Храм святой софии. Собор святой софии Превращение в мечеть

Айя София (Стамбул) — пожалуй, самый популярный музей в Турции. По статистике за туристический сезон Софийский собор посещают около 3 миллионов туристов со всего мира, чтобы увидеть его уникальные реликвии и архитектуру, а еще стать частью почти 1500-летней истории этого величественного сооружения.

Премудрость Божия — так красиво звучит перевод названия одного из красивейших зданий мира: православного собора, затем мечети, а ныне музея Айя София, Стамбул.

Премудрость Божия — и сразу на ум приходит образ чего-то светлого, величественного и прекрасного. Да, да, такой он и есть: известный по всему миру памятник византийского зодчества — собор святой Софии в Стамбуле.


Часто можно встретить вопрос: «Святая София Константинопольская — кто она? Почему самый знаменитый собор святой Софии (Турция) так называется?» Здесь имеется в виду не конкретная женщина, жившая в прошлом: святая София, которой и посвящён храм.

Скорее всего, здесь София — имеет значение Премудрости Божия, понятия Божественной мудрости, Божественного провидения, Божественного плана, Божественного присутствия во всём, что нас окружает, и в нас самих. Мудрость Божья — она и в Библии, и в заповедях, и в храмах, и в душах каждого из нас.

Всегда София: история от 4 века и до 20-го

Перед рассветом всегда закат: неудачное начало

История Ναός τῆς Ἁγίας τοῦ Θεοῦ Σοφίας (так называлась церковь по-гречески) началась ещё во времена Византийской империи в годы правления императора Константина Первого.

В самом центре Константинополя, у императорского дворца в 20-е годы четвёртого века — только представьте, наш 21 и 4! — возвели христианскую церковь. Но через несколько лет в городе произошло восстание недовольного властью народа. Начался сильный пожар, и церковь сгорела.

Храм святой Софии в Константинополе построили во второй раз, но через 10 лет во время пожара он тоже сгорел. Императором был Феодосий 2, и по его указу на этом месте поставили базилику с колоннами внутри. Но в 532 году в ходе крупного народного восстания уже при Юстиниане 1 сгорела и она.

Подсказка Ангела

Через 40 дней после пожара император Юстиниан приказал на том же месте построить новую церковь святой Софии. Он задумал сделать её не только украшением города, но и жемчужиной своей империи.

Говорят, что ночью Юстиниан увидел Ангела, который показал ему макет будущего великолепного собора Аве София. Императору так понравился макет строения, что впоследствии, он даже спорил с проектировщиками здания, потому что их план предполагал не то количество окон в храме, которое Юстиниан видел на макете Ангела.

С миру по нитке …

Для возведения нового здания правителем были приобретены близлежащие участки земли с уже имеющимися на них строениями. Когда земля стала принадлежать Юстиниану, он приказал снести с этих земель все дома.

Ежедневные строительные работы осуществлялись 10 тысячами рабочих под руководством лучших архитекторов того времени Милетского и Тралльского.

Мрамор для строительных работ привозили со всех концов империи. Чтобы придать Ἁγία Σοφία ещё больше роскошный вид, чтобы церковь сияла, и в прямом, и в переносном смысле этого слова, при работе использовались золото, серебро и слоновая кость.

Кроме того, в Софийский собор в Константинополе привозили части многих древних строений: из Римского храма Солнца специально для Собора святой Софии доставили 8 колонн из порфира, из прекрасного храма Артемиды, находящегося в старинном городе Эфесе привезли 8 яшмовых колонн, выполненных из чудесного зелёного мрамора.

Есть версия, что огромную дверь, в которую имел право входить в храм только император (личный телохранитель и свита могли использовать для входа соседние ворота), сделали из дерева Ноева ковчега.


Высота императорских ворот около 7 метров, и археологи относят их производство к 6 веку нашей эры. Ну сейчас, конечно же, входная дверь более «современная»: изготовлена в 19 веке. А оригинальная версия была вывезена крестоносцами еще в 13 столетии.

…и готов шедевр

Строительство храма св. Софии в Константинополе продолжалось 6 лет. Для сооружения таких колоссальных размеров это совсем не много. Изначально к зданию собора святой Софии примыкал внутренний дворик. До наших дней от него ничего не сохранилось.

Высота здания равнялась 56 метрам, а диаметр необычного, почти плоского огромного купола — 31 метру. Под куполом были изображены шестикрылые Серафимы. Их изображение историки относят к 6 веку.


Лики Серафимов (их длина 11 метров) закрыты 8-ми-угольной звездой. И лишь у одного из них открыто ангельское лицо.


Стены были сплошь покрыты изумительной мозаикой и прекрасными фресками.


Прочность стен, по мнению современных учёных, достигалась добавлением в строительный раствор листьев ясеня. Строительство этого чуда обошлось императорской казне Византии в три годовых дохода.

Больше, чем тысячу лет, со дня своего создания и до появления в Риме собора святого Петра, храм Санта София считался самым грандиозным и роскошным в христианском мире. До наших дней сохранились летописи современников Аль Софии, посетивших храм и восхищённых его невиданной до той поры красотой и богатством внутреннего убранства.

Один из паломников писал, что в Ayasofya (название по-турецки) находился золотой крест, который размерами достигал роста двух человек. Он был украшен дорогими камнями и жемчугом. А перед ним висели 3 золотые лампады.

Храм Софии, Премудрости Божией, действительно, был прекрасен. Смотрящим на него казалось, что он похож на огромный корабль, который почти достигает неба.


Для Богослужений была изготовлена украшенная разноцветными драгоценными каменьями утварь. При церкви находилось 525 священнослужителей. Почти сразу же её стали называть «Великой». Святая София Константинопольская стала символизировать «золотой век» Византии.

Мифы и легенды: как же без них

Существует легенда, по которой Юстиниан собирался покрыть золотом все внутренние поверхности церкви, все стены от потолка до свода. Но придворные предсказатели остановили его. Они сказали, что через много лет в город придут захватчики, которые, чтобы забрать всё золото из храма, разрушат его до основания. Император, которого, прежде всего, заботила слава и прославление его имени в веках, призадумался и отменил своё решение.

Но даже, несмотря на это обстоятельство, когда он в первый раз вошёл в уже полностью построенный собор (годы постройки 532-537), то не удержался и воскликнул в восхищении: «Соломон, я превзошёл тебя!». Говоря эти слова, он имел в виду знаменитый, сказочно красивый храм, построенный в Иерусалиме в годы правления царя Соломона.

Здесь вершилась История

Спустя всего несколько лет город пережил землетрясение, а позже ещё одно, в ходе которого сильно пострадал купол церкви. Он попросту обвалился, так как почти ни на что не опирался. Такой, как бы парящий в воздухе купол был главной архитектурной особенностью церкви св. Софии. Собор быстро восстановили. Но его прежний вид, в связи с восстановительными работами, хоть и не сильно, но изменился.

По данным историков именно в храме святой Софии в Константинополе крестилась великая княгиня Ольга. Это событие произошло около 955 года. Согласно повести временных лет Ольгу лично крестили император Константин VII Багрянородный вместе с патриархом Феофилактом. Именно в Софийском соборе ей было дано новое имя: Елена. Она вместе со своим сыном великим князем Киевским Святославом Игоревичем первыми приняли крещение, несмотря на то, что дружина и весь народ все еще оставались язычниками.

В июле 1054 года Софийский собор оказался центром событий, которые, в дальнейшем, оказали влияние на всю мировую историю. Во время Богослужения представитель Папы Римского вручил патриарху Константинополя отлучительную грамоту. Через 4 дня патриарх дал свой ответ: он предал анафеме легатов Папы.

Это стало началом раскола церкви, её разделения на православную и католическую, что, впоследствии, привело к жестоким войнам и многочисленным людским жертвам. Ночью с 28 на 29 мая в 1453 году прошло последнее в многовековой истории Айя-Софии христианское Богослужение, так как уже 29 мая храм захватили турки.

Превращение в мечеть

Ворвавшись внутрь собора, турецкие захватчики разломали и разграбили драгоценное убранство, порубили иконы, похитили богато украшенные драгоценными камнями одеяния священнослужителей, а тех, кто находился в здании — православных верующих — убили.

