самых старых частей Праги. Это сейчас граница невидимая, а раньше на этом месте стояли большие дубовые ворота. И закрывались они в 10 вечера и до утра.

Пражский турок

У Карлова моста есть свой защитник – Пражский турок (Pražský Turek) – самая большая скульптурная группа на стороне малостранской. Святой Иван и святой Ян показывают цепи турецких пленников – христиан. А сами пленники сидят за решеткой внизу и ждут, когда их выкупят за христианские деньги. Охраняет пленников колоритная фигура турка с кинжалом на поясе и плеткой в руке. Он и есть Пражский турок.

Говорят, что когда стемнеет и туристы наконец оставляют мост в покое, он сходит с пьедестала, ходит по мосту, проверяя все ли скульптуры на своем месте. Так что ночью на Карловом мосту стоит быть аккуратнее. Пражский турок туристов не слишком жалует и плетка у него, как настоящая.

Статуя святой Лютгарды

Самой ценной скульптурой на мосту считается статуя святой Лютгарды – Сватавы Чешской (Svatava Česká) , которую создал Матияш Бернард Браун в 1710 году, когда знаменитому впоследствии скульптору было всего 26 лет. Скульптурная группа очень романтична. Здесь изображен Иисус, который склоняется к монахине, чтобы она могла поцеловать его раны. Лютгарда – слепая монахиня Бендектинского ордена действительно жила и эта история произошла в XIII веке.

Лютгарда родилась в Бельгии, была из мещанской семьи. Отец хотел выдать её замуж, но девушка к свадьбе не стремилась и вместо этого ушла в монастырь святой Екатерины (Klášter svaté Kateřiny). В монастыре проявились ее необыкновенные целительские способности. Впоследствии Лютгарда стала настоятельницей монастыря, но в 1235 году неожиданно ослепла и целых 11 лет до своей смерти молилась к Богу слепой. Рассказывают, что однажды Бог сжалился над слепой и наклонился к ней с креста, чтобы она почувствовала, что он слышит её молитвы, и смогла поцеловать его раны.

Бронзовый крест

Бронзовый крест (Bronzové cross) расположен на лобном месте – самой широкой части моста. Сейчас это очень оживленное место, здесь всегда слышна живая музыка. С одной стороны лобное место украшает пиета – мать держит на коленях своего умершего сына, а с другой – бронзовый крест с распятием в окружении золотых букв – самое первое украшение моста, появился в XIV веке при Карле IV. Бронзовая фигура Христа – в 1657 году, а надписи – еще позже, в конце 18 века.

Надпись INRI — это сокращение имени Иисуса по латински – «Иисус Назаретский король иудейский». А внизу – прославление на арамейском языке «святой, святой, святой».

История, из-за которой появилась эта надпись произошла в конце 17 века. Один из евреев (а в городе их тогда проживало много) проходя по мосту надругался над Иисусом. Его арестовали и осудили к большому штрафу за неподобающее поведение. На деньги штрафа были отлиты золотые буквы, прославляющие Христа на еврейском языке, специально, в назидание. Но не слишком это помогло. И в наше время буквы иногда исчезают и приходится заменять их новыми.

Ян Непомуцкий

Самой посещаемой является скульптура Яна Непомуцкого (Jan Nepomucký). В конце 17 века появилась бронзовая скульптура святого, как первое его украшение. Уже тогда шли к ней потоки паломников, хотя он еще святым не был.

Ян из чешского города Непомуки (Nepomuk) жил в XIV веке, был священником и работал на Пражском граде в службах самого архиепископа. Одновременно исполнял обязанности личного исповедника королевы Жофии (Zsofia), второй жены короля Вацлава 4. Легенда рассказывает, что король жену свою приревновал, считал, что слишком часто к исповеди ходит, а значит есть, что скрывать. Приказал Яна Непомуцкого арестовать и мучить, чтобы тот выдал все тайны королевы. Три дня его пытали и мучили. Говорят, что сам король приложил руку к пыткам. Но священник тайн так и не выдал и во время мучений погиб.

