Храм гефеста - один из самых величественных памятников древней греции. Храм Гефеста, Греция: описание, история, интересные факты и отзывы Афинский храм Гефеста и его окружение

Стоял на том же месте, на котором стоят современные Афины. Древние Афины стоялив пяти километрах от моря, в 7-8 километрах от Пирейской гавани, на северном берегу Илисса, речки, обыкновенно пересыхающей летом. Невдалеке от северного края древних Афин течет на плодородной равнине другая речка, Кефисс. У самого края города на севере подымалась уступами гора Ликабет. Окружность древнего города Афин вместе с Пиреем, который соединен был с городом стенами, составляла около 25 километров. Восточная и северная части древних Афин, составлявшие большую их половину, лежали на равнине; юго‑западная часть была построена на двух грядах холмов, разделенных небольшою ложбиною; передняя гряда идет с севера на юг, задняя, находящаяся к юго‑западу от неё, имеет направление, одинаковое с Ликабетом, с северо‑востока на юго-запад. Передняя гряда состоит, главным образом, из двух скалистых холмов. Восточный холм её – самое высокое место в целом городе. С трех сторон он подымается над равниной крутыми утесами; только с западной стороны можно на него всходить. На его довольно обширной верхней площади стояла цитадель древних Афин – Акрополь. На запад от Акрополя поднимается скалистый холм Ареопага; на восточной окраине этой скалы собирался, по древнему обычаю под открытым небом, афинский трибунал, именем которого называлась она, а под обрывом её восточной окраины, в скалистой ложбине между холмом Ареопага и Акрополем, стоял очень древний и пользовавшейся в Афинах большим уважением храм Эвменид. На северо‑западе от холма Ареопага подымается плосковершинный холм, который ученые называют теперь Тесеевым холмом (Theseion), потому что на северо‑восточной окраине его стоял храм Тесея. Самый значительный из холмов задней гряды находится на южном конце; это холм Муз (Музей, Museion), западный склон которого имеет почти четверть часа пути в длину. (На вершине его впоследствии стоял памятник родственника сирийских царей Филопаппа; этот памятник был виден с очень большего расстояния). На северо‑запад от холма Муз, отделяясь от него лишь узким ущельем, подымается плоскою террасою холм Пникса; на восточном склоне его находится искусственно выровненная терраса, окраину которой поддерживает громадная стена; археологи прежде полагали, что эта терраса была в древнем городе Афинах местом народных собраний, потому назвали ее Пниксом, как называлось у афинян место, где происходили народные собрания. На северо‑западе от холма Пникса, отделяясь от него лишь небольшою ложбиною, стоит скала, которую археологи называют холмом Нимф (потому что на скале есть надпись, посвящающая ее нимфам). Этот холм лежит почти прямо на запад от афинского Ареопага, а холм, примыкающий в нему с севера, прилегает к западной стороне Тесеева холма. Обе гряды составляли сплошную линию высот, служившую естественною защитой древних Афин со стороны гавани. Служивший с давних времен жилищем для эвпатридов, Акрополь вместе с прилегающими к нему с запада и с юга улицами и холмом Ареопага составлял в Афинах древнейший город. Вероятно, очень издавна принадлежала к нему также местность между Акрополем и Илиссом, называвшаяся Лимнами (Limna, «болота»). После персидских войн древний город Афины стал увеличиваться; в особенности разрастался он на север и северо‑запад; в его состав вошли соседние сельские общины: на севере, Ближний Керамик и Дальний Керамик, ставший северным предместьем; на западе Колон Агорский и Коллит, лежавший, вероятно, на восток от Колона. Дипилонские ворота (Dipylon) вели из древних Афин на северо‑восток в ту местность, где находилась Академия, сад с постройками, украшенный фонтанами; из других ворот города назовем Пирейские, Итонские, Диомейские, Ахарнские.

