Олимпус пен ф обзор пленочная камера. Тест фотокамеры Olympus PEN-F: современность с налетом ностальгии. Долина пещерных церквей

15.09.2016

Обзор Olympus PEN-F

Важен ли для вас имидж? Не в общем смысле, а в смысле важен ли для вас имидж фотографа? И как вы вообще себе представляете свой образ в связи с увлечением фотографии? Очевидно, что на результате, то есть на фотографии, не видно во что вы одеты, в тон ли подобран галстук и есть ли он вообще. А может вообще разные носки надеты, вместе с сандалиями. Но вот ведь какой интересный нюанс - в большинстве своем одеваемся мы сообразно своим вкусам и ситуации, а фототехника у нас все время одна и та же. Максимум, что можно поменять - это различные аксессуары: ремешки, чехлы, сумочки и прочая мелочевка. Кому то это может и не важно, а кто-то, возможно, даже переживает - во всем идеальный образ разрушается внешним видом фотокамеры. Для таких вот людей и существуют целые направления в различных областях производства. Автомобили, телефоны, и многое другое, ну и конечно фотокамеры такие тоже есть. Вот и наша камера, герой обзора, относится именно к такому классу. Это новая камера OLYMPUS PEN-F. Ну а имидж, который она должна подчеркивать, можно охарактеризовать как строгий и классический. Что, впрочем, не ограничивает её, классику можно сочетать во многих комбинациях.

Вся нынешняя линейка камер Olympus PEN изначально создавалась как бы продолжением старых пленочных фотоаппаратов выпускавшихся, где то с 1960 г. и назывались они, как ни странно, PEN. Вот и новая камера имеет своим прообразом старинную модель PEN F 1963 г выпуска. Прародитель был довольно интересной камерой - полукадровая зеркалка (кадр размещался на 135 пленке в портретной ориентации и был размером 18х24мм, эдакий старинный кроп) со сменными объективами. Новая же камера взяла от старой название и немного дизайнерских решений.

Тогда

Сейчас

Породистая внешность это конечно хорошо, но интересно и посмотреть, что камера может. Рассмотрим её поближе. И рассматривать мы будем её исходя из предпосылки, что камера эта не для работы, а для удовольствия, для отдыха, если хотите. А может это повседневная камера, что-то вроде аналога манерного молескина. Мне кажется довольно логичным исходя из её положения в нынешней линейке камер Olympus. Будем рассматривать PEN-F как камеру для отпуска.

Виджет от FS

Наличие электронно-механического затвора позволило реализовать довольно широкий диапазон выдержек. Самым коротким отрабатываемым значением стала 1/16000 секунды, так что в этом плане Olympus PEN-F проявляет себя лучше беззеркалок Sony. Впрочем, некоторые камеры (та же X-Pro2 от Fujifilm) позволяют снимать с вдвое более короткой выдержкой – 1/32000 с.

Серийная съемка возможна со скоростью 10 кадров в секунду. За одну серию можно снять до 25 кадров в формате RAW, после чего скорострельность снижается примерно до одного кадра в секунду. Если снимать в JPEG, то можно сделать до 50 фотографий в одной серии.

Как снимает?

После того, как рынок насытился отменными полнокадровыми камерами (в основном это Sony, Nikon, Canon), планка качества изображения на высокой чувствительности сильно поднялась. Я бы даже сказал, что Micro Four Thirds теперь сложно воспринимать всерьез. Если вам нужен минимальный шум и возможность съемки звездного неба ночью на длинной выдержки, то вам однозначно следует смотреть в сторону полнокадровой камеры. Но если сравнивать PEN-F с беззеркалками и компактами с сопоставимой площадью сенсора, то он проявляет себя на удивление неплохо.

Каким должен быть премиальный фотоаппарат? Как минимум обладать топовыми характеристиками и запоминающимся стильным дизайном. Первое не проблема, а вот с дизайном могут быть вариации. Когда-то давно первым фотаппаратом в линейке камер стандарта micro4/3 стала камера Olympus Pen E-P1, и ее можно назвать одной из первых камер возродивших ретро дизайн. Затем было много камер в ретро стиле как от самой компании Olympus, так и от остальных производителей фототехники. И вот пришла пора выйти на новый уровень. Новый уровень по многим показателям - дизайн еще больше напоминает старые, многими любимые камеры, новая матрица, новый уровень качества производства камеры и многое другое.

В данном обзоре не будет кучи тестов, технических сравнений с другими камерами, странных тестов ИСО и т.д. Вместо этого я постараюсь отразить свое личное, субъективное мнение о данном фотоаппарате. Кому-то может показаться предвзятым подходом, но в данный момент я решил отойти от практики применяемой мной в прошлых обзорах. Далее много субъективных суждений и фотографий.