20 марта 1393 года ночью мертвое тело Непомуцкого по приказу короля солдаты отвезли на Карлов мост и сбросили в воду, чтобы скрыть следы содеянного.

Легенда рассказывает, что на воде в этот момент загорелись пять звезд. Увидели их все, кто на мосту был, но тогда никто не понял, что они означают. Позже Папа римский объяснил – это символика мученичества Яна Непомуцкого. Пять звезд означают слово «tacei» – молчатель. Он молчал, не выдал тайну исповеди королевы. А ведь на самом деле верность королева так и не порушила, а самой большой её заботой была неспособность родить королю детей.

Культ Яна Непомуцкого распространился по всей Европе. Он, покровитель мостов и всех профессий, связанных с водой, исполнит самое заветное желание, загаданное здесь, на мосту. Желание должно быть единственным, не меркантильным — финансовых проблем Непомуцкий не решает. Да и место надо знать, где загадывать.

Как загадать желание

У скульптуры Яна Непомуцкого всегда много туристов, желающих приложиться к бронзовым дощечкам у подножия статуи. Здесь они делятся со святым Яном самыми заветными мечтами и желаниями. Слева – королева Жофия исповедуется Яну Непомуцкому, стоя на коленях. А на первом плане рыцарь с борзой собакой – символ верности и преданности. С правой стороны – каменный мост, с которого солдаты сбрасывают тело Яна Непомуцкого, и фигура женщины, сидящая спиной. Это королева Жофия с берега наблюдает за печальным событием.

Бронзовые барельефы оттерты туристами до золотого блеска. Но есть два секрета, которые известны не всем. Во-первых это не оригиналы, а копии и даже не первые. Оригиналы уже давно в музее. Уж больно активно прикладывались к ним туристы, прося об исполнении желаний. А во-вторых – это не то место.

Загадывать желание нужно на том самом месте, где через парапет сбросили в воду мертвого мученика.

Найти его легко, благодаря красивой железной решетке с изображением тела Яна Непомуцкого, как будто лежащего в воде. Но не решетка главное. Под ней, прямо в парапете – бронзовый крест с пятью звездами – символ святого. На этот крест надо положить левую руку, правой прикоснуться к изображению тела на решетке и мысленно произнести свое самое заветное желание. А потом останется только дождаться его исполнения.

Отели рядом

Рядом с Карловым мостом в радиусе от 200 метров до 1 км расположено около 250 отелей, хостелов и аппартаментов. Наиболее популярны отели Kampa Garden, U Jezulatka, U Páva, Smetana и Four Seasons.

Kampa Garden

Отель Kampa Garden находится всего в 3 минутах ходьбы от Карлова моста, что особенно удобно для утренних прогулок. Тихая, спокойная атмосфера острова Кампа, прекрасный вид из окна на реку и центр старой Праги, множество достопримечательностей поблизости отеля делают его лучшим местом для семейного отдыха.

В номерах очень чисто, есть телевизор и вай-фай, набор различных вкусностей в минибаре. На завтрак легкие блюда: омлет с сосисками, ароматная выпечка, свежие фрукты и овощи. Гостей отеля обслуживают приветливые, вежливые пражцы.

U Jezulatka

Старинное, 400-летнее здание отеля U Jezulatka расположено настолько близко от Карлова моста, что из всех окон можно любоваться видом знаменитых скульптур. Недалеко от отеля находится излюбленное место паломников – скульптура младенца Иисуса Пражского (Jezulatko) в Церкви Девы Марии Торжествующей.

В номерах простор и уют, бесплатный вай-фай, плазменные телевизоры с широким набором каналов. Вкусным завтраком гостей отеля потчуют в уединении номеров и в стильной обстановке ресторанчика Club, из которого открывается потрясающий вид на Карлов мост.