Памятники древних Афин – храм Тесея

Из развалин зданий древнего города Афин самый значительные:

В храме стояла статуя Афины, сделанная из слоновой кости, в золотой одежде; это было превосходное произведение Фидия. «Величественность форм здания, – говорит Прокеш, – блеск мрамора, безукоризненная гармония пропорций наполняли светлым спокойствием душу смотревшего на этот храм. Парфенон – диво совершенства. Самые незначительные, самые закрытые от взгляда части его отделаны с такою же заботливостью, как и самые важные, наиболее бросающиеся в глаза. Работники трудились с благоговейной добросовестностью» – В 1687 году, при осаде Афин венецианцами, Парфенон сильно пострадал. Лорд Эльджин в 1801 и 1803 годах снял те статуи, какие еще уцелели на фронтонах, снял части фриза, уцелевшие на северной и на южной сторонах, собрал изваяния, лежавшие на земле, и перевез в Лондон. Теперь все эти фрагменты искусства древнего города Афин находятся в Британском музее, и составляют драгоценнейшую часть его коллекций. Байрон строго порицал лорда Эльджина, и многие повторяли это порицание; но оно несправедливо: правда, Парфенон лишился дивных изваяний, увезенных лордом Эльджином; но они спасены от разрушения тем, что были увезены из местности, находившейся под варварским владычеством турок. – На севере от Парфенона стоит храм Эрехтея (Эрехтейон), одно из превосходнейших зданий древних Афин и всей греческой архитектуры. Это собственно не один храм, а два, составляющее одно здание: храм Афины Полиады (Афины покровительницы города) и храм, называвшийся Пандрозием, в котором была гробница Эрехтея. По давнему преданию в этом здании находились: священное масличное дерево Афины, соляной источник Посейдона, и там была тайная пещера, в которой, жила священная змея, охранительница Акрополя. Там сохранялось и древнейшее изображение Афины, вырезанное из дерева, черное, похожее видом на мумию. Прежде тут был храм, построенный в первобытные времена. Новое здание, построенное на его месте, осталось во мнении афинян тем храмом, о котором говорили древнейшие и священнейшие их предания, и в нем продолжали совершаться обряды первобытных времен.

Эрехтейон (афинский Акрополь). Рисунок Э. Додвелла, 1821

Весь афинский Акрополь был наполнен статуями: в храмах, в колоннадах, на дворах, на улицах его – повсюду стояли изображения богов, героев и знаменитых людей. Все в нем блестело мрамором, бронзой, золотом. – Между храмом Эрехтея и Пропилеями стояла на высоком подножии колоссальная бронзовая статуя Афины Защитницы (Promachos). Возвращаясь на родину, афинский моряк еще с моря, между Афинами и Сунием, видел конец поднятого копья Афины Защитницы. Под Акрополем, в пещере, из которой вытекал ручей, было святилище Пана и Аполлона. Театр Диониса, развалины которого открыты прусскою ученою экспедициею 1861–1862 годов, стоял на юго‑восточном конце Акрополя, а на юго‑западном в позднейшие времена Ирод Аттический построил великолепный театр, Одеон, и назвал его Одеоном Региллы, в память о своей покойной жене.

Афинский Акрополь в древности. Реконструкция

На праздник великих Панафиней торжественная процессия приносила Афине новую одежду, пеплос, украшенный шитыми узорами. В этом шествии участвовали все уважаемые люди, все красивые девушки древнего города Афин. Процессия шла из Дальнего Керамика через Ближний Керамик, потом по улице Гермов, вдоль северной стороны Акропольского холма к Илиссу, к Элевсинию, потом мимо Пифийского храма, мимо Пеласгика, восходила через Пропилеи к Парфенону, и позолоченные двери храма, звеня, растворялись перед нею.