Olympus Pen-F это камера, которая пусть и не сможет стать хитом продаж (откровенно говоря ей и не пытались отвести эту роль), но может похвастаться отличным дизайном и техническими характеристиками подстать флагманам конкурентов.
Для кого эта камера? Точно не для свадебщиков или репортажников, это больше модный аксессуар, с которым не стыдно появиться высшем свете. Нет, я не говорю что основное предназначение камеры просто красоваться своим внешним видом, в умелых (да и не очень) руках камера способна на многое, и да, можно и свадьбу отснять и спортивное мероприятие запечатлеть (что я не раз делал), вот только для подобных мероприятий можно найти более подходящую камеру за меньшие деньги.
Но давайте отойдем от лирики и вернемся к герою сегодняшнего обзора - Olympus Pen-F


Технические характеристики

Общие параметры
Общее число пикселей матрицы - 21.8 млн;
Число эффективных пикселей - 20.3 млн;
Физический размер - 17.3 x 13.0 мм;
Минимальная чувствительность (ISO) - 100;
Максимальная чувствительность (ISO) - 25600;
Скорость съемки - 10 кадр./сек;
Объектив
Фокусное расстояние - 17 мм;
Фокусное расстояние (35 мм эквивалент) - 34 мм;
Максимальное диафрагменное число - f/1.8;
Видоискатель и ЖК-экран
Видоискатель - электронный;
Число пикселов видоискателя - 2360000;
Диагональ ЖК- экрана - 3";
Тип ЖК- экрана - поворотный, сенсорный;
Число пикселов ЖК- экрана - 1040000;
Экспозиция
Выдержка, мин - 1/16000c;
Выдержка, макс - 60с.


Упаковка и комплектация

Встречают по одежке - именно так начинается народная мудрость, и в Olympus решили сделать упаковку на зависть конкурентам. Да-да, даже коробка камеры выполнена в премиальном дизайне.

{img:1:click:medium} {img:2:click:medium}

Встречает нас суперобложка, сняв которую мы обнаружим основную коробку с не менее стильным дизайном. Но и это еще не все. В этой коробке находится еще одна, основная коробка в которой и располагается камера со всеми аксессуарами.

{img:3:click:big}

Каждый отдельный элемент упакован в отдельную небольшую коробочку, а сама камера находится в центре в защитном пакете. Кстати, все коробки выполнены из качественного черного картона, практически лишенного каких-либо надписей. Тут нет ни описания камеры, ни ее характеристик, ничто не отвлекает от созерцания стильного дизайна, ничто не вносит элемент дешевизны в дизайн.

А вот сам комплект поставки довольно стандартный:
- камера;
- объектив Olympus m.ZD 17мм\1.8 в черном цвете;
- ремешек;аккумулятор;
- зарядное устройство;
- набор кабелей;
- документация.

Камера доступна как в полностью черном цветовом исполнении, так и в серебристом. Также можно выбирать из нескольких вариантов комплектации:
- body (только камера);
- kit (Olympus m.ZD 17мм\1.8);
- kit 14-42 EZ.

Внешний вид и эргономика

{img:4:click:medium} {img:5:click:medium}

{img:6:click:medium} {img:7:click:medium}

Камера выполнена в ретро стиле, который диктует свои особенности. Например, разъем для спускового тросика в кнопке спуска, колеса управления с характерными насечками, диск экспокоррекции, видоискатель на краю камеры, а не по центру. И даже поворотный дисплей может дополнить общий эффект - достаточно просто развернуть его в сторону камеры и закрыть.

{img:8:click:medium} {img:9:click:medium}

Управление практически полностью унифицировано с другими камерами Olympus OM-D. Также два колеса управления, диск выбора режимов съемки с фиксатором, практически все кнопки настраиваемые, в том числе одну из них можно перевести в режим мульти-функциональной кнопки, которая позволяет изменять функции колес управления. Немного выбивается из общей картины диск экспокоррекции. Он позволяет быстро вводить экспокррекцию в диапазоне +\- 3 EV с шагом 1\3 ступени. Диск проворачивается с небольшим усилием, что предотвращает случайное изменение параметра. Диск экспокоррекции нельзя перенастроить на другую функцию, это один из немногих элементов управления которые не поддерживает индивидуальную настройку.

Есть и дополнительный элемент управления - диск выбора творческих режимов рядом с объективом. Диск позволяет изменить режимы «пленки» - выбрать один из творческих режимов для JPEG. Но вот лично для меня наиболее востребованным оказался режим MONO – монохромный режим съемки. Причем это не те режимы монохромной «пленки» что были в других камерах, а более продвинутый, с большим количеством возможных настроек - гибкая настройка цветового фильтра и возможность настройки нескольких уровней «шума» - благородное пленочное зерно для обывателей.

{img:10:click:medium} {img:11:click:medium}

Вам не показалось, что на камере чего-то не хватает?
Правильно, не видно ни одного винтика, ни каких зазоров на стыках элементов. Качество изготовления камеры выше всяких похвал. А теперь ложка дёгтя - несмотря на столь высокое качество изготовления, камера не обладает защитой от пыли и влаги, по крайней мере официально это не заявлено. Возможно подобной камере это и не надо, но лишняя защита любой камере не помешала бы.

