Чем отличаются катушки инерционные от безынерционных? Дело в бобине: как устроена и как работает катушка зажигания Размеры рыболовных катушек

В данной статье мы подробно расскажем о том, как выбрать карповую катушку. Чем она отличаются от остальных вариантов, какими параметрами должна обладать? Разберемся: какие модели нужны для , а также рассмотрим множество других нюансов. Итак, начнем по порядку, с самого начала. Прежде всего, катушки именно для карповой рыбалки (впрочем, как и любые другие разновидности, например, фидерных или матчевых катушек) делятся между собой на инерционные и безынерционные. Что это значит?

Инерционные и безынерционные катушки

Если Вы в школе ходили на уроки физики, то сразу же поймете, что главная разница этих катушек заключается в том, что при использовании инерционной модели, после заброса, барабан в силу «инерции», будет дальше крутиться. А это не очень удобно. Поэтому, для ловли карпа (а также многих других видов рыбалки) больше всего подходят уже современные – безынерционные рыболовные катушки. Позволяющие, с помощью дужки лескоукладывателя, четко контролировать этот процесс.

Наглядный пример инерционной катушки

Для сравнения:

  • с помощью инерционной катушки фактически невозможно забросить легкие , так как, чтобы ее раскрутить нормально – просто не хватит физической силы;
  • для заброса на большие расстояния (даже при использовании увесистого груза) они тоже не подойдут, ведь барабан будет оказывать сопротивление размотке лески;
  • и самое неприятное, при погружении насадки в воду, катушка (по инерции) будет крутиться, тем самым, продолжая стравливание лески, что обязательно закончится ее запутыванием.

В отличие от инерционных, безынерционные карповые катушки обладают массой преимуществ:

  • возможность максимально дальнего (а главное, оптимально – точного) заброса при использовании, как легких, так и тяжелых грузов;
  • за счет исключения силы инерции (посредством рычажка лескоукладывателя) при вращении барабана, шансы запутать леску сводятся к нулю;
  • и, наконец, наиболее важное достоинство большинства таких изделий – это система «байтраннер» (хотя, в рыболовном мире – это извечно-спорный вопрос, но об этом позже).

Так выглядит карповая катушка с байтраннером

Что такое система «Baitrunner»?

Не вдаваясь в тончайшие подробности конструктивных нюансов, она позволяет с помощью рычажка свободно стравливать леску или шнур со шпули карповой катушки. При этом сам процесс регулировки («тяжелого» или «легкого» схода) осуществляется почти таким же образом, как и при использовании обычных фрикционных тормозов (или «фрикционов» — народное название). Только, конечно же, быстрее. Именно поэтому, в сообществе рыбаков существует множество споров – нужна ли эта система или нет? Тем более, цена ее порой «кусается».

Прежде чем решать вопрос о выборе карповой катушки с байтранером или без него (особенно новичкам) нужно иметь хотя бы стандартные представления о том, как происходит ловля карпа. На практике «прочувствовать» этапы рыбной ловли: от заброса до вываживания. Если на данный момент, таковых знаний нет (даже при наличии финансовых возможностей), то стоит для начала порыбачить, используя простые фрикционы.

Тем более, что для сподовых или же маркерных удилищ эта система особо не нужна. Для последних (т.е. «маркеров»), вполне достаточно карповой катушки, укомплектованной «быстрым» фрикционным тормозом. А вот, что такое «быстрый» или «медленный» фрикцион, Вы узнаете дальше в статье. Итак, приступаем к главным характеристикам.

Важные параметры для выбора карповой катушки

Для того, чтобы удачно выбрать наиболее подходящую (в идеале: качественную, но недорогую) карповую катушку именно под Ваши условия ловли карпа необходимо обратить внимание на ее главные характеристики. Фактически все современные производители, часть из них обязательно указывают на самих изделиях, а остальные можно легко найти на «виртуальных витринах» официальных сайтов. Итак, на что необходимо обратить свое внимание в первую очередь?

Размеры / габариты шпули

По мнению большинства опытных рыболовов, наиболее адаптированными под ловлю карпа являются безынерционные катушки с байтраннером от производителей «Shimano» и «Daiwa». С размерами шпули от 7000 (данная характеристика измеряется в тысячах) – для первого производителя (т.е. бренда «Шимано») и 4500 – для второго (т.е. торговой марки «Дайва»).

Другие катушки от этих фирм (или любых других), но меньшие по размерам, не имеет смысла использовать, так они по своим рабочим параметрам предназначены не для карпфишинга, а для обычной / любительской фидерной снасти (или же матчевой).

Данная характеристика оказывает существенное влияние на дальность и точность заброса, так как с больших по габаритам шпуль, сходит намного быстрее и легче. А также (в тандеме со значениями передаточного числа) на длину лески или шнура, которые будут выматываться с катушки за один оборот ручки.

Некоторые карпятники со стажем, вспоминая начало своего пути в карпфишинге, рекомендуют новичкам в начале – не спешить, и начать свои тренировки с использованием менее дорогих (по стоимости) катушек «Daiwa». Далее, по мере накопления опыта дальних / тяжелых забросов, можно уже купить и крутые модели «Shimano» (размерами более 8000).

Внешняя форма шпули

Оптимальным выбором именно для спортивной карповой ловли являются рыболовные катушки с двумя видами / формами шпуль: «ABS» и «Long Cast». Данные параметры обязательно указываются в характеристиках изделий.