Афинские гавани

На юго‑западе от Афин вдается далеко в море скалистый полуостров Акте; северо-западная сторона его и общая линия берега образуют большой залив, северо-восточная сторона замыкает собою менее обширную бухту, имеющую лишь узкий вход. Северо‑западный залив, у которого лежало местечко Пирей, имеет тоже узкий вход, так что эта гавань легко может быть защищаема от неприятельских флотов, а она просторна, могла вмещать все многочисленные корабли, привозившие товары для древнего города Афин. В юго‑восточном углу обширной торговой гавани есть бухта, Кантар; она была военною гаванью древних Афин; по берегу этой бухты были расположены верфи для постройки военных кораблей, арсеналы; таким образом, военный флот не мешал торговому движению в Пирейской гавани. На востоке от древних Афин была маленькая бухта Зеа; еще дальше на восток, у Мунихии, была под высоким берегом другая маленькая бухта; обе они были исключительно военными гаванями; в Зейской гавани было построено до 200 сараев для хранения кораблей; в Мунихийской, которая меньше Зейской, до 100 таких сараев (остатки их видны). Всю эта часть прибрежья древние афиняне во время персидских войн по предложению Фемистокла обвели укреплениями колоссального размера. Стена, сложенная из тесаного камня, огибала все эти три бухты древних Афин; начинаясь от Этионейского мыса, она доходила на северо‑востоке до Мунихии; длина её составляла полторы географические мили; в толщину она имела 11 футов, так что по ней могли ехать рядом две телеги с грузом. Камни были скреплены между собою не известью, а железными скобами. На каждых ста футах была башня. Входы в гавани были узки от природы; но поперек их были построены каменные плотины, чтобы сделать их еще более узкими, и их можно было запирать цепями. Особенно сильно был защищен плотинами вход в Пирейскую гавань. По окончании персидских войн были построены две «Длинные стены», соединявшие древний город Афины с Пиреем; они шли в расстоянии стадия (около 180 метров) одна от другой; эта дорога между афинских Длинных стен стала улицею, застроенной домами.

Утраченные миры: Афины - древний город, видео

Оказавшись в Греции, можно долго любоваться руинами древних храмов, благо, в ней много городов, где сохранились остатки величественных сооружений. К сожалению, время и люди не ко всем строениям были одинаково благосклонны. Греческие земли с древних времен являлись лакомым куском, за который ожесточенно сражались. В результате многочисленных набегов существенно страдала античная архитектура.

Одним из наиболее интересных и хорошо сохранившихся сооружений древности является храм Гефеста – бога огня и покровителя кузнецов. Храм величает северо-западную часть агоры – площади собраний в Афинах. В античности агора была центром Афин, местом проведения состязаний, решения насущных вопросов и совершения всевозможных обрядов. Стоять в непосредственной близости от агоры могли только самые важные сооружения, в том числе и храмы. Одним из них был храм Гефеста. Посетить его можно не совершая долгих загородных поездок.

Бог Гефест в греческой мифологии

Гефест, сын Зевса и Геры, в пылу ссоры между родителями упал с Олимпа на земли острова Лемнос, который возник из вулканической породы. Божественные силы не уберегли его от увечья, при падении молодой бог повредил ногу и навсегда остался хромым.

По описаниям в легендах, боги Олимпа проводили основную часть времени в праздных забавах и пышных гуляниях, но Гефесту пришлось осваиваться на земле и много трудиться. Он повелевал вулканами и огнем, и, как следствие, кузнечным ремеслом. Сам бог славился особым мастерством и достижениями в кузнечном деле. Именно он создал доспехи с оружием для Ахиллеса, сделав его почти неуязвимым. Только «ахиллесова пята» позволила победить героя.

История строительства храма Гефеста

Храм Гефеста многократно упоминается в трудах античных летописцев. Работа с документами показала, что построен он был при правлении царя Перикла. Период его царствования считается золотым в истории Греции. Мудрый царь умел словами вдохновить народ. Как великий полководец он завоевывал земли с наименьшим кровопролитием, а также легко отражал атаки неприятеля.

Перикл отдал приказ о строительстве храма Гефеста, работы продолжались около 35 лет с 450 г. до н.э. Строительство сильно затянулось, современники отмечали, что за такой срок можно было соорудить несколько храмов. Причиной задержки стала переброска рабочих на строительство Парфенона.

История не сохранила имя архитектора, который спроектировал столь величественное сооружение, но ученые предполагают, что Храм Гефеста, как и храм Посейдона, проектировал Алкамен – знаменитый архитектор того времени.