U Páva

Отель для семейного отдыха U Páva находится недалеко от красот Староместской площади. Отсюда можно на 2-3 минуты дойти пешком до пляжей Кампы и достопримечательностей Карлова моста.

Очаровательная обстановка отеля с антикварной мебелью, удивительными картинами пражских художников с головой погружает гостей в атмосферу старинного города. А наличие кондиционера и бесплатного вай-фая добавляет современного комфорта. На завтрак – вкусности в виде «шведского стола». Вечером, в уютной обстановке клуба-бара, который находится в подвале отеля, можно насладиться изумительной картой чешских вин.

Smetana

От отеля Smetana до Пражского града всего 200 метров – это самый ближайший к Карлову мосту отель. Здесь, в свое время жили выдающиеся личности, такие как гениальный композитор Моцарт и известный ловелас Казанова. Всего за 1 минуту можно добраться до Староместкой башни, где расположен вход на Карлов мост.

Номера ухоженные, оборудованы всей необходимой для комфорта техникой: есть кофемашина, кондиционер, телевизор. В ванной комнате заботливо уложены все банные принадлежности. Есть ресторан и небольшое кафе, где гостей потчуют национальной чешской кухней. Чтобы гости города могли осмотреть все достопримечательности и не свалиться с ног от усталости, услужливый персонал поможет заказать автомобиль напрокат.

Four Seasons

Отель «пять звезд» Four Seasons расположен в Старом городе всего в 300 метрах от станции метро Staromestska. Карлов мост и другие достопримечательности Малой Страны – всего в 5 минутах пешей ходьбы от отеля. Отель поистине огромный — целых три здания, два из которых старинные. Оформлен в историческом стиле, но не лишен предметов современного комфорта. Есть интернет, телевидение, кондиционер, минибар и другие мелочи для удобства гостей.

Здесь шикарный ресторан Cotto Crudo, где подают изумительную домашнюю пасту по итальянским рецептам, и уютный бар с сырным и винным погребами. Есть и спа-салон с широким набором косметических и водных процедур. Гостям, прибывшим на авто, предоставляется парковка. А для тех, кто не может оторваться ни на минуту от работы, оборудована специальная рабочая зона. Не выходя из отеля можно заказать билеты на самолет и нанять переводчика.

Как добраться

  • На левом берегу Влтавы, около Малостранской площади, находится остановка Малостранска (Malostranská). Из разных концов города сюда идут маршруты трамваев №1, 8, 12, 18, 20 и 22 и автобус № 192. Также добраться можно на метро (линия А).
  • На правом берегу, около Староместской площади, расположены две трамвайные остановки: Staroměstská и Karlovy lázně по обе стороны моста. Сюда идут трамвайные маршруты №17 и 18, можно доехать на автобусе № 194 или на метро (линия А).

Мосты и Влтава... Серебряная нить реки, петляющей по долине, пересекает Прагу посредине, а через нее переброшены мосты, по которым проходят дороги, мосты, словно замысловатые пряжки из самых необычных материалов. И при этом - сколь не покажется это невероятным - город на протяжении тысячи лет обходился одним мостом. Мы знаем, что на месте древнейшего пражского моста - Карлова - уже в 30-х годах X века стоял деревянный мост и по нему провезли на Град тело святого Вацлава из Стара Болеславы. Это, по всей вероятности, деревянное сооружение в 1157 году было уничтожено наводнением, и Владиславу II не оставалось ничего иного, как построить новый мост через реку; в честь королевы Юдиты, которая наблюдала за работами, его назвали Юдитиным. Мост находился примерно на том же месте, где ныне стоит Карлов мост , только несколько севернее, и для своего времени это было единственное в своем роде техническое сооружение в масштабах Европы.

Юдитин мост, однако, тоже был не вечен: в 1342 году наводнение снесло 2/3 этой капитальной романской постройки, и от моста спустя некоторое время сохранились лишь остатки опор в реке.