Меню камеры и принцип управления не поменялись, в сравнении с прошлыми камерами компании, но есть вроде бы мелкие, но довольно приятные изменения.
Одно из них - возможность задавать произвольное значение фокусного расстояния в настройках стабилизатора изображения, причем с точностью до одного знака после запятой. И ведь не зря такое сделано, в системе micro4/3 уже много мануальных объективов с десятичным значением фокусного расстояния (например: Voigtlander Nokton 42.5mm f/0.95, Samyang 7.5\3.5).

Арт-режимы
Арт-режимы в камере сохранились от прежних моделей почти в неизменном виде, также добавился диск выбора творческих режимов. На котором помимо выбора АРТ-режимов и цветовых профилей появился режими MONO. Это, по сути, режим ЧБ. При его использовании получаются очень вкусные картинки, а главное для ленивых - картинка готова к употреблению без всякого фотошопа.

Автофокус у камер Olympus уже давно на достойном уровне (если не считать следящего), и данная камера не исключение - быстрый, точный и все также удобно выбирать зоны автофокуса простым прикосновением к экрану. Также в камере есть режим выбора зоны автофокуса простым вождением пальца по экрану при использовании видоискателя, такой режим в камерах Olympus появился в E-M10 II, а теперь, похоже, будет во всех новых камерах с видоискателем.

Еще из новых функций - точечный замер экспозиции теперь привязан к выбранной зоне автофокуса, а не только к центральной точке. Это работает не только для маленьких зон автофокуса, а абсолютно для всех, он крошечных до самой большой и при выборе нескольких объединенных зон (режим 3х3). Это одна из нескольких функций которых я ждал от Олимпуса с появления самой первой беззеркалки.

Видеосъемка
Режимы и качество записи в сравнении с двумя последними моделями не поменялось, или поменялось незначительно. 4К нет, а вот все остальные актуальные режимы присутствуют.

Автономная работа
Минимальное количество кадров от одного заряда которое мне довелось получить - порядка 600. А в среднем получалось снимать от 700 до 1000 кадров, с периодическим просмотром отснятого материала и без видеосъемки.

Есть в камере и все те программные функции к которым мы уже привыкли ранее: режим Hi-Res, cценические программы, мультиэкспозиция, коррекция трапецеидальных искривлений, фотоистории, фокус-пикинг, брекетинг автофокуса (Focus Bracketing Mod), Live Composite, Live BULB и Live Time и т.д.

Выводы

Что же в итоге? Отличная камера, вполне неплохая эргономика, все самые современные функции и матрица... Вот про матрицу все очень противоречиво... С одной стороны хуже не сделали, что уже радует, а с другой стороны все ждали чего-то большего. По субъективным ощущениям немного поменялся выдаваемый цвет - он стал более сдержанным, как будто пытается соответствовать общему стилю и позиционированию камеры, он не стал хуже, jpeg из камеры по прежнему один из лучших по качеству цветопередачи, главное не испортить его настройками.



В плюсы камеры также стоит занести высочайшее качество сборки и используемые материалы, пусть и не обошлось без спорных моментов. Например, расположение переключателя арт-режимов - многие жаловались что он слишком тугой и впивается в пальцы если долго держать камеру. Да и механизм поворотного экрана не всем придется по нраву, хотя очень многие ждали возвращение именно подобных экранов (он был еще в зеркалках компании). Ну и конечно же стоимость, ее можно занести в минусы, хотя, как мне кажется, Olympus сознательно шел на подобный шаг - не может премиальный продукт стоить дешево (за качество и стиль надо платить).
Ну и нельзя забывать про режим MONO - возможность получить шикарные ч/б снимки прямо из камеры много стоит. Да, это не Leica c ее монохромным сенсором, но и в таком варианте Olympus Pen-F выдает отличный результат.

Нынче путешественник без фотоаппарата - все равно что едок без ложки. Правда, голодному можно есть и без приборов, руками, а вот как спокойно «употреблять» пищу для ума и сердца - дивные красоты, прелести земли, неба и воды, - если нечем сделать фотоснимок, а таланта рисовать карандашом или писать маслом не даровано от природы? В общем, путешественнику без камеры, как говаривал Полиграф Полиграфович Шариков, «строго воспрещается существовать»…

Для полевых испытаний мне передали фотокамеру Olympus PEN-F и объективы для нее, перекрывающие весь диапазон требующихся на практике фокусных расстояний, от 24 мм до 300 мм (в эквиваленте системы 35 мм). Это два зума, «штатный» Olympus M.Zuiko Digital ED 12-40mm F2.8 Pro и телевик Olympus M.Zuiko Digital ED 40-150mm F2.8 Pro, а также более светосильный эквивалент столь любимого фотографами «полтинника» (фокусного расстояния 50 мм для кадра 24×36 мм) - Olympus M.Zuiko Digital 25mm F1.8.

Воспоминание о шестидесятых

Стандарт Four Thirds был разработан Olympus совместно с Eastman Kodak, первоначально для цифровых зеркальных камер, и назван по размеру используемой матрицы (4/3 дюйма по диагонали). В 2008-м Olympus и Panasonic анонсировали Micro Four Thirds (MFT), уже для беззеркальной цифровой фототехники.