Древние летописи сохранили описание храма Гефеста во всей красе. Указано, что кроме самого здания был разбит прекрасный сад, в котором под тенью деревьев рождались творения великих философов.

К VII в. н.э. могущество Греции давно кануло в лету и храм стоял в запустении. Пока еще крепкое здание облюбовали православные священники. Здание получило вторую жизнь в образе храма Св. Георгия. При баварском правителе Оттоне христиане оставили помещение и к нему вновь вернулось прежнее название. Сегодня храм Гефеста – крупнейший музей под открытым небом.

Описание храма

Хорошо сохранившись, храм Гефеста, стал наиболее удивительным и величественным сооружением в Афинах. Постройка венчает холм центральной площади (Агорайос). Фундамент составляет 31,7 м в длину и 13,7 м в ширину. Туристы могут увидеть все величие дорических колон и крыши, над которыми трудились древние мастера. В восточной части храма плиты фриза (метопы) выполнены в виде скульптур. В них отражены легенды о Геракле и Тесее.

Павсаний – античный философ – видел храм в период рассвета и описывал поразившее его сооружение. Внутри, по его словам, находились большие бронзовые скульптуры Гефеста и Афины Паллады (богини городов), стены и окна украшали множество фресок и мозаика. К сожалению, они не сохранились до наших дней из-за беспощадности завоевателей и мародеров.

Период правления Перикла отличается архитектурой в дорическом стиле. Это направление часто практиковалось при постройке храмов. Среди них храмы Гефеста и Посейдона, а также знаменитый Парфенон. В ходе раскопок, начатых в прошлом веке на афинской агоре, поблизости обнаружилось много кузнечных и гончарных мастерских. Ремесленники старались заниматься любимым делом ближе к своему покровителю. Они верили, что огонь будет здесь особенно послушным, а работа станет отличаться особым качеством.

Альтернативная теория

Наличие изображений Тесея и некоторые давние сказания говорят о том, что храм мог быть посвящен вовсе не Гефесту, а античному герою Тесею. В это верят некоторые ученые и часть жителей Афин. Такая честь ему досталась за победу над кровожадным Минотавром. Некоторые даже предполагают, что сам Тесей похоронен под основанием храма. Эта теория подвергается многочисленной критике и не имеет документального подтверждения. Единственное, что выяснили археологи, что до постройки храма Гефеста на этом месте находилось небольшое святилище. Кому в нем приносили дары и поклонялись, история умалчивает.

Благодаря географическому положению и хорошему состоянию храм Гефеста пользуется популярностью у туристов. Посетить в Афинах этот музей под открытым небом можно каждый день. Плата за вход на территорию весьма умерена, а для несовершеннолетних и вовсе отсутствует.

В самом центре древнего города Афины расположена любимая многими туристами достопримечательность - храм Гефестейон. Поклонников античного искусства привлекает не только его удобное местоположение, но и отличная сохранность постройки. Храм был построен всего лишь за два года до возведения Парфенона. С него открывается живописный вид на Афинскую гору.

Основание храма

Гефестейон - или храм Гефеста - представляет собой хорошо сохранившееся здание, а не привычные для гостей Греции руины, по которым они могли бы смутно представить себе очертания некогда прекрасных зданий. Посетителям открывается вид на идеальные колонны, фронтоны, крышу храма. Расположен он в живописном и уютном месте, на холме Агорайос.

Храм Гефеста был построен в 449 г. до н. э. по приказу известного афинского политического деятеля - Перикла. Времена правления этого царя многими считается золотым временем для Афин. Перикл своими речами умел убеждать народ. Также он был талантливым полководцем. Перикл легко отбивал атаки неприятелей с относительно малыми жертвами. Именно Перикл приказал возвести храм Гефеста на Агоре.