Карлов мост , поднявшийся на этом месте, в длину достигал 520 метров, а в ширину 10 метров и покоился на шестнадцати арках из известняковых блоков, в то время как Юдитин мост крепился на 24 опорах и, очевидно, оказывал большее сопротивление воде, и в результате она одолела его.

Карлов мост , к строительству которого приступили в 1357 году, в то время уже сравнивали с аналогичными сооружениями в Европе. Обычно говорили: дрезденский мост самый эффектный, самый длинный, а пражский - самый прочный. Мост был столь широким по тем временам, что на нем можно было даже проводить (и проводились!) турниры. Например, в 1436 году в честь короля Зикмунда. Впрочем, нас интересует имя его создателя - им был не кто иной, как Петр Парлерж. В эпоху барокко {1683—1714 гг..) украшали мост еще тридцать статуй и группы святых, так что они образовали, пожалуй, самую длинную для того времени галерею подобного рода. В создании этих шедевров участвовали такой известный скульптор, как Матиаш Браун, мастера семьи Брокоффов, Ян Бедржих Кол и другие ваятели эпохи барокко. Самая ценная в художественном отношении барочная скульптурная группа святой Луиттарды, автор М Б Браун (это первая известная работа мастера).

Как и все его предшественники, Карлов мост неоднократно страдал от наводнений; при этом самым большим испытанием, бесспорно, явился 1890 год, когда были повреждены даже некоторые скульптуры. И все же мост выдержал все испытания, перенес все наводнения, все ужасы войн, выстоял. Он был свидетелем гуситских войн, бегства Фридриха Пфальцского после поражения в белогорской битве. В 1648 году он стал местом боев шведских войск с жителями Старого Места и студентами, которых возглавил Йиржик Плахий. Бои развернулись тут и в революционном, 1848 году. Здесь проходили коронационные процессии начиная с Карла IV. Мост долго именовали «Пражским» или «Каменным». Эпитет «Карлов» это сооружение получило, собственно, совсем «недавно», лишь в 1870 году.

Весьма интересно то обстоятельство, что этого одного-единственного моста Праге хватило от эпохи Карла и почти до середины прошлого столетия. Оба берега серебристой реки соединялись, впрочем, еще бесчисленными паромами. Лишь в 20-е годы прошлого столетия родилась идея возвести еще один мост, который соединил бы тот участок берега, где ныне стоит Национальный театр, с противоположным берегом. И в 1842 году на этом месте был построен цепной ампирный мост - Шнирхов; лишь в 1901 году он был заменен новым, более современным сооружением - это нынешний мост 1-го Мая.

Развитие железных дорог привело к тому, что Вышеград был соединен со Смиховом железнодорожным мостом, который сохранился и поныне. Год рождения - 1871. Вскоре после этого, в 1878 году, Влтаву перешагнул и мост Палацкого - второе после каменное сооружение этого типа в Праге. А на месте современного моста Швермы под бывшим монастырем св. Анежки был воздвигнут четвертый мост - цепной мост Франца I. И наконец, у острова Штванице Влтаву пересек еще один железнодорожный мост - его строительство совпало с развитием железных дорог в прошлом столетии.

Кажется невероятным, что и в новое время Прага обходилась столь небольшим количеством связующих звеньев между обоими берегами Влтавы. Впрочем, и у самой Влтавы наверняка был совсем иной вид, чем тот, который открывается нам сегодня, - расстояние между отдельными немногочисленными мостовыми сооружениями было столь велико, что на первом плане оказывалась обширная гладь Влтавы. Все это изменилось в нашем столетии - новые мосты разбили реку на значительно меньшие отрезки, и таким образом родился иной пейзаж, полный очарования: мосты выстроились в ряд один за другим, как бы образуя кулисы, и придали Праге своеобразный колорит большого города.