В это же время из храма была украдена одна из его святынь — долго хранившаяся там Туринская плащаница. Внутри храма сохранилась колонна с красной полосой. Как гласит древнее предание, эта полоса и показывает сколько крови убитых было пролито в этом священном месте.

По другой версии, это отпечаток окровавленной руки предводителя крестоносцев дожа Дандоло. Любопытно то, что этому захватчику Константинополя к тому моменту исполнилось 97 лет(!), и он был слепым на один глаз. Нет, я всё понимаю: захватчик, завоеватель. Но в 97 лет с одним глазом, на коне. Ещё же и оружие хоть какое-то в руках надо держать. Ух ты!

Правда, уже через год он умер, там же, в захваченном им городе. Дандоло был похоронен в соборе святой Софии. На втором ярусе находится его гробница. Но сейчас она пуста. Когда храм стал мечетью, правящий в то время султан приказал выбросить останки дожа собакам. Приказ султана, естественно, тут же выполнили. Вот такой интересный факт.

Увидев храм впервые, султан-захватчик приказавший превратить его в мечеть, был поражён и восхищён внутренним и внешним убранством собора. Он не стал разрушать его, а решил сделать его главной мечетью города.

Спустя некоторое время, к Софийскому собору пристроили 4 минарета, и православный храм обратился в Софийскую мечеть.


В ходе перестроечных работ многие христианские фрески и изображения, которые до переделки здания в мечеть красивым ковром покрывали его стены, были замазаны штукатуркой. Но именно благодаря этому обстоятельству, некоторые из них сохранились до наших дней. Премудрость Божия видна во всём, не так ли?

Вы, конечно, знаете о некоторых особенностях православных храмов: алтарь Софийской церкви был обращён на восток. Поэтому мусульманам пришлось внести изменения: михраб, который должен указывать направление на Мекку (микраб — это ниша для моления имама), был помещён в юго-восточный угол огромного храма.


Это привело к тому, что мусульмане при вознесении молитв располагались как бы под углом относительно всего храмового пространства мечети Аль София.


Долгое время не проводилась реставрация здания. И только в 1847 году, когда уже появилась реальная опасность его обрушения, были начаты работы по реконструкции и восстановлению прекрасного святилища. Они продлились целых два года.

Экскурсия в век двадцатый: «случайная» литургия

Кстати, насчёт бывшей. Разговоры и даже переговоры на эту тему не утихают: мусульмане хотят вернуть её себе как мечеть, а православные себе как храм, как и было изначально.

На эту тему расскажу одну малоизвестную историю. В самом начале 1919 года в мечети святой Софии прошла православная Божественная литургия. Это произошло впервые за 500 с лишним лет.

Дело было так. После 1 Мировой войны Стамбул оккупировали войска Антанты. Среди них были православные священники. Один из них — иеромонах Левтерис Нуфракис. И решили православные военные отслужить Божественную литургию в знаменитом бывшем соборе. Как все понимали, осуществление этой идеи было делом опасным. Но военным-то к опасности не привыкать.

И вот январским утром, когда в мечети ещё никого не было, отец Левтерис с группой людей вошёл в Айя Софию и начал литургию, захватив с собой переносной антиминс и Евангелие, необходимые для совершения Богослужения. Сторож не мог понять, что происходит, но не стал противиться людям в военной форме. Впервые за прошедшие 5 веков здесь было произнесено имя Иисуса Христа.

Но время шло. К мечети стали подходить мусульмане для молитвы. Стоящие в дверях военные объясняли им, что мечеть временно закрыта. За это время священник закончил Богослужение, и все присутствующие причастились. Они вышли на улицу и спешно направились в свою часть.

Турецкие военные были возмущены этим событием и направили протест властям. А отец Левтерис получил выговор от премьер-министра Греции, но так, «для порядку».

Мечеть на месте бывшей Айя Софьи просуществовала до 1935 года. Именно в этот период первый президент Турецкой республики Кемаль Ататюрк распорядился создать здесь музей. Такой статус остается за зданием и по сегодняшний день.

И вот уже почти столетие Santa Sophia в турецком районе Sultanahmet так и остаётся только музеем. Никаких Богослужений, в сравнении, например, с Софийским собором в Киеве, там не проводится. А ведь в Киеве собор святой Софии тоже музей, но по большим церковным праздникам Службы там всё же проходят.

Храм святой Софии — музей мирового значения

Уникальные экспонаты

Почти через 100 лет, в 1935 году православный собор, а затем мечеть Айя София в Стамбуле стала музеем. В ходе его обустройства были счищены слои штукатурки, скрывавшие под собой восхитительные фрески и мозаики. Посетители увидели изображения Христа, Богородицы, Иоанна Златоуста, Иоанна Крестителя, архангелов, пророков, некоторые цитаты из Корана, изображения императоров государства.


Многие из них хорошо сохранились, а некоторые — только наполовину. Но, наверное, самые изумительные произведения искусства располагаются на втором ярусе знаменитой церкви.


Одна из них — Деисус: в центре находится Иисус Христос, а по бокам от него стоят Матерь Божья и Иоанн Креститель.


Это лишь сухое перечисление, краткое описание тех артефактов, которые здесь находятся. Но, когда видишь их своими глазами, эмоции переполняют.

Есть небольшие мозаики, а есть просто огромные. И представьте, они созданы из маааленьких кусочков стекла или других материалов. Иисус, Дева Мария… Какие глаза, какие эмоции на лицах! Какие сюжеты! И ведь это не картины, не фотографии. А сколько силы, мощи, чувств исходит от них. Словами не передать. Действительно, впечатляет. И очень сильно!


И какое-то неповторимое ощущение дает несочетаемое сочетание христианских и исламских святынь и изображений. И все это вместе — наша с вами история.

Таинственные достопримечательности

На стенах Софийского собора учёные нашли рунические надписи. Кем и когда они были сделаны — точного ответа нет.


Ещё одной загадкой Айя-Софии является находящееся там «холодное окно», которое «смотрит» на . Невероятно, но из него всегда, даже в самый жаркий день дует холодный ветерок.

А ещё тут есть постоянный житель Айя София — кот Гли.


Не покупая входного билета в музей Айя София в Стамбуле, он важно расхаживает по залам, следит за порядком и любит сидеть на императорском месте, там, где когда-то стоял трон правителя.

Большой популярностью пользуется украшающая Софийский собор в Стамбуле «плачущая колонна» или колонна святого Григория. Это одна из тайн Hagia Sophia. В одном анонимном древнерусском трактате с описанием Царьграда утверждается даже, что «в столпе замурован святый Григорий Богослов».

Мраморная колонна, основание которой покрыто медными листами, постоянно выделяет влагу, «плачет».

Это таинственное, необъяснимое ничем и никак явление породило легенду о том, что если просунуть палец в специальное отверстие колонны Желаний и прокрутить его, при этом прошептав своё самое-пресамое истинное желание, то оно сбудется непременно.


Наверное, что-то в этом есть. Не зря же у колонны всегда стоит целая очередь желающих поведать холодному мрамору о своём горячем желании.


А может это место, которому уже более полутора тысячи лет до того намолено, что энергетика пространства помогает исполнению желаний. Церковь всё-таки, хоть и бывшая.

Красота на века

Сегодня Святая София в Стамбуле — всемирно известная достопримечательность, к которой в первую очередь стремятся туристы, приехавшие в Стамбул со всего мира.


Во все века люди восторгались её красотой и воспевали её. Своими огромными размерами, грациозностью и красотой храм святой Софии Константинопольской покорил сердца немало видевших русских послов, прибывших в город в 838 году.


И сейчас, в наше время поэты и писатели посвящают Софии Константинопольской свои стихи и другие произведения, в которых выражают ей своё восхищение.


Например, в 1912 году написал стихотворение об Айя София Мандельштам Осип Эмильевич. Там есть такие строки:

«…здесь остановиться
судил Господь народам и царям.
Ведь купол твой, по слову очевидца,
как на цепи подвешен к небесам».

Как вам? Очень красиво, не правда ли?

Иван Бунин посвятил святой Софии своё произведение, Джон Сингер Сарджент написал цикл картин, где изобразил Софийский собор Турции.

На нашей планете совсем немного, к сожалению, зданий, где как здесь христианские святыни мирно соседствуют с арабской вязью и мусульманскими реликвиями. Пусть так будет и с людьми. Всегда!