Автор храма

Гефестейон представляет собой первую во всех Афинах святыню, которая была целиком построена из мрамора. Архитектор, работавший над созданием Гефестейона, остался неизвестным. Однако ученые предполагают, что это был Алкамен, который работал и над созданием храма Посейдона, расположенного на мысе Сунион. Но никаких доказательств в пользу этой версии ученые не нашли. Поэтому официально автор Гефестейона считается неизвестным. Во многих источниках говорится, что вокруг величественной постройки был разбит гранатовый сад, в котором философы могли проводить время в размышлениях о вечном.

Храм Гефеста: описание

Возвышенная платформа, на которой располагается храм, имеет размеры 32 на 14 метров. Гефестейон построен в дорическом стиле. Прямоугольный корпус храма со всех сторон окружен колоннадой. Крыша храма когда-то была выполнена из дерева и покрыта черепицей из керамики.

Кратко храм Гефеста описывается во многих туристических путеводителях. Внутренне пространство постройки состоит из трех частей. Спереди располагается прихожая (пронаос), далее - целлы (обширный внутренний зал с колоннами), за ним располагаются задние комнаты. С восточной стороны храм открыт для лучей восходящего солнца. Они освещают величественные статуи Гефеста и Афины.

Увы, эти статуи постигла печальная участь, как и многочисленные фрески и мозаики. Они были варварски уничтожены, а некоторые - похищены мародерами. До наших дней сохранилась лишь небольшая часть скульптур. Некоторые из них изображают мифические подвиги Геракла. В южной и северной частях Гефестейона находятся памятники, изображающие труды Тесея. Над входом в храм расположен фриз, который показывает сражение Тесея с кентавром.

Гефест в древнегреческих мифах

Согласно мифологии, Гефест был сыном Зевса и его супруги Геры. Так как эта пара небожителей постоянно ссорилась, во время одного из семейных скандалов Гефеста сбросили с Олимпа. Несмотря на то, что Гефест был сыном богов, он повредил при падении ногу, так и оставшись хромым. Упал Гефест на остров Лемнос, который когда-то образовался в результате извержения вулкана.

Многие исследователи склоняются к тому, что олимпийские боги вели довольно праздный образ жизни. Об этом свидетельствуют многочисленные фрески и мозаики, а также сами мифы. Когда же им наскучивали постоянные торжества, жители Олимпа принимали участие в жизни людей.

И только Гефест был единственным богом, который должен был трудиться. Гефест делал прекрасное оружие, а также плодом его труда были доспехи для Ахиллеса (пораженного лишь в одно место, оставшееся уязвимым - «ахиллесову пяту»). Вместо того, чтобы каждый день проводить в празднествах с остальными жителями Олимпа, Гефест трудился возле плавильного горна.

Кому был посвящен храм

Этот храм был построен не только в честь Гефеста - бога вулканов, гончарного ремесла и огня. Среди всех богов Олимпа Гефест был единственным несовершенным богом. Согласно древнегреческим мифам, бог огня хромал, и потому должен был заниматься тяжелой физической работой. Однако то, что Гефест был несовершенен, не помешало ему устроить свою личную жизнь гораздо удачнее прочих, более совершенных, жителей Олимпа. Согласно Гомеру, Гефест женился на самой прекрасной богине - Афродите, покровительнице любви.

Гефестейон считается храмом Гефеста и Афины, поскольку последняя была покровительницей города. Также она отвечала за гончарное ремесло. Археологи, которые проводили раскопки в окрестностях храма, выяснили: недалеко от Гефестейона проживало большое количество мастеров гончарного дела, кузнецов.

Но многие греки убеждены в том, что храм Гефеста в Греции на самом деле посвящен Тесею. Это мнение основывается на том, что в храме есть немало изображений (метопов), которые посвящены этому герою. Тесей, как известно, победил злого и кровожадного Минотавра в лабиринтах Дедала. Когда-то существовало мнение, что и само тело Тесея покоится под этим храмом. Но в результате раскопок археологов никаких останков обнаружен не было. Все, что сумели найти исследователи, - это небольшое святилище. Оно было основано задолго до того, как был построен Гефестейон. Культовые статуи Гефеста и Афины, датируемые 421-415 г. г. до н. э., опровергают предположение о том, что храм мог быть посвящен Тесею.