Шпули с обозначением «ABS» обладают конструкцией в форме обратного конуса, что на практике позволяет наматывать леску (и даже шнур или плетенку) таким образом, чтоб ее верхние витки абсолютно не скользили при забросах. То есть, добротную намотку можно будет производить даже под самый бортик.

Шпули с маркировкой «Long Cast» имеют форму обычного конуса, поэтому, в отличие от предыдущего варианта, леска с «верхушки», все-таки может соскальзывать. Но именно для максимально дальнего и мощного заброса лучшей альтернативы Вам не найти. А проблема со скольжением решается легко: не доматывать леску на 2-3 мм до края бортика. И все будет в порядке!

«Лесоемкость»

За сим специфическим (распространенным сугубо в среде рыболовов) термином кроется то, сколько может вместить в себя шпуля лески, причем, определенного диаметра. При условии максимального наполнения, то есть до самых краев бортика. Как уже можно догадаться самим – данный параметр напрямую зависит от размера шпули (чем больше габариты, тем больше лески вместится). Для визуального удобства выбора, некоторые мировые производители указывают это значение прямо на карповых катушках.

Производитель «Daiwa» обычно указывает на катушке «лесоемкость» и другие важные параметры

Передаточное число

Если с предыдущими значениями все достаточно понятно (по самому смыслу слов), то передаточное число у новичка, по крайней мере, может вызвать множество вопросов. Но на самом деле все не так и сложно. Данный термин указывает нам на то, сколько произойдет оборотов ротора вокруг шпули, если мы полностью провернем рукоятку. К примеру, цифры в характеристиках 5,1:1 означают, что при одном повороте ручки ротор обернется чуть более 5 раз, при этом выматывая или же сматывая, более 1-го метра лески. Кстати, идеальный вариант для многократного заброса прикормки с помощью сподового удилища.

Логично, что чем больше будет передаточное число у рыболовной катушки, тем она больше способна вместить в себя лески (особенно небольшого диаметра). Однако, при этом «страдают» ее силовые / тяговые характеристики. Именно поэтому, брендовые производители специально для карповой рыбалки выпускают исключительно мощные, именно «карповые катушки» с оптимальным соотношением передаточного числа к размерам шпули.

Рассчитанные не только на максимально дальние забросы (иногда более ста метров), но и на комфортное вываживание даже мощных трофеев. То есть, и свободно вмещающие в себя достаточное количество лески (причем, нормального диаметра), и обладающие не слишком малым передаточным числом. При наличии которого, «сопровождение» карпа на берег (как правило, ожесточенно сопротивляющегося), да еще и с расстояния 100 метров – быстро превратится в муки вечные.

Фрикционный тормоз («фрикцион»)

На данный момент их выпускают в трех разновидностях: быстрых, полу быстрых (такой себе промежуточный вариант) и медленных. Основное различие между ними: количество поворотов фрикциона до момента полного ослабления (для свободного стравливания лески со шпули) или же до момента полной затянутости (т.е. блокировки ее проворачивания). Соответственно, быстрый фрикционный тормоз «срабатывает» после пары поворотов, медленный – при значительно большем их количестве.

По утверждениям многих карпятников, для рабочих / основных удилищ лучше выбрать карповые катушки с быстрым передним фрикционом. Для сподовых – аналогично, с передним, но уже с полу быстрым (средним) фрикционом. Для оснащения маркерного удилища, матерые рыболовы «старой закалки» используют вариант для сподовой «палки» (описанный выше), но уже, переделанный собственными руками, хитро – под быстрый фрикцион. Достигая при этом, и экономию средств, и комфортность в использовании.

Количество и качество подшипников

Несмотря на то, что эта характеристика обязательно указывается любым производителем в техническом паспорте изделия, новичкам (в равной степени, и обычным рыболовам), вдаваться в тонкости не стоит. Данная информация предназначена, больше для мастерских, где важно знать и их расположение, и их конструкцию. И прочие нюансы, необходимые для ремонта изделия.

Нам же достаточно помнить, что чем больше будет подшипников в карповой катушке, тем она будет надежней и долговечней. Кстати, на последний фактор сильно влияет качество материала. Поэтому, самые крутые и, конечно же, самые дорогие модели, по конструкции укомплектованы «вечными» подшипниками, изготовленными из лучшей в мире – высокоуглеродистой немецкой «нержавейки».

Выбор карповой катушки для маркерного удилища

Так как для измерения глубины лучше подходят плетеные шнуры, а не леска, то для «маркера» необходимо выбрать шпулю формы «ABS» (второй вариант – «Long Cast» не сильно «дружит» с плетенкой или шнурами). Обязательно наличие системы «бейтраннер» или быстрого переднего фрикциона (или же самостоятельной «переделки» из полу быстрого, о чем мы писали выше). Что касаемо остальных характеристик, то поступайте также, как и при выборе рабочего удилища. Оптимальным вариантом для новичков считается, хотя и сподовая, но очень удобная для маркера модель – «Daiwa Emcast Evo 5000» с запасной шпулей в комплекте.