Матрицы MFT по площади вчетверо, а по ширине в два раза меньше полнокадровых. Поэтому масштаб изображения, формируемого на них оптикой, вдвое больше, то есть кроп-фактор равен двум. Это означает, что объектив с фокусным расстоянием 25 мм становится эквивалентным объективу 50 мм на полнокадровой системе.

Olympus PEN-F - цифровая инкарнация в стандарте MFT первого в мире «полукадрового» однообъективного зеркального фотоаппарата эпохи пленочно-бумажной фотографии, впервые анонсированного в 1963 г. Пленочный PEN-F создавал изображение вполовину меньше обычного (24×18 мм, а не 24×36 мм), и на стандартной пленке можно было поместить вдвое больше снимков (72, а не 36). В отличие от современных камер MFT, кроп-фактор ветерана составлял 1,45, и «штатный» объектив Olympus F. Zuiko Auto-S 38mm F1.8 был эквивалентом 55-миллиметрового объектива для полнокадровых зеркалок, а Olympus G. Zuiko Auto-S 40mm F1.4 - 56-миллиметрового.

Многие источники указывают на то, что дизайн новой камеры якобы вдохновлен Olympus PEN-F образца 1963 года. Пожалуй, если речь идет о форме и размерах корпуса, то это так. Но общая компоновка и расположение органов управления у цифрового потомка не могут не отличаться.

Однообъективная зеркальная «полукадровая» фотокамера Olympus PEN-F, анонсированная в 1963 г., с объективом Olympus G. Zuiko Auto-S 40mm F1.4

Позволю себе провести другую связующую нить: ветеран был первым зеркальным фотоаппаратом с размером кадра вполовину меньше традиционного, и новая Olympus PEN-F, в соответствии со стандартом MFT, тоже обладает сенсором вдвое меньше кадра полного формата.

Приведем характеристики камеры Olympus PEN-F и по результатам наших измерений.

Наименование Olympus PEN-F
Дата анонса 27 января 2016 г.
Тип камеры Беззеркальная
Тип матрицы CMOS Micro Four Thirds (MFT, 4/3)
Кроп-фактор (коэффициент умножения фокусного расстояния для полного кадра) 2
Форматы изображения 1:1, 4:3, 3:2, 16:9
Эффективных пикселов матрицы 20 млн
Светоприемных ячеек матрицы 22 млн
Размер матрицы 17,3×13 мм
Очистка от пыли Ультразвуковой волновой мотор
Процессор TruePic VII
Диапазон чувствительности ISO 200-25600 (расширенная до 80)
Диапазон выдержек 1/8000-60 с (механический затвор)
1/16000-60 с (электронный затвор)
Форматы и размер кадра RAW (ORF), JPG 5184×3888 (10356×7776 в режиме высокого разрешения)
Уровни качества JPG Высококачественный, качественный, нормальный, базовый
Форматы и размер видео MPEG-4, H.264, Full HD 1920×1080, частота 60, 50, 30, 25, 24 кадров/с
Скорость серийной съемки 10 кадров/с
Стабилизация изображения внутрикамерная, пятиосевая, до 5EV
Автофокусировка Многозонная, центральная, точечная (с выбором местоположения), следящая, однокадровая, непрерывная
Ручная фокусировка Да
Число датчиков автофокуса 81
Диапазон чувствительности автофокуса от −2EV до +20EV
Тип дисплея TFT LCD
Размер дисплея по диагонали 3″
Число эффективных элементов изображения на дисплее 1 037 000
Сенсорный экран Да
Тип видоискателя Электронный
Покрытие кадра в видоискателе 100%
Увеличение изображения в видоискателе 1,23x
Разрешение видоискателя 2 360 000
Коррекция рефракции глаза от −4 до +2 диоптрий
Поле зрения 100%
Режимы съемки Приоритет выдержки, приоритет диафрагмы, ручной режим, 24 сюжетные программы
Встроенная вспышка Нет
Внешняя вспышка В комплекте
Режимы работы вспышки Автомат, подавление эффекта «красных глаз», заполняющая вспышка, медленная синхронизация по первой шторке, медленная синхронизация по второй шторке
Автоспуск (задержка) Да (2 или 12 с, по выбору)
Экспозамер Мультизонный, центрально-взвешенный, точечный, светлая зона, тень
Количество зон экспозамера 324
Компенсация экспозиции ±5EV с шагом 1/3EV
Экспозиционный брэкетинг ±5EV (2, 3, 5, 7 кадров с шагом в 1/3EV, 2/3EV, 1EV)
Брэкетинг баланса белого Да
Покадровая съемка с интервалами Да
Хранение отснятого материала SD, SDHC, SDXC
Интерфейс USB 2.0 (480 Мбит/с)
Выход HDMI Micro-HDMI
Вход микрофона Нет
Выход на наушники Нет
Беспроводная связь Wi-Fi 802.11b/g/n
Дистанционное управление Проводной пульт, приложение для смартфона
GPS Нет
Защита от пыли и влаги Нет
Батарея Литий-ионная BLN-1, отдельное зарядное устройство
Емкость батареи 1220 мА·ч (330 кадров)
Вес (включая батарею) 427 г
Размеры 125×72×37 мм
Средняя цена (без объектива) T-13415280

Думаю, что если с камерой нельзя разобраться за полчаса, то это серьезная проблема. Мне частенько приходится по нескольку раз в день переходить с одной системы на другую (доходило до четырех таких смен), поэтому эффективно работать с техникой, которая требует долгой адаптации и привыкания, совершенно невозможно. Но не таков Olympus PEN-F! В том смысле, что с ним все просто и понятно: взял в руки, вставил в слот карту памяти, отформатировал ее, выставил нужный режим и начал снимать, ни о чем не беспокоясь.