Прогулка у стен Большой Айя Софии

С западной стороны от дворца Софии в Стамбуле расположен баптистерий. Он очень древний. Некоторые элементы его раннехристианской архитектуры говорят о том, что он появился раньше Айя Софии. Там находилась самая большая в городе купель. Её ширина превышала 3 метра, а высота равнялась 2 с половиной метрам. Купель было выполнена из цельного куска мрамора.

Позже постройку использовали для хранения свечного масла. Потом помещение срочно переоборудовали, и оно стало мавзолеем двух султанов: Мустафы и Ибрагима. Первый был свергнут и 15 лет провёл в темнице. Второй был задушен. Такая вот она, судьба некоторых султанов.

Возле музея стоят и другие массивные купольные гробницы. В них похоронены султаны Османской империи и их ближайшие родственники.


Остатки древних церквей, построенных при Константине Первом и Феодосии были случайно найдены во время археологических раскопок на территории знаменитого музея Агиа София или Ayasofya Müzesi (турецкое название) в первой половине 20 века. По этим находкам учёные смогли определить, что церковь Айс София имела довольно большие размеры. Богато украшенная мрамором, она состояла из 5 нефов — помещений, разделённых друг с другом рядами колонн…

Эти удивительные находки: основания и части колонн, ступеньки, саркофаги — до сих пор находятся там, на территории перед великой Айя-Софии. Сейчас эти свидетели давних событий гармонично вписываются в окружающую природную красоту.

Так вот, сидишь за столиком местного летнего кафе, а рядом открытый древний саркофаг, такой каменный ящичек в человеческий рост с прорезью для головы. Соседство, прямо скажем, впечатляет! Но если мыслить глобально, то… жизнь и смерть, прошлое и настоящее – они ведь рядом. Ндааа.

Малая София в Стамбуле

Святые Сергий и Вакх — кто они?

Есть в Стамбуле ещё одна София — Малая. Это церковь святых Сергия и Вакха. Построена она была на несколько лет раньше великого Софийского собора. Почему Малая Айя София? Предполагается, что её возвели по проекту тех же архитекторов. И она очень похожа на свою — вот не знаю, как правильно — старшую или младшую сестру? По размерам — вроде как младшая, а по возрасту — старшая.


Сергий и Вакх — римские воины. В числе первых они приняли христианскую веру. Их убили за отказ совершать обряды, которые не принадлежат христианству. Позже этих солдат причислили к лику святых, и теперь они являются покровителями воинов.

Малая Айя София — была первая церковь, основанная Византийским императором Юстинианом после восшествия на престол. Её возведение он взял под свой личный контроль. Строительство велось на участке земли вблизи , там, где Юстиниан жил до того, как стать главой государства.

Такое пристальное внимание самого императора было не случайным. Дело в том, что жизнь Юстиниана напрямую связана с этими святыми. Когда-то его приговорили к смерти, подозревая в измене как зачинщика заговора против правящего императора Анастасия. Но во сне Анастасий увидел именно их — Сергия и Вакха. Святые воины убедили тогдашнего императора в том, что обвинение ложно, и Юстиниана нужно освободить.

Теперь это мечеть

В 16 веке Church of Saints Sergius and Bacchus (английское написание названия церкви) стала мечетью Кючук Айя София. Со временем возле неё обустроили фонтан и возвели минарет.


Изначально внутри храма Сергия и Вакха было много мозаики и фресок. Сейчас внутреннее пространство мечети малая Айя София украшает арабская каллиграфия и синие орнаменты.


За несколько веков своего существования здание часто частично разрушалось от землетрясений. В настоящее время оно постоянно подвергается таким уменьшенным «землетрясениям»: ведь недалеко, метрах в двух от старого здания Кучук Айя София проходит действующая железнодорожная ветка.

Недалеко находится школа — медресе, чайный сад и старое кладбище.


Информация на заметку

Где, когда и много про входные билеты

В настоящее время Софийский собор находится по адресу: страна Турция, Стамбул, а дальше вот так — Sultan Ahmet Mahallesi, Ayasofya Meydanı, 34122 Fatih/İstanbul.

Музей Айя-София открыт каждый день, кроме понедельника. Также выходными здесь будут первый день Рамадана и в мусульманский праздник Курбан-Байрам. В зимний период с 1 октября по 14 апреля время его работы с 9 до 17 часов. В остальные дни режим, график меняется, и часы работы — с 9 до 19 часов. Вход внутрь прекращается за 1 час до закрытия музея.

Стоимость посещения музея 60 TL (турецкие лиры). Если перевести на другие валюты, то цена входа составит примерно 10$, 9Е или 650 рублей (цены в сентябре 2018 года). Дети до 8 лет могут попасть внутрь бесплатно, но для оформления такого билета потребуется паспорт.

Возможно приобрести аудиогид на месте по цене 20 TL, но можно бесплатно скачать его в интернете. Еще есть возможность приобрести билет «Скоростной проход». Он дает право не стоять в очередях, а быстро проходить в некоторые музеи. Его стоимость 125 TL и действует он 5 дней. Счетчик включается не со дня покупки карты, а во время посещения первого объекта.

· 28.05.2014

Собор Святой Софии в Стамбуле, пожалуй, одна из самых знаменитых достопримечательностей города. За свою более чем полутора тысячи летнюю историю, она была патриаршим православным собором, мечетью, а сейчас это известный на весь мир музей. Именно с этим зданием, зачастую, ассоциируется словосочетание «христианский Стамбул». В этой статье вы узнаете все об этой достопримечательности и увидите красивые фото Святой Софии.

Собор Святой Софии – одна из самых знаменитых достопримечательностей Стамбула

Святая София в Стамбуле – названия

Изначальное название: Собор Святой Софии – Премудрости Божией. Кроме того, в различных источниках вы можете встретить следующие названия:

  • Святая София Константинопольская;
  • Айя-Софья;
  • Ayasofya müzesi (турецкий вариант);
  • Софийский собор в Стамбуле и другие.

Официальное название достопримечательности сейчас – Музей Айя-Софья (Ayasofya Müzesi).

История строительства собора Святой Софии в Стамбуле

Первые упоминания о храме Святой Софии в Стамбуле датируются 320-330 годами нашей эры. В то время Византией правил . Именно во время его правления на площади Августеон недалеко от императорского дворца был заложен храм во имя Святой Софии. Не раз храм горел в пожарах (404 и 415 годы нашей эры), был практически уничтожен и восстанавливался. При императоре Феодосии была выстроена новая базилика, сгоревшая в 532 году (остатки этой постройки были найдены в 1936 году во время реконструкции музейного комплекса). По дошедшим до нас свидетельствам, эти храмы были визуально похожи на дошедшую до нас в практически первозданном виде (Aya İrini), находящуюся неподалеку в саду дворца Топкапы (Topkapı Sarayı).

Одна из хорошо сохранившихся фресок византийского периода в храме Святой Софии в Стамбуле

Император Юстиниан I повелел построить на месте сгоревшей базилики собор, который должен был стать самым большим и богатым храмом того времени и олицетворить тем самым могущество Византийской империи. Для строительства новой церкви Святой Софии были привлечены 10.000 рабочих, которыми руководили выдающиеся архитекторы того времени, проявивших себя при строительстве церкви святых Сергия и Вакха известной также как Кючук Айя-Софья (Küçük Ayasofya) Исидор Милетский и Анфимий Тралльский.

Строился храм из лучшего по меркам того времени материала – мрамора, который привозили из всех концов Византийской империи. Кроме него, для строительства и украшения собора были использованы элементы древних построек, таких как колонны из храма солнца в Риме и удивительные зеленые колонны из Эфеса. При строительстве использовали золото, серебро, слоновую кость и другие дорогие материалы — для придания храму Святой Софии в Стамбуле небывалой роскоши, которая должна была подчеркнуть статус Византийской империи. Для строительства потребовалось три (!) годовых бюджета самого богатого в мире на тот момент государства.

Именно из-за сверхъестественной роскоши собора Святой Софии, в народе появились много легенд, в том числе и об участии небесных покровителей в строительстве храма. По одной из легенд, император Юстиниан I во время торжественного открытия и освящения храма константинопольским патриархом Мина 27 декабря 537 года, произнес следующие слова: «Соломон, я превзошел тебя!».

Именно так, без минаретов и пристроек должен был выглядеть собор Святой Софии в Константинополе во времена Византии

Собор Святой Софии в Стамбуле – византийский период

Собор Святой Софии в Константинополе был, самым богатым храмом того времени в мире. Для содержания огромного штата священнослужителей и персонала в 600 (!) человек из казны выделялись значительные средства, также специальным налогом облагались ремесленники города, часть дохода которых шла на нужды храма.

Храм страдал от ряда землетрясений, наиболее сильным из которых было землетрясение 989 года, после которого собор восстанавливал армянский архитектор Трдат, несколько изменив его внешний вид.

Именно в Софийском Соборе в Константинополе в 1054 году, 16 июля произошло официальное разделение Православной и Католической церквей. Во время богослужения константинопольскому патриарху Михаилу Курулларию кардинал Гумберт – официальный представитель папы римского вручил отлучительную грамоту.

В 1204 году Константинополь был разграблен крестоносцами. Пострадал и собор Святой Софии. Например, одна из самых значимых реликвий христианства – плащаница Христа (Туринская плащаница) была вывезена Европу.

Храм Святой Софии в византийский период в разрезе

Собор Святой Софии в Стамбуле – османский период

После завоевания Константинополя 29 мая 1453 году османами уже на следующий день 30 мая султан Мехмед II (Fatih) вошел в двери храма Святой Софии и провозгласил его мечетью Айя-Софья. По его приказу к зданию были пристроены четыре минарета. В связи с тем, что храм был построен в христианской традиции и был обращен алтарем на восток, архитекторам султана пришлось постараться и перенести михраб в юго-восточный угол, для того чтобы ориентировать его на Мекку, как это предписывают мусульманские каноны храмового зодчества. На византийские фрески была нанесена штукатурка, именно по этой причине часть из них сохранилась до наших дней.

До середины XIX века значительных реставрационных работ не проводили, ограничившись лишь укреплением стен посредством пристройки к ним контрфорсов. Благодаря им и минаретам современный вид собора Святой Софии в Стамбуле отличается от того каким он был в византийский период.

Реставрация мечети Айя-Софья прошла в 1847 году при султане Абдул-Меджиде I под руководством архитекторов Гаспара и Джузеппе Фоссати.

В 1453 году после завоевания Константинополя османами, собор Святой Софии был превращен в мечеть

Собор Святой Софии в Стамбуле – период Турецкой республики

После установления в Турции Республики, в силу отделения религии от государства мечеть Айя-Софья была закрыта в 1935 году, а в ее здании был открыт музей, который рассказывает как о византийско-христианском, так и о османско-мусульманском прошлом храма. Были сохранены как элементы мусульманского декора, так и освобождены из под штукатурки византийские фрески.

В конце XX – начале XXIвека активизировались выступления различных политиков и общественных деятелей, которые призывали к закрытию музея и восстановлению «исторической справедливости» и открытию на территории собора Святой Софии действующей православной церкви (с одной стороны) или мечети (с другой). Они находили и продолжают находить как противников, так и союзников из числа чиновников, политиков и населения Стамбула. На данный момент музей является одним из самых посещаемых и приносит значительный доход в муниципальный бюджет.

В наши дни в Святой Софии – музей, хотя споры о возвращении ему статуса церкви или мечети не утихают

Святая София в Стамбуле – архитектура и мозаики

Во-первых, интерес для туристов представляет само здание храма Святой Софии в Стамбуле. Даже по современным меркам оно огромно (75 на 68 метров). Огромный купол храма не имел аналогов в свое время, его диаметр составляет 31 (!) метр, высота 51 метр (!) от пола. Многие архитектурные и технические решения, впервые примененные при строительстве храма Святой Софии в Константинополе, были в дальнейшем использованы в мировой архитектуре.
Мозаики собора Святой Софии в Константинополе можно условно поделить на 3 исторических периода: середина IX века, конец IX – начало X века и конец X века.

Самыми древними и хорошо сохранившимися являются мозаики Богородицы, держащей на руках младенца и Архангела Гавриила.

Из более поздних, можно отметить мозаику Иисуса Христа, сидящего на престоле с Евангелием. Наиболее хорошо из сохранившихся мозаик позднего периода можно отметить изображающую Богородицу с младенцем на троне мозаику, в сюжете которой в дар ей преподносится сам собор и город Константинополь.

Мозаика со стен собора Святой Софии в Стамбуле, Иисус на троне

Достопримечательности собора Святой Софии в Константинополе

Омфалион – место традиционной коронации византийских императоров представляет из себя специальные декорированные мраморные окружности на полу собора;

Плачущая колонна – это особая колонна, покрытая медью в которой находится небольшое отверстие на уровне человеческого роста. По легенде, если положить палец в отверстие и загадать желание, то оно обязательно сбудется.

Знаменитое «холодное окно» — еще одно удивительное место в храме Святой Софии. В любой, даже самый жаркий и безветренный день из него дует прохладный ветерок.

Современный интерьер музея Святой Софии в Стамбуле

Среди исламских достопримечательностей мечети Айя-Софья в Стамбуле, можно отметить хорошо сохранившиеся алтарь и михраб, который расположен в одной из апсид храма а также, мраморный резной минбар, построенный в XVI веке при султане Мураде III. Также можно увидеть ложу султана, в которой он находился во время богослужений со своими сыновьями и приближенными, в то время, как женщины находились в другой, специально отведенной для этих целей ложе. Интересно увидеть отдельную ложу для муэдзина, которая обращена к Мекке, гробницы османских султанов, здание начальной школы, фонтан, библиотеку и социальный центр для бедняков, построенные султаном Махмудом I в 1740-е годы.

Важным элементом оформления мечети Айя-Софья в Стамбуле были огромные настенные пано, выполненные в традициях османской каллиграфии. Также неповторимой красотой выделяются орнаменты, выполненные в традиционном османском стиле во время одной из реконструкций храма.

Огромные мраморные сосуды для жидкостей выполнены из цельных кусков мрамора (предположительно в III веке до нашей эры) и привезены в Айя-Софью султаном Мурадом III.

Собор Святой Софии в Стамбуле с высоты птичьего полета

Кроме того, можно увидеть рунические письмена, которые датируются IX веком и принадлежат, предположительно, воинам личной гвардии византийского императора, происходившим родом из северной Европы.

Во дворе музея вы можете увидеть богатую коллекцию ископаемых артефактов различных эпох, которые были обнаружены во время многочисленных реконструкций собора.

Музей Святая София в Стамбуле также обладает богатой коллекцией икон и предметов византийского периода и различных культовых предметов османского периода.

Стоит отметить, что в музее Айя-Софья постоянно проводятся различные тематические выставки, посвященные культуре, религии и искусству.

Мечеть Айя-Софья в османский период (рисунок)

Полезная информация о музее Святой Софии в Стамбуле

Режим работы музея Святая София в Стамбуле: ежедневно, кроме понедельников с 9:00 до 19:00 в летний период (15 апреля – 01 октября) и с 9:00 до 17:00 в зимний период (с 01 октября по 15 апреля). Окончание продажи билетов и последний заход в музей: в 18:00 летом и в 16:00 зимой. Читайте также подробную статью о на нашем сайте. Также, точное стамбульское время вы всегда можете увидеть внизу нашего сайта на любой из страниц.

Стоимость посещения музея Святая София в Стамбуле: 30 турецких лир, для детей до 12 лет вход бесплатный (актуальный курс лиры к основным валютам смотрите в нижней части любой из страниц сайта).

Внимание! Музей Святая София в Стамбуле не работает во время священного месяца Рамадан. Информацию о датах праздника Рамадан вы можете получить в

Сайт музея Святая София в Стамбуле: http://ayasofyamuzesi.gov.tr

Адрес музея Святая София в Стамбуле: Hagia Sophia Square, Sultanahmet Fatih/İstanbul

Узнать, как добраться и как найти собор Святой Софии вы можете на нашей .

Собор Святой Софии в Стамбуле на закате дня

Айя-София – святыня двух мировых религий и одно из великолепнейших сооружений на нашей планете. На протяжении пятнадцати столетий Святая София была главным святилищем двух великих империй – Византийской и Османской, пережив непростые повороты их истории. Получив в 1935 году статус музея, она стала символом новой Турции, вставшей на светский путь развития.

История создания Айя-Софии

В IV веке н. э. великий император Константин построил христианскую базилику на месте рыночной площади. Спустя несколько лет это здание было уничтожено огнем. На месте пожарища возвели вторую базилику, которую постигла та же участь. В 532 году император Юстиниан начал строительство великого храма, равных которому не знало человечество, чтобы прославить на веки имя Господне.

Лучшие архитекторы того времени руководили десятью тысячами рабочих. Мрамор, золото, слоновая кость для отделки собора Святой Софии привозились со всех концов империи. Строительство было закончено в невиданно короткие сроки, и через пять лет, в 537 году здание было освящено константинопольским патриархом.

Впоследствии Айя-София несколько раз страдала от землетрясений – первое случилось вскоре после окончания строительства и принесло серьезные разрушения. В 989 году землетрясение привело к обрушению купола собора, который вскоре был восстановлен.

Мечеть двух религий

Более 900 лет собор Святой Софии был главной христианской церковью Византийской империи. Именно здесь в 1054 году произошли события, расколовшие церковь на православную и католическую.

С 1209 по 1261 годы главная святыня православных христиан находилась во власти католиков-крестоносцев, которые разграбили ее и вывезли в Италию многие хранившиеся здесь реликвии.

28 мая 1453 года здесь прошло последнее христианское богослужение в истории собора Святой Софии, а на следующий день Константинополь пал под ударами войск султана Мехмеда II, и храм был обращен по его приказу в мечеть.

И только в XX веке, когда решением Ататюрка Айя-София была преобразована в музей, равновесие было восстановлено.

Святая София – уникальное религиозное сооружение, в котором фрески с изображением христианских святых соседствуют с начертанными на больших черных кругах сурами из Корана, а минареты окружают здание, построенное в стиле, типичном для византийских церквей.

Архитектура и внутреннее убранство

Ни одно фото не способно передать величие и строгую красоту Айя-Софии. Но нынешнее здание отличается от первоначальной постройки: не раз перестраивался купол, а в мусульманский период к основному зданию было пристроено несколько строений и четыре минарета.

Первозданный вид храма полностью отвечал канонам византийского стиля. Внутри храм поражает размерами больше, чем снаружи. Массивная купольная система состоит из большого купола, достигающего более 55 метров в высоту, и нескольких полусферических перекрытий. Боковые нефы отделены от центрального малахитовыми и порфировыми колоннами, вывезенными из языческих храмов античных городов.

От византийского убранства до наших дней дошло несколько фресок и изумительных мозаик. В годы, когда здесь располагалась мечеть, стены были замазаны штукатуркой, и ее толстый слой сохранил эти шедевры до наших дней. Глядя на них, можно представить, каким великолепием отличалось убранство в лучшие времена. К изменениям османского периода, не считая минаретов, относятся михраб, мраморный минбар и богато декорированная ложа султана.

  • Вопреки распространенному мнению, храм назван не в честь Святой Софии, а посвящен Премудрости божьей («софия» означает по-гречески «мудрость»).
  • На территории Айя-Софии расположено несколько мавзолеев султанов и их жен. Среди тех, кто похоронен в усыпальницах, немало и детей, ставших жертвами жестокой борьбы за престолонаследие, обычной для тех времен.
  • Считается, что Туринская плащаница хранилась в Софийском соборе до разграбления храма в XIII веке.


Полезная информация: как попасть в музей

Айя-София расположена в старейшем районе Стамбула, где находится много исторических мест – Голубая мечеть, Цистерна, Топкапы. Это самое значительное здание города, и не только коренные стамбульцы, но и любой турист расскажет, как пройти к музею. Можно доехать общественным транспортом на трамвайной линии Т1 (остановка Султанахмет).

Музей работает с 9:00 до 19:00, а в период с 25 октября по 14 апреля – до 17:00. Понедельник – выходной. В кассе всегда большая очередь, поэтому приходить нужно заранее, особенно в вечерние часы: продажу билетов прекращают за час до закрытия. Можно купить электронный билет на официальном сайте Айя-Софии. Вход стоит 40 лир.

Друзья, всем привет!

То что главная достопримечательность Стамбула с наружи похожа на турецкую баню не удивляет. Этой версии Собора Святой Софии (тезке Софиевского собора в Киеве) по меньшей мере 1500 лет.

А сколько за это время было обрушений главного купола и соседних меньшего размера во время землетрясений, повлекший за собой бесчисленное количество реставраций, не берется сосчитать даже Википедия.

Константинопольский храм по прямому назначению использовали, как христиане: православные и католики, так и мусульмане, пристроив к нему минареты и замазав христианскую символику штукатуркой.

Теперь, с 1935 года его используем мы, туристы, как объект для восхищения. В 2015 году Собор Святой Софии Стамбул был признан самым популярным объектом для посещений в Турции .

Ну, а чтобы вы просто так глазами внутри не хлопали и, не дай бог, за 15 минут его обежали и скрылись в клубе пыли в направление следующей достопримечательности Стамбула, я и расскажу о самых основных моментах истории, посещения и на что нужно обязательно обратить свой взгляд во время экскурсии.

Поехали!

Копание в прошлом, обычно, это мутное занятие. За 5 минут об истории создания какого-либо объекта можно прочитать в энциклопедии, но так ничего толком и не уяснить. А уж проследить мотивацию тех или иных исторических личностей – задача, без должного исследования, неподъемная.

Я не буду вдаваться в детали, а лишь набросаю контуры событий, чтобы вы понимали, что за чем и откуда ноги растут. Если вам нужны более откровенные пассажи, то этого добра полно в интернете, а также на лекциях «профессиональных» экскурсоводов в самом Соборе. На крайняк, можно взять аудиогид. Благо даже есть и на русском.

Итак, жил был царь и было у него два сына… Нет, так мы точно к обеду не закончим.

Кто за кем и историческая справедливость

Тот вид здания из красного кирпичика, которое мы видим сегодня было заложено византийским императором Юстинианом I, на месте 1-й версии собора от императора Константина, которая не пережила пожары и восстания.

Вплоть до 1520 года – это было самое грандиозный собор до строительства Кафедрального собора в Севильи. На роль тех, кто отобрал пальму первенства, также претендуют Собор Святого Петра в Риме и Флорентийский собор .

Первый крупнейший разворот в истории собора произошел в 1204 году, когда на 55 лет православная святыня стала заложницей католицизма, благодаря стараниям участников Четвертого Крестового поход . Венецианский дож Энрико Дандоло, командовавший крестоносцами, был похоронен в восточном крыле собора. На сегодня от его могила осталась табличка. Сохранилось ли захоронение не известно.

Но 1261 год все расставил на свои места и церковь вновь отошла к ортодоксальным христианам до 1453 года, когда власть в свои руки в Константинополе на этот раз взяла уже Оттоманская империя.

Говорят, что султан Мехмет II буквально на пороге святыни сделал выбор между «сравнять с землей» и «пристроить 4-ре минарета» в пользу созидания, а не разрушения и выделил баснословные суммы на восстановление.

Колокола сняли, алтарь и иконостас упразднили, останки и святые мощи удалили, а потолки побелили штукатуркой.

До 1616 года даты окончания постройки Голубой мечети Султана Ахмета (отдельная статья), Собор Святой Софии был первой мечетью государства.

Действующей же она оставалась до 1931 года , когда по приказу Ататюрка была превращена в музей и после 4-х лет реставрации стала доступна для публичных посещений.

Пройдемте во внутрь

Итак, после вашего первого обманчивого впечатления о наружном дизайне собора, будьте готовы открыть рот, как только попадете во внутрь. Мое первоначальное впечатление было немного сглажено нагромождением лесов по левую руку, но тем не менее, зрелище захватывающее.

Ощущение такое, что попал в параллельную реальность, неземное творение космических инженеров или, по крайней мере, парящий купол нереальных размеров.

Сама обстановка, огромная сводчатая крыша, увенчанная по кругу десятками окон и массивные колоны на фоне невероятно красивого мраморного пола заставляют тебе на минут забыть о будничной суете, а также, хотя бы здесь, отключить действие земного притяжения, чтобы наконец испытать чувство полета!

Для меня это было единственное место, где я действительно был готов упасть и удариться о земь, признавая тот факт что только какие-то ангелы могли соорудить такую неземную конструкцию.

К тому же, по историческим выкладкам, именно здесь происходила коронация византийских императоров, так что мест явно сохранило атмосферу помпезности и величия. Да и наличие практически в центре собора места именуемого «Пуп Земли» тоже обязывает к уважению.

Видеть всем, вне зависимости от возраста, размера заработной платы, личных убеждений и отношения к религии. Но для ощущения погружения просто необходимо, чтобы в соборе было как можно меньше людей.

Это просто must be! Поэтому не поленитесь хотя бы сюда прийти пораньше.

Это в Голубую мечеть или дворец Топкапы можно втиснуться наравне с раззадоренной толпой, пахнущей шаурмой и непрестанно клацающими своими фотоаппаратами.

В Соборе Святой Софии просто необходима интимность. Иначе ничего не будет. Сорри!

На что смотреть

Тут, конечно, я задам лишь ориентиры. Как поступать дальше дело ваше. Возможно вы придете сюда с аудиогидом, экскурсоводом или в сопровождение со знакомыми турками, которые и будут вводить за нос вас в курс дела.

На входе

Пропустив пятиминутное забвение, стоит перейти к деталям.

Первым делом обратите внимание на сам пол! Что это? Мраморная доска?Такого великолепного качества работы даже не знаю, где и поискать. Я бы себе на дачу заказал.

Вторая деталь бросающаяся в глаза – это отделочные панели по сторонам. Обратите внимание на симметричный рисунок в виде раскрытой книги.

Экскурсоводы лепят доверчивым туристам, что вот такие плиты изготавливались вручную мастерами, которые умудрялись пилить мрамор ножовками по 3 мм в день. Ну это также как и многотонные блоки рабы в набедренных повязках в команде с неунывающими буйволами затаскивали на неподъемные вершины.

Третий этап прозрения – это коринфские колоны . Как сообщают историки, они были завезены в Константинополь из Баальбека, Либана. Кстати, то еще место в плане изучения.

Материал просто бесподобный. С такой колонной хочется обняться пуще, чем жителям Сибири с березами.

Если я не ошибаюсь, то точно такая же колона – Колонна Константина, стоит на площади недалеко от Гранд Базара.

Нижняя галерея

Если задрать голову наверх, то можно увидеть остатки старинной росписи, а также архангела Михаила и Гавриила и Серафима вместе с ними на сводах купола.

Теперь пройдите чуть правее от входа и вы упретесь взглядом вот в такое чудо – урна духовного очищения.

Не знаю как в те времена можно было из мрамора изготовить такое чудо? Если вы скажите, что это все дело рук античного Кулибина с молотком и зубилом, то я отвечу «вы фсё врёте ». Это работа наждаком как минимум (а они тогда были?), а может и вообще токарное производство.

Кстати, в северо-западной части собора есть «Колона желаний» . Там есть специальное отверстие для пальца, который нужно вставить и повернуть на 360 градусов. Если палец не отвалится, то будет вам счастье и здоровье))

К колоне мы не пошли, так как ее уже оккупировала группа китайских туристов. А это беда. Пока все 30 человек руки себе не повыкручивают ничего сфотографировать вам не удастся.

Если вы закончили любоваться игрой света и красок, то можете пройти на второй этаж. Отсюда вид будет еще более захватывающий.

Верхняя галерея

На второй этаж ведет шикарная лестница. Здесь можно полюбоваться храмом в относительной тиши и сделать шикарные снимки.

Но всему мешают различные вопросы сыплющиеся на вас со всех сторон. Вот кто вообще смог изваять такие двери и как их сюда установили. Как вы думаете? Сколько они весят?

Кстати, вот и еще одна загадка с 1-го этажа. Обратите внимание на вот эти ковано-деревянные двери с мраморными косяками, которым уже 1500 лет.

Вот чему бы надо поучиться сегодняшним строителям.

А вот и восстановленные фрески, демонстрирующие сюжеты священных писаний и их главных героев. Смотрится по-богатому и торжественно.

С осмотром фресок, да и всего 2-го этажа сейчас засада. Тут турецкие мастера установили рукодельные ширмы под реставрацию.

Так что теперь места развернуться стало еще меньше. Учтите это при попытке попасть в собор с кучей зевак одновременно.

Каждая деталь внутри храма будь-то колона, будь-то люстра или какой-либо узор, все выполнено с высочайшим профессионализмом и заслуживает, как минимум внимания, ну а как максимум обожествления.

Ходить и любоваться внутренним убранством можно часами, но я вам напомню, что после 10 часов утра на собор начинается организованная атака организованных групп туристов. Вы должны скрыться до их появления, иначе затопчут!

На территории собора

После того как вы окажитесь на территории храма, я рекомендую сразу проходить во внутрь для ознакомления с основной программой посещения. Уже после визита вы можете прогуляться по внутренней территории и посмотреть еще кое-что.

Если обойти музей справа, то вы попадете в мавзолеи султанов . Место интересное и малопосещаемое. Заскочите на досуге.

Также во внутреннем дворике есть несколько саркофагов, поваленных колон и некоторые фрагменты архитектурных строений. Обратите внимание на колоны, такое ощущение, что они просто собраны из пластов и склеены непонятным составом.

Также есть кафе, туалет и сувенирный магазин. Кстати, цены в кафе при государственных музеях (которые вы будите посещать по Museum Pass Istanbul ) идентичны. Вот расценки на напитки.

Не забудьте, что Министерство Культуры и Туризма Турции в кафе и сувенирных магазинах музеев всем владельцам музейных карт.

Где находится храм Святой Софии

Как и две другие основные достопримечательности Стамбула: и , Собор расположен в центральной части старого города на площади Султанахмет.

Это что-то сродни Красной площади в Москве, поэтому добраться сюда вам поможет любой прохожий.

Для ориентации на местности я рекомендую статью . Ну а если в двух словах, то вам нужен только трамвай Т1 и немного силы в ногах, чтобы перемещаться между всеми самыми популярными достопримечательностями Стамбула и вашим потенциальным местом проживания .

О транспорте Стамбула смотрите .

Для ориентации на местности вот вам карта Google maps .

Как попасть в Айю Софию

На первый взгляд, ни каких проблем. Купил и билет и валяй, наслаждайся. Но все таки есть пару нюансов.

Дело в том, что в сезон, очереди в этот самый популярный музей Стамбула пугают. Тут есть 3 варианта решения проблемы:

  • прийти к открытию
  • купить карту Museum Pass Istanbul. Зачем? Читаем
  • купить билет с гидом и проходом

Но если вас все же интересуют экскурсии на русском языке (а не вольная интерпретация от турецких сограждан) от наших соотечественников, то я рекомендую посмотреть здесь .

Тут все официально и без необходимости посещать после экскурсии местные лавки ковров и ювелирных украшений.

Информация для посетителей

Режим работы 09:00 – 17:00, а летом с 15 апреля по 25 октября до 19:00. Кассы и вход в музей закрываются за час до закрытия.

В летнее время музей открыт все дни недели, а в зимний период выходной в понедельник!

Стоимость 72 лир за взрослый билет. Дети до 8 лет бесплатно, но только при наличие подтверждающего возраст документа. Аудиогид на 1-м из 12 языков стоит 45 лир.

Если вам интересно не просто билет, а включенная в него обзорная экскурсия по собору, тогда лучше купить его здесь . Но сразу предупрежу — тур на английском языке.

Лично я рекомендую покупать карту Musseum Pass Istanbul за 220 лир (новая цена с 1 июля 2019 года вместо 185 лир), которая действует 5 дней. Отбить карту очень легко посещение только Собора Святой Софии и дворца Топкапы. К тому же везде вы будите проходить без очереди.

  1. Собор Святой Софии + Археологический музей — 92 лир.
  2. Собор + музей + дворец Топкапы — 162 лир.

И фишка не только в экономии 10-15 лир, а в том, что билет можно купить в Археологическом музее, где очереди минимальны и пройти без очереди в другие.

Полезно знать

Если вы на минутку заскочили в Стамбул проездом через , а на входе вас поджидает засада, то есть возможность купить билет в собор без очереди.

Такая услуга возможна, если купить билет в окошке будки с названием Fast Track Ticket. Стоит он 105 лир и позволяет с улыбкой пробежать мимо толпы надоедливых туристов без очереди.

Купить такой билет можно у самого входа в собор или чуть дальше на площади рядом с кафе Mihri .

А так, мой вам совет: приходите к открытию к 9 утра и очереди вам будут не страшны!

Для покупки авиабилетов в Стамбула, заказа трансфера и подбора отеля зайдите на страничку . Там есть все))

Ну и небольшое видео о пользе Музейной карты!

Ярких эмоций и увлекательных поездок!

Софийский собор, или Собор Святой Софии, Святой Софии — исключительный памятник византийской архитектуры, символ «золотой эры» Византии.

Собор расположен в историческом центре Стамбула в районе Султанахмет, теперь это музей и один из символов города.


Уже более тысячи лет собор Св. София остается крупнейшим храмом в христианском мире — вплоть до строительства базилики Св. Питер в Риме.

Высота собора Св. София составляет 55 метров, а диаметр купола — 31 метр.


Собор был построен в 324-337 годах, когда византийский император Константин I., но сгорел во время народного восстания. Император Феодосий II построил в том же месте базилики, которая была проведена в 415 году, но перенесла ту же печальную судьбу — в 532 году во время правления «Ника» была сожжена базилика. Чуть позже император Юстиниан решил восстановить собор.


Новое здание стояло до 989 года, когда купол собора рухнул во время землетрясения.

16 июля 1054 года в соборе Святой Софии в священном алтаре между служением Папы Римскому Кардинал Гумберт Патриарх Константинопольский Михаил Серулярий отлучительная получила степень.

С тех пор церкви были разделены на католические и православные церкви.


В 1453 году султан Мехмед II, завоевавший Константинополь, приказал превратить собор в мечеть.


К собору были прикреплены четыре минарета, и собор превратился в мечеть Айя-София.

В 1935 году Собор Святой Софии стал музеем, а фрески и мозаики были покрыты слоями штукатурки. В 2006 году мусульманские религиозные обряды продолжались в церкви.
Что касается собора, то крест составляет 70х50 м. Это тройная базилика с четырехугольным центром, увенчанная куполом. Великая купольная система собора стала шедевром архитектурной мысли своего времени.

Собор Святой Софии — Собор Святой Софии

Внутренний храм заканчивается в течение нескольких столетий и особенно роскошен (мозаика на земле из золота, 8 зеленых колонн Джаспер из храма Артемида в Эфесе). Стены храма были полностью покрыты мозаикой.


Достопримечательности Святой Софии включают в себя «плачущую колонку», покрытую Бейкером (есть убеждение, что если вы положите руку в яму и почувствуете влажность, чтобы желание сбылось) и «холодное поле», где даже в самые жаркие дни, холодный ветер.



  • 19 марта 2010 года, 18:05
  • Алечка

Собор Святой Софии, Софийский собор в Киеве — Фото 2018

Собор Святой Софии или Софийский собор - христианский православный храм, возведенный в XI веке в центральном районе древнего Киева по приказу князя Ярослава Мудрого. В период XVII - XVIII веков был частично перестроен и реконструирован в стиле украинского барокко. На стенах собора сохранились некоторые древние фрески и мозаики, в их числе известная мозаика Богоматерь Оранта.

Софийский собор был первым памятником архитектуры, внесенный в список Всемирного наследия ЮНЕСКО от Украины.

По информации из разных летописей (все они датированы временем намного позже строительства) датой начала строительства собора является 1017 или 1037 год.

В «Повести временных лет» имеется запись о заложении в 1037 году Софийского собора, а также нескольких других значимых построек: Золотых ворот, церкви Святой Ирины и монастыря Святого Георгия.

Изначально Собор Святой Софии имел форму пятинефного крестово-купольного храма с 13 куполами.

По трем сторонам он был огорожен двухъярусной галереей, а с наружной стороны -одноярусной. Центральный неф и трансепт был намного шире боковых нефов, создавая в интерьере собора правильный крест. Цилиндрические своды, накрывавшие его главный и поперечный нефы, постепенно поднимались к центральной части здания.

Собор Святой Софии в Константинополе – шедевр архитектуры Византии

Главный купол окружали четыре купола поменьше, а оставшиеся восемь куполов, которые были ещё более маленького размера, находились по углам храма. Кроме окон, стены также украшены декоративными нишами и лопатками.

Собор создавался по византийской технологии из переменных рядов из камня и плинфы, с наружной стороны кладка была обработана раствором-цемянкой. Чтобы можно было увидеть первоначальный облик стен храма, на фасадах реставраторы решили оставить фрагменты древней кладки. Собор без галерей имеет длину – 29,6 м и ширину - 29,4; а с галереями: 41,8 и 54,7.

Высота храма достигает 28,7 м.

Собор строили строители из Константинополя, с участием киевских мастеров.

Несмотря на это, невозможно найти точных аналогов Софийского собора в Византии тех времен. Есть версия, что перед византийскими мастерами поставили задачу создать главный храма Руси, которую они успешно воплотили в жизнь.

В интерьере собора сохранились некоторые фрески и мозаики, сделанные XI века.

В палитре мозаик находится 177 оттенков. Мозаики имеют сходства с византийским искусством первой половины XI века, в аскетическом стиле.

Наша планета

Собор Святой Софии в Стамбуле

Собор Святой Софии в Стамбуле – известный на весь мир шедевр византийского зодчества. Тысячу лет он являлся украшением города Константинополя. Находился в самом центре столицы напротив резиденции византийских императоров. В наши дни располагается в историческом центре города Стамбула. С 1935 года имеет статус музея.

Историческая справка

Построили первый собор в 324-337 годах во время правления императора Константина.

В 380 году в божьем храме обосновались ариане (арианство – одно из учений христианства). В 380 году по инициативе императора Феодосия I храм передали православным.

В нём проповедовал Григорий Богослов – первый константинопольский архиепископ.

В 404 году храм сгорел. На его месте построили церковь, но она тоже сгорела в 415 году. Опять был возведён новый храм, сгоревший в 532 году в результате народного бунта. Восстание было подавлено, и император Юстиниан I приказал возвести новую церковь.

Император задумал построить самое грандиозное сооружение в империи.

Были приглашены лучшие архитекторы: Исидор Милетский и Анфимий из Тралл. Они получили возможность использовать самые дорогие строительные материалы. Поэтому многие элементы были сделаны из чистого мрамора. Для украшений использовались слоновая кость, золото и серебро.

Так собор Святой Софии выглядел в XII веке (реконструкция)

Строительные работы закончились в конце 537 года. Осветил новый храм патриарх Константинополя Мина 27 декабря того же года.

В штат божьего храма вошло 600 человек. Это и священники, и диаконы, и певчие, и чтецы, и другие божьи люди.

В 989 году храм сильно пострадал от землетрясения. Разрушился купол, и его пришлось перестраивать. В 1204 году собор разграбили крестоносцы. А летом 1453 года гордость православной церкви сделали мечетью завоевавшие Константинополь турки.

Завоеватели построили рядом с собором 4 минарета и назвали его Айя-Софья. Христианские фрески и мозаику замазали штукатуркой, а михраб (мусульманский алтарь) поместили в юго-восточном углу в направлении на Мекку. Христианский же алтарь, который всегда ориентирован на восток, убрали.

В XVI веке к собору Святой Софии в Стамбуле пристроили контрфорсы.

Они значительно изменили общий вид здания и сделали его более грубым. В середине XIX века провели реставрационные работы, которые длились 2 года.

Во времена первого президента Турецкой республики Ататюрка Айя-Софья стал музеем. Случилось это в 1935 году. Внутренние помещения очистили от штукатурки, и на стенах проявились фрески и мозаика. Сотрудникам музея выделили помещение для ежедневных молитв.

В настоящее время развернулась компания за возвращение собору его первоначального статуса – христианского храма, каковым он являлся тысячу лет. Инициаторы этого движения утверждают, что собор Святой Софии никогда не был мечетью и уж тем более музеем. Это надругательство над православной святыней. Но пока данный вопрос никак не решён, и шедевр византийского зодчества открыт для туристов.

Описание собора Святой Софии в Стамбуле

Архитектурный шедевр имеет форму четырёхугольника с длиной 76 метров и шириной 68 метров.

Высота равна 56 метрам. Диаметр купола соответствует 31 метру. Внутренняя часть храма состоит из трёх нефов (неф – помещение, ограниченное колоннами или столбами). Средний неф самый широкий, боковые уже.

Купол сравнительно плоский. От пола до его вершины высота равна 51 метру.

Дневной свет в помещение проникает через многочисленные окна. В арках, поддерживающих купол, они располагаются в 3 ряда.

Собор Святой Софии (Константинополь)

В основании купола имеются 40 окон. Также по 5 окон насчитывается в малых и больших нишах.

Изнутри собор Святой Софии в Стамбуле отделывали несколько столетий.

Стены полностью покрыли мозаикой, которая представляет собой сюжетные композиции и орнамент. В 1935 году с мозаик и фресок счистили штукатурку. В настоящее время на стенах можно увидеть изображения православных святых, а на отдельных 4-х щитах находятся цитаты из Корана.

Имеются мозаичные изображения Иисуса Христа, Богородицы, архангела Гавриила, Иоанна Златоуста, Игнатия Богоносца, а также других святителей.

В северной части храма можно увидеть мозаичный портрет византийского императора Александра. Обнаружили его во время реставрационных работ в 1958 году. Создан он был в 912 году.

Интерес представляет мозаичное изображение Богородицы с младенцем на руках и стоящих по бокам императоров Константина и Юстиниана.

Примечательно то, что в византийском искусстве этих 2-х императоров больше нигде не изображали вместе.

Также имеются рунические надписи, исполненные скандинавскими рунами.

Располагаются они на мраморных парапетах. Их, скорее всего, нацарапали варяги (варяг – наёмник из скандинавских стран), служившие у византийских императорах. Первую такую надпись обнаружили в 1964 году, после этого нашли ещё несколько. Предполагается, что таких надписей много, поэтому не исключено, что будут обнаружены и другие.

Собор Святой Софии в Турции — воплощение могущества Византии

Доклад: Собор святой Софии

Доклад: Собор святой Софии

Христианская Византия также посвятила много труда украшению храма Единого

Бога. Церкви Константинополя поражали своей величественной архитектурой и

великолепием отделки внутри.

Но со времени Юстиниана гордостью Константинополя, или Византии, стал

построенный этим императором храм святой Софии, в память усмирения бунта,

когда этот государь едва не лишился престола.

Задумав соорудить храм, Юстиниан обратился к знаменитейшим зодчим своего

времени — Анфимию из Траллеса и Исидору из Милета.

Он желал, чтобы воздвигаемый храм стал для него великим памятником, и потому

не щадил для постройки никаких издержек.

Под руководством Анфимия и Исидора

на постройках ежедневно были заняты до 10.000 человек каменщиков, плотников и

других работников.

По мысли Юстиниана, храм святой Софии должен был превзойти все когда-либо

существовавшие храмы своей величиной и роскошью. Золото, серебро, слоновая

кость, дорогие породы камней использовались для постройки и украшения в

несметном количестве.

Со всех концов империи свозились колонны и глыбы редких

мраморов, шедшие на убранство храма. Результатом было то, что невиданное и

неслыханное великолепие поразило даже народную фантазию, и в Византии

сложились легенды, что в постройке зодчим помогали сами небесные силы.

Там, где Юстиниан задумал постройку, был уже храм во имя божественной

мудрости — святой Софии, построенный Константином.

Храм, над которым место

святого Креста так оскорбительно для христиан уже четыре столетия занимает

магометанская луна, построен на том же месте, как и первый, но гораздо позже.

Первый был мал для многочисленного христианского населения, и Констанций, сын

Константина, увеличил его.

В 404 г., в царствование Аркадия, он был сожжен во

время смятения. Император Феодосий вновь отстроил собор. Впоследствии он еще

раз сгорел, и только император Юстиниан выстроил новый каменный храм св.Софии

в несравненно больших размерах и с большим великолепием.

Этот-то храм и

сохранился до наших времен. Чтобы выполнить свой замысел, император приказал

всем губернаторам отыскивать мрамор, колонны и скульптурные украшения для

нового храма. Последний пожар, уничтоживший остатки прежнего храма, был в

Новый храм возводился около семи лет, и в декабре 538 года

праздновалось окончание строительства, но семнадцать лет спустя восточная

часть главного купола обрушилась от землетрясения и пала на драгоценный

алтарь и амвон.

Это несчастие нисколько не уменьшило рвения Юстиниана: он

года, перед днем Рождества Христова, праздновали ее освящение.

Доклад: Собор святой Софии

руководством двух главных архитекторов — Анфимия Траллесского и Исидора

Милетского — сто других архитекторов управляли работами, и каждый из них имел

под своим начальством по сто каменщиков. Пять тысяч работников трудились на

правой стороне храма и столько же на левой. По византийским преданиям, Ангел

начертал план этой церкви императору во время сна.

Император ободрял

работников деньгами и своим присутствием и, вместо того, чтобы по восточному

обычаю отдыхать после обеда, он, обвязав голову платком и с палкою в руке,

ходил осматривать работы в самой простой полотняной одежде. Все сословия

внесли денежную дань на построение храма. Мрамор всех цветов — белый,

розовый, зеленый и голубой, гранит Египта и порфиры, а также драгоценные

колонны, извлеченные из разных древних языческих храмов: восемь порфировых

колонн нижнего этажа знаменитого храма Солнца в Баальбеке, другие восемь из

храма Дианы в Эфесе — украшали его.

Замечательно, что материалы, вошедшие в

состав здания, взяты из храмов, принадлежащих почти всем языческим религиям,

так что оно опиралось на колонны храмов Изиды и Озириса, Солнца и Луны (в

Гелиополисе), Минервы Афинской и Аполлона Делосского.

Вообще, во всем здании преобладает форма святилища храма Соломонова.

легче понять устройство собора св.Софии, надо вообразить пространный

четырехугольник, к которому с четырех его сторон примыкают четыре меньших

квадрата и тем образуют внутри главные части здания и форму креста. По углам

среднего большого квадрата выстроены четыре массивных столба (пильеры),

вершины которых соединены между собою полукруглыми арками, и поверх всей этой

аркады возвышается огромный купол, имеющий 35 метров в диаметре.

Купол, по-

видимому, опирается на арки только четырьмя точками, а остальная часть его

поддерживается пандативами (треугольники в пересечении арок), которые

начинаются на острых углах пильеров и идут вверх, так незаметно округляясь,

что кажутся простыми легкими жилками, а точки опоры этого гигантского свода

ускользают от глаз наблюдателя, и купол кажется висящим в воздухе.

точка свода возвышалась на 61 метр над полом церкви; длина церкви внутри стен

81 метр, а ширина 60 метров. К восточной и западной части среднего свода

примыкают два полукупола и к каждому из них по три ниши, так что крыша

главной части здания состоит из девяти куполов, возвышающихся один над

Остальная часть была покрыта мраморными плитами, а сами купола —

свинцовыми листами. Полукупола и ниши поддерживаются как четырьмя главными

пильерами, так еще другими четырьмя меньшими, и под каждой нишей — по две

порфировые колонны с капителями и базисами из белого мрамора.

С севера и юга

главного квадрата, под арками, между каждыми двумя большими пильерами,

помещаются по четыре колонны из прекраснейшего гранита, поддерживающие хоры

или галереи для женщин, которые у древних христиан стояли во время

богослужения отдельно.

На 24-х других колоннах из египетского гранита

примыкают к хорам боковые галереи, освещенные окнами в три яруса: в нижнем и

среднем по семи окон, а в верхнем пять. Главный купол освещен 4-мя окнами.

Над 40 колоннами нижнего этажа расположены в верхних галереях 60 других и

выше входных дверей еще семь, так что всего 107 колонн. Этому числу на

Востоке приписывали таинственное значение.

Все колонны верхнего этажа

мраморные или гранитные, превосходно полированные и гладкие, но карнизы и

архивольты поверх этих колонн совершенно фантастические. Они украшены

бесчисленным множеством листьев и полосок в виде галунов, перемешанных и

переплетенных между собою. Главный купол, для соединения полного развития его

размеров с легкостью стиля, сложен из глиняных горшков, которые до сих пор

удивляют своею крепостью; они сделаны из легкой глины, найденной на острове

Родосе, и так легки, что вес 12-ти горшков равен весу одного обыкновенного

Стены сложены из кирпича и все покрыты мраморными плитами, а пильеры

— из больших известковых камней, сцепленных между собою железными связями, и

гладко оштукатурены известковым раствором на масле под мрамор различных