Как выбрать карповую катушку для сподового удилища

Для того чтобы процесс прикормки рыбы был удобным, легким и простым, сподовые карповые катушки обладают фактически максимальным передаточным числом. К примеру, «народные» (т.е. особо популярные) модели от производителя Daiwa – «Emblem Pro» и «Emblem Spod» имеют значения передаточного числа 5.1:1, что позволяет за один поворот рукояти стравливать сразу 1 метр и 22 сантиметра лески. Альтернативный выбор для новичков, особенно недавно вставших на путь карпфишинга, совершенно недорогие карповые катушки от фирмы «Shimano» модификаций – «Aerlex 7000 XTA Spod» и «Super Long Cast Spod».

Немного о цене и качестве изделий

При выборе самой первой карповой катушки в жизни, новичку не стоит переплачивать за слишком дорогие модели (с пока что, не совсем понятными для него функциями). Но и нельзя слишком «жадничать», покупая сомнительные изделия. Оптимальным решением, на первое время, может быть приобретение весьма популярных, но недорогих катушек от компаний «Spro» или «Flagman». А также простых / классических моделей от брендов «Шимано» или «Дайва», отталкиваясь при этом от своих платежеспособных возможностей.

Почему некоторые катушки довольно-таки дорогие? Прежде всего, идет почти 20% — ная накрутка за «легендарный» бренд. Далее, очень много зависит от качества материала. Например, самые крутые по цене «шимановские» модели созданы из эксклюзивного состава Ci4. Не только очень жесткого и надежного, по сравнению с обычными материалами, но и в несколько раз – легкого. Остальные наценки идут за эксклюзивные высокотехнологические решения, внедренные в конструкцию катушки. Подробно ознакомиться с которыми, можно на официальных сайтах от компаний.

Теперь Вы имеете хоть какое-то представление о том, как выбрать карповую катушку. Знаете, какими они бывают и какими характеристиками обладают. Если появятся вопросы, то, не стесняясь, задавайте их на нашем . Вам обязательно ответят!

Одним из самых распространенных элементов электрических схем является индуктивность. Это в общем случае катушка с проводом с вставленным в нее ферромагнитным сердечником или без него. Рассмотрим применения свойств катушки индуктивности в различных областях техники.

Индуктивность применяется в различных приборах в радиотехнике, электротехнике, технике связи, электронике, автоматике и многих других областях.

Это трансформаторы, различные электрические фильтры, электромагнитные реле, преобразователи электрической энергии и т.д.

Если конденсатор – это накопитель электрической энергии (заряда), то индуктивность – это накопитель электромагнитной энергии.

Самое простое применение катушки с проводом – это электромагнит.


При прохождении электрического тока по проводу, вокруг него образуется постоянное магнитное поле. Чем больше витков в катушке и чем больше электрический ток, проходящий через нее, тем больше магнитный поток пронизывающий витки катушки.
Для увеличения силы притяжения электромагнита в катушку вводят ферромагнитный (стальной) сердечник.
Свойство катушки с проводом образовывать магнитное поле, используется в мощных электромагнитах, во всевозможных электромеханических реле, электрических двигателях и генераторах и т.д.

Катушка индуктивности — фильтр

Катушка индуктивности имеет минимальное сопротивление для прохождения постоянного электрического тока, но для переменного тока имеет большое сопротивление.

Это свойство индуктивности используется для разделения цепей переменного и постоянного токов.
В технике электросвязи и радиосвязи используется множество различных фильтров нижних и верхних частот, схем дистанционного питания и т.д.
Катушка с ферромагнитным стальным сердечником используется в фильтрах блоков питания сетевых выпрямителей для сглаживания пульсаций переменного тока.

Катушка с проводом источник Э.Д.С.

При воздействии на катушку переменного магнитного поля в ней образуется переменный электрический ток.
Это свойство катушки индуктивности используется в электрических генераторах постоянного и переменного тока.
В них идет преобразование механической энергии в электрическую энергию.

Дизель-генераторные электростанции используют энергию сгорания дизельного топлива;

Тепловые электростанции
– ТЭЦ используют энергию газа, угля, и др.;

Гидроэлектростанции – ГЭС используют энергию падающей воды;
Атомные электростанции — АЭС используют энергию деления атомного ядра.
Во всех циклах преобразования энергии конечным элементом является электрический генератор одно или трех — фазного переменного тока.

Катушка индуктивности — трансформатор.

При протекании переменного тока через катушку вокруг нее образуется переменное магнитное поле, которое в свою очередь воздействует на соседнюю катушку (обмотку) и создает в ней переменный электрический ток.
Трансформаторы тока – напряжения используются для преобразования переменного электрического напряжения и тока одной величины в напряжение и ток другой величины.
Трансформаторы служат также для согласования сопротивления нагрузки с внутренним сопротивлением источника (генератора) электрической энергии.
Трансформаторы используются во всех областях электротехники, радиотехники, электросвязи, автоматики и т.д.

Катушка индуктивности — элемент колебательного контура.

Если объединить свойства конденсатора и индуктивности, то можно создать электромагнитный контур для получения синусоидальных колебаний переменного тока. В этом контуре заряд, накопленный в конденсаторе, передается в катушку и преобразуется в магнитное поле. Магнитное поле в свою очередь, наводит ЭДС самоиндукции в катушке, которая и заряжает конденсатор. Процесс этот повторяется многократно, постепенно затухая из-за потерь в контуре.
Колебательные контуры бывают двух видов — параллельный и последовательный.
Колебательные контуры используются для получения незатухающих колебаний синусоидальной формы низкой – НЧ, высокой ВЧ и сверхвысокой СВЧ частот.
Электросвязь, радиотехника, автоматика, космическая связь – перечень применения колебательного контура в технике безграничен.