Поэтому я начал снимать сразу же после получения оборудования. Сел в такси и тут же сфотографировал водителя (c его любезного разрешения).

«Пожалуйста, пристегнитесь!» Olympus M.Zuiko Digital 25mm F1.8, F1,8, 1/500 с, ISO 200 (передержка +1 экспозиционная ступень).

Честно говоря, эта фотография не пострадала бы ни на йоту, сделай я ее в черно-белом варианте, причем как средствами самой камеры, так и при постобработке. Но все же начинать нужно с более целостной картины, каковая немыслима в черно-белом представлении, поэтому пусть здесь все остается цветным.

Детали лица проработаны отлично. Заметен хитрый прищур и озорной блеск в глазах водителя - или это я фантазирую? Передача оттенков кожи весьма хороша, полутона спокойные, с плавными переходами. Детали в светах сохранены в значащих зонах кадра, исключая небо, которое, естественно, совершенно засвечено. Почему «естественно»? Да потому что в настройках камеры нарочно установлена передержка +1, чтобы при съемке в контровом свете проработалось лицо, а иначе оно «провалилось» бы в тень.

Приехал в офис. Друзья-коллеги предложили кофе, поставили на стол чашку. Вот он, кадр! - подумал я.

«Черный кофе». Olympus M.Zuiko Digital ED 12-40mm F2.8 Pro, 30 мм, F2,8, 1/1000 с, ISO 200.

Между прочим, изображение здесь цветное. Просто таков был свет, чашка и поверхность стола, что на выходе получилось черно-белое фото. Самое ценное, что иллюстрирует этот снимок - мягкие, плавные светотональные переходы и неплохой динамический диапазон. Взглянем на стол в зоне резкости и отметим хорошую проработку фактуры поверхности с воспроизведением деталей как в ярких светах, так и в глубоких тенях.

Гуттаперчевый дисплей

Главное достоинство Olympus PEN-F с точки зрения эргономики и удобства для пользователя состоит в его дисплее, который не только дублирует изображение в видоискателе и дает возможность просматривать отснятое непосредственно на месте, но и позволяет визировать сцену при съемке в самых неожиданных ракурсах.

Начнем с того, что в обычных условиях меня тяготит само наличие дисплея перед носом во время съемки. Все время заботишься о том, чтобы случайно не ударить его, не заляпать прикосновениями кожи лица и рук и не оцарапать. У Olympus PEN-F дисплей можно откинуть влево, повернуть вокруг длинной оси, перевернуть «лицом» к корпусу камеры и сложить в таком состоянии, надежно защитив от загрязнений и повреждений. Это очевидный плюс.

Olympus PEN-F с дисплеем, сложенным «лицом внутрь» и защищенным от повреждений и загрязнений

В традиционном, рабочем положении дисплей достаточно ярок даже на дневном свету и позволяет визировать без особых осложнений. Однако при съемке на открытом солнце он, разумеется, «слепнет», и тогда не остается иного выхода, кроме как приложить все-таки глаз к видоискателю (чего так не любят делать некоторые современные фотолюбители).

Дисплей Olympus PEN-F в рабочем состоянии позволяет визировать при не слишком ярком дневном освещении

В особых случаях можно задействовать все возможности дисплейного крепления, которое позволяет ориентировать его в любом самом причудливом положении. Позволяет не только снимать селфи (то есть автопортреты), развернув откинутый дисплей и саму камеру объективом к себе, но и фотографировать в буквальном смысле из-за угла, над головами окружающих или, наоборот, с низкой точки, опустив камеру к земле. Эта, если можно так выразиться, супергибкость конструкции камеры дает ей неоспоримое преимущество перед теми аппаратами, у которых дисплей лишен подвижности вовсе или поворачивается только вокруг поперечной оси.

Дисплей Olympus PEN-F в положении для съемки «из-за угла»

В стране полумесяца

Через полтора дня я уже был в Турции. Но из-за бессонной ночи в день перелета решил перед дальней дорогой денек отсидеться в городе с символическим названием Сиде.

Сиде, провинция Манавгат. Olympus M.Zuiko Digital ED 40-150mm F2.8 Pro, 150 мм, F2,8, 1/5000 с, ISO 200.

Неплохая иллюстрация возможностей системы по рендерингу цвета. На снимке мне нравятся синий, желтый и темно-красный цвета. А еще мне понравилось, как я построил кадр (в этом утверждении только доля шутки).