Гефестейон и православная церковь

В VII в. н. э. храм Гефеста превратился в церковь Святого Георгия - языческое святилище тогда было занято православными священнослужителями. В этом нет ничего удивительного. Ведь к тому времени могущество Афин осталось в далеком прошлом. В городе не было ни лишних финансовых средств, ни свободной рабочей силы. Нужно отметить, что христианская православная церковь нередко использовала древние постройки для собственных храмов. Известно, что в течение достаточно длительного времени православные священнослужители занимали знаменитую «башню ветров», являющуюся самой древней метеорологической станцией.

Однако именно благодаря христианам Гефестейон сохранился до сегодняшних дней. Они заменили яркое убранство храма на христианское. Поэтому Гефестейон избежал разрушения со стороны радикально настроенных христианских властей Византии. После того, как Гефестейон перестал быть церковью Святого Георгия, он получил статус одного из самых любимых и охраняемых греками памятников.

Во времена правления Оттона, правителя из Баварии, Гефестейон стал музеем под открытым небом. При Оттоне православные священники были вынуждены покинуть храм. После того, как Греция получила суверенитет, в Гефестейоне стал располагаться Национальный археологический музей. Однако позднее, в 1874 году, экспонаты были вывезены из Гефестейона.

– чудом инженерии и архитектуры. Почему храм превратился в место погребения? И что сейчас происходит с главной достопримечательностью агоры?

Археологические исследования на агоре начали проводить в 1931г., после переселения отсюда жителей. Обнаруженные в результате раскопок фундаменты храмов, галерей и общественных зданий были изучены, отреставрированы и укреплены. Агора стала музеем под открытым небом. Основной памятник агоры - храм Гефеста.

Храм Гефеста стоит на границе района, где жили кузнецы и гончары. Это современник Парфенона и расцвета афинской цивилизации, лучший по сохранности древнегреческий храм в мире. Храм посвящен Гефесту и Афине – покровителям ремесел. Гефест - греческий бог огня, вулканов и металлообработки, был единственным Олимпийским богом, физически несовершенным. Он был хромым и был единственным, кто был вынужден заниматься физическим трудом. Гефест работал кузнецом и отвечал за починку изношенных и пробитых броней Ахиллеса в Илиаде. Так же храм посвящен богине Афине, как покровительнице города, ответственной за гончарное и другие ремесла.

Народное название, храма Тесейон (в современном произношении – Тиссион), возникло, очевидно, из-за того, что в скульптурном украшении храма активно использовались сюжеты из жизни легендарного афинского царя Тесея. В V веке храм был превращен в церковь, которая оставалась действующей до XIX века, благодаря этому он и сохранился. Торжественным богослужением в Тесейоне, который тогда был церковью Святого Георгия, встречали прибывшего в Афины первого короля Греции Оттона. Эта служба стала последней – любитель античности, Оттон запретил служить здесь и превратил храм в музей.

По Панафинейской дороге проходил священный бег с факелами - лампадодромия. Он являлся общеафинским состязанием фил (городских районов) в честь Прометея. Новый огонь, принесенный с наибольшей скоростью, считался самым чистым, и от него зажигался огонь на алтаре Гефеста.

Строительство Храма Гефеста и Афины было начато в 449 до н.э., всего за два года до Парфенона. Проект был организован афинским политиком Периклом. Это был первый в Афинах храм сделанный из мрамора. Гефестион, построенный в V веке до н.э., являл собой классический образец здания дорического ордера. Имя архитектора неизвестно, но это тот же зодчий, который построил храм на мысе Сунион и храм Ареса на агоре.

Храм Гефеста - один из наиболее хорошо сохранившихся древнегреческих храмов в мире. Все его колонны, фронтоны и даже большая часть крыши остались нетронутыми. Однако, гравюры и другие его украшения неизбежно страдали от расхищения и мародерства в течение столетий. Своему выживанию он обязан Христианской церкви, Церкви Св. Георгия, пришедшей в седьмом веке нашей эры, которая удалила древний интерьер, заменив его убранством христианской церкви.