На что стоит обращать внимание при выборе безынерционной катушки?

  1. Плавность хода
  2. Размер катушки
  3. Шпуля (материал покрытия, размер, глубина, форма)
  4. Удобство рукоятки и ее длина
  5. Количество подшипников
  6. Фрикционный тормоз (чувствительность, расположение)
  7. Байтранер (если требуется)
  8. Качество лесоукладывания (ролик лесоукладывателя)
  9. Общая жесткость корпуса

Рассмотрим представленные параметры более подробно.

Плавность хода катушки

Плавность является предельно важным параметром, так как плавность влияет на чувствительность, и на равномерность наматывания лески на шпулю. На плавность катушки влияет количество и качество внутренних подшипников, сбалансированность ротора, жесткость корпуса и прочие элементы механизма.

Плохо намотанная леска будет вызывать дерганность приманки, и также негативно влияет на дальность заброса приманки. Да и сам процесс выматывания будет не самым приятным при плохой плавности хода.

Стоит отметить, что использование слишком больших грузов при выматывании, может ускорить стирание внутренних деталей катушки, что ухудшит ее плавность.

Размер шпули

Размер шпули зависит от способа ловли и толщины лески. На катушках можно встретить некоторые значения 1000, 2000, 2500, 3000, 4000, 5000 и даже 12000. Число 1000 показывает, что шпуля вмещает в себя 100 метров лески толщиной 0.1 мм, а число 3000 способно вместить сто метров лески толщиной 0.3мм.

  • Для легкого спиннинга (ультралайта) обычно применяются катушки со шпулями 1000-2500.
  • Для среднего спиннинга: 2500-3500.
  • Для тяжелого спиннинга используются шпули размером 4000+.
  • Для фидерной ловли берут катушки со шпулями 2500-5000.
  • Для карпфишинга 5000+.

Размер и глубину шпули стоит подбирать в зависимости от длины и диаметра применяемой вами лески и от дальности заброса приманки.

Форма конуса шпули и глубина профиля

Глубокие шпули вмещают в себя большее количество лески, дальность заброса такими шпулями невысока, применяются для толстой плетенки или монофильной лески.

Неглубокие шпули Air Spool применяются, в основном, для тонких плетеных лесок. Обычно такие шпули имеют увеличенный диаметр.

Шпули Long Cast обычно применяются на карповых катушках. Длинная конусообразная форма шпули обеспечивает хорошую вместимость и дальний заброс.

Существуют также шпули с обратным конусом, которые применяются для спиннинговых катушек. Обратный конус исключает сброс петель и уменьшает риск запутывания лески.

Материал шпули

Шпуля может быть изготовлена или из пластмассы или из металла.

Пластмассовые шпули лучше обойти стороной, так как они быстро изнашиваются и обладают высоким трением. Плетенка на пластмассовых шпулях не применятся.

Металлические шпули создаются обычно из алюминия, более дорогие из титана или композитов. Есть также алюминиевые шпули с покрытием из нитрита титана, которые обладают очень гладкой поверхностью, износоустойчивостью и прочностью.

Катушки с алюминиевыми шпулями с твердым покрытием из титана стоят намного дороже обычных катушек.


Дужка и ролик лесоукладывателя

При откидывании дужки (при забросе) леска сходит со шпули, при закрытии дужки — сход лески останавливается. Дужка лесоукладывателя, ролик и шпуля должны быть гладкими и без заусенец.

Важно то, чтобы леска попадала прямо на специальный ролик и не зацеплялась при это ни за что.

Фрикцион

Элемент безынерционной катушки, который позволяет стравливать шнур или леску при выматывании рыбы для того, чтобы не порвать леску или губу рыбе. При сильных рывках нужно давать рыбе сматывать леску с катушки, так как рыба при этом устает и не может порвать леску. Фрикцион бывает задним, либо передним.

Для спиннинга обычно используются катушки с передним фрикционом.

Для фидера или карпфишинга используются катушки с задним фрикционом и с байтранером.

Передний фрикцион считается более чувствительным и более надежным и регулируется более тонко.

Безынерционные катушки для рыбалки (видео)

Байтранер

Байтранером называют специальный механизм спуска лески или шнура. То есть, при отведении скобы байтранера шпуля катушки начинает стравливать леску, а при обратном нажатии на скобу шпуля перестает стравливать леску, что очень удобно.

Байтранер чаще всего используется в карповой и фидерной ловле.

Байтранер можно также использовать и как сигнализатор поклевки, так как рыба во время рывка будет тянуть леску с катушки, что будет сопровождаться характерный треском, который можно услышать метров за десять-двадцать.

Вес катушки

В большинстве случаев легкость катушки является преимуществом для рыболова, легкая катушка дает большее удобство и свободу действий, да и уставать с легкой катушкой вы будете меньше.

С другой стороны, экономия на материалах деталей катушки, которые должны быть из метала, увеличивает вес катушки. Поэтому стоит искать некий баланс и знать, что надежность и долговечность катушки все же важнее чем ее легкость.

Другими словами, чем безынерционная катушка тяжелее, тем она надежней, но не всегда. Самые современные катушки могут быть изготовлены из композитных материалов, которые и прочнее и легче алюминия, но стоят при они этом намного дороже.

Вес катушки играет важную роль в общем балансе снасти. Баланс снасти - это правильный центр тяжести удилища и катушки, чем он ближе к рукоятке катушки тем лучше. Такое равновесие меньше нагружает руку и позволяет делать более эффективную проводку.

Особо легкие катушки важны в ультралайте, когда сам спиннинг и приманки максимально легкие. Средний вес катушек для ультралайта составляет 200-260 грамм.

Алюминиевые корпуса безынерционных катушек меньше деформируются под нагрузками, что увеличивает их срок службы.

Нагрузка на катушку

Касательно нагрузки стоит отметить только то, что чем больше катушка тем больше ее внутренние детали, и как следствия, по идеи, она должна выдерживать большие нагрузки и иметь возможность установки больших шпуль. Вот почему карповые катушки делаются такими большими.

На нагрузку на фрикционный тормоз влияет еще и передаточное число безынерционной катушки. Чем число меньше, тем катушка более мощная тяговая.

Пример: катушка с передаточным числом 4:1 будет мощнее аналогичной катушки с числом 5.5:1.

Ручки катушки

Рукоятки бывают следующих видов:

  1. ввинчивающиеся
  2. крепящиеся винтом
  3. с заклепкой.

Особых различий в ходе эксплуатации у видов крепления нет, но вот сама рукоятка должна быть удобной и надежной. Отдается предпочтение прорезиненным и без существенных люфтов рукояткам из метала или твердого пластика которые не прогибаются под нагрузкой.

при выборе безынерционной катушки обращайте внимание на люфты ручки, чем люфты меньше, тем лучше.

Подшипники безынерционной катушки

Тут стоит отметить, что чем их больше тем лучше, так как детали катушки будут обладать меньшим трением и соответственно будут более долговечными. Да и в целом катушка будет более плавной и приятной.

Подшипники катушек отличаются качеством и формой. Существуют шариковые и роликовые подшипники. Роликовые подшипники считаются более эффективными.

Вот основные параметры катушек на которые нужно обращать внимание. Сравнивая похожие катушки, стоит отдать предпочтение катушкам фирм Daiwa, Shimano и Ryobi так как они уже давно считаются одними из самых качественных и надежных.

Обзор бюджетных безынерцилнных катушек

Статьи по теме:

Оснастки для спиннинга (Техас, Каролина, дропшот)

Рыболовные узлы и поводки, прочность узлов

Ловля на поверхностные приманки (глиссеры)

Ловля на пропбейт (приманка с пропеллером)

Как выбрать поппер, на что обращать внимание при выборе

Ловля на девон(уникальная блесна с пропеллером)

Cпиннербейт своими руками, (изготовление и ловля)

Рыболовные самоделки своими руками

Обзор лучших балансиров для зимней рыбалки


Ловля на мормышки: разновидности, снасти, техника ловли


Виды рыбопоисковых эхолотов для рыбалки

Обзор алюминиевых лодок для рыбалки


Катушка для спиннинга — это обязательный атрибут, без которого спиннинговая снасть не будет функционировать. Выбор катушки сильно зависит от способа ловли и от вашего удилища. Так, например тяжелые катушки с большим запасом вместительности лески не годятся для ловли на ультралайт приманки, а легкие катушки не способны успешно справляться со своими задачами на тяжелый джиг.

Эта статья расскажет вам о том, какой тип спиннинговой катушки купить, какие модели предпочтительны, а также вы узнаете — на какие параметры стоит обращать внимание при выборе катушки.

Безынерционная, инерционная или мультипликаторная?

Инерционные катушки при забросе не перестают вращаться даже после того, как приманка перестала сматывать леску с катушки и достигла места заброса. Рыболову необходимо остановить катушку, чтобы не образовалась «борода» из излишне спущенной лески в один пучок. Такие катушки были особо популярны до прихода безынерционных, сейчас же имеют очень узкую распространенность ввиду своей специфичности и сложности в обращении.

Безынерционные спиннинговые катушки имеют более удобный функционал, а в арсенале этого вида катушек есть как и легкие модели, так и те, которые справятся с высокими нагрузками и работой с прочными толстыми лесками.

Безынерционная катушка Ryobi Excia


Перед забросом рыболов откидывает шпулю катушки зажимая леску пальцем, чтобы не дать ей сматываться, размахнувшись и сделав заброс — отпускает палец и леска спокойно сходит с катушки в след за летящей в нужное вам место приманкой. После того, как приманка достигнет своей цели, леска перестает сматываться, лесоукладыватель опускается и рыболов может приступать к сматыванию лески на шпулю путем вращения рукояти.

Безынерционки являются универсальными катушками для спиннинга и безусловно приоритетным выбором для человека впервые желающего попробовать этот захватывающий способ ловли.

Мультипликаторные катушки для спиннинга, как правило, более мощные, чем безынерционные и призваны помочь рыболову в ловле на тяжелые приманки, а также для сверхдальнего заброса. За один оборот рукояти спиннингистом шпуля наматывается на 3.5 — 6.5 оборотов. Эта снасть ищет рыболовов действительно в ней нуждающихся, а для новичков для знакомства со спиннингом подойдет вариант безынерционной катушки.

Как выбрать безынерционную катушку

Выбор катушки зависит от нескольких параметров — 6 cамых важных параметров:

1. Плавность хода катушки. Очень важный параметр, так как от него зависит чувствительность приманки на другом конце лески, а также равномерность наматывания лески на шпулю. Неравномерно намотанная леска будет вызывать ощущения дерганности вашей приманки, а также неспособно дать забрасывать приманку на далекое расстояние.

2. Размер шпули напрямую зависит от вашего способа ловли и диаметра лески, которую вы собираетесь использовать. На каждой катушке можно встретить числа 1000, 2000, 3000 и т.д. Число 1000 означает, что данная катушка вместит в себя 100 метров лески диаметром 0.1, число 3000 вместит 100 метров лески диаметром 0.3, либо 200 метров лески диаметром 0.15. В зависимости от того, насколько крупную вы леску будете использовать и на какое расстояние собираетесь забрасывать приманку и зависит какой размер шпули выбрать.

3. Дужка лесоукладывателя. Откидывая дужку (во время заброса) мы даем возможность леске спокойно сходить со шпули, в момент же закрытия дужки — останавливаем сход лески. В этот момент важно, чтобы леска сразу попадала на специальный наматывающий ролик и ни за что не зацеплялась.

4. Фрикцион. Деталь спиннинговой безынерционной катушки позволяющая сплавлять леску во время борьбы с хищников для того, чтобы леска не порвалась. Во время сильных рывков или в случае если рыба действительно очень крупная — нужно давать ей сматывать леску с катушки (что происходит с характерным звуком фрикциона, треском).

Фрикцион бывает передним (винт настройки жесткости фрикциона расположен на шпуле), либо задним (расположен в задней части катушки). Следует отметить, что именно передний фрикцион является более чувствительным и способен работать на такой настройки жесткости, при которой задний фрикцион и вовсе не сработает и не «отдаст» леску хищнику, что чревато потерей снасти, лески, приманки, рыбы.

5. Вес катушки. С одной стороны легкость катушки это преимущество для рыболова, дающая большую маневренность действий и удобство. С другой стороны не следует экономить на материале внутренностей катушки. Они обязательно должны состоять из металлических деталей, что обязательно увеличит вес. Поэтому нужно искать золотую середину и знать, что вес катушки всё же второстепенен.

6. Ручки трех типов:

  • крепящиеся винтом
  • ввинчивающиеся
  • с заклепкой

Особых недостатков у указанных видов крепления нет, но если ручка крепится ввинчиванием или винтом — убедитесь, что резьба не слишком мелкая, так как она может легко сорваться, во время ввинчивания ручки.

Покупая популярные модели от доказавших свое качество делом производителей — вы гарантируете качество своей спиннинговой катушки.

Безынерционная катушка Ryobi Ecusima 6 — лучшая и самая недорогая катушка для начинающих рыболовов. Рекомендуем.


Как подобрать катушку к спиннингу

Удилища длиной в 2.7-3.5 метров явно предназначены для ловли с берега и скорее всего для ловли средних и тяжелых приманок. К такому спиннингу нужно подбирать катушку по размеру, в первую очередь обращая внимание на объем шпули (от 2500).

Удилища же для легких приманок обычно выполнены в легком стиле и имеют максимальную длину в 2.7 метра. К такому спиннингу в пору подобрать легкую катушку. В ловле на ультралайт и лайт приманки используют тонкую леску, стало быть и объем шпули должен быть максимум в 1500-2000.

Лучшие модели безынерционных катушек

Ознакомьтесь с моделями и ценами на лучшие катушки для спиннинга фирм Shimano, Daiwa, Ryobi.

Лучшие катушки для спиннинга Shimano. Модельный ряд отличается большим разнообразием и ценовым разбросом.

  • Shimano Exage — популярная катушка начального класса, низкая стоимость за достойное качество;
  • Shimano Catana — также дешевая брендовая модель, которая обойдется вам в менее чем 50$ от фирмы Shimano;
  • Shimano Twin Power — высококлассная катушка стоимостью от 12 000 руб;
  • Shimano Ultegra — многоразмерная модель, размер шпули от 1000 до 6000; Средняя цена: 5000 рублей;
  • Shimano Nexave — модель начального класса стоимостью менее 2000 рублей;
  • Shimano Biomaster — катушка среднего класса с ценой в 7000 рублей;
  • Shimano Nasci — катушка начального уровня. Цена 3800 рублей.

Спиннинговые катушки Daiwa. Жирным выделены самые популярные модели, но все из перечисленных моделей заслуживают внимания и обладают высоким качеством.

  • Daiwa Regal — безынерционная катушка начального уровня стоимостью в 1500 рублей;
  • Daiwa Exceler — многоразмерная катушка доказавшая свое качество временем;
  • Daiwa Crossfire — катушка начального уровня стоимостью до 1900 рублей;
  • Daiwa Certate — высококлассная катушка стоимостью от 17000 рублей.

Ryoby спиннинговые катушки менее известны чем два предыдущих бренда, но тем не менее доказали свою состоятельность в руках большого количества рыболовов. Перед вами рейтинг лучших спиннинговых катушек Ryobi.

Ryobi Excia — самая популярная бюджетная катушка данной фирмы, а более классовые Zauber и Ecusima дышат ей в спину. Цены второй и третьей катушки значительно выгоднее других соразмерных по качеству и комплектации катушек конкурирующих фирм.

Выбор лески для спиннинга

Выбрав безынерционную катушку встает вопрос, какую леску использовать: монолеску или плетенку (плетеный шнур) ?

Монолеска

  • дешевизна — стоимость монолески значительно ниже плетенки
  • универсальность — подходит в случаях, где лучше использовать плетенку, а вот плетенка не всегда уместна в случаях, где нужна именно мононить
  • растягивается — леска растягивается во время проводки, следовательно как проводка, так и поклевка не так хорошо чувствуются
  • прочность ниже чем у плетенки

  • высокая прочность
  • не растягивается
  • дороже , чем монолеска

Вывод: для новичка вполне подойдет мононить, она достаточно крепка, чтобы выдерживать крупную рыбу, тем более 90% от исхода вашего поединка с рыбой зависит именно от умений вываживания, а не от прочности лески.

Но, попробовать в деле плетеный шнур тоже обязательно нужно. Используя плетенку вы улучшите чувствительность вашей приманки во время проводки.

Ультралайт катушки

Выбирать катушку для ультралайт спиннинга необходимо по следующим критериям:

  1. Размер шпули должен быть не очень большим: 1000, 1500, 2000 — это позволит эффективно забрасывать легкие приманки на тонкой леске, более большие шпули будут иметь слишком широкие края.
  2. Наличие переднего фрикциона. Задний фрикцион менее чувствителен, а в деликатной ультралайт снасти чувствительность фрикциона очень важна. Иначе можно легко лишиться снасти.

Покупать спиннинговые катушки лучше проверенных брендов: Shimano, Daiwa, Ryobi (или других популярных). Так вы обезопасите себя от некачественной сборки и ненадежных деталей вашей катушки.

Безынерционная катушка — в подавляющей большинстве случаев лучший выбор для начинающего спиннингиста.

Выбирать катушку необходимо принимая во внимание следующие основные параметры:

  1. плавность хода и чистота намотки;
  2. передний или задний фрикцион;
  3. размер шпули: 1000, 1500, 2000, 2500 и т.д;
  4. вес катушки и материал деталей (желательно, чтобы они были металлические), а общий вес минимизирован.

Для начала вам подойдет леска-мононить, затем можете попробовать плетенку, чтобы оценить разницу и достоинства обоих типов лесок.

28 января 2018

Подаваемая в цилиндры двигателя горючая смесь воспламеняется искрой, проскакивающей в нужный момент между электродами свечи. Столь мощный искровой разряд создается электрическим импульсом высокого напряжения. Чтобы понять, как это реализовано в автомобиле, стоит изучить конструкцию и принцип работы катушки зажигания, играющей в данном процессе главную роль.

Зачем нужна катушка?

Для своевременного и полного сжигания топливовоздушной смеси в цилиндре необходимо выдержать ряд условий:

  • мощность электрического разряда порядка 20 тыс. вольт;
  • подача импульса на свечу при достижении поршнем верхней точки с опережением 5° оборота коленчатого вала;
  • зазор между электродами – 0,8–1,0 мм.

За выполнение первого условия отвечает именно высоковольтная катушка. Общеизвестно, что напряжение бортовой сети транспортных средств составляет 12 В, на некоторых грузовиках (например, КаМАЗ) – 24 В. Подобные характеристики не подходят для уверенного искрообразования.

Чтобы создать мощную искру, пробивающую воздушную прослойку шириной 1 мм, низкое напряжение необходимо преобразовать и создать более высокий потенциал – около 20 кВ. Для этого служит высоковольтная катушка зажигания, которая работает в составе системы следующим образом:

  1. Когда поршень в одном из цилиндров приближается к верхней мертвой точке (ВМТ), завершается такт сжатия.
  2. Электронный блок управления, получающий информацию от датчика положения коленчатого вала, дает команду на искрообразование, отправляя сигнал размыкающему реле.
  3. В режиме ожидания катушка постоянно находится под напряжением бортовой сети – 12 В. Реле по команде контроллера размыкает данную цепь и питание обмотки прекращается.
  4. В момент разрыва элемент вырабатывает высоковольтный импульс, отправляемый по изолированным проводам к электродам соответствующей свечи.

Справка. Описанный алгоритм применяется на автомобилях с прошлого века. Тогда разрыв цепи питания обеспечивал кулачковый вал распределителя зажигания, размыкающий контакты механическим способом.

Отсюда становится понятно назначение катушки зажигания – образование кратковременного высоковольтного импульса, пользуясь низким напряжением от аккумуляторной батареи. Как это происходит внутри элемента, читайте в следующем разделе.

Конструкция и принцип действия

Устройство рассматриваемого элемента системы зажигания выглядит так:

  • металлический сердечник подключен к основному контакту, соединяемому с центральным электродом свечи зажигания посредством высоковольтного провода;
  • вокруг сердечника выполнена вторичная обмотка, состоящая из большого числа витков тонкого медного проводника с изоляцией;
  • поверх вторичной обмотки предусмотрен слой диэлектрика и небольшое количество витков толстой медной проволоки – первичная обмотка;
  • сердечник с обмотками помещен внутрь герметичного пластикового корпуса, наполненного трансформаторным маслом;
  • обмотки подключены по последовательной схеме, 2 соединенных конца выведены на одну внешнюю клемму, два других – на отдельные контакты.

Примечание. Характеристики обмоток – толщина провода и количество витков отличаются в зависимости от марки и модели авто. Число витков первичной обмотки редко превышает 150, вторичной – 30 тыс.

К центральной клемме катушки присоединен высоковольтный провод, идущий к распределителю зажигания либо прямо на свечу. Оставшиеся контакты подключаются к минусовой клемме аккумулятора (массе) и плюсовому проводу цепи низкого напряжения.

Принцип действия повышающей катушки основан на эффекте электромагнитной индукции – создании постоянного поля вокруг сердечника. Как искрообразование реализовано на практике:

  1. К первичной обмотке после включения зажигания подводится напряжение 12 В от аккумулятора. Возникает электромагнитное поле, усиливаемое железным сердечником.
  2. Когда стартер проворачивает коленчатый вал и какой-либо поршень доходит до ВМТ, электроника посредством реле разрывает низковольтную цепь питания.
  3. Разрыв цепи провоцирует образование кратковременного импульса внутри второй многовитковой обмотки. В этот момент напряжение на катушке зажигания достигает 20 тыс. вольт и более.
  4. Ток передается на свечу, проскакивает искровой разряд и топливная смесь поджигается. Двигатель заводится.

После запуска двигателя первая обмотка питается от генератора, а вторичная непрерывно вырабатывает новые импульсы, поочередно направляемые распределителем к свечам всех цилиндров.

Виды высоковольтных элементов

Выше представлено описание простой конструкции повышающего напряжение трансформатора, обеспечивающего разрядами все цилиндры двигателя. Куда направить каждую последующую искру, определяет трамблер, он же – главный распределитель зажигания.

В современных моторах, управляемых электроникой, трамблеры не ставятся и применяются другие разновидности катушек:

  • с двумя контактами высокого напряжения;
  • индивидуальные.

Первый тип внешне напоминает обычный трансформатор со стальным сердечником, собранном из Ш-образных пластин. Функциональное отличие – подача импульса одновременно на 2 клеммы, подключенные к свечам двух цилиндров. Поскольку такты сжатия в них происходят в разные моменты, устройство создает искру на электродах обеих свечей. В одной камере происходит воспламенение, в другой разряд проскакивает вхолостую.

На четырехцилиндровый силовой агрегат ставится 2 двухвыводных трансформатора, образующих так называемый модуль зажигания. На многих марках автомобилей он представляет собой единую деталь, куда подключены все провода низкого и высокого напряжения.

Справка. Существует и другая схема подключения – на каждую свечу отдельный двухвыводной трансформатор, присоединенный одним изолированным проводом.

Устройство катушки зажигания индивидуального типа в корне отличается от предыдущих конструкций:

  • первичная и вторичная обмотка поменялись местами – вторая находится сверху;
  • габариты устройства существенно уменьшились;
  • мини-катушка устанавливается прямо на центральный контакт свечи;
  • высоковольтные провода отсутствуют.

Количество индивидуальных трансформаторов зависит от числа цилиндров силового агрегата – на каждую свечу ставится отдельная катушка. Преимущество данного устройства – отсутствие потерь и пробоев на участке от источника импульсов до свечных электродов, то бишь, – на бронепроводе. Второе достоинство – снижение стоимости ремонта: заменить один малый трансформатор дешевле и проще, чем весь модуль зажигания.

Принцип работы индивидуальных элементов остается неизменным – разрыв низковольтной цепи создает в многовитковой обмотке скачок напряжения, сразу передаваемый на электроды свечи зажигания. Для защиты от перегрузок в цепь включен полупроводниковый диод.

О неисправностях и способах устранения

Модули зажигания можно смело отнести к деталям длительного использования. При правильной эксплуатации минимальный ресурс элемента составляет 100 тыс. км пробега машины. Нередко повышающий трансформатор работает в течение всего срока службы транспортного средства.

В процессе эксплуатации катушки необходимо помнить о следующих моментах:

  1. Причиной преждевременной поломки элемента часто становится длительный перегрев.
  2. С годами свойства изоляционных материалов внутри обмоток ухудшаются. Повышается вероятность межвиткового замыкания, ведущего к перегреву и перегоранию проводников.
  3. В силу особенностей конструкции высоковольтная катушкане подлежит ремонту и восстановлению. Некоторые модели можно разобрать и попытаться устранить обрыв или замыкание, но практика показывает, что надежнее и дешевле поставить новую запчасть.
  4. Для нормальной работы элемента и стабильного искрообразования нужно обеспечить минимальное напряжение бортовой сети 11,5 вольт. Если из-за неисправности генератора либо разрядки аккумуляторной батареи вольтаж не достигает нормы, износ трансформатора ускоряется.
  5. По той же причине уменьшается мощность искрового разряда на электродах свечей, рабочая смесь воспламеняется и сгорает хуже.
  6. Пробой изоляции или обрыв высоковольтных проводов, вызывающий искрение на кузов машины, сокращает срок службы катушки. Если игнорировать неполадку в течение длительного времени, она придет в негодность.
  7. Мини-катушки индивидуального типа иногда выходят из строя из-за вибрации силового агрегата. Причина – внутренний обрыв проводников.

За модулем зажигания необходимо следить, чтобы из-за неисправностей двигателя на корпус устройства не попадало горячее масло либо охлаждающая жидкость. Не держите долго включенное зажигание – при этом греется обмотка катушки и разряжается аккумулятор.