В запасе оставалось немного времени, и я занялся исследованием камеры, которой предстояло стать моим верным спутником в путешествии.

На вид и ощупью

Не могу не сказать, что органы управления расположены несколько непривычно. Недоумение вызывает выключатель, который сделан в виде колеса пусть и большого, но без какого-либо «отростка», поэтому пользоваться им не очень удобно. К тому же он расположен слева, а не справа. Когда убираешь камеру в рюкзак или сумку, можно легко сдвинуть это колесо-выключатель в положение «On» (включено). Разумеется, я виноват в этом больше, чем разработчики камеры, но в моих поездках это происходило постоянно, и винить одного себя я попросту устал.

Olympus PEN-F сверху

Сверху на камере имеются «горячий башмак» для подключения дополнительного оборудования, перед ним - отверстия стереомикрофона, селектор режимов съемки, кнопка спуска затвора, обрамленная рифленым кольцом управления выбором параметров (назначение зависит от режима работы), кнопка активации записи видео и колесо экспокоррекции. Последнее расположено крайним слева. Оно выступает за край корпуса, и его можно задеть так же легко, как выключатель, незаметно для себя введя экспокоррекцию.

Для выбора режима работы необходимо перед поворотом селектора нажать разблокирующую его кнопку сверху. Подобный принцип распространен в большинстве фотосистем, но мне кажется, что в нашем случае стопор был бы уместен также на выключателе камеры и на колесе экспокоррекции.

Olympus PEN-F сзади

Сзади расположены: дисплей, окуляр оптоэлектронного видоискателя, колесико его диоптрийной коррекции, функциональные кнопки 1 и 2 (Fn1, Fn2), колесо управления выбором параметров, профилированный упор для большого пальца правой руки, кнопки увеличения изображения, меню, информации, стирания, воспроизведения и пятипозиционный джойстик.

Мне непонятно, какими мотивами руководствовались разработчики камеры; во всяком случае, похоже, что удобство обращения с аппаратом у них явно отходило на второй план. Olympus PEN-F - камера весьма скромная по размерам, но на ней нет никакой ручки и даже утолщения для удержания в правой руке. Кое-что должен был бы предложить упор для большого пальца, но с ним у меня тоже возникали сложности. Во-первых, он расположен слишком низко, и для управления колесом экспокоррекции палец приходится смещать с упора вверх. Во-вторых, не только мизинец, но и безымянный палец моей правой руки не могут охватить аппарат и свешиваются вниз: им просто некуда деться.

Olympus PEN-F спереди

На передней панели слева от объектива вверху расположено колесико выбора творческих режимов съемки, слева внизу - кнопка предварительного просмотра, справа вверху - подсветка автофокуса и индикатор задержки автоспуска, справа внизу - кнопка разблокировки байонетного крепления объектива.

На мой взгляд, наибольший интерес и практическую ценность представляет селектор творческих режимов. С его помощью можно почти мгновенно активировать черно-белую съемку, а это очень удобно. Я решительно не согласен с теми коллегами, которые уверяют в бесполезности этого колесика на передней панели камеры. Еще раз повторю: это очень удобная деталь, которой я неоднократно пользовался по назначению.

Замок байонета справа от объектива - это тоже правильно и очень полезно. Я успел много раз убедиться, насколько удобно заменять объектив правой рукой, «взвесив» камеру в левой руке и нажав указательным пальцем на кнопку замка. В некоторых других системах такой замок располагается слева от объектива, и оперировать им не столь легко.

Olympus PEN-F снизу

На нижней панели камеры расположены отсек для батареи и слот для карты памяти, причем они соседствуют под одной крышкой. В центре, ближе к переднему краю, имеется стандартная резьба 1/4″ для крепления камеры на штативе.

Долина пещерных церквей

Мне предстояло провести неделю в Каппадокии - «прекрасной стране лошадей», как может звучать перевод этого слова со смеси греческого, арамейского и тюркского языков. Каппадокию отличают невероятно красивые природные ландшафты. Но еще важнее то, что эту землю можно справедливо именовать колыбелью христианства. Именно сюда из Рима, Синая, Сирии, Балканских земель бежали от преследователей своего учения те, кто уверовал в Воскресение.

Путешествие по Каппадокии было удобно начинать с Гюзельюрта - небольшого селения на горе у южных ворот ущелья Ыхлара. Кстати, «гюзель юрт» по-турецки означает «любимый дом». Ниже этого поселка, у подножия окрестных гор, расположена Монастырская долина - горная местность, полная древних церквей, человеческих жилищ, хлевов для скота, конюшен, мастерских и других помещений, которые частично занимают пещеры, а частично - залы, вырубленные в камне. Некоторые из них и доселе используются местным населением по назначению, например как склады, сыроварни и винодельни.

Для археологов тут непочатый край работы, ибо глубина «копания» предмета сильно хромает. А с датировкой построек дело обстоит и вовсе неважно: есть только разрозненные данные о том, что первые поселенцы появились здесь еще во времена неолита, затем стали обустраиваться фригийцы, а в I-IV вв. н. э. - «окапываться» древние христиане. Сначала они прятались в Каппадокии от Рима, потом от Византии, арабских завоевателей и Оттоманской империи.