Монументальный дорический периптер, построенный из пентелийского мрамора (длина – 31,77м, ширина – 13,72м, высота колонн – 5,88м). На восточном фронтоне изображался апофеоз Геракла , на метопах – подвиги Геракла и Тесея. Внутри храм разделен дорическими колоннами на три нефа, в глубине стояли бронзовые статуи Гефеста и Афины Эрганы (Работницы) (421–415 до н.э.).

Скульптурное убранство фасадов Гефестиона было призвано увековечить память героев Марафонской битвы, в которой афиняне одержали свою знаменитую победу над персами. Рельефы Гефестиона и украшающие его скульптурные метопы посвящены прославлению богов, сражавшихся при Марафоне вместе с афинянами, - Афины , Геракла и Тесея.

На метопах под восточным фронтоном изображены девять подвигов Геракла : от первого подвига (схватки со страшным немейским львом, порождением стоголового Тифона), совершенного 16-летним Гераклом , до последнего (у северо-восточного угла), где был изображен Геракл , получающий яблоки в саду Гесперид. Сильно поврежденные временем скульптуры сохранились плохо. На многих метопах Геракл представлен в момент наивысшего напряжения.

В сцене борьбы с немейским львом Геракл , отбросив в сторону и лук и меч, вступил в единоборство со зверем, вставшим на дыбы. Левая рука героя обхватила шею напрягшегося зверя с такой силой, что пальцы глубоко вдавились в шкуру животного. Жилы на ноге напряжены, голова резко наклонена к голове зверя, так что зритель видит лишь коротко остриженные волосы Геракла . Лев начинает задыхаться; его правая задняя лапа уперлась в ногу Геракла выше колена.

У стен Гефестиона устраивались пытки рабов, допускавшиеся афинским судом. Вблизи храма, у алтаря героя Еврисака, сына Аякса, всегда толпились бедняки, нанимавшиеся на поденную или временную работу. Здесь же заключались частные контракты, освященные присутствием Гефеста.

Не менее драматично представлена сцена борьбы Геракла со стоголовым Тифоном, у которого вместо каждой отрубленной головы немедленно вырастало две новых. Только прижиганием отрубленных мест можно было победить эту страшную огромную змею. На метопе возничий Геракла Иолай уже пришел на помощь Гераклу с горящей головней в руках. Но Тифон еще очень силен: его мощные щупальца обвили ногу Геракла . Несохранившиеся головы Тифона были бронзовыми, а тело, начинавшееся от самой кромки метопы, заполняло все ее пространство.

Подвигам Геракла были посвящены и скульптуры восточного фронтона Гефестиона. Они завершают развитие сюжета, представленного на метопах восточного фасада, которые заканчиваются изображением Геракла , стоящего в ожидании третьего яблока из сада Гесперид. Продолжение подвигов Геракла показано на фронтоне: получив последнее яблоко, герой поднимается на Олимп , где и происходит его обожествление. В центре композиции - Зевс , сидящий на троне. По обе стороны сидящего бога стоят Геракл и Афина, сопровождающая Геракла на Олимп . За ними конные группы с колесницами и возничими: Никой - у Афины , Иолаем - у Геракла . Колесницы означают, что Афина и Геракл только что прибыли на Олимп . Зевс повернулся в сторону Геракла , приветствуя подходящего к нему героя.

На восьми метопах северной и южной сторон храма изображены подвиги Тесея. И здесь выбраны наиболее драматические сцены. Так, например, борьба с разбойником Синисом представлена в тот момент, когда Синис уже пригнул к ноге вершину сосны, собираясь привязать к ней Тесея, но последний, перехватывая вершину дерева и наступив ногой на ногу Синиса, хватает врага за волосы, притягивая к себе. Синис резко упирается. Мускулатура его тела так напряжена, что видно - силач еще может продолжать борьбу.