Посмотрим же на ряд этих бетонных, каменных и металлических конструкций, начиная с железнодорожного моста у Вышеграда. О мосте Палацкого, втором после Карлова каменном мосте, мы уже говорили. Стоит еще упомянуть о трагическом эпизоде в конце второй мировой войны, который наложил свой отпечаток на это сооружение, изменив его вид. Тогда здесь еще стояли четыре скульптурные группы, великолепные творения скульптора И. В. Мысльбека. На новоместском берегу это были Либуше с Пршемыслом и легендарный певец Лумир; на смиховском берегу - Цтирад с Шаркой и Забой со Славоем. Налет американских самолетов 14 февраля 1945 года не прошел бесследно и для этого сооружения. Серьезно поврежденные скульптуры пришлось сразу же после окончания войны снять и переместить в более спокойное место на Вышеграде.

И вот мы уже подошли к первому мосту, созданному в наше столетие, - это Ирасеков мост; его ширина уже могла удовлетворить все более возраставшие требования пражского транспорта. Мост был сооружен в 1928 году и получил свое название в честь писателя, автора исторических романов Алоиса Ирасека прежде всего потому, что Ирасек жил и работал вблизи того места, где ныне стоит мост, 27 лет (с 1903 до 1930 г.). На новоместском берегу прямо напротив моста воздвигнут памятник Ирасеку и тут же старый доходный дом с мемориальной доской.

О мосте 1-го Мая мы уже упоминали, да и Карлов мост мы уже представили, поэтому пройдем дальше вдоль берегов Влтавы, к площади Красноармейцев с Рудольфинумом и зданием философского факультета. Здесь на Карлов ведет бетонный Манесов мост, строительство которого началось в 1911 году и завершилось уже во время первой мировой войны, в 1916 году.

Далее идет самый короткий из пражских мостов, который соединяет Староместскую площадь и легенский берег; его протяженность всего лишь 170 метров, он носит имя Сватоплука Чеха. Сразу за ним над рекой вздымается следующий, мост Швермы, который выходит к легенскому туннелю. Когда-то здесь был цепной мост, который впоследствии был заменен современным сооружением из бетона; он был сдан в эксплуатацию в 1951 году. Необычен Главков мост, состоящий из двух самостоятельных конструкций. Первая, железная, была закончена в 1910 году, вторая часть была сдана в эксплуатацию на два года позже и явилась первой бетонной мостовой конструкцией в Праге. В его украшении принимали участие такие скульпторы, как Штурса, Маржатка и Гутфрейнд, и благодаря их скульптурам этот проект, в общем-то с сугубо функциональным уклоном, стал ценным и в художественном отношении. Мост можно было разделить на две самостоятельные части только потому, что он пересекает самый большой пражский остров - Штванице.

И наконец, мы представим вам еще одно «самое самое...» Одним из самых длинных мостов в Праге стал Либеньский мост, протяженностью 341 метр и шириной 21 метр. Перешагнув через Влтаву и голешовицкую пристань, он соединяет два пражских района - Голешовице и Либень. Мост бетонный, он завершен в 1928 году почти одновременно с мостом Защитников баррикад, последним по течению реки мостовым сооружением в пределах города.

Этот мост, связующее звено между центром Праги и зоопарком, в мае 1945 года стал одним из опорных пунктов Пражского восстания.

Когда гость, приехавший в Прагу, поднимется на Легну и посмотрит вниз, на реку, связанную каскадом мостов, он забудет, наверное, все детали нашего рассказа, из его памяти ускользнет информация о скульптурах, строительных материалах и останется лишь общее впечатление, свидетельство человеческой изобретательности и таланта, кулисы, которыми украсили реку современная техника и творческий труд человека нашего века. И в этой длинной череде мостов, где-то там, в голубоватой дымке, теряется уникальное творение готики, знаменитый Карлов мост , один из ценнейших памятников континента, на котором мы живем. Но мосты в Праге - это не только мосты через Влтаву. Особняком стоит Пороховой мост - единственный въезд в Град через Олений ров, который некогда представлял собой естественное укрепление Пражского града (в нем также содержались олени с 1565 года вплоть до XVIII века).