Однако сейчас для меня все это имеет второстепенное значение. Важно другое: тут очень малолюдно, и никто не мешает планомерно и не торопясь исследовать и фотографировать. В этот раз я вообще не встретил в Монастырской долине ни одного человека. И еще: здесь очень интересно. Лазая по россыпям валунов и ползая по каменным ходам пещер, испытываешь такой восторг и наслаждение, будто вернулся в собственное детство.

Для съемок в здешних местах я пользовался исключительно «штатным зумом», причем только в максимально широкоугольном положении, то есть на фокусном расстоянии 12 мм.

У конца дороги. F2,8, 1/6400 с, ISO 200.

Прекрасная резкость и детализация на открытой диафрагме.

Хозяйственное помещение в обработанной пещере. F2,8, 1/25 с, ISO 250.

Отрадно сознавать, что автоматика очень сообразительна в деле установки параметров экспозиции. При исчерпании ресурса удлинения выдержки она не повышает чувствительность сразу вдвое (на одну ступень), а делает это аккуратно, долями ступени - в нашем случае до 250 единиц ISO.

Каменные ступени в пещерной церкви. F2,8, 1/25 с, ISO 400.

Удачный пример хорошей проработки фактуры поверхности камня и мелких деталей растительности (слева внизу) при освещении дважды отраженным светом.

Взгляд наружу. F2,8, 1/1600 с, ISO 200.

Обратим внимание не то, что пейзаж на открытом воздухе отработан безупречно. Превосходная детализация заметна и на паутине. Но очень важно, что матрице хватило динамического диапазона, чтобы показать детали на темных каменных стенах вокруг входного проема. А ведь могла бы и «завалить» все в черноту.

Скальная церковь Кёмюрлу («Угольная»). X век. F2,8, 1/25 с, ISO 400.

Когда я впервые увидел это место, то почему-то вспомнил Минас-Тирит из Толкиеновской трилогии «Властелин колец». Вход в пещеру-преддверие расположен на высоте около полутора метров над поверхностью земли. В древности, вероятно, пользовались деревянной лестницей, которую убирали для защиты от непрошенных гостей. Теперь тут лежат несколько камней, но влезать внутрь все равно очень нелегко, особенно с рюкзаком.

Интерьер церкви Кёмюрлу («Угольной»). X век. F2,8, 1/25 с, ISO 400.

Пещеры церкви (три этажа!) были вырублены в скале в период иконоборчества и не содержат росписей. Однако внутри остались изображения мальтийского креста и более поздние надписи на греческом XIX века. Ме́ста во всех помещениях очень мало, едва хватает на то, чтобы развернуться.

Кроме Монастырской долины в окрестностях Гюзельюрта есть еще одно примечательное место - церковь Вознесения Господня. На самом деле, это не церковь, а монастырь с довольно большим двором. Но интереснее всего расположение этого памятника: на горе над речной долиной.

Монастырь Вознесения. X век. Olympus M.Zuiko Digital ED 12-40mm F2.8 Pro, 25 мм, F8, 1/640 с, ISO 200.

К монастырю Вознесения ведет горная дорога, вдоль которой тут и там стоят вот такие каменные гиганты. Это не причуда природы, а деяние человеческих рук: камни стоят, сложенные по два.

Отметим хорошую работу матрицы камеры, которая смогла воспроизвести мельчайшие детали в густой тени на камнях, и направимся в Газиэмир, подземный город, служивший, как и пещерные церкви, укрытием для древних христиан.

Город под землей

Подземный город Газиэмир. Olympus M.Zuiko Digital ED 12-40mm F2.8 Pro, 18 мм, F2,8, 1/1600 с, ISO 200.

Это самый неглубокий город из подземных городов Каппадокии. Строго говоря, многие его помещения имеют собственный выход на поверхность, поэтому проще рассматривать его как совокупность пещер.

Здесь вполне подходящие условия для проверки возможностей камеры и оптики: большой перепад яркостей на открытом воздухе и внутри помещений, изобилие мелких деталей на поверхностях камня. Как видим, итоги тестовой съемки очень хороши: адекватно воспроизведена картинка снаружи и внутри помещения, в тенях и в светах много различимых деталей.

Вход в пещеры Газиэмира. Olympus M.Zuiko Digital ED 12-40mm F2.8 Pro, 12 мм, F2,8, 1/40 с, ISO 200.

Каменные диски, как тот, что мы видим на снимке, использовались во всех подземных городах Каппадокии в качестве дверей. Их закатывали в специальные ниши, перекрывая входы. Снаружи открыть такую «дверь» просто невозможно.

Нигде направо. Olympus M.Zuiko Digital ED 12-40mm F2.8 Pro, 17 мм, F2,8, 1/8000 с, ISO 200.

