Аэропорт местия расписание. Аэропорт Местиа: маленькое грузинское чудо. Поезд Тбилиси – Зугдиди

Грузия. Перелет из Тбилиси в Сванетию. June 14th, 2011

Ставка на развитие авиации сделана верная, поскольку приличный западный турист выбирает путешествие в первую очередь самолетом, это экономия времени и нервов, а в маленькой стране с неоднозначной пока репутацией (для туриста) это еще и вопрос безопасности. Кроме того, как известно, инфраструктурные проекты - один из основных рычагов экономического подъема.

На фоне этого развития грузинские авиакомпании разорялись одна за другой. Совсем исчезла с рынка компания Грузинские Международные авиалинии (бывшая Евролайн). Полностью прекратила пассажирские рейсы Sky Georgia, не так давно обещавшая впервые в истории открыть прямые рейсы в Нью-Йорк, правда сайт компании обещает возобновление пассажирских рейсов летом этого года. Air Batumi избавились от своего старого Боинга после сезона неудачной работы на рынке Батуми, анонсировали скорое появление Fokkera-50, более подходящего для линий малой протяженности, но анонс на сайте компании висит уже несколько месяцев, а рейсы все еще не выполняются. На этом фоне дела у национального перевозчика Эирзены - Грузинских авиалиний обстоят относительно хорошо, хотя компания вынуждена была отказаться от самого нового самолета в своем флоте - Боинга 737-700 и не так давно потеряла один из своих лайнеров CRJ-100 во время авиакатастрофы в Конго. Но по крайней мере полеты не прекращались. Полагаю, что серьезным подспорьем для существования Эирзены является обслуживание грузинского правительства и выполнению работ по заказу ООН. Ну и, конечно, открытые не так давно прямые рейсы в Москву - серьезная поддержка для авиакомпании. В этом году Эирзена добавила в свою маршрутную сеть рейсы из аэропорта Батуми, в том числе в расписании Домодедово есть и прямой рейс в Москву. Несмотря на рост показателей в аэропортах на деятельности грузинских авиакомпаний это совсем никак не отразилось. Не понятно в чем причина, но по ключевым направлениям не представлена даже Эирзена, так нет рейсов грузинских авиакомпаний по таким загруженным направлениям как Баку и Стамбул, да и в Киев из Тбилиси формально осуществляются только код-шеринговые рейсы украинских партнеров. Как-то это не логично. Поясняющей информации на сей счет нет.

С оживлением туризма в прославленной Сванетии возникла необходимость наличия аэропорта и он сравнительно быстро был построен рядом с городком Местиа. Удивительно и непонятно, но переводчиком на этом направлении была назначена канадская авиакомпания Kenn Borek (возможно, министр экономики пролобировала компанию из страны, в которой работала до назначения на работу в правительство?), перегнали Твин Оттер (кстати, именно этот экземпляр имел раньше водные лыжи и совершал перевозки на воде), привезли на вахту пилотов и работают, часто отменяя рейсы по причине плохой видимости на перевалах, через которые пролегает трасса. Возможно, иностранная авиакомпания была выбрана потому, что на местном рынке подходящего флота нет, а осуществлять рейсы на советских кукурузниках позорно. Президент пообещал, что к 2012 году будут закуплены новые французские самолеты (видимо, марки АТР) для региональных рейсов. В рамках какой авиакомпании и для каких маршрутов это будет осуществлено не раскрывается, но пока Местиа единственный аэропорт, на который можно сделать ставку. Хорошее дело, впрочем, оказалось недоделанным до конца, до сих невозможно самостоятельно забронировать билеты из-за рубежа, нет интернет-сайта. Непонятно почему не запущен рейс в Местиа из Батуми... Новый аэропорт имени Царицы Тамары, построенный архитектором Йоргеном Майером, подвергся всего через 4-5 месяцев после открытия ремонту, его заново замазывали и красили, в момент нашего там присутствия. Мнения местных жителей насчет архитектуры аэропорта разделились, модное здание действительно видно из многих точек города, и пока оно сильно выбивается из окружающего вида, что не всем нравится.

Чтобы приобрести билеты на перелет в Местиа я больше чем за месяц сделал перевод в Грузию и мне купили билет, стоимостью около 45 долларов, то есть вполне доступно. Вроде на кукурузниках на летнее время еще назначены рейсы из аэродрома Натахтари, что под Тбилиси, цены ниже. Рейсы выполняет авиакомпания Vanilla Sky, но подробности в интернете отсутствуют.

Мы прибыли в аэропорт как полагается за пару часов, но регистрацию открыли буквально перед самым вылетом. Поскольку билеты были куплены дистанционно и они у нас отсутствовали, я полагал, что электронный билет на то и электронный, что он есть в системе и физическую его копию иметь не нужно. Но именно в этот день что-то случилось с системой и с меня требовали именно распечатку билета (замечу, вежливо и сами потом разобрались с ситуацией), поэтому иметь в виду это стоит, да и не только в этом случае, недавно совершенно вопиюще распечатки билетов требовали латвийские пограничника в рижском аэропорту, так как не было посадочных на второй сегмент трансферного рейса, но это совсем другая история.

Нескольких человек вылетающих в Местиа отвезли на задворки аэропорта в сопровождении полиции. Когда я достал фотоаппарат и начал снимать самолет мне ничего не сказали, оставляю такие подробности потому что еще во многих странах в человеке с фотоаппаратом подозревают шпиона или террориста, в Грузии эти пережитки дикого прошлого тоже периодически всплывают в мозгах особо усердных граждан. (МВД стоит на этот счет издать какую-нибудь дерективу.)

Самолет DHC-6 Twin Otter, специально оформленный сванскими башнями и призывом проводить выходные в Местиа.

Ан-28 и проводившая нас полицейская машина:

Инструктаж на английском языке:

В эти дни в Грузии гостила президент Литвы Даля Грибаускайте, на перроне - самолет литовских ВВС, оказывается полет президента сопровождают военные. На заднем плане
старое здание аэропорта Ново-Алексеевка, подвергшееся капитальному ремонту, сейчас представляет собой ВИП-терминал.

Самолет рассчитан на 19 пассажиров, туалета нет:

Пролетаем над Тбилиси:

Один из нескольких поселков беженцев близ Тбилиси, построенных после российского вторжения:

Пролетаем Гори, расположенный на слиянии трех рек.

Крепость Горисцихе в центре Гори:

По правую сторону вдалеке виден Цхинвали, оказывается новоявленная столица очень маленькая.

Самолет делает существенный крюк, облетая Южную Осетию, и устремляется на северо-запад к перевалам. Сначала горы совсем небольшие и где-то далеко внизу, но они быстро вырастают и вот мы уже лавируем среди заснеженных вершин.

За этими горами Россия:

Снег начал таять, создавая узоры:

Оползень:

Позади 50 минут полета, показались первые сванские башни:

Недалеко от центра Местиа:

Видно взлетно-посадочную полосу:

И новехонький аэропорт:

Идем на посадку:

Подруливаем к зданию аэровокзала. Когда мы приземлились я хотел сделать снимок, но один из полицейских сказал, что фотографировать нельзя. Тогда я поинтересовался, как это так, в Тбилиси можно, а здесь нельзя? Ну тогда снимай, ответил он мне.

Аэропорт внутри:

Вон тот гражданин, смотрящий прямо в камеру, подло заложил, что я посмел сфотографировать режимный объект, как раз тому полицейскому, разговор с которым я описал выше. Полицейский только отмахнулся.

Территорию вокруг еще только предстоит облагородить.

Вы можете поддержать блог, сделав перевод c банковской карты через

: UGMS

Информация Тип

гражданский

Страна

Грузия Грузия

Расположение

Координаты : 43°03′11″ с. ш. 42°44′56″ в. д.  /  43.05306° с. ш. 42.74889° в. д.  / 43.05306; 42.74889 (G) (Я)

Дата открытия

В 2015 году аэропортом воспользовались более 4,4 тысячи пассажиров (что на 232,5 % больше чем в 2014 году) .

Годовой пассажиропоток
Год Пассажиропоток Изменение
2010 0 0 45
2011
4580
10 177,8 %
2012
2922
36,2 %
2013
0 885
69,7 %
2014
1343
151,8 %
2015
4465
232,5 %

Напишите отзыв о статье "Аэропорт имени Царицы Тамары"

Примечания

Ссылки

  • , www.gcaa.ge

Отрывок, характеризующий Аэропорт имени Царицы Тамары

– Ну, что ж вы молчите? Кто у вас там в венгерца наряжен? – строго шутил полковой командир.
– Ваше превосходительство…
– Ну что «ваше превосходительство»? Ваше превосходительство! Ваше превосходительство! А что ваше превосходительство – никому неизвестно.
– Ваше превосходительство, это Долохов, разжалованный… – сказал тихо капитан.
– Что он в фельдмаршалы, что ли, разжалован или в солдаты? А солдат, так должен быть одет, как все, по форме.
– Ваше превосходительство, вы сами разрешили ему походом.
– Разрешил? Разрешил? Вот вы всегда так, молодые люди, – сказал полковой командир, остывая несколько. – Разрешил? Вам что нибудь скажешь, а вы и… – Полковой командир помолчал. – Вам что нибудь скажешь, а вы и… – Что? – сказал он, снова раздражаясь. – Извольте одеть людей прилично…
И полковой командир, оглядываясь на адъютанта, своею вздрагивающею походкой направился к полку. Видно было, что его раздражение ему самому понравилось, и что он, пройдясь по полку, хотел найти еще предлог своему гневу. Оборвав одного офицера за невычищенный знак, другого за неправильность ряда, он подошел к 3 й роте.
– Кааак стоишь? Где нога? Нога где? – закричал полковой командир с выражением страдания в голосе, еще человек за пять не доходя до Долохова, одетого в синеватую шинель.
Долохов медленно выпрямил согнутую ногу и прямо, своим светлым и наглым взглядом, посмотрел в лицо генерала.
– Зачем синяя шинель? Долой… Фельдфебель! Переодеть его… дря… – Он не успел договорить.
– Генерал, я обязан исполнять приказания, но не обязан переносить… – поспешно сказал Долохов.
– Во фронте не разговаривать!… Не разговаривать, не разговаривать!…
– Не обязан переносить оскорбления, – громко, звучно договорил Долохов.
Глаза генерала и солдата встретились. Генерал замолчал, сердито оттягивая книзу тугой шарф.
– Извольте переодеться, прошу вас, – сказал он, отходя.

– Едет! – закричал в это время махальный.
Полковой командир, покраснел, подбежал к лошади, дрожащими руками взялся за стремя, перекинул тело, оправился, вынул шпагу и с счастливым, решительным лицом, набок раскрыв рот, приготовился крикнуть. Полк встрепенулся, как оправляющаяся птица, и замер.
– Смир р р р на! – закричал полковой командир потрясающим душу голосом, радостным для себя, строгим в отношении к полку и приветливым в отношении к подъезжающему начальнику.
По широкой, обсаженной деревьями, большой, бесшоссейной дороге, слегка погромыхивая рессорами, шибкою рысью ехала высокая голубая венская коляска цугом. За коляской скакали свита и конвой кроатов. Подле Кутузова сидел австрийский генерал в странном, среди черных русских, белом мундире. Коляска остановилась у полка. Кутузов и австрийский генерал о чем то тихо говорили, и Кутузов слегка улыбнулся, в то время как, тяжело ступая, он опускал ногу с подножки, точно как будто и не было этих 2 000 людей, которые не дыша смотрели на него и на полкового командира.


В арабских странах власти и бизнес гонятся за величиной. Они хотят, чтобы им принадлежало все самое-самое на свете: самое большое, самое дорогое. Но размер, как известно, это не главное. В подтверждение этим словам можно привести недавно открывшийся в высокогорном грузинском поселке Местиа аэропорт.




В последние годы Грузия преображается прямо на глазах. Особенно это заметно в прибрежном курортном городе Батуми, меняющем свой облик стремительными темпами. Мы уже рассказывали на нашем сайте про , выглядящий как несколько камней, уложенных друг на друга, и про невероятных форм на границе с Турцией в паре десятков километров от Батуми.



Но изменения происходят не только в этом городе, они затронули всю страну, даже отдаленный горный поселок Местиа. Раньше до него можно было добраться только на внедорожнике. И потому, несмотря на огромный туристический потенциал (самобытная культура, сванские оборонные башни, нетронутая природа, горные спуски), туристы в Местиа практически не наведывались.

Но сейчас здесь активно сооружается новый, в будущем, весьма популярный горный курорт: строятся гостиницы, сооружается дорога через горы. А в декабре в Местиа уже открылся аэропорт.



Конечно, для того маленького городка вовсе не нужен аэропорт размерами с Шарль де Голль. Поэтому размеры открывшегося объекта довольно скромны. Но это вовсе не мешает ему быть выглядеть интересно и оригинально.

Ведь стараниями немецкой архитектурной компании J. Mayer H. Architects (они, кстати, создали и проект погранперехода в Сарпи) в этом небольшом здании объединены и современная европейская архитектура, и традиционная архитектура сванов (субэтноса грузинского народа).

Так, при всей хай-течности дизайна, самый высокий элемент того аэропорта будет как бы перекликаться со сванскими башнями, находящимися от него на расстоянии какого-то километра.



Причем, аэропорт этот был сооружен всего за три месяца, так, чтобы уже этой зимой в этом поселке появились первые туристы (первые гостиницы и подъемники были запущены также к декабрю).
Рейсы из Тбилиси в Местиа на небольших, одномоторных самолетах будет совершать канадский аэроперевозчик Kenn Borek Air.

Сегодня мой путь лежит туда, собственно, ради чего я и собралась приехать в очередной раз в Грузию. Сванетия – загадочное, романтичное название, скрывающее за собой такие места, с которыми не хочется расставаться. Конечно же это горы, друзья. Ради гор я могу поехать на край света. Впрочем, Сванетия примерно там и находится, на самом северном краю Грузии. А все потому, что открытых границ с Абхазией теперь нет. И чтобы добраться до Местии (так называемой столицы Верхней Сванетии), необходимо проколесить почти всю страну от края до края. Восхищение красивейшими местами Сванетии я оставлю на следующий раз, а сегодня расскажу о насущном, каким образом можно добраться в Местию (Верхняя Сванетия). Ведь именно здесь обычно останавливаются все приезжие, и отсюда же начинается большинство маршрутов по горам.

Как всегда пойдем по стандартному плану: сначала я расскажу обо всех вариантах транспорта из различных городов Грузии, на котором можно добраться до Местии. А потом поведаю о нашем опыте поездки в Местию. Так как прибытие путешественников и туристов в основном осуществляется в такие города, как Тбилиси, Кутаиси и Батуми, то именно оттуда и будем рассматривать варианты перемещения до Местии. Весь наземный транспорт в любом случае проходит через город Зугдиди, после которого начинается наикрасивейшая дорога-серпантин в чуть более 100 км до Сванетии. Дорога на самом деле не одна, но именно она самая лучшая, остальные можно назвать только направлениями.

Как добраться в Местию (Сванетия) самолетом.

Авиаперевозку осуществляет компания Service Air на чешских самолетах вместимостью 17 пассажиров (допуск 15 кг багажа). К сожалению, купить авиабилеты онлайн на данный момент не представляется возможным, это можно сделать только в аэропорту или в офисе авиакомпании. Однако, можно найти посредников через интернет, которые помогут вам в этом за доп. плату естественно.

Также, стоит учитывать правила авиакомпании при покупке авиабилетов:

  • купленные билеты невозвратные и неизменяемые (исключение: отмена рейса из-за погодных условий):
  • забронировать авиабилеты можно не раньше чем за 30 дней до вылета;
  • авиарейс могут отменить или перенести из-за погодных условий, поэтому позаботьтесь о запасном варианте транспорта.

Самолет Тбилиси-Местия.

Самолеты из столицы до Местии вылетают из аэропорта Натахтари, что находится в нескольких километрах от города.

Стоимость билетов на самолет (1 ч в пути):

  • в одну сторону — 65 лари;
  • дети (3-12 лет) — 45 лари;
  • дети (до 3х лет) — бесплатно.

Расписание рейсов туда:

  • ПН, ВТ, СР, ЧТ, ПТ — 9:30
  • ВС — 13:00

Расписание рейсов обратно:

  • ПН, ПТ — 15:30

Самолет Кутаиси-Местия.

Буквально в начале этого года появились авиарейсы из Кутаиси. Осуществляются они из аэропорта Копитнари, что располагается прямо на трассе в 20 км от Кутаиси.

Стоимость билетов на самолет:

  • в одну сторону — 40 лари;
  • дети (3-12 лет) — 28 лари;
  • дети (до 3х лет) — бесплатно.

Расписание рейсов туда:

  • ПН, ПТ — 11:00
  • ВТ, ЧТ — 17:00
  • СР – 11:30
  • ВС – 15:00

Расписание рейсов обратно:

  • ПН, ПТ — 13:30

Как добраться в Местию на поезде.

В одной из прошлых статей я упоминала о том, что напрямую в горную Местию поезда не ходят. Зато они едут до города Зугдиди, через который проходит весь наземный транспорт. Говорят, что из Зугдиди до Местии можно уехать только на утренней маршрутке. Поэтому советуют часто ночные поезда до Зугдиди, дабы успеть на маршрутку. Это неправда, проверено на себе. Как я поняла принцип маршруток в Зугдиди такой же, как и везде: по мере заполнения. Лично мы уехали в 4 часа дня. Но, о маршрутках в Зугдиди мы поговорим отдельно.

Билеты на поезд до Зугдиди (и не только туда) можно купить через интернет на сайте грузинских железных дорог . Для этого сначала нужно зарегистрироваться, затем выбрать нужное направление и оплатить билет с помощью банковской карты. Потребуются имена и данные документов всех пассажиров.

Поезд Тбилиси – Зугдиди.

Из Тбилиси есть ежедневные поезда: утренний и ночной. Расстояние – 317 км. Время в пути 8-9 часов. Стоимость билета от 8 до 15 лари в зависимости от класса вагона. Собственно на поезде целесообразно ехать только из Тбилиси, так как Кутаиси и Батуми слишком близко к этому городу, достаточно воспользоваться маршруткой.

Расписание поезда:

  • Ночной: отправление — 21:45, прибытие — 6:05.
  • Дневной: отправление – 8:00, прибытие – 13:30.

После прибытия поезда в Зугдиди, можно сразу сесть на маршрутку, которые стоят на площади у ж/д вокзала. Их можно найти также на центральном рынке. Отправление по мере заполнения. Стоимость проезда до Местии — 20 лари.

Как добраться в Местию на автобусе (маршрутке).

Маршрутки, пожалуй, самый мобильный транспорт, особенно если говорить о поездке в Местию из Батуми или из Кутаиси. Из столицы, кстати, тоже есть прямые автобусы.

Маршрутка Тбилиси – Местия.

Маршрутки в Местию отходят ежедневно с площади железнодорожного вокзала (ст. метро Station Square), начиная с 5:30 утра. Четкого расписания нет, автобусы отправляются по мере заполнения пассажирами, в течение дня рейсов достаточно. От Тбилиси до Местии примерно 450 км. Так как в дороге придется провести порядка 9 часов, советую не полениться и подойти к первому утреннему автобусу. Стоимость проезда – 35 лари.

На ночных и вечерних автобусах можно уехать только до Зугдиди. Искать их нужно на том же центральном ЖД вокзале или на автовокзале ст. Дидубе.

Маршрутка Кутаиси – Местия.

В Кутаиси есть возможность уехать в Сванетию прямо из аэропорта. Это удобно, если вы не планируете задерживаться в городе, а сразу рвануть в Местию. Расстояние 230 км, а время в пути 5-6 часов.

Автобус из аэропорта Копитнари. Существует такая транспортная компания Georgian Bus, благодаря которой есть возможность сразу уехать по различным направлениям из аэропорта. Удобство состоит в том, что время отправления автобусов привязано ко времени прибытия самолетов. Рейсов несколько в день, но после 20:00 автобусы в Местию уже не ходят.

Чтобы поездка состоялась, необходимо, чтобы набралось не менее 4-х человек. Для уточнения всех вопросов можно найти представителей Georgian Bus прямо в аэропорту. Стоимость проезда до Местии обойдется в 35 лари.

Маршрутка из города . Маршрутки до Местии отправляются от центрального автовокзала (он в городе один). Чтобы найти нужную, достаточно поспрашивать у водителей. Рейсы ежедневно с 8-9 утра по той же самой схеме – пока не заполнится. Машин в день несколько. Стоимость проезда – 25 лари.

Можно сначала из Кутаиси доехать до Зугдиди (7 лари), а оттуда до Местии, но так будет дороже на 2-3 лари, плюс потеря времени.

Маршрутка Батуми – Местия.

Для тех, кто устал от прибрежной жары, тоже есть возможность вдохнуть свежего сванского воздуха. Расстояние от Батуми до Местии — 250 км, время в дороге займет 6-7 часов. Прямая маршрутка до Местии отправляется с автовокзала курортного города Батуми. Отправление маршруток ежедневное с 8 утра по мере заполнения пассажирами. Стоимость проезда – 30 лари.

Автобус Батуми – Зугдиди стоит 12 лари, а Зугдиди – Местия обойдется 20 лари. Как видите, с пересадкой будет на пару лари дороже.

Маршрутка Зугдиди – Местия.

Маршрутки из Зугдиди в Местию найдутся на площади перед зданием жд вокзала, можно их же найти на центральном рынке. Часто, чтобы набрать нужное количество пассажиров, они переезжают с места на место, и ожидание затягивается до нескольких часов. Поэтому многие рекомендуют прибывать в Зугдиди ранним утром.

Расстояние от Зугдиди до Местии небольшое, всего 130 км, но почему-то стоимость поездки дороже почти в два раза (20 лари), чем к примеру проезд Тбилиси – Степанцминда (10 лари). Можно, конечно списать на то, что до Местии ехать по горному серпантину. Но в приведенном примере тоже серпантин не слабый. Наверное, только проехав самостоятельно по этой трассе, я смогу сделать вывод.

Как добраться в Местию на такси.

Наверное, ехать на такси из столицы Грузии не имеет смысла, слишком далеко и дорого, а вот из остальных вышеупомянутых городов – вполне.

  • такси Кутаиси-Местия — около 250 лари за машину;
  • такси Зугдиди-Местия — 150-300 лари, в зависимости от количества пассажиров и типа машины;
  • такси Батуми-Местия — 300-350 лари за машину.

Как мы самостоятельно добирались до Местии.

Мы думали доехать до Местии автостопом. Лично меня смущал тот факт, что я еще ни разу не ездила по той дороге и не знала, как там с потоком транспорта. А если учесть, что уже с утра я выбрала не ту дорогу, благодаря чему нам пришлось протопать 8 км пешком, то к полудню, когда мы выбрались от каньона Окаце на трассу до Зугдиди (через Хони), я уже не так легкомысленно выбирала последующий путь.

До Зугдиди мы действительно добрались быстро. Последняя легковушка с каким-то бизнесменом из Тбилиси провезла нас почти 70 км, высадив прямо на площади у жд вокзала, где обычно толпятся маршрутки. Время было 4 дня. До Местии нужной маршрутки не нашлось, но водители подсказали, что мы можем поискать у рынка города, так как для поиска пассажиров некоторые отправляются туда. И действительно у рынка нашелся нужный автобус.

Так как нас привез туда бизнесмен и чуть ли не в руки передал водителю, то отвертеться было сложно. А ведь я все еще в раздумьях, ехать в Местию автостопом или автобусом. Время 4, до темноты не так далеко, а впереди горная неизвестная дорога… еще и есть ужасно хочется. Мы попросили водителя подождать пару минут, пока сходим в угловую лавку за хачапури. Хорошо мне на ум не пришло оставлять в салоне рюкзак, как это уже сделал какой-то пассажир. Потому что по возвращении нашей маршрутки не оказалось на месте.

Чуть позже выяснилось,что водитель нас потерял и поехал искать по рынку, ну и чудо. Еле состыковались. Ох, какой же он суетливый попался. Мы еще наверное час мучились в душной маршрутке, пока соберется народ. Один грузин жаловался, будто ожидает порядка 3-х часов. За это время я реально была уже готова выйти с маршрутки и топать на выезд пешком, чтобы дальше ехать автостопом. Тем более мы не заплатили еще за проезд.

Не знаю, какие силы удержали меня на месте, наконец мы направились к выезду. Не успела маршрутка свернуть на нужный поворот, как нас остановил полицейский. Это вполне обычное дело для Грузии – останавливать водителей рейсовых автобусов, ведь последние так торопятся заработать, что нарушают ПДД по полной программе: пересечение двойной сплошной, скорость выше допустимой и тд. Когда мы ехали до Кутаиси на попутке, один товарищ умудрялся обгонять нас раз 20, чтобы остановиться потом метров через 500 и подобрать пассажира. Штрафы, надо признать, у них тоже не маленькие, никого не жалеют. Так зачем так глупо рисковать жизнью и кошельком? — напрашивается вопрос сам собой. Это мне не известно.

Я взглянула на карту, пока наш водитель беседовал с полицейским и поняла, что мы сейчас находимся ровнехонько на выезде из города, причем до поворота на нужную трассу буквально несколько метров. Вот прям выходи и едь дальше стопом. Но, мы не стали, не хорошо как-то…

Новые пассажиры.

Не прошло и получаса, как водитель сел за руль, как нас снова остановили полицейские. На сей раз ситуация была интереснее, потому как я в окно приметила рядом с полицейской машиной двух туристов с большими рюкзаками и картой. Либо ребята автостопщики, либо просто заблудились. В общем полицейские каким-то образом договорились с водителем, и ребят посадили к нам в салон. Меня так и мучило любопытство, что там такое произошло. Потому что за все время нашего путешествия по Грузии автостопом, нас никто из полицейских не “снимал” с дороги.

Поговорить с ними удалось на одной из первых остановок у Ингурского водохранилища, где мы встали для фото.

Ребята были поляками, оба неплохо говорили по английски, а паренек даже по-русски на среднем уровне. Я за пару лет уже отвыкла от английской речи, поэтому понимала через слово, что мне тараторила девчонка, когда я спросила у нее, что с ними произошло на дороге. В общих чертах ситуация была такова, что ребята действительно автостопщики. Автостопом они ездили по всей Грузии и таким же образом намеревались добраться до Местии. Но, тут у них возникли сложности, так как попутный транспорт их провозил по несколько километров, передавая “из рук в руки” следующей машине, пока на пути не появились полицейские. “Если бы не полицейские, мы бы смогли доехать до Местии сами” – подытожила полячка.

Меня вся эта история жутко удивила, ни разу у нас не было проблем с полицией, скорее наоборот, полицейские даже сами могли подвезти немного. Может потому что мы русские? Для меня это осталось загадкой. Еще из ее рассказа меня напрягло, что от Зугдиди они смогли проехать не так далеко, а уже сменили не одну машину. Это означало только то, что попутные машины были в основном из местных деревень. Что ж, окажемся на серпантине, посмотрим, какой там трафик.

130 км за 5 часов – это реально!

Следующая остановка была у придорожного кафе, где пассажиры могли сходить в туалет или перекусить в кафе. Водитель так вообще устроил себе добротный ужин. Время было уже около 19, а мы еще и половины не проехали. Причем, я бы не сказала, что дорога плохая, вполне приличная. В поездках по России или Средней Азии бывали участки и похуже, но при этом мы не тащились 100 км 5 часов.

Из русских в автобусе были только мы с подругой, поэтому большая часть внимания грузин (в хорошем смысле) отдавалась нам. А может просто я была слишком болтливой? Были, правда, еще украинцы (мама с дочкой), но они всю дорогу вели себя тихо, поэтому я даже не знала что они говорят по-русски. У кафе мы простояли не меньше полутора часов. За это время наш горячий водитель успел поругаться с кем-то из местных и чуть не влезть в драку. Поляки были подвижные ребята, их тоже не устраивал тот факт, что они приедут в Местию затемно (да еще и платно), ведь у них не был забронирован хостел, как в нашем случае. По крайней мере нам хватило времени узнать друг друга получше. А вот уговоры водителя “пошевеливаться” ни к чему не привели.

В путь мы тронулись, когда спустились сумерки. В дороге мы останавливались еще пару раз. Первый, когда у водителя возникли проблемы с машинным маслом, а второй, чтобы сфотографировать пик горы Ушба, который не так часто красуется перед всеми своей вершиной. Естественно в такой темени какие могли быть хорошие фотки? Мы даже не заморачивались.

Одно радовало, дорога стала поистине живописной, то и дело из за холмов выглядывали снежные пики далеких сванских гор. Кстати, за время езды нам действительно навстречу попалось от силы 2-3 легковушки, да и в нашей полосе никто не обгонял. Неужели с трафиком здесь действительно так плохо?

Как я и думала, в Местию мы влетели далеко за 21 час. Холодрыга страшная, фонарей не слишком много. Поляки попросили пойти с нами в хостел, вдруг найдется пара свободных комнат. Мы были не против. Поток туристов в начале июня небольшой, да и с погодой в Грузии творилось что-то непонятное: дожди, тучи, холод, места должны быть.

Хостел мы забронировали в самом центре Местии, где-то в закоулке, еле нашли его в потемках. Это был опять полноценный номер с двумя отдельными кроватями, горячим душем и туалетом. Причем, по стоимости в первую ночь вышло всего 27 лари за двоих (как в Кутаиси), а вот за последующие пришлось заплатить больше – 31,5 лари. Так вышло, потому что из-за постоянно меняющихся планов, бронировали не сразу. В любом случае, мы не в обиде, ребятам из Польши, к примеру, на месте вообще пришлось заплатить 35 лари за двуместку, это еще с выпрошенной скидкой.

Более подробно о жилье и о самой Местии я расскажу позже, а сейчас умываться и спать, день был длинный.


Постепенно и до постсоветского пространства добралась мировая тенденция, согласно которой аэропорты и железнодорожные вокзалы должны быть не только удобными инфраструктурными объектами, но и шедеврами архитектуры , настоящими визитными карточками городов, в которых они находятся. И сегодня мы расскажем про 8 самых необычных аэропортов в России и соседних странах.

Аэропорт Царицы Тамары. Местиа, Грузия

Несколько лет назад власти Грузии решили начать масштабную реконструкцию городка Местиа в Сванетии, надеясь превратить его в популярное всесезонное туристическое место, где можно насладиться прекрасными горными видами, а также историей и архитектурой сванов – грузинских горцев.



Существенным минусом Местиа стало его расположение глубоко в горах. И бороться с транспортной проблемой власти решили не только посредством строительства современной трассы через ущелья, но и при помощи возведения – небольшого, но симпатичного и уютного.



Аэропорт Царицы Тамары в Местиа создан по проекту немецкой архитектурной компании J. Mayer H. Architects. Он рассчитан на прием нескольких небольших самолетов в день. А своими формами здание перекликается со знаменитыми сванскими башнями – средневековыми архитектурными сооружениями, носившими хозяйственную и оборонительную функцию.

Аэропорт в Астане. Казахстан

Основанный еще в 1931 году, этот аэропорт долгое время был скромным областным авиавокзалом, соединяющим город с другими населенными пунктами Советского Союза. Его судьбу резко изменил перенос столицы Казахстана в середине девяностых из Алматы с Целиноград, переименованный по этому случаю в Астану.



Сейчас аэропорт казахской столицы является одним из самых крупных и современных во всей Средней Азии. В 2005 году в нем состоялось открытие нового пассажирского терминала с центральным объемом в виде огромного, светящегося в ночи купола со срезанной лицевой стороной.

Аэропорт Ханты-Мансийск. Россия

Ханты-Мансийск также сильно вырос и изменился к лучшему в последние два десятилетия. Этот город стал одним из центров российской газовой промышленности. В нем появилось множество зданий с восхитительной архитектурой, одним из которых стал новый терминал аэропорта.



В Ханты-Мансийске, несмотря на название, ханты и манси вместе составляют чуть более пяти процентов от населения города. Тем не менее, их традиции и культура бережно сохраняются и культивируются. И даже новый терминал аэропорта стилизован под огромный чум, в котором живут народы оленеводов, давшие имя автономному округу и его столице.

Аэропорт Звартноц. Ереван, Армения

А в армянской столице прекрасный, необычный аэропорт появился еще в советские времена. Кавказским архитекторам в СССР вообще позволяли вольности, недоступные зодчим из других республик. И в доказательство тому можно привести необычные формы аэровокзала «Звартноц» в Ереване.



Воздушные ворота Еревана выглядят, будто это огромная летающая тарелка, приземлившаяся на поле в двенадцати километрах от столицы Армении. Впрочем, открытый в 1980 году комплекс к нашему времени заметно устарел. И аргентинская компания Corporation America, занимающаяся его эксплуатацией, всерьез задумывается над сносом этого сооружения и постройкой на его месте современных терминалов.

Аэропорт им. Гейдара Алиева. Баку, Азербайджан

В другой кавказской столице, Баку, в аэропорту также есть здание, похожее на НЛО. Но в список самых необычных аэровокзалов постосоветского пространства этот объект попал благодаря другому сооружению. Осенью 2013 года там открылся , созданный по проекту известной архитектурной компании Arup.





Огромное здание площадью 65 тысяч квадратных метров с высоты напоминает птицу, расправившую свои крылья в полете, или огромный самолет, взмывающий над взлетно-посадочной полосой.

Аэропорт Таллинн. Эстония

Вполне уместным можно считать появление зданий в виде шатров в городах и странах, населенных некогда кочевыми народами, к примеру, в Ханты-Мансийске, или Саудовской Аравии. Но еще в 1980 году в Таллинне был построен терминал аэропорта, который со стороны напоминает гигантскую палатку. Видимо, таким образом архитектор намекал на огромный туристический потенциал небольшой республики Эстония.

Аэропорт Белгород. Россия

В июле 2013 года в Белгороде произошло знаменательное событие – в тамошнем аэропорту открылся новый терминал, превращающий старый аэровокзал в современный комплекс, куда не стыдно пригласить туристов со всего мира.



Здание с огромным изогнутым навесом у входа имеет площадь 12200 квадратных метров. Новый терминал позволил увеличить пропускную способность аэропорта в Белгороде сразу в четыре с половиной раза – со 100 до 450 человек в час.

Пулково. Санкт-Петербург, Россия

А осенью 2013 года ликовали любители авиационной архитектуры уже и в Санкт-Петербурге. Там был введен в эксплуатацию новый терминал аэропорта Пулково, построенный по проекту известнейшей международной архитектурной компании Grimshaw Architects.





Внутренняя планировка нового терминала в Пулково перекликается с архитектурно-планировочной традицией Санкт-Петербурга. Разные зоны здания соединены между собой мостами, будто это острова, на которых расположен исторический центр Северной столицы России. При этом к радости пассажиров и работников упомянутые мосты не разводятся на ночь.


К Чемпионату Мира по футболу 2018 года в Ростове-на-Дону будет построен новый терминал аэропорта, проект которого разработала лондонская архитектурная студия Twelve Architects. Внешний вид этого здания основан на концепции моста, соединяющего Ростов с другими городами и странами. А сама конструкция сооружения будет состоять из нескольких параллельных элементов, стилизованных под мостовые арки.