Многие десятилетия шли разговоры о проекте моста через Нусельскую долину, который соединил бы Нове Место с Панкрацкой равниной на юге города. Правда, поначалу это казалось несбыточной мечтой, но для осуществления любого проекта нужно, чтобы он стал необходимостью. После десятилетий поисков, составления проектов и набросков во второй половине 60-х годов мост, наконец был построен, потому что он стал необходим: десяткам тысяч жителей Южного города нужно быстро доехать до центра Праги; столь же настоятельной стала потребность пересечь город магистралью Север—Юг, трасса которой могла пройти только здесь. Ныне мост функционирует, длина его 490 метров, под ним проходит туннель метро. Четыре пилона поддерживают мост на высоте 40 метров над «чашей» Нусельской долины. Так что строительство моста предусматривало не столько преодоление водной преграды (если считать подобной преградой речушку Ботич, протекающую по долине), сколько преодоление сложностей пражского рельефа.

Вторым подобным мостовым сооружением на суше является дугообразная эстакада автострады, соединяющая Высочаны, с другим крупным современным районом Праги, Северным городом, который стремительными темпами вырос на холме над Высочанами Проектируется и еще один мост, который явится компонентом уже упомянутой магистрали Север—Юг и будет переброшен через вокзал «Прага—Стршед» (Прага—Центр). Этот мост явится почти продолжением Главкова моста.

В Праге очень много красивых мостов, соединяющих берега Влтавы. Здесь можно не только погулять, познакомиться с архитектурой и историей города, но и сделать отличные фотографии.

Мосты Праги довольно популярны. Всего их насчитывается 18, но некоторые из них выделяются своей своеобразностью и красотой.

Самый известный – это Карлов мост

Самый старый мост в Центральной Европе. Мост чарует своим древним камнем и окружающими его постройками – с двух сторон его поддерживают башни, а вдоль его «охраняют» 30 статуй в стиле барокко.

Говорят, что Далай Лама отметил этот мост как очень положительный, мост, вокруг которого нет никакой отрицательной энергии. И действительно настроение здесь поднимается и превращается в какое-то романтически-спокойное.

Чехов мост

Второй – Чехов мост, названный в честь писателя А.П.Чехова. Стиль этой конструкции очень отличается от Карлова, но и тот, и тот - очень красивые мосты. не располагает более короткими мостами, по которым ездят трамваи, чем этот.

Архитектурная идея моста завораживает глаз – вдоль моста, как бы за поручнями на пъедесталах красуются четыре бронзовые статуи, мост украшают арки и фонари.

Манесов мост

Третий мост – Манесов мост, соединяющий центр города со старой рыбацкой деревней. Мост назван в честь чешского художника Иозефа Манеса. Его украшают скульптуры рыбаков и аллея славы композиторов. Его точно следует посетить, если вы сомневаетесь, какие посмотреть мосты в Праге.

Главков мост

Четвертый – Главков мост, пересекающий остров Штванице. Этот мост также известен своими рельефными скульптурами.

Збраславский мост

ятый – Збраславский мост, также известный как «мост Пробега мира», так как здесь начинается международная велосипедная гонка. В отличие от других мостов, тут всего одна арка, но она считается главными воротами в Прагу.

Мост находится на месте слияния двух рек - Бероунки и Влтаву и соединяет дорогу от жд вокзала с историческим районом Збраслав. Отсюда открывается наикрасивейший вид на город.

Йирасек мост (Jirasek Bridge in Prague)

Шестой - Йирасек мост, названный в честь чешского писателя. Этот мост один из самых современных, по нему можно попасть в известный «Dancing House». Мост был построен в 1929 году, он имеет семь параболических арок, состоящих из нескольких ребер.

Нусельский мост

Седьмой и мой самый любимый мост – Нусельский мост. Это самый высокий мост, который проходит на крышами домов. Он соединяет центр с окраинами Праги. я нигде больше никогда такого не видела – мост настолько огромен и высок, что сразу чувствуется его мощь и какая-то особенная сила. Под ним есть туннель для поездов.