Есть в Каппадокии такой город. Особо интересного тут ничего нет, кроме самого названия. Правда, по-турецки оно читается «нийде». Меня это не соблазнило, и я повернул налево, в сторону Гёреме - города в самом центре этой заповедной земли, где предстояло провести семь дней.

Каменные чудеса

Еще всего час езды - и мы у цели. Вот вид с горной террасы от входа в наши апартаменты в гостинице «Нейчурлэнд Кейвз».

Долина Гёреме. Olympus M.Zuiko Digital ED 12-40mm F2.8 Pro, 12 мм, F8, 1/500 с, ISO 200. Панорама из 8 кадров, сшитая в Kolor Autopano Giga.

Это снято, так сказать, «с черного хода». Под нами внизу - ферма по разведению лошадей, а на заднем плане - древние пещеры, которые, как было сказано выше, местные обитатели продолжают использовать и сегодня.

Мы еще не отдохнули после долгого пути и обилия впечатлений, а очень хочется рассмотреть, что там, вдали, подробнее. Поэтому мы пока никуда не двинемся, а просто поменяем наш стандартный зум на телевик.

Каменные чудеса. Olympus M.Zuiko Digital ED 40-150mm F2.8 Pro, 90 мм, F2,8, 1/6400 с, ISO 200.

Собственно, городок Гёреме, где мы поселились (точнее, его старая часть), представляет собой вот такой термитник: в горах вырублены пещеры, в которых расположены гостиницы, кафе, мастерские, склады и проч.

Хорошо работает телезум. Оценим высокую резкость (уже на открытой диафрагме) и приятные цвета. А закончим этот долгий первый день проводами солнца.

Несовершеннолетний зритель. Olympus M.Zuiko Digital ED 12-40mm F2.8 Pro, 17 мм, F2,8, 1/1600 с, ISO 200.

В окрестностях Гёреме есть место, облюбованное туристами для созерцания закатов - это горное плато Актепе над Красной и Розовой долинами, которые расходятся отсюда в направлениях на Чавушин и Аванос. Место известное, и шустрые местные власти обложили доступ к этой площадке данью в размере три турецкие лиры с человека. Здесь мы попрощаемся с прошедшим днем.

Подсолнух отвернулся от кумира. Olympus M.Zuiko Digital 25mm F1.8, F1,8, 1/10000 с, ISO 200.

Снимок в контровом свете, но камера и оптика хорошо проработали детали. Контраст, конечно, понижен, но намного меньше, чем того можно было ожидать.

Назавтра и в последующие дни я переполнялся впечатлениями: подземные катакомбы Деринкую и Каймаклы, город пещер в Монастырской долине, скальные церкви в Зельве и долине Ыхлара, созданные природой «домики фей» в долинах Гёрселид и Пашабаг, пещерные крепости Чавушин и Учхисар, заброшенные города Старый Гёре и Ибрахим-паша. А потом было путешествие в Коммагену - древнее царство конца II - начала I вв. н. э., от которого до нас дошли руины святилища Антиоха I на горе Немрут и каменные рельефы Арсамеи, столицы Коммагены, на вершине другой горы.

Я искренне надеюсь, что Olympus PEN-F и три объектива помогли сохранить часть моих впечатлений. По объективам будут опубликованы отдельные материалы, в которых можно будет оценить качество работы каждого из них по отдельности. А пока (ниже) - примеры их работы в общей галерее.

Итоги

Я работал камерой Olympus PEN-F в течение трех недель и получал при этом удовольствие. Она позволяет быстро реагировать на происходящее, не теряя возможности сделать снимок. У нее очень удачный дисплей, который можно установить в любом положении, в том числе для съемки в неожиданных позициях и с таких точек, с которых это невозможно сделать многими другими камерами.

Некоторые неудобства вызывают расположение и конструкция отдельных селекторов и переключателей, а также приспособление для удержания правой рукой (при учете необходимости одновременно оперировать органами управления).

Матрица, располагающая 20 млн светоприемных ячеек, позволяет делать снимки, которые можно отпечатать на бумаге размером до 40×30 см и даже больше, не жертвуя ни резкостью, ни контрастом.

Функциональность Olympus PEN-F весьма богата, причем не только в связи с наличием внутрикамерной стабилизации изображения, возможности фотографирования сериями, брэкетинга, экспокоррекции, но и благодаря большому набору сюжетных режимов, созданию фотопанорам, съемке видео Full HD (1920×1080 с прогрессивным сканированием).

Легкость и компактность фотоаппарата делают его необременительным в путешествиях и поездках, пеших и конных прогулках и многодневных походах.

Olympus PEN-F - современная камера высокого класса, которая по своим возможностям удовлетворит потребности не только фотолюбителя, но и профессионала.

Комплект в составе:

  • Olympus PEN-F,

прошел полевые испытания в сухом и влажном жарком климате, в каменистой пустыне, у моря, в горах на высоте до 3 км, в ущельях глубиной до 300 м, при избытке и недостатке естественного и искусственного освещения, на рассветах и закатах, в полдень и по ночам.

Вердикт: к фотослужбе в путешествиях годен.

Благодарим компанию Olympus за предоставленные для тестирования камеру и объективы