На другой метопе марафонский бык остановлен Тесеем в момент мощного прыжка. Тесей, схватив быка одной рукой за рог, другой за морду, резким движением поворачивает его голову к себе.На следующей метопе представлена борьба Тесея с аркадским исполином Керкионом, обитавшим в районе Элевсина. Эта скульптура сохранилась лучше других. С восточной и западной сторон стены храма украшал фриз, плиты которого, хоть и поврежденные, в основном уцелели. На фризе главного, восточного, фасада изображены олимпийские боги, наблюдающие за сражением афинян с Паллантидами - врагами Тесея, на западном - борьба лапифов с кентаврами.

Полюбовавшись скульптурным убранством Гефестиона, посетитель входил в храм и застывал в немом почтении: прямо перед входом, в глубине зала, возвышался пьедестал, облицованный темным элевсинским мрамором. На нем возвышались две бронзовые статуи: Гефеста (высотой около 2,45 м) и Афины Эрганы (2,35 м), изваянные учеником Фидия Алкменом. Но как изобразить хромого бога, не «снизив» при этом его образ, не нарушив грань между карикатурой и величием? Алкмен сделал это настолько искусно и ненавязчиво, что его работа вызывала искреннее восхищение и столетия спустя. Римский оратор и философ Цицерон , вероятно, видевший статую Гефеста (Вулкана) в Гефестионе, лаконично написал: «Мы хвалим Вулкана в Афинах работы Алкмена, где бог представлен стоящим и одетым; хромота его показана слегка и не бросается в глаза».

В седьмом веке нашей эры, храм был преобразован в Церковь Св. Георгия Акамас. В начале девятнадцатого века, этот храм, стал местом погребения многих протестантов, и тех, кто умер в греческой войне за независимость в 1821 году.Храм Гефеста использовался церковью до 1834 года, затем, превратился в музей (до 1930 года). После обретения Грецией независимости в храме размещался Национальный Археологический Музей.

[

Храм Гефеста является прекрасно сохранившимся древнегреческим памятником с видом на Афинскую Агору.

Мифы и факты

Храм Гефеста основан в 449 году до н.э. по приказу афинского политика Перикла. Это была первая в Афинах святыня, построенная из мрамора. Архитектор неизвестен, но предполагается, что этот же зодчий работал над храмом на мысе .

Некоторые исследователи называли его храмом Тесея, считая, что именно этому божеству он посвящен. Такое мнение основано на изображениях Тесея на метопах (фризах). Но найденные культовые статуи Афины и Гефеста (421-415 гг. до н.э.) доказали, что такое предположение неверно.

Гефест - греческий бог огня и кузнечного ремесла. Гефест единственный из олимпийских богов, имеющий физические недостатки – хромоту, и вынужденный заниматься физическим трудом. Он работал кузнецом и нес ответственность за крепость брони Ахилла. Храм также посвящен Афине-Эргане - покровительнице ремесел и города Афины.

В VII веке строение превратили в церковь Святого Георгия Акамасского. На восточном конце пристроили полукруглую апсиду и стену для формирования скромного квадратного здания. В начале XIX века стала усыпальницей многих протестантов и погибших в греческой войне за независимость 1821 года.

Церковь использовалась до 1834 года. В XX веке храм был восстановлен в своем первоначальном виде и открыт как национальный археологический музей.

Что посмотреть

Храм Гефеста стоит на возвышенной платформе 32 м на 14 м. Дорическое сооружение, окруженное колоннами, состоит из прямоугольного корпуса с внешней колоннадой со всех четырех сторон.

Здание построено из мрамора и украшено мраморными скульптурами. Деревянная крыша покрыта керамической черепицей.

Внутри пространство делится на пронаос (прихожая перед входом), целлы (внутренний зал с колоннами) и задние комнаты. Восточная сторона открыта для восходящего солнца, освещающего алтарь с огромными бронзовыми статуями Гефеста и Афины по бокам.

Уцелела лишь небольшая часть скульптурных изображений. Восточные фризы изображают подвиги Геракла и обожествление Геркулеса. С северной и южной сторон показаны труды Тесея. Фриз над входом представляет битву Тесея с кентавром.

Другие : в Афинах вы найдете руины